Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Алгебра-8» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
-Федеральная образовательная программа основного общего образования 2023 г.;
-Федеральная рабочая программа по математике 5-9 класс (базовый уровень);
- Учебного плана МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В. Попова на 2024-2025 учебный год;
- Учебника «Алгебра-8» (автор Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова. Москва. «Просвещение». 2020 г), рекомендованного (допущенного) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательных отношениях в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в 2024-2025 учебном году.
Предметом математики являются фундаментальные структуры нашего мира – пространственные формы и количественные отношения (от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей). Математические знания обеспечивают понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретацию социальной, экономической, политической информации, дают возможность выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий. Изучение математики формирует у обучающихся математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. Обучающиеся осваивают такие приёмы и методы мышления, как индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Изучение математики обеспечивает формирование алгоритмической компоненты мышления и воспитание умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач – основой учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. При изучении математики осуществляется общее знакомство с методами познания действительности, представлениями о предмете и методах математики, их отличии от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Приоритетными целями обучения математике в 5–9 классах являются: формирование центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура, переменная, вероятность, функция), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся; подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры человечества; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению математики; формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты. Основные линии содержания программы по математике в 5–9 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Функции», «Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Содержание программы по математике, распределённое по годам обучения, структурировано таким образом, чтобы ко всем основным, принципиальным вопросам обучающиеся обращались неоднократно, чтобы овладение математическими понятиями и навыками осуществлялось последовательно и поступательно, с соблюдением принципа преемственности, а новые знания включались в общую систему математических представлений обучающихся, расширяя и углубляя её, образуя прочные множественные связи. В соответствии с ФГОС ООО математика является обязательным учебным предметом на уровне основного общего образования. В 5–9 классах математика традиционно изучается в рамках следующих учебных курсов: в 5–6 классах – курса «Математика», в 7–9 классах – курсов «Алгебра» (включая элементы статистики и теории вероятностей) и «Геометрия». Программой по математике вводится самостоятельный учебный курс «Вероятность и статистика».
Место предмета в учебном плане школы
Рабочая программа по алгебре для 8 класса рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Фактическое количество часов за год – 100 часов.
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В. Попова обеспечено выполнение рабочей программы в полном объеме, за счет повторения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Алгебра-8». Личностные результаты освоения программы по математике характеризуются:
1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по математике на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, характеризующиеся овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
В предметном направлении:
Освоение учебного курса «Алгебра» 8 класс должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
Числа и вычисления
Использовать начальные представления о множестве действительных чисел для сравнения, округления и вычислений; изображать действительные числа точками на координатной прямой.
Применять понятие арифметического квадратного корня; находить квадратные корни, используя при необходимости калькулятор; выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни, используя свойства корней.
Использовать записи больших и малых чисел с помощью десятичных дробей и степеней числа 10.
Алгебраические выражения
Применять понятие степени с целым показателем, выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем.
Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями.
Раскладывать квадратный трёхчлен на множители.
Применять преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики.
Уравнения и неравенства
Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух уравнений с двумя переменными.
Проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.).
Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат.
Применять свойства числовых неравенств для сравнения, оценки; решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; давать графическую иллюстрацию множества решений неравенства, системы неравенств.
Функции
Понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения); определять значение функции по значению аргумента; определять свойства функции по её графику.
Строить графики элементарных функций вида y = k/x , y = x², y= x³, у=√х, y= IхI; описывать свойства числовой функции по её графику.
Основное содержание тем учебного курса «Алгебра-8» (100 ч).
Числа и вычисления. Квадратные корни. Степень с целым показателем – 22 ч.
Квадратный корень из числа. Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям. Действительные числа.
Степень с целым показателем и её свойства. Стандартная запись числа.
Алгебраические выражения – 20 ч.
Квадратный трёхчлен; разложение квадратного трёхчлена на множители. Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание,
умножение, деление алгебраических дробей. Рациональные выражения и их преобразование.
