Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

III. Календарно-тематическое планирование
(34 часа – 1 час в неделю)
УМК: ОРКСЭ сборник рабочих программ 4 класс под редакцией А.Я. Данилюка, просвещение 2014 год.
Учебное пособие: Основы светской этики 4 класс под редакцией А.И. Шемшурина
Издательство «Просвещение» 2015 год.
№ п/п | | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
I ПОЛУГОДИЕ |
Раздел 1 Этика общения (5 часов) |
1 | Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека | 1 | 02.09 | |
2 | Добрым жить на белом свете веселей | 1 | 09.09 | |
3 | Правила общения для всех | 1 | 16.09 | |
4 | От добрых правил – добрые слова и поступки | 1 | 23.09 | |
5 | Каждый интересен. Обобщение знаний по разделу «Этика общения» | 1 | 30.09 | |
Раздел 2 Этикет (4 часа) |
6 | Премудрости этикета | 1 | 07.10 | |
7 | Красота этикета | 1 | 14.10 | |
8 | Простые школьные и домашние правила | 1 | 21.10 | |
9 | Чистый ручеёк нашей речи. Обобщение знаний по разделу «Этикет» | 1 | 28.10 | |
Раздел 3 Этика человеческих отношений (4 часа) |
10 | В развитии добрых чувств – творение души | 1 | 11.11 | |
11 | Природа – волшебные двери к добру и доверию | 1 | 18.11 | |
12 | Чувство Родины | 1 | 25.11 | |
13 | Жизнь протекает среди людей. Обобщение по разделу «Этика человеческих отношений» | 1 | 02.12 | |
Раздел 4 Этика отношений в коллективе (4 часа) |
14 | Чтобы быть коллективом | 1 | 09.12 | |
15 | Коллектив начинается с меня | 1 | 16.12 | |
16 | Мой класс – мои друзья | 1 | 23.12 | |
17 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. Обобщение «Этика отношений в коллективе» | 1 | 30.12 | |
II ПОЛУГОДИЕ |
Раздел 1 Простые нравственные истины (4 часа) |
18 | Жизнь священна | 1 | 13.01 | |
19 | Человек рожден для добра | 1 | 20.01 | |
20 | Милосердие – закон жизни | 1 | 27.01 | |
21 | Жить во благо себе и другим. Обобщение по разделу «Простые нравственные истины» | 1 | 03.02 | |
Раздел 2 Душа обязана трудиться (4 часа) |
22 | Следовать нравственной установке | 1 | 10.02 | |
23 | Достойно жить среди людей | 1 | 17.02 | |
24 | Умение понять и простить | 1 | 24.02 | |
25 | Простая этика поступков. Обобщение знаний по разделу «Душа обязана трудиться» | 1 | 03.03 | |
Раздел 3Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 часа) |
26 | Общение и источники преодоления обид | 1 | 10.03 | |
27 | Ростки нравственного опыта поведения | 1 | 17.03 | |
28 | Доброте сопутствует терпение | 1 | 07.04 | |
29 | Действуй с приставкой «СО». Обобщение знаний по разделу | 1 | 14.04 | |
Раздел 4 Судьба и Родина едины (5 часов) |
30 | С чего начинается Родина… | 1 | 21.04 | |
31 | В тебе рождается патриот и гражданин | 1 | 28.04 | |
32 | Человек – чело века | 1 | 05.05 | |
33 | Слово, обращенное к себе. Обобщение знаний по разделу «Судьба и родина едины» | 1 | 12.05 | |
34 | Обобщение. Итоговый урок | 1 | 19.05 | |
Планируемые результаты освоения модуля «Основы светской этики»
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживания им;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре России;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Содержание модуля «Основы светской этики»
Первое полугодие (17 часов)
Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека (1 ч) Этика – наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности. Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека. Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.
Раздел 1. Этика общения (4 часа)
Добрым жить на белом свете веселей (1 ч) Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики. Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики. Основные понятия: добро, зло.
Правила общения для всех (1 ч) Значение высказывания «Люди, как камни в реке, обтачивают друг друга». Общение как потребность человека. Стремление к пониманию – главное в общении людей. Тактичность как условие общения. Чуткость и деликатность как характеристики общения. Золотое правило нравственности. Основные понятия: тактичность, чуткость, деликатность.
От добрых правил – добрые слова и поступки (1 ч) Вековой опыт о добром начале в человеке. Добро в нашей повседневной жизни. «От доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков. Основные понятия: доброта, красота.
Каждый интересен (1 ч) Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в классе. Проявление индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Условия возникновения и сохранения дружбы. Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.
Раздел 2. Этикет (4 часа)
Премудрости этикета (1 ч) Этикет как этическое понятие, его сущность и содержание. Основные нормы этикета и их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первоначальные условия этикетной культуры. Привлекательность правил этикета. Основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность.
Красота этикета (1 ч) Целесообразность и красота этикета. Основные принципы, заложенные в правила этикета. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Основы разумности этикета. Основные понятия: церемониал, церемониймейстер.
