МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕРЕЖКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МКОУ «Бережковская ООШ»
Калужская область Кировский район д. Бережки
Рабочая программа
по алгебре в 8 классе
на 2025-2026 учебный год
по учебнику “Математика. Алгебра 8 класс”
под редакцией С.А. Теляковского
авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова
(3 часа в неделю всего 102 часа)
учитель: Архипкина Л.В.
2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Программа ориентирована на использование учебника «Алгебра» для 8 класса под редакцией С. А. Теляковского (издательство «Просвещение», 2025 год).
Рабочая программа составлена с учётом возрастных особенностей учащихся и уровня их математической подготовки. Она предусматривает последовательное изучение тем и постепенное усложнение материала.
Цели и задачи изучения алгебры в 8 классе
Целью изучения алгебры в 8 классе является развитие вычислительных умений и навыков, формирование у учащихся системы научных знаний и умений проводить доказательства, а также развитие логического мышления и пространственного воображения.
Задачи:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности и изучения смежных дисциплин; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники;
воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; интеллектуальное развитие учащихся: формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
развитие интуиции, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для продолжения образования и самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности; формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения алгебры в 8 классе ученик должен:
знать/понимать содержание основных математических понятий, правил, формул;
уметь применять изученные алгоритмы для решения математических и практических задач;
уметь выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений; решать уравнения, системы уравнений;
уметь работать с функциями и их графиками; владеть навыками решения текстовых задач алгебраическим методом;
приобрести опыт применения полученных знаний и умений для решения практических задач.
Содержание учебного предмета
1.Рациональные дроби
рациональные дроби и их свойства;
сумма и разность дробей;
произведение и частное дробей;
преобразование рациональных выражений.
2.Квадратные корни
понятие арифметического квадратного корня;
свойства арифметических квадратных корней;
применение свойств арифметических квадратных корней при выполнении вычислений.
3.Квадратные уравнения
неполные квадратные уравнения;
формула корней квадратного уравнения;
теорема Виета;
решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений.
4.Неравенства
числовые неравенства и их свойства;
решение линейных неравенств;
системы линейных неравенств.
5.Степень с целым показателем.
степень с целым показателем и её свойства;
стандартный вид числа;
Тематическое планирование
Количество часов в неделю: 3 часа.
Общее количество часов: 102 часа.
Формы контроля
Контроль знаний учащихся осуществляется в форме контрольных работ, самостоятельных работ, тестов, математических диктантов, устных опросов и индивидуальных заданий.
Методическое обеспечение
Для реализации программы используются учебник, дидактические материалы, рабочие тетради, методические пособия для учителя.
Личностные результаты:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное и интеллектуальное многообразие современного мира.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации.
Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач.
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Развитие способности к самоконтролю и самооценке на основе наблюдений за собственной речью, поведением и деятельностью в процессе обучения алгебре.
Эти результаты направлены на воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям современного общества, а также задачам обучения алгебре в школе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Метапредметные результаты направлены на формирование у обучающихся навыков учебной деятельности, развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу, а также на формирование умений работать в коллективе и эффективно общаться. Эти навыки являются важными для успешного обучения не только по алгебре, но и по другим предметам, а также для дальнейшей профессиональной деятельности.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
выполнять арифметические операции с числовыми и алгебраическими выражениями,
применять формулы сокращённого умножения;
решать линейные уравнения и неравенства, а также квадратные уравнения и системы уравнений;
понимать и использовать язык алгебры, выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений;
строить графики линейных и квадратичных функций, исследовать их свойства;
применять свойства арифметических квадратных корней для преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни; оперировать понятиями степени с целым показателем, выполнять соответствующие вычисления;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат в контексте заданной ситуации.
2.Обучающиеся получат возможность научиться:
решать более сложные виды уравнений, включая дробно-рациональные уравнения;
применять системы уравнений для решения задач из различных областей науки и практики;
более глубоко изучать свойства функций и их графиков, включая кусочно-заданные и функции с модулем;
исследовать и анализировать числовые закономерности, использовать их для доказательства утверждений;
применять полученные знания для решения нестандартных задач и задач повышенной сложности;
углубить и расширить представления о числовых множествах и их свойствах.