Уравнения и неравенства – 40 ч.
Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Простейшие дробно-рациональные уравнения.
Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и систем линейных уравнений с двумя переменными. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной.
Функции – 14 ч.
Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функций.
График функции. Чтение свойств функции по её графику. Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы.
Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. Функции y = x², y = x³, у=√х, y= IхI.
Графическое решение уравнений и систем уравнений.
Повторение и обобщение – 4 ч.
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | Глава. Раздел. Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
| Числа и вычисления | 22 | |
1 | Квадратный корень из числа | 1 | 4.09 |
2 | Понятие об иррациональном числе | 1 | 5.09 |
3 | Десятичные приближения иррациональных чисел | 1 | 6.09 |
4 | Действительные числа | 1 | 11.09 |
5 | Сравнение действительных чисел | 1 | 12.09 |
6 | Арифметический квадратный корень. Стартовая контрольная работа | 1 | 13.09 |
7 | Анализ контрольной работы. Уравнение вида x2 = a. | 1 | 18.09 |
8 | Решение уравнений вида x2 = a. | 1 | 19.09 |
9 | Уравнение вида x2 + b = a. | | 20.09 |
10 | Свойства арифметических квадратных корней | 1 | 25.09 |
11 | Свойства квадратных корней | | 26.09 |
12 | Преобразование арифметических квадратных корней | 1 | 27.09 |
13 | Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни | 1 | 2.10 |
14 | Повторение по теме « Квадратные корни» | 1 | 3.10 |
15 | Контрольная работа №2 по теме «Числа. Вычисления. Квадратные корни» | 1 | 4.10 |
16 | Анализ контрольной работы. Степень с целым показателем | 1 | 9.10 |
17 | Стандартная запись числа | | 10.10 |
18 | Размеры объектов окружающего мира, длительность процессов в окружающем мире | 1 | 11.10 |
19 | Произведение, частное степеней | 1 | 16.10 |
20 | Возведение степени в степень | 1 | 17.10 |
21 | Возведение произведения и частного в степень | 1 | 18.10 |
22 | Контрольная работа №3 по теме "Числа и вычисления. Степень с целым показателем" | 1 | 23.10 |
| Алгебраические выражения | 20 | |
23 | Анализ контрольной работы. Квадратный трёхчлен | 1 | 24.10 |
24 | Разложение квадратного трёхчлена на множители | 1 | 25.10 |
25 | Разложение квадратного трёхчлена на множители | 1 | 6.11 |
26 | Повторение по теме «Квадратный трёхчлен» | 1 | 7.11 |
27 | Самостоятельная работа по теме «Алгебраические выражения. Квадратный трехчлен» | 1 | 8.11 |
28 | Анализ самостоятельной работы. Алгебраическая дробь | 1 | 13.11 |
29 | Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения | 1 | 14.11 |
30 | Основное свойство алгебраической дроби | 1 | 15.11 |
31 | Преобразование алгебраических дробей | 1 | 20.11 |
32 | Сокращение алгебраических дробей | 1 | 21.11 |
33 | Сокращение дробей | 1 | 22.11 |
34 | Преобразование алгебраических дробей | 1 | 27.11 |
35 | Сложение алгебраических дробей. | 1 | 28.11 |
36 | Вычитание алгебраических дробей. | 1 | 29.11 |
37 | Умножение алгебраических дробей | 1 | 4.12 |
38 | Деление алгебраических дробей | 1 | 5.12 |
39 | Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби | 1 | 6.12 |
40 | Преобразование выражений для решения задач | 1 | 11.12 |
41 | Выражение переменных из формул | 1 | 12.12 |
42 | Контрольная работа №4 по теме «Алгебраические выражения. Алгебраическая дробь» | 1 | 13.12 |
| Уравнения и неравенства | 40 | |
43 | Анализ контрольной работы. Квадратное уравнение | 1 | 18.12 |
44 | Неполное квадратное уравнение | 1 | 19.12 |
45 | Решение неполных квадратных уравнений | 1 | 20.12 |
46 | Формула корней квадратного уравнения | | 25.12 |
47 | Решение квадратного уравнения | 1 | 26.12 |
48 | Решение квадратного уравнения | 1 | 27.12 |
49 | Теорема Виета | 1 | 9.01 |