Простые школьные и домашние правила этикета (1 ч) Правила соответствия школьному и домашнему этикету. Их главные основания. Требования этикета в различных жизненных ситуациях, их отражение в пословицах. Основные понятия: поступок, разумность, благодарность.
Чистый ручеёк нашей речи (1 ч) Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи. Основные понятия: слово, речь, образ.
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 часа)
В развитии добрых чувств – творение души (1 ч) Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики. Смысловые и эмоциональные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души. Основные понятия: душа, душевность, чувство, духовность.
Природа – волшебные двери к добру и доверию (1 ч) Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и бережное отношение к живой природе. Природа – книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе. Основные понятия: природа, жизнь, человек.
Чувство Родины (1 ч) Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Взаимосвязь человека с Родиной. Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностное содержание пословиц о Родине. Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм». Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм.
Жизнь протекает среди людей (1 ч) Многообразие форм взаимодействия людей и их взаимовлияние друг на друга. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя – одна из ведущих характеристик человека в его отношениях с другими людьми. Основные понятия: человек, человечность, польза, отношения.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 часа)
Чтобы быть коллективом… (1 ч) Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в коллективе. Нравственная установка поведения в коллективе. Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие, достоинство.
Коллектив начинается с меня (1 ч) Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути сближения в коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределение, самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомышленниками. Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба.
Мой класс – мои друзья (1 ч) Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке. Основные понятия: помощь, поддержка, участие.
Скажи себе сам Итоговое творческое сочинение (1 ч)
Второе полугодие (17 часов)
Введение. Ежели душевны вы и к этике не глухи… (1 ч) Золотое правило этики – его сущность и содержание. Основная суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Азбука простых норм нравственности. Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.
Раздел 1. Простые нравственные истины (4 часа)
Жизнь священна (1 ч) Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна – главная нравственная истина. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек – основные нравственные ценности. Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни. Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.
Человек рождён для добра (1 ч) Благо жизни – в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо. Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.
Милосердие – закон жизни (1 ч) Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие». Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Смысловая суть противоположных понятий «благодарность» и «неблагодарность». Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие, благодарность.
Жить во благо себе и другим (1 ч) Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Необходимость следования нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями различных вероисповеданий. Недопустимость недоброжелательности по отношению к любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости. Основные понятия: благо, искренность, доброжелательность, справедливость, тактичность.
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 часа)
Следовать нравственной установке (1 ч) Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Следование добру как нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действиях и поступках. Основные понятия: нравственная установка, нравственные усилия, позиция добра.
Достойно жить среди людей (1 ч) Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение во внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях. Достижение понимания другого человека. Общие правила разных народов: законы гостеприимства, уважение к старшим, почитание родителей, забота о младших, слабых. Бескорыстие как качество личности и основа достойной жизни человека среди людей. Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности. Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность, гуманизм.
Уметь понять и простить (1 ч) Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии в отношениях. Как контролировать свои порывы. Вековой человеческий опыт о понимании и прощении. Основные понятия: понимание, прощение, семья, гармония, гуманность.
Простая этика поступков (1 ч) Суть простой этики поступков. Основной ориентир – любые наши действия всегда должны быть не во вред 28 другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В основе терпимости лежит такое понятие, как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков. Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие.
Раздел 3. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 часа)
Общение и источники преодоления обид (1 ч) Основные формы общения. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Когда общение становится источником обид, неприятностей, плохого настроения, грустного состояния души? Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, способствующие гармоничному общению. Основные понятия: доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство.
Ростки нравственного опыта поведения (1 ч) Направленность душевных усилий каждого на приобретение нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия для сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Когда чувства руководствуются разумом. Формирование привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами. Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведения, норма, чувство, разум.
Доброте сопутствует терпение (1 ч) Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости. Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисходительность, деликатность.
Действия с приставкой «со» (1 ч) Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» – вместе. Ценностно-смысловая суть этих качеств и их значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании горя и радости. Осознание своей полезности другому человеку. Равнодушие, зависть как противопоставления нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности. Основные понятия: равнодушие, зависть, нравственный образ жизни, этическая культура.
Раздел 4. Судьба и Родина едины (3 часа)
С чего начинается Родина… (1 ч) Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни, крепнет и расширяется по мере взросления человека. Ценностно-смысловые оттенки этой связи. Значение лада в семье. Простые правила его сохранения. Вековой опыт человечества. Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.
В тебе рождается патриот и гражданин (1 ч) Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин — сын Отечества, его защитник. Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна. Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь, служение, долг.
Человек — чело века (1 час) Смысловое содержание понятия «человек». Определение сути человека в опыте поколений. Человек таков, как он мыслит. Главенствующие ценности и качества людей. Мыслители о сути человека. Основные понятия: человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность, мировоззрение.
Слово, обращённое к себе Итоговое творческое сочинение (1 ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Этика общения | 5 |
2 | Этикет | 4 |
3 | Этика человеческих отношений | 4 |
4 | Этика отношений в коллективе | 4 |
5 | Простые нравственные истины | 4 |
6 | Душа обязана трудиться | 4 |
7 | Посеешь поступок – пожнёшь характер | 4 |
8 | Судьба и Родина едины | 5 |
Итого: 34 часа |