Предметные результаты направлены на формирование у обучающихся системы знаний и умений, необходимых для изучения алгебры на базовом уровне. А также для применения полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование по алгебре для 8 класса
(3 часа в неделю, всего 102 часа)
№ урока п/п | Содержание | Количество часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
Глава 1. Рациональные дроби (23 ч) |
§1. Рациональные дроби и их свойства (4 ч) |
1-2 | Рациональные выражения | 2 | | |
3-4 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | 2 | | |
§2. Сумма и разность дробей (6 ч) |
5-6 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 | | |
7-9 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 3 | | |
10 | Контрольная работа № 1 по теме: «Рациональные дроби и их свойства» | 1 | | |
§3. Произведение и частное дробей (13 ч) |
11-14 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень | 4 | | |
15-17 | Деление дробей | 3 | | |
18-20 | Преобразование рациональных выражений | 3 | | |
21-22 | Функция у = и её график | 2 | | |
23 | Контрольная работа № 2 по теме: «Операции с дробями. Дробно- рациональная функция» | 1 | | |
Глава 2. Квадратные корни (16 ч) |
§4. Арифметический квадратный корень (6 ч) |
24 | Действительные числа | 1 | | |
25 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 1 | | |
26-27 | Уравнение | 2 | | |
28 | Нахождение приближённых значений квадратного корня | 1 | | |
29 | Функция у = и её график | 1 | | |
§5. Свойства арифметического квадратного корня (4 ч) |
30 | Квадратный корень из произведения и дроби | 1 | | |
31-32 | Квадратный корень из степени | 2 | | |
33 | Контрольная работа № 3 по теме: «Арифметический квадратный корень и его свойства» | 1 | | |
§6. Применение свойств арифметического квадратного корня (6 ч) |
34-36 | Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня | 3 | | |
37-38 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 2 | | |
39 | Контрольная работа № 4по теме: «Свойства квадратного корня» | 1 | | |
Глава 3. Уравнения и системы уравнений (31 ч) |
§7. Квадратное уравнение и его корни (12 ч) |
40-42 | Неполные квадратные уравнения | 3 | | |
43-45 | Формула корней квадратного уравнения | 3 | | |
46-48 | Решение задач | 3 | | |
49-51 | Теорема Виета | 3 | | |
§8. Квадратный трехчлен (3 ч) |
52 | Квадратный трехчлен и его корни | 1 | | |
53 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 1 | | |
54 | Контрольная работа № 5 по теме: «Квадратные уравнения» | 1 | | |
§9. Дробные рациональные уравнения (9 ч) |
55-58 | Решение дробных рациональных уравнений | 4 | | |
59-62 | Решение задач | 4 | | |
63 | Контрольная работа № 6 по теме: «Дробные рациональные уравнения» | 1 | | |
§10. Уравнения с двумя переменными и их системы (7 ч) |
64-65 | Уравнения с двумя переменными и его график | | | |
66-67 | Исследование систем двух линейных уравнений с двумя переменными | 2 | | |
68 | Графический способ решения систем уравнений | 1 | | |
69-70 | Решение задач | 2 | | |
Глава 4. Неравенства (13 ч) |
§11. Числовые неравенства и их свойства (4 ч) |
71 | Числовые неравенства | 1 | | |
72-73 | Свойства числовых неравенств | 2 | | |
74 | Сложение и умножение числовых неравенств | 1 | | |
§12. Неравенства с одной переменной и их системы (9 ч) |
75 | Пересечение и объединение множеств | 1 | | |
76-77 | Числовые промежутки | 2 | | |
78-79 | Решение неравенств с одной переменной | 2 | | |
80-82 | Решение систем неравенств с одной переменной | 3 | | |
83 | Контрольная работа № 7 по теме: «Неравенства с одной переменной и их системы» | 1 | | |
Глава 5. Функции (8 ч) |
§13. Функция и её свойства (4 ч) |
84-85 | Функция. Область определения и множество значений функции | 2 | | |
86-87 | Свойства функции | 2 | | |
§14. Свойства некоторых видов функции (4 ч) |
88 | Свойства линейной функции | 1 | | |
89-90 | Свойства функций и | 2 | | |
91 | Контрольная работа № 8 по теме: «Функции и их свойства» | 1 | | |
Глава 6. Степень с целым показателем (7 ч) |
§15. Степень с целым показателем и её свойства (2 ч) |
92 | Определение степени с целым отрицательным показателем | 1 | | |
93 | Свойства степени с целым показателем | 1 | | |
§16. Стандартный вид числа (5 ч) |
94-95 | Понятие стандартного вида числа | 2 | | |
96-97 | Решение задач с большими и малыми числами | 2 | | |
98 | Контрольная работа № 9 по теме: «Степень с целым показателем» | 1 | | |
Повторение (4 ч) |
99 | Повторение по теме: «Уравнения и системы уравнений» | 1 | | |
100 | Повторение по теме: «Неравенства» | 1 | | |
101 | Контрольная работа № 10 по теме: «Итоговая» | 1 | | |
102 | Повторение по теме: «Функции» | 1 | | |
| Итого: | 102 | | |