50 | Решение уравнений с помощью теоремы Виета | 1 | 10.01 |
51 | Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным | 1 | 15.01 |
52 | Биквадратные уравнения | 1 | 16.01 |
53 | Простейшие дробно-рациональные уравнения | 1 | 17.01 |
54 | Дробно-рациональные уравнения | 1 | 22.01 |
55 | Решение текстовых задач алгебраическим способом | 1 | 23.01 |
56 | История развития алгебры | 1 | 24.01 |
57 | Контрольная работа №5 по теме «Уравнения и неравенства. Квадратные уравнения» | 1 | 29.01 |
58 | Анализ контрольной работы. Линейное уравнение с двумя переменными | 1 | 30.01 |
59 | График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | 31.01 |
60 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | 5.02 |
61 | Решение систем линейных уравнений с двумя переменными | 1 | 6.02 |
62 | Системы нелинейных уравнений с двумя переменными | 1 | 7.02 |
63 | Решение систем нелинейных уравнений с двумя переменными | | 12.02 |
64 | Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными | 1 | 13.02 |
65 | Графическая интерпретация систем уравнений с двумя переменными | 1 | 14.02 |
66 | Решение текстовых задач с помощью систем уравнений | 1 | 19.02 |
67 | Решение текстовых задач на движение по реке | 1 | 20.02 |
68 | Решение текстовых задач на выполнение работы | 1 | 21.02 |
69 | Решение текстовых задач с процентами | | 26.02 |
70 | Контрольная работа № 6по теме «Уравнения и неравенства. Системы уравнений» | 1 | 27.02 |
71 | Анализ контрольной работы. Числовые неравенства | 1 | 28.02 |
72 | Свойства числовых неравенств | 1 | 5.03 |
73 | Преобразование числовых неравенства | 1 | 6.03 |
74 | Неравенство с одной переменной | 1 | 7.03 |
75 | Линейные неравенства с одной переменной | 1 | 12.03 |
76 | Преобразование линейных неравенств с одной переменной | | 13.03 |
77 | Решение линейных неравенств с одной переменной | 1 | 14.03 |
78 | Системы линейных неравенств с одной переменной | 1 | 19.03 |
79 | Решение систем линейных неравенств с одной переменной | 1 | 20.03 |
80 | Изображение решения линейного неравенства на числовой прямой | 1 | 21.03 |
81 | Изображение решения систем линейных уравнений на числовой прямой | 1 | 2.04 |
82 | Контрольная работа №7 по теме «Уравнения и неравенства. Неравенства» | 1 | 3.04 |
| Функции | 14 | |
83 | Анализ контрольной работы. Понятие функции. Область определения и множество значений функции | 1 | 4.04 |
84 | Способы задания функций | 1 | 9.04 |
85 | График функции | 1 | 10.04 |
86 | Свойства функции, их отображение на графике | 1 | 11.04 |
87 | Самостоятельная работа по теме «Функции. Основные понятия» | 1 | 16.04 |
88 | Анализ самостоятельной работы. Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы | 1 | 17.04 |
89 | Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики | 1 | 18.04 |
90 | Обратная пропорциональность | 1 | 23.04 |
91 | Построение гипербол | 1 | 24.04 |
92 | График функции y = x2 | 1 | 25.04 |
93 | Построение графиков квадратичной функции | 1 | 30.04 |
94 | Функции y = x³, у=√х, y=IхI и их графики | 1 | 7.05 |
95 | Графическое решение уравнений и систем уравнений | 1 | 14.05 |
96 | Контрольная работа № 8 по теме «Функции. Числовые функции» | 1 | 15.05 |
97 | Анализ контрольной работы. Рациональные дроби | 1 | 16.05 |
98 | Квадратные корни. Квадратные уравнения | 1 | 21.05 |
99 | Контрольная работа № 9 (итоговая) | 1 | 22.05 |
100 | Анализ контрольной работы. Решение задач | 1 | 23.05 |
Пояснительная записка к контрольно-измерительным материалам
по алгебре в 8 классе
Контрольно-измерительные материалы по курсу «Алгебра-8» служат для проведения контрольно-проверочных работ. Их назначение - оценить уровень общеобразовательной подготовки по алгебре обучающихся 8 класса, выявить сформированность базовых знаний, умений и навыков по изучаемому предмету, обозначенных в обязательном минимуме содержания на уровне основного общего образования.
