г. Каменск-Шахтинский
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Каменск-Шахтинская школа-интернат»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ РО
«Каменск-Шахтинская школа-интернат»
________________Г.А. Пискунова
М.П.
Приказ № 31.08.2018 №377
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по английскому языку
Начальное общее образование, 2 класс
Количество часов 67 -68
Учитель Купавых Ульяна Эдуардовна
Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования (2010 г.), в соответствии с положениями ФГОС (2010 г.) и авторской программы М.В. Вербицкой для 2-4 классов.
2018-2019 учебный год
Оглавление
1.Планируемые предметные результаты освоения курса ………………….3
2.Содержание и структура учебного предмета, курса ……………….……8
2.1.Содержание учебного предмета ………………………………..…..8
2.2.Структура курса …………………………………………...……….16
3. Тематическое планирование, график и виды контроля освоения учебного предмета …….........................................................................................……..17
3.1.Календарно-тематическое планирование …………………….…..17
3.2. График и виды контроля освоения учебного предмета…………19
1. Планируемые предметные результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета во втором классе формируются с учётом требований Федерального государственного стандарта начального общего образования 2010 г.
В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, разработанной в рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по 5 сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные | Планируемые результаты: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка как основного средства общения между людьми. |
Метапредметные | Планируемые результаты: развитие умений взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах предусмотренных программой речевых ситуаций; развитие коммуникативных способностей; расширение общего лингвистического кругозора; развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер; формирование мотивации к изучению иностранного языка. |
Предметные | Планируемые результаты: овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка: фонетических, лексических, грамматических (Подробнее см. ниже). |
К концу второго класса обучающийся получит возможность научиться:
Предметные результаты
воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни;
кратко передавать содержание прочитанного/услышанного текста;
В говорении:
вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос;
кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
рассказывать о себе, своей семье, друге (в пределах тематики начальной школы).
В аудировании:
понимать на слух разные типы текста, соответствующие возрасту и интересам учащихся (краткие диалоги, описания, детские стихотворения и рифмовки, песни, загадки) – время звучания до 1 минуты;
использовать языковую догадку;
не обращать внимание на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.
В чтении:
читать с соответствующим ритмико - интонационным оформлением;
читать выразительно вслух небольшие тексты, содержащие только изученный языковой материал;
читать про себя и понимать полностью учебные тексты, содержащие только изученный языковой материал.
В письме:
писать русские имена и фамилии по-английски;
писать записки друзьям;
заполнять анкеты (имя, фамилия, возраст, хобби), сообщать краткие сведения о себе;
писать короткие сообщения (в рамках изучаемой тематики) с опорой на план/ключевые слова (объём 15-25 слов);
писать транскрипционные знаки.
Языковые средства и навыки пользования ими. Графика, каллиграфия и орфография:
группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
использовать словарь для уточнения написания слова;
писать красиво (овладеет навыками английской каллиграфии).
Фонетическая сторона речи:
распознавать случаи использования связующего “r” и использовать их в речи;
правильно произносить предложения с однородными членами (соблюдая интонацию перечисления).
соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах.
Лексическая сторона речи:
распознавать имена собственные и нарицательные;
распознавать слова по определенным признакам части речи;
использовать правила словообразования;
догадываться о значении незнакомых слов, используя различные виды догадки (по аналогии с родным языком, словообразовательным элементам т.д.)
Грамматическая сторона речи:
понимать и использовать в наиболее распространенных случаях неопределенный, определенный и нулевой артикли;
дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, вспомогательные глаголы);
понимать и использовать в речи множественное число существительных.
Уровень сформированности универсальных учебных действий
к окончанию 2 класса
Личностные УУД:
- осознавать роль иностранного языка в жизни людей;
- эмоционально «проживать» различные ситуации, выражать свои эмоции, высказывать свое отношение к ним;
- понимать эмоции других людей, уметь сочувствовать, переживать.
Регулятивные УУД:
- формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать предположение;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной речи (в коротких диалогических и монологических высказываниях);
- слушать и понимать речь других, фиксировать тему, ключевые слова;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, выполнять различные роли.
Контроль достижения планируемых результатов
В качестве видов контроля на уровне школы выделяются:
а)текущий,
б) промежуточный,
в) итоговый.
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Объектами контроля могут быть как виды речевой деятельности, так и лексические и грамматические навыки школьников.
Промежуточный внутришкольный контроль проводится в конце цепочки уроков, четверти и ориентирован на те же объекты. Он может носить тестовый характер.
Итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года. Проверке подвергаются умения во всех видах речевой деятельности.
Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется с помощью контрольных заданий. Характер заданий для проверки лексико-грамматических навыков и речевых умений доступен для учащихся и построен на пройденном и отработанном материале. Предлагаемые задания имеют целью обеспечить необходимый уровень мотивации изучения иностранного языка, а также уровень обратной связи для учителя.
Критерии оценки достижения планируемых результатов в разных видах учебной деятельности:
Для оценки достижения планируемых результатов могут использоваться задания разного типа. Для оценки некоторых типов заданий (на выбор ответа, с кратким ответом) главным критерием является правильность выбора языкового средства из нескольких возможных вариантов ответа или соответствие употребления лексической или грамматической единицы контексту. Применительно к говорению используется задание с развёрнутым ответом, для которого разрабатываются специальные критерии оценивания.
В современной методике существуют два подхода к разработке критериев оценивания заданий с развернутым ответом: аналитический (выделение в ответе ученика определенных частей содержания и/или проверяемых умений и оценивание каждого выделенного элемента отдельно) и интегральный (ответ целостно оценивается по полноте и правильности, без выделения отдельных оцениваемых аспектов).
С начала обучения вводится аналитическое оценивание, оно поможет учителю избегать субъективизма в оценках, а ученику – осознавать, что ему удается хорошо, а над чем надо ещё поработать.
Большое значение имеет формирование фонетических навыков. Собственно содержательный аспект говорения пока находится на втором плане в силу ограниченности как языкового репертуара ребенка, так и его социального опыта. В рамках первого года обучения учительможет ограничиться оценкой каждого критерия по двум признакам: выполнено (2 балла) – не выполнено (0 баллов).
Критерии оценивания говорения как продуктивного вида речевой деятельности
Главным критерием оценивания говорения является выполнение коммуникативной задачи. Здесь оценивается, насколько учащийся справился с поставленной задачей (например: познакомиться с новым учеником, поздороваться с другом, поздравить с днём рождения, рассказать о домашнем любимце и т.п.), т.е. понимает ли он, что надо сказать в данной ситуации. Если задание не выполнено по данному критерию, то коммуникация не состоялась, так что оно рассматривается как фактически не выполненное (засчитывается 0 баллов) и не оценивается по другим критериям.
На следующем этапе оценка говорения включает разные подходы к диалогической и монологической речи.
При анализе диалога следует оценить критерий взаимодействие с собеседником. Важно, чтобы дети не стремились автоматически воспроизвести выученные наизусть реплики, а поддерживали разговор, откликаясь на слова собеседника, смотрели друг на друга, учитывали реакцию собеседника, переспрашивали и т.д.
При оценивании монолога критерий «взаимодействие с собеседником» не применяется, но зато в монологе есть больше возможностей для вариаций по содержанию, поэтому для монолога вводится критерий содержание.
Много внимания уделяется овладению языковыми средствами и формированию навыков оперирования ими. Именно поэтому предлагается оценивать этот аспект по трём критериям: лексико-грамматическая правильность речи, соблюдение произносительной нормы, интонационная правильность речи.
Нормы оценивания соответствуют нормам, изложенным в авторской программе:
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке);логичность и полнота изложения;
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов попройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытие обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
В первой четверти 2 класса отметки не выставляются (безотметочное обучение. Начиная со второй – система оценки достижений учащихся: традиционная (пятибалльная).
2. Содержание и структура учебного предмета, курса
2.1. Содержание учебного предмета
Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными линиями и разделами предмета «Английский язык»:
1) коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме);
2) языковые средства и навыки онерирования ими;
3)социокультурные знания и умения;
4) общеучебные и специальные учебные умения.
Указанные содержательные линии (1-3) находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой, языковой, социокультурной. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения (во втором классе общеобразовательной школы).
Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечивают взаимопонимание в социокультурной/межкультурной коммуникации. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык».
Содержание обучения английскому языку
во 2 классе по УМК серии FORWARD
Учебно-методические комплекты серии FORWARD предназначены для последовательного изучения английского языка со 2 по 11 класс общеобразовательных учреждений и обеспечивают преемственность содержания, методов и форм работы. УМК для 2 класса является первым комплектом этого курса и рассчитан на обязательное изучение предмета «Иностранный язык» со 2 класса в общеобразовательных школах, работающих по базисному учебному плану (2 часа в неделю). Вместе с тем УМК может успешно использоваться при наличии дополнительных часов, поскольку содержит обширный дополнительный материал и проектные задания.
Содержание курса соответствует авторской учебной программе, разработанной доктором филологических наук, профессором М.В. Вербицкой в рамках государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Научные традиции отечественной методики, педагогики и психологии предопределили философию данного курса, его цели, характер построения учебного взаимодействия учителя и учащихся. В соответствии с концепцией фундаментального ядра содержания общего образования в данном курсе сделан акцент на интегративном характере иностранного языка как предмета, а именно подчёркнуты: а) интерпретация английского языка как цели и средства обучения при осуществлении межпредметных связей с родным языком, литературой, природоведением, технологией, музыкальным и изобразительным образованием; б) сочетание языкового и иноязычного образования с элементарными основами литературного образования при ознакомлении с образцами зарубежной детской литературы.
Вместе с тем серия FORWARD является примером успешного взаимодействия отечественной научной методической школы с британскими лингвистами и специалистами в области раннего обучения английскому языку, поскольку в отборе и редактировании текстов для чтения, а также текстов диалогов принимали участие носители английского языка. Это оказало положительное влияние на выбор аутентичных речевых ситуаций и языковых средств общения, характерных для детей младшего школьного возраста.
Привлечение англоязычных соавторов также оптимизировало выбор аутентичных речевых ситуаций и языковых средств общения, необходимых для ознакомления российских младших школьников с жизнью их англоговорящих сверстников, включения их в диалог культур.
Это соответствует основной цели изучения иностранных языков в школе — «формированию у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка» («Фундаментальное ядро содержания общего образования»).
В разработке конкретного содержания учебных тем учебные пособия серии FORWARD реализуют подход, позволяющий младшим школьникам осознать особенности культуры своей страны, сформировать умения представлять её в ходе общения с представителями иной культуры. Таким образом осуществляется основная педагогическая цель, сформулированная в стандарте 2009 г.: воспитание «гражданина России, укоренённого в национальных культурных и духовных традициях своего народа» («Примерная программа воспитания и социализации обучающихся…»)
Предметное содержание устной и письменной речи
УМК серии "FORWARD" для 2 класса
Предметное содержание устной и письменной речи УМК серии "FORWARD"для 2 класса отражает реальные ситуации общения младших школьников в разных сферах современной жизни применительно к странам изучаемого языка и к родной стране. Представленный в УМК лексико-грамматический языковой материал является употребимым для элементарного общения с англоязычными сверстниками по темам, соответствующим их интересами возрастным особенностям.
Предметное содержание (тематика общения) | Разделы (units)учебников |
Знакомство. Представление одноклассникам, учителю: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз английского речевого этикета). | Units 1-5 (устное опережение). Unit 9. Hello! Unit 10. How are you? Unit 11.What’s your name? |
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст. Одежда, обувь, основные продукты питания. Цвета. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения; Новый год. Подарки. | Unit 12. Ben’s family Unit 13. What’s this? Unit 14. Is this your hat? Unit 15. Happy birthday, Jill! Unit 16. Colours Unit 20. I like pizza |
Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Спорт: любимые виды спорта, физзарядка. Персонажи любимых сказок. Выходной день, каникулы: сафари парк, зоопарк. | Units 2, 7 (устное опережение) Unit 22. A safari park Unit 26. I’m standing on my head |
Я и мои друзья. Имя, возраст, увлечения/хобби, где живёт. Совместные занятия: делаем робота, играем в космонавтов, делаем зарядку, учимся фотографировать. Внешность: название частей тела. Письмо зарубежному другу по переписке. Любимое домашнее животное: имя, возраст, любимая еда. | Units 2-4 (устное опережение). Unit 23. I’m making a robot Unit 25. We’re going to the moon! Unit 28. Smile please! Unit 19. I like snails Unit 27. Pen friends |
Моя школа. Классная комната, школьные принадлежности, школьные кружки. | Unit 11.What’s your name? |
Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, предметы мебели и интерьера. Моя деревня/мой город, моя улица. | Unit 17. Our street Unit 18. A spider in the bathroom Unit 21. Where is it? Unit 24. Our village |
Страна/страны изучаемого языка. Общие сведения: название, столицы Великобритании, США, Австралии. Родная страна. Название, столица, родной город/деревня. Первые российские космонавты, первые полёты в космос. Небольшие произведения детского фольклора на английском языке (рифмовки, стихи, песни). Некоторые формы речевого и неречевого этикета англоговорящих стран в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, за столом, в зоопарке). | Units 1, 6-8 (устное опережение). Unit 25. We’re going to the Moon! Units 2, 4, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 26, 27 Unit 10. How are you? |
Содержание обучения различным видам учебной деятельности
во 2 классе
Обучение аудированию. Аудирование занимает важное место в обучении иностранному языку уже на начальном этапе, поскольку понимание речи на слух составляет основу устного общения. Без навыков аудирования невозможно сформировать навыки говорения, особенно в диалоге, поскольку это два одинаково важных умения, составляющих базу устной речи.
При устном опережении умение воспринимать и понимать речь на слух обеспечивает комплексное развитие коммуникативных умений и языковых знаний. Формирование фонетического и интонационного слуха, осознание особенностей ударения, паузации, ритма в английском языке, формирование произносительных навыков, т. е. овладение звуковой стороной английской речи, идёт непосредственно через аудирование. При изучении иностранного языка приходится постоянно учитывать возможные трудности, обусловленные межъязыковой и внутриязыковой интерференцией. На этом этапе обучения можно обратить внимание детей на то, какие ошибки восприятия возникают при неправильном произнесении звуков (например, в словах pen«ручка»и pan«сковорода») или неверном интонировании высказывания.
При устном опережении формирование языковых знаний и умений также идёт на основе аудирования. В процессе ознакомления с новой лексикой предпочтение следует отдавать беспереводным способам объяснения значений слов, чтобы развивать языковую догадку, необходимую для преодоления психологического барьера в общении на иностранном языке. При закреплении материала на уроке новые языковые единицы должны многократно проговариваться, что наряду с постоянной ротацией данного слова или конструкции в речи является залогом их прочного запоминания.
При объяснении грамматики также рекомендуется идти от речи к языку, т. е. вводить новую грамматическую структуру на примере конкретной речевой ситуации, наглядно демонстрирующей её употребление, после чего можно делать обобщение или формулировать правило. Правила формулируются и объясняются на родном языке, при этом надо избегать употребления лингвистических терминов, ещё не знакомых младшим школьникам из курса русского языка. По мере расширения знаний детей полезно проводить аналогии, сопоставления и противопоставления правил грамматики родного и английского языка, повышая общую языковую компетенцию учащихся.
Обучение аудированию можно начинать с самого первого занятия. Как уже отмечалось выше, учителю необходимо максимально использовать английский язык на уроке, говорить на нём с детьми, создавая ситуации иноязычного общения. Родной язык служит вспомогательным средством при объяснении нового материала или контроле понимания. В речи учителя должны постоянно звучать постепенно запоминаемые учащимися команды и просьбы, формы вербального поощрения, похвалы, порицания и т. д. Учитель максимально адаптирует свою речь к уровню знаний своих учеников, подкрепляя инструкции и объяснения, а также свои оценки жестами, мимикой, обращением к зрительной наглядности.
На первом этапе обучения, в рамках вводно-фонетического курса, аудирование скорее выступает как средство обучения, а не как самостоятельная цель обучения. Основное внимание уделяется развитию речевого слуха, умению различать звуки родного и английского языка, а также новые слова в привычном контексте. Разучивание рифмовок, стихов, выполнение упражнений на установление звуко-буквенных соответствий, чтение транскрипции происходит на основе имитации звуковых образцов, которыми служат речь учителя и аудиозаписи. Необходимо широко применять компакт-диски на занятиях в классе, а также научить школьников использовать компакт-диски с аудиозаписями текстов в процессе выполнения домашних заданий.
Начиная со второй четверти формирование навыков восприятия речи на слух всё чаще используется как самостоятельная цель обучения. Увеличивается доля заданий, направленных на понимание основного содержания высказываний, а также на понимание запрашиваемой информации. Конкретные рекомендации по формированию данных умений приводятся в поурочном планировании к соответствующим заданиям урока.
Обучение говорению. На начальном этапе обучения иностранному языку говорение выступает и как средство, и как самостоятельная цель обучения. Говорение на уровне репродукции языковых и речевых образцов используется для закрепления фонетических, лексических, грамматических навыков. Для того чтобы данный процесс не стал механическим, скучным, рекомендуется использование различных игровых ситуаций, конкурсов и соревнований.
Во вводно-фонетическом курсе, цель которого — формирование фонетических навыков, говорению должно отводиться столько же времени, сколько и связанному с ним аудированию. Дети должны постоянно отрабатывать произношение звуков, правильно делать ударение в словах и выделять смысловой центр в предложении, различать интонацию изучаемых типов предложений. Вырабатывая умение различать на слух особенности английской речи, дети учатся имитировать новые для них звуки и мелодику предложений. Важно также формировать у младших школьников навыки само- и взаимоконтроля, постоянно вовлекая их в процесс общения на уроке и побуждая анализировать восприятие речи, как собственной, так и своих одноклассников. Задания на развитие говорения также должны основываться на использовании аудиозаписей в классе и при самоподготовке.
Тренировочные упражнения на развитие навыков и умений говорения служат ещё и для отработки лексических и грамматических навыков. Традиционно с этой целью используют упражнения на повторение, подстановку, трансформацию и на соединение нескольких речевых образцов. Рекомендуется на этих этапах уроков включать игры на отгадывание, игры с элементами информационного пробела (informationgapactivities) и другие, способные превратить рутинное задание в увлекательное соревнование.
Обучение говорению всегда обусловлено ситуациями общения. В курсах, имеющих коммуникативную направленность, ситуации общения и речевые задачи должны быть понятны учащимся и не должны выходить за рамки их реального или потенциального контекста деятельности. Любое задание, имеющее целью монологическое или диалогическое высказывание, может быть выполнено при соблюдении следующих условий:
- учащиеся понимают суть задания;
- речевые задачи основываются на сюжете, интересном для детей данного возраста, что является естественным стимулом к говорению;
- им есть что сказать, т. е. они владеют нужной информацией;
- видеоряд и формулировка задания дают необходимый уровень содержательных, речевых и языковых опор;
- учащиеся уже овладели речевыми образцами, необходимыми для решения данной коммуникативной задачи;
- у учащихся имеются необходимые языковые средства (набор слов и грамматических структур) для требуемой подстановки/транс- формации/дополнения или соединения в рамках поставленной коммуникативной задачи.
Говорение может реализовываться в форме монолога или диалога. Диалоги явно преобладают на занятиях по иностранному языку как форма общения более естественная в учебных ситуациях, особенно на начальных ступенях обучения. При обучении диалогу особое внимание следует уделить такой характеристике диалогической речи, как реактивность. Необходимо тренировать учащихся в быстроте реагирования на привычные речевые стимулы (на приветствие/прощание, на вопрос о самочувствии, на вопрос о том, что он/она делает или собирается делать и т. д.). На начальном этапе целесообразно идти от заучивания простейших диалогов или диалогических единств к их последующему комбинированию, трансформации в соответствии с новой речевой задачей или ситуацией общения.
Отдельной задачей является обучение монологической речи, требующей соблюдения логики и последовательности изложения мысли, смысловой законченности высказывания, его соответствия поставленной задаче, а также использования соединительных слов или союзов. Во 2 классе, когда только начинается формирование навыков монологической речи, нет строгого разграничения на типы монолога, так как основной акцент делается на расширение использования языкового материала, его накопление и комбинирование в рамках различных речевых ситуаций.
Обучение чтению. Чтение — это рецептивный вид речевой деятельности, основанный на понимании информации, представленной в графической форме. Формирование умения читать связано с развитием различных видов чтения: просмотрового (на понимание основного содержания текста, его тематики и проблематики),поискового(на поиск запрашиваемой информации), изучающего (на полное понимание содержания и смысла текста, его стилистических особенностей). Как показывает практика, даже на родном языке не все люди способны выйти на необходимый уровень умений, поэтому его формирование происходит в течение всего срока обучения в школе и после неё.
Основу навыка чтения составляет техника чтения, т. е. способность соотнести графический образ слова с его звуковой формой и затем со значением. Во 2классе обучение чтению на английском языке начинается с изучения звуков, обозначенных особыми знаками, и буквами английского алфавита, с установления звукобуквенных соответствий и со знакомства с вариантами обозначения звуков различными буквосочетаниями на отобранном в учебных целях материале. Это этап формирования техники чтения, на котором большое значение играет формирование умения читать транскрипцию и соотносить её с графической формой слов. Подчеркнём, что данный курс предусматривает параллельное развитие всех видов речевой деятельности с акцентом на аудировании и говорении.
Большую помощь в формировании техники чтения может оказать таблица с указанием букв и звуков, приведённая в учебнике («ноутбук»). На данном этапе ставится целью обучение чтению, а не письму транскрипционных знаков — дети должны научиться писать буквы английского алфавита. Транскрипция играет вспомогательную роль, закрепляя у младших школьников представления о соотношении звуковой и графической оболочки слов, что послужит в дальнейшем базой для освоения принципов английской орфографии. Освоение транскрипционных знаков и формирование графических навыков продолжается в течение всего года, при этом с первых уроков учащиеся могут «печатать» слова на клавиатуре таблицы-«ноутбука» либо показывать тот или иной звук в таблице с шариками из учебника, запоминая графические знаки. При формировании техники чтения также можно пользоваться карточками, предлагаемыми в УМК.
В учебнике материал вводно-фонетической части организован таким образом, чтобы при его усвоении у младших школьников складывались устойчивые связи между буквами и обозначаемыми ими звуками. Этот способ систематизации материала позволяет опираться на имеющиеся у второклассников представления о принципах обозначения звуков буквами в родном языке. При этом устное опережение материала (как правило, на один-два урока) обеспечивает формирование навыка чтения на знакомом лексическом материале (кроме специальных упражнений на закрепление правил чтения).
На начальном этапе обучения чтению учащиеся читают слоги и специально отобранные слова, иллюстрирующие правила чтения гласных и буквосочетаний, предварительно прослушав аудиозапись. От чтения отдельных слов учащиеся постепенно переходят к чтению словосочетаний, простых предложений и коротких текстов. С первых шагов в обучении чтению важно обращать внимание учащихся не только на правильное произнесение слов, но и на ритм, интонацию, ударение, паузы, мелодику различных типов предложений. С этой целью используются аудиозаписи, сделанные носителями языка и имитирующие ситуации реального общения. Записи должны прослушиваться на занятиях под руководством учителя, обеспечивающего выполнение соответствующих заданий, и дома (самостоятельно или под наблюдением родителей). Цель заданий на чтение — доведение формируемых навыков на данном учебном материале до автоматизма.
Большая часть упражнений на формирование техники чтения рассчитана на чтение вслух. При отработке навыков чтения на уроке рекомендуется использовать:
- повторение слов, словосочетаний, а затем и целых высказываний вслед за учителем или диктором с опорой на печатный текст;
- хоровое чтение, которым руководит учитель, задающий ритм;
- чтение по цепочке элементов упражнения и отдельных частей текста;
- отработка темпа и ритма прочтения предложений путём «нанизывания» слов в прямом порядке или с конца предложения и т. д.
Подробные рекомендации по выполнению заданий на чтение приводятся в поурочном планировании.
Обучение письму. Во 2 классе письмо ещё не выступает самостоятельной целью обучения. На данном этапе оно скорее рассматривается как основа формирования навыков чтения, установления звукобуквенных соответствий. Основное внимание уделяется графике, прописыванию букв, буквосочетаний, списыванию слов по образцам. Предусматривается при этом и параллельное формирование орфографических навыков на уровне записи слов. Со второй четверти уже используются отдельные коммуникативные задания на письмо, которые при этом также служат для закрепления комплексных лексико-грамматических и графических навыков. В четвёртой четверти дети знакомятся с жанром личного письма, однако говорить о развитии навыков письменной речи как таковой на данном этапе обучения представляется преждевременным.
Основная форма организации учебных занятий – урок. Резерв учебного времени планируется использовать для организации повторения и закрепления изученного материала.
2.2. Структура курса
№ | Раздел | При-мерное кол-во часов |
1 | Знакомство. Представление одноклассникам, учителю (имя, возраст). Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз английского речевого этикета). | 5 |
2 | Моя семья и я. Члены семьи, их имена, возраст. Покупки в магазине. Одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Цвета. Семейные праздники: день рождения, Новый год. Подарки | 7 7 4 |
3 | Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке, парке аттракционов). Каникулы, активный отдых. | 3 4 |
4 | Я и мои друзья. Имя, возраст, увлечения, место жительства. Совместные занятия: делаем робота, играем в космонавтов, делаем зарядку, учимся фотографировать. Внешность: названия частей тела. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: кличка, возраст, любимая еда. | 4 2 2 2 |
5 | Мир вокруг меня. Мой дом, квартира, комната (названия комнат, предметы мебели и интерьера). Моя деревня, мой город, моя улица. | 5 5 |
6 | Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столицы Великобритании, США, Австралии. Родная страна. Название, столица, родной город / деревня. Первые российские космонавты, первые полеты в космос. Небольшие простые произведения детского фольклора (песни, стихи.) Некоторые формы речевого и неречевого этикета англоговорящих стран в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, за столом, в зоопарке). | 3 4 4 2 |
7 | Моя школа. Классная комната, школьные принадлежности, школьные кружки. | 3 |
| Итого | 67 |
3. Тематическое планирование, график и виды контроля освоения учебного предмета
3.1. Календарно-тематическое планирование во 2 классе
I четверть
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата |
Планир. | Фактич. |
1 | Знакомство с английским языком | 1 | 04.09.18 | |
2 | Знакомство с английским языком | 1 | 05.09.18 | |
3 | Сказка об английских буквах | 1 | 11.09.18 | |
4 | Давайте говорить по-английски! | 1 | 12.09.18 | |
5 | Давайте говорить по-английски! | 1 | 18.09.18 | |
6 | Мои увлечения | 1 | 19.09.18 | |
7 | Мои увлечения | 1 | 25.09.18 | |
8 | Как зовут твоих друзей? | 1 | 26.09.18 | |
9 | Как зовут твоих друзей? | 1 | 02.10.18 | |
10 | Я могу читать по-английски! | 1 | 03.10.18 | |
11 | Я могу читать по-английски! | 1 | 09.10.18 | |
12 | Я знаю английский алфавит | 1 | 10.10.18 | |
13 | Я знаю английский алфавит | 1 | 16.10.18 | |
14 | Подготовка к проверочной работе. | 1 | 17.10.18 | |
15 | Проверочная работа за I ч. | 1 | 23.10.18 | |
16 | Работа над ошибками | 1 | 24.10.18 | |
II четверть
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата |
Планир. | Фактич. |
17 | Повторение изученного в I четверти | 1 | 06.11.18 | |
18 | Я знаю много английских слов | 1 | 07.11.18 | |
19 | Я знаю много английских слов | 1 | 13.11.18 | |
20 | Здравствуй! Hello! | 1 | 14.11.18 | |
21 | Здравствуй! Hello! | 1 | 20.11.18 | |
22 | Как дела? How are you? | 1 | 21.11.18 | |
23 | Как дела? How are you? | 1 | 27.11.18 | |
24 | Как тебя зовут? What is your name? | 1 | 28.11.18 | |
25 | Как тебя зовут? What is your name? | 1 | 04.12.18 | |
26 | Семья Бена. Ben’s family. Повторение | 1 | 05.12.18 | |
27 | Проверочная работа за II четверть (звуко-буквенный диктант, тест) | 1 | 11.12.18 | |
28 | Работа над ошибками. | 1 | 12.12.18 | |
29 | Что это? What’s this? | 1 | 18.12.18 | |
30 | Это твоя шляпа? Is this your hat? | 1 | 19.12.18 | |
31 | Повторение изученного. | 1 | 25.12.18 | |
32 | Подведение итогов II ч. | 1 | 26.12.18 | |
III четверть
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата |
Планир. | Фактич. |
33 | Повторение изученного во II четверти | 1 | 15.01.19 | |
34 | С днём рожденья, Джилл! | 1 | 16.01.19 | |
35 | С днём рожденья, Джилл! | 1 | 22.01.19 | |
36 | Цвета | 1 | 23.01.19 | |
37 | Цвета | 1 | 29.01.19 | |
38 | Наша улица | 1 | 30.01.19 | |
39 | Наша улица | 1 | 05.02.19 | |
40 | В ванной – паук! | 1 | 06.02.19 | |
41 | В ванной – паук! | 1 | 12.02.19 | |
42 | Я люблю улиток | 1 | 13.02.19 | |
43 | Я люблю улиток | 1 | 19.02.19 | |
44 | Мне нравится пицца | 1 | 20.02.19 | |
45 | Мне нравится пицца | 1 | 26.02.19 | |
46 | Где же это? | 1 | 27.02.19 | |
47 | Где же это? Повторение | 1 | 05.03.19 | |
48 | Подготовка к проверочной работе | 1 | 06.03.19 | |
49 | Проверочная работа за III четверть (тест, диалог) | 1 | 12.03.19 | |
50 | Работа над ошибками. Повторение изученного | 1 | 13.03.19 | |
51 | Учи английский играюче. | 1 | 19.03.19 | |
52 | Учи английский играюче. | 1 | 20.03.19 | |
IV четверть
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата |
Планир. | Фактич. |
53 | Повторение изученного в III четверти | 1 | 02.04.19 | |
54 | Сафари-парк | 1 | 03.04.19 | |
55 | Сафари-парк | 1 | 09.04.19 | |
56 | Я делаю робота | 1 | 10.04.19 | |
57 | Я делаю робота | 1 | 16.04.19 | |
58 | Наша деревня | 1 | 17.04.19 | |
59 | Наша деревня | 1 | 23.04.19 | |
61 | Мы собираемся на Луну! | 1 | 24.04.19 | |
62 | Мы собираемся на Луну! | 1 | 30.04.19 | |
63 | Проект «Моя мечта» | 1 | 07.05.19 | |
64 | Я стою на голове | 1 | 08.05.19 | |
65 | Я стою на голове | 1 | 14.05.19 | |
66 | Друзья по переписке. Повторение изученного | 1 | 15.05.19 | |
67 | Повторение изученного | 1 | 21.05.19 | |
68 | Проверочная работа за II полугодие | 1 | 22.05.19 | |
3.2. График и виды контроля освоения учебного предмета
№ урока | Этап изучения материала | Вид контроля | Дата |
1. | I четверть | Буквенный диктант, аудирование (по карточкам) | 23.10.18 |
2. | II четверть | Звуко-буквенный диктант, тест | 11.12.18 |
3. | III четверть | Проверочная работа (контроль аудирования, чтения, диалога, тест) | 12.03.19 |
4. | VI четверть | Проверочная работа (контроль аудирования, чтения, письма, монолога, тест) | 22.05.19 |