Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Логиновская средняя школа»
Павлоградского муниципального района
Омской области
Рассмотрена на заседании педагогического совета школы протокол от28.08. 2019 г № ______ | Утверждена приказом от28.08. 2019 г №_____ Директор_______ Мирошкина Ю.И. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Технология»
8 класс
Составил: | Бибик Иван Иванович учитель Технологии |
2019
Рабочая программа по технологии 8 класс разработана на основе нормативных документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
2.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Логиновская СШ
3.Рабочей программы по предмету «Технология» для обучающихся 8 класса МБОУ «Логиновская СШ» составленной на основе примерной рабочей программы «Технология» для общеобразовательных учреждений 5-8 классов, разработанной авторским коллективом в составе: /А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.-М. Вентана Граф:, 2014.
4.УчебникаТехнология.8 кл. : учебник для образовательных учреждений / В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров–М. Вентана Граф, 2015.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты изучения предмета:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
мотивация учебной деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
нравственно-эстетическая ориентация;
реализация творческого потенциала в духовной и предметно-практической деятельности;
развитие готовности к самостоятельным действиям;
воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
гражданская идентичность (знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально-положительное принятие своей этнической идентичности);
проявление технико-технологического и экономического мышления;
экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни,здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам).
Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практико-ориентированную направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории (понятия и термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), способам осуществления учебной деятельности (применение инструкции, выполнение изделия в соответствии с правилами и технологиями), что обусловливает необходимость формирования широкого спектра универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты изучения курса:
познавательные УУД:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• моделирование технических объектов и технологических процессов;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
• диагностика результатов познавательно- трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
• исследовательские и проектные действия;
• осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
• формулирование определений понятий;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
коммуникативные УУД:
• умения работать в команде, учитывать позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
• владение речью;
регулятивные УУД:
• целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
• самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);
• саморегуляция.
Предметные результаты освоения курса предполагают сформированность следующих умений:
разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;
осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи, с учетом необходимости экономии электрической энергии;
выпускник получит возможность научиться:
составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создания и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет);
осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники.
планировать и выполнять учебные технологические проекты;
представлять результаты выполненного проекта;
планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда;
планировать профессиональную карьеру;
рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжения образования;
оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности;
классифицировать человеческие потребности, верно оценивать личные потребности;
определять структуру семейного бюджета, рассчитывать плату за коммунальные услуги;
анализировать сертификат соответствия на купленный товар, определять по штрих-коду страны изготовителя, сравнивать предметы по различным признакам.
Обучающийся научится.
В познавательной сфере:
-рационально использовать учебную и дополнительную техническую и технологическую информацию для проектирования и создания объектов труда;
-ориентироваться в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
-документировать результаты труда и проектной деятельности;
-формировать целостное представление о техносфере,
-овладеть средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
-применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
Обучающийся получит возможность научиться.
• -применять общенаучные знания по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
•-овладеть способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• -применять элементы прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
Обучающийся научится.
-выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм,;
-соблюдать трудовую и технологическую дисциплину;
-соблюдать нормы и правила безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
-выявлять допущенные ошибки в процессе труда и обоснование способов их исправления;
-документировать результаты труда и проектной деятельности;
-уметь рассчитать себестоимость продукта труда;
-проводить необходимые опыты и исследования при подборе сырья, материалов и проектировании объектов труда;
-планировать технологический процесс и процесс труда;
-подбирать материал с учётом характера объекта труда и технологии;
-рассчитывать себестоимость продукта труда:
-давать примерную экономическую оценку возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
Обучающийся получит возможность научиться.
-владеть методами учебно-исследовательской и проектной деятельности;
решать творческие задачи моделирования, конструирования;
проектировать последовательность операций и составлять операционные карты работ;
Обучающийся научится.
В мотивационной сфере:
-формировать представление о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями;
-согласовывать свои потребности и требования с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
-стремиться к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
формировать представление о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
-выражать готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
-осознавать ответственность за качество результатов труда;
-стремиться к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
Обучающийся получит возможность научиться.
•-оценивать свои способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
•-оценивать свои способности и готовность к предпринимательской деятельности;
•-делать выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
Обучающийся научится.
В эстетической сфере:
-уметь выражать себя в доступных видах и формах художественно- прикладного творчества;
-владеть методами эстетического оформления изделия
-владеть методами дизайнерского проектирования изделий;
- разрабатывать варианты рекламы выполненного объекта или результата труда;
-рациональное и эстетическое оснащать рабочее место с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
-рационально выбирать рабочий костюм и опрятно его содержать
Обучающийся получит возможность научиться.
-выполнять дизайнерское проектирование изделия;
-моделировать и художественно оформлять объекты труда.
В коммуникативной сфере:
Обучающийся научится.
-устанавливать и поддерживать коммуникативные контакты с другими людьми;
- удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
-определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения партнера, выбирая адекватные стратегии коммуникации; устанавливать рабочее отношение в группе;
-отстаивать в споре своей позиции, приводя существенные аргументы;
-устанавливать рабочее отношение в группе для выполнения практической работы или проекта,
-сравнивать разные точки зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументировать свою точку зрения, отстаивать в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
-публично представлять презентацию и защиту проекта изделия, продукта труда или услуги;
Обучающийся получит возможность научиться.
-формировать рабочую группу для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
-оформлять коммуникационную и технологическую документацию с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
-разрабатывать варианты рекламных образов, слоганов и лейблов;
Обучающийся научится.
В физиолого - психологической сфере:
-выполнять моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами и выполнению операций с помощью машин и механизмов;
-достигать необходимую точность движений при выполнении различных технологических операций;
-соблюдать требуемые величины усилия, прикладываемые к инструменту, с учетом технологических требований;
-сочетать умения образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Средством достижения предметных результатов служит содержание учебного материала, и прежде всего продуктивные практические задания и работы, проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, интерактивные формы проведения занятий.
Содержание учебного предмета.
Раздел-1. Семейная экономика (6часов).
Глава-1. Бюджет семьи (6 часов).
Теоретические сведения. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Минимальные и оптимальные потребности. Потребительская корзина одного человека и членов семьи.
Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи.
Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупки. Способы защиты прав потребителей.
Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.
Практические работы. Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Анализ потребностей членов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учётом её состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг в целях минимизации расходов в бюджете семьи.
Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Изучения отдельных положений законодательства по правам потребителей.
Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов и услуг, примерная оценка доходности предприятия.
Раздел-2. «Технологии домашнего хозяйства» (4 часа).
Глава-2. Инженерные коммуникации в доме.(2 часа).
Теоретические сведения. Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении.
Изучение конструкции водопроводных смесителей.
Глава-3. Водоснабжение и канализации в доме. (2 часа).
Теоретические сведения. Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники. Работа счётчика расхода воды. Способы определения расхода и стоимости расхода воды.
Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Определение расхода и стоимости горячей и холодной воды.
Раздел-3. «Электротехника» (12 часов).
Глава-4. Электромонтажные и сборочные технологии. (8 часа).
Теоретические сведения. Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах.
Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приёмы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий.
Правила безопасной работы с электроустановками, при выполнении электромонтажных работ
Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение домашнего электросчётчика. Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследование работы цепи при различных вариантах её сборки.
Электромонтажные работы: ознакомление с видами электромонтажных инструментов и приёмами их использования; выполнение упражнений по механическому оконцеванию, соединению и ответвлению проводов.
Глава-5. Бытовые электроприборы. (4 часов).
Теоретические сведения. Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте, и в быту.
Электронагревательные приборы, их характеристики по мощности и рабочему напряжению. Виды электронагревательных приборов. Электрическая и индукционная плиты на кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.
Электроосветительные приборы. Лампа накаливания. Люминесцентное и неоновое освещение. Светодиодные источники света.
Цифровые приборы. Аналого-цифровые преобразователи. Универсальные носители информации-диск DVD. Цифровое радиовещание.
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети. Оценка суммарной электрической мощности осветительных приборов в школе. Сборка и испытание термореле.
Раздел 4. « Современное производство и профессиональное самоопределение» (4 часа).
Глава-6. Профессиональное образование и профессиональная карьера. (4 часа).
Теоретические сведения. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы индустриального производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Специальность, производительность и оплата труда.
Классификация профессий. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности к выбранному виду профессиональной деятельности. Мотивы и ценностные ориентации самоопределения.
Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Профессиограмма и психограмма профессии. Выбор по справочнику профессионального учебного заведения, характеристика условий поступления в него и обучения там.
Самооценка. Образ –Я. Я-реальное. Я-идеальное. Профессиональные интересы, склонности и способности. Общие способности. Специальные способности. Талант. Гениальность.
Психологические процессы, важные для профессионального самоопределения. Ощущения и восприятие. Представление. Воображение. Память. Внимание. Мышление.
Мотивы выбора профессии. Профессиональная пригодность. Профессиональная проба. Профессиональные и жизненные планы. Здоровье и выбор профессии.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Определение уровня своей самооценки. Определение своих склонностей. Диагностика склонностей и качеств личности. Анализ мотивов своего профессионального выбора. Профессиональные пробы.
Раздел 5. «Технологии творческой и опытнической деятельности»( 8 часов).
Глава-7. Исследовательская и созидательная деятельность. 8 часов
Теоретические сведения. Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта.
Практические работы. Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формирование базы данных.
Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием ПК.
Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации.
Варианты творческих проектов: «Семейный бюджет», «Бизнес-план семейного предприятия», «Дом будущего», « Мой профессиональный выбор».
Тематическое планирование с указанием часов на усвоение каждой темы.
№ п/п | № урока, темы раздела. | Наименование раздела. Тема урока (количество часов). | Кол-во Часов. |
Раздел-1. «Семейная экономика» (6часов). | |
Глава-1. Бюджет семьи (6 часов). | |
1 | 1.1 | Способы выявления потребностей семьи. Технология семейных покупок. | 1 |
2 | 1.2 | Технология построения семейного бюджета. | 1 |
3 | 1.3 | Исследование составляющих бюджета своей семьи. | 1 |
4 | 1.4 | Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей. | 1 |
5 | 1.5 | Технология ведения бизнеса. | 1 |
6 | 1.6 | Исследование возможностей для бизнеса. | 1 |
Раздел-2. «Технологии домашнего хозяйства» (4 часа). | |
Глава-2. Инженерные коммуникации в доме. (2 часа). | |
7 | 2.1 | Коммуникации в доме. | 1 |
8 | 2.2 | Правила эксплуатации отопления, газоснабжения, электроснабжения, вентиляции. | 1 |
Глава-3. Водоснабжение и канализации в доме. (2 часа). | |
9 | 3.1 | Системы водоснабжения и канализации: конструкция и элементы. | 1 |
10 | 3.2 | Изучение конструкции водоснабжения и канализации. | 1 |
Раздел-3. «Электротехника» (12 часов). | |
Глава-4. Электромонтажные и сборочные технологии.. (8 часов). | |
11 | 4.1 | Электрический ток и его использование. | 1 |
12 | 4.2 | Электрические цепи. | 1 |
13 | 4.3 | Потребители и источники электроэнергии. | 1 |
14 | 4.4 | Электроизмерительные приборы. | 1 |
15 | 4.5 | Организация рабочего места для электромонтажных работ. Сборка электрической цепи. | 1 |
16 | 4.6 | Электрические провода и их соединение. Сращивание проводов и их изоляция. | 1 |
17 | 4.7 | Монтаж электрической цепи. | 1 |
18 | 4.8 | Оконцевание проводов и сборка разветвлённой электрической цепи. | 1 |
Глава-5. Бытовые электроприборы (4часа). | |
19 | 5.1 | Электроосветительные приборы | 1 |
20 | 5.2 | Бытовые электронагревательные приборы. | 1 |
21 | 5.3 | Сборка и испытание термореле-модели пожарной сигнализации. | 1 |
22 | 5.4 | Цифровые приборы. | 1 |
Раздел 4. « Современное производство и профессиональное самоопределение» (4 часа). | |
Глава-6. Профессиональное образование и профессиональная карьера. (4 часа). | |
23 | 6.1 | Профессиональное образование. | 1 |
24 | 6.2 | Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. | 1 |
25 | 6.3 | Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. | 1 |
26 | 6.4 | Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. | 1 |
Раздел 5. «Технологии творческой и опытнической деятельности»( 8 часов). | |
Глава-7. Исследовательская и созидательная деятельность. (8 часов) | |
27 | 7.1 | Проектирование как сфера профессиональной деятельности. | 1 |
28 | 7.2 | Последовательность проектирования. | 1 |
29 | 7.3 | Разработка плаката по электробезопасности. Актуальность проблемы. Определение задач. | 1 |
30 | 7.4 | Создание плаката по электробезопасности. | 1 |
31 | 7.5 | Проект «Дом будущего». Вопросы для обсуждения. Информация для экспертов. | 1 |
32 | 7.6 | Защита проекта «Дом будущего». | 1 |
33 | 7.7 | Проект «Мой профессиональный выбор». Этапы творческого проекта. | 1 |
34 | 7.8 | Защита собственного проекта. | 1 |
| Итого | | 34 |
№ п/п | Наименование раздела, темы. | Тест. | Лабор. работы. |
1 | Раздел 1. Семейная экономика (6часов). | + | |
1.1 | Способы выявления потребностей семьи. | | + |
1.2 | Технология построения семейного бюджета. | | + |
1.3 | Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей. | | + |
1.4 | Технология ведения бизнеса. | | + |
2 | Раздел-2. «Технологии домашнего хозяйства» (4 часа). | + | |
2.1 | Изучение конструкции водоснабжения и канализации. | | + |
3 | Раздел-3. «Электротехника» (12 часов). | + | |
3.1 | Электроизмерительные приборы. | | + |
3.2 | Организация рабочего места для электромонтажных работ. Сборка электрической цепи. | | + |
3.3 | Электрические провода и их соединение. Сращивание проводов и их изоляция. | | + |
3.4 | Монтаж электрической цепи. | | + |
3.5 | Электроосветительные приборы | | + |
3.6 | Сборка и испытание термореле-модели пожарной сигнализации. | | + |
4 | Раздел 4. « Современное производство и профессиональное самоопределение» (4 часа). | + | |
4.1 | Профессиональное образование. | | + |
4.2 | Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. | | 2+ |
4.3 | Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. | | 2+ |
7 | Раздел-5. Творческий проект(8часов). | защита | |
| Итого | 4 | 16 |