Содержание и структура предлагаемых контрольно-измерительных материалов отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, соответствуют Примерной образовательной программе основного общего образования, содержанию изучаемого курса «Алгебра-8».
Тексты заданий в вариантах контрольных работ соответствуют формулировкам, принятым в учебнике «Алгебра-8» (автор Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.) включенном в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
Контрольно-проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
КИМ позволяют осуществить оценку, контроль и диагностику достижения обучающимися предметных, метапредметных результатов обучения, в том числе уровня овладения межпредметными понятиями и способности использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:
Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
На начало нового учебного года, в соответствии с локальным актом общеобразовательного учреждения, проводится диагностика уровня обученности обучающихся в форме стартовой контрольной работы, каждое задание которой направлено на выявление уровня определённых знаний, умений и навыков сформированных на текущий период.
Проанализировать качество и степень усвоения изучаемых тем по курсу «Алгебра-8» возможно с помощью используемой в учебном процессе авторской программы и дидактических материалов («ФГОС Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы» (составитель: Бурмистрова Т.А.–М.:Просвещение. 2014г), «Алгебра. Дидактические материалы 8 класс» (составитель: В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк–15-е изд. Москва.
«Просвещение» 2014г)), включающих девять тематических контрольных работ.
В конце учебного года, по завершению итогового повторения, с целью контроля и учёта уровня обученности обучающихся, по изученному курсу проводится итоговая контрольная работа.
Каждая контрольно-проверочная работа носит контрольный характер. Каждое задание направлено на диагностику и контроль уровня определённых знаний, умений и навыков, приобретённых на момент выполнения контрольной работы, на проверку овладения межпредметными понятиями, сформированности метапредметных умений, универсальных учебных действий (УУД):
- Уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- Уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для математических проблем, и представлять её в понятной форме;
- Уметь принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- Понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Результаты КИМ в совокупности с имеющейся информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, используются для оценки личностных результатов обучения каждого обучающегося.
Контрольные работы, предложенные автором, даются в двух равноценных вариантах,
в каждый из которых включены задания соответствующие уровню обязательной (базовой) подготовки (они отмечены знаком « º ») и более высокого уровня (повышенного) по степени сложности.
Задания составлены в соответствии с изученными темами и с учётом требований ФГОС ООО
к уровню подготовки обучающихся 8-х классов.
Текст контрольных работ записывается учителем на стандартных листах формата А4. Работа проводится в письменной форме. Время проведения каждой работы рассчитано на один урок (40 мин).
Перед началом работы учитель кратко и чётко проводит вводный инструктаж об особенностях данной работы и по её выполнению. По истечении времени учитель собирает работы.
Задания считаются выполненными при отсутствии ошибок. Контрольные работы оцениваются в соответствии с критериями и нормами оценки знаний, умений и навыков обучающихся
в 8 классе, согласно оценке письменных работ.
Полученный результат позволит оценить уровень подготовки каждого обучающегося и выявить задания, вызывающие у них затруднения.
« Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________ /Н.В.Скрынникова/
(подпись)
17.08.2023г.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка устных ответов обучающихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных работ обучающихся.
Отметка «5» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью.
в логике рассуждений и обоснований нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться учебником, справочниками;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков