СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В сатье представлена рабочая программа для обучающихся с нарушение интеллекта коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Пензенской области «Головинщинская школа-интернат для обучающихся
по адаптированным образовательным программам»
(ГКОУ Головинщинская школа-интернат)
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. дир. по УВР:_______С.Н.Мандрыгина Директор школы:_________О.А.Губарева
«____»___________2024 г. «____»___________2024 г.
Рабочая программа
для обучающихся с нарушением интеллекта
вариант 1
коррекционного курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
(на тему «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта»)
(для 4 класса)
на 2024 – 2025 учебный год
Рассмотрена на заседании МО учителей
Руководитель МО:_________ В.В. Темникова
«____»________________2024 г.
Одобрено решением педсовета
Протокол №__от «__» _______ 2024 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………...6
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………..8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС……………………………36
VI. ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………..38
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………..40
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомотрики и сенсорных процессов» (на тему «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта») (далее Рабочая программа) составлена на основе:
Федерального закона РФ « Об образовании в Российской Федерации»- от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями);
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24 ноября 2022 г. п. № 1026 ( с изменениями);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. п.1598 « Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 г. N 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемыми результатами освоения АООП;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от. 28 сентября 2020 г. Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021г. Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Действующего Устава школы – интернат;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением интеллекта ГКОУ « Головинщинская школа- интернат» .
Рабочая программа является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом Рабочая программа в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и основные направления работы.
Цель коррекционного курса заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление трудностей в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения.
Предложенная тема «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с нарушением иетеллекта» направлена на формирование психических новообразований как предыдущего, так и настоящего возрастного периода с учетом развития индивидуальных познавательных возможностей каждого обучающегося.
Задачи коррекционных занятий:
формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;
формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;
коррекция познавательной деятельности;
раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;
формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и формирования умений.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления;
развитие элементов воображения.
Коррекционные занятия «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления, и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.
Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы.
Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта осуществляются при использовании различных методов:
практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты;
наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);
словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;
двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.
Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и другими.
В структуру коррекционного занятия могут входить:
пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения);
дыхательная гимнастика;
зрительная гимнастика;
упражнения на развитие графомоторных навыков;
кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия межполушарных связей.
Содержание разделов
Название раздела, темы |
| ||||||
Обследование обучающихся - 2 часа |
| ||||||
Развитие внимания и памяти - 16 часов |
| ||||||
Зрительная | слуховая | тактильная |
| ||||
Сенсорное развитие - 25 часа |
| ||||||
Зрительное | Слуховое | Тактильное | вкусовое | ||||
Формирование мыслительной деятельности - 17 часов |
| ||||||
Наглядно-действенное | Наглядно-образное | Словесно-логическое | Элементарные математические представления | ||||
Развитие элементов воображения - 6 часов |
| ||||||
Обследование обучающихся - 2 часа |
|
Личностные:
активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений, договоренностей;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
определение адаптационных возможностей ребенка при переходе на основной уровень обучения;
осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные:
Минимальный уровень:
различать основные цвета, величину, геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция) с помощью учителя;
составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков с опорой на образец, используя помощь учителя;
использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;
дорисовывать недостающие части рисунка, используя помощь учителя;
рисовать бордюры, выполнять графические диктанты на слух;
пользоваться простой схемой-планом;
определять на ощупь форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисунке с помощью учителя;
определять вкусовые характеристики предмета в собственных высказываниях с опорой на образец;
запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста (2-3 повтора);
ориентироваться в условиях практических проблемных задачах;
осмысливать ситуации, содержание картины на основе аналитико-синтетической деятельности с помощью вопросов учителя;
оперировать смыслом, пониманием переносного смысла, дифференцированности
и целенаправленности суждений с помощью учителя;
расчленять воображение предмета на составные части и воссоздавать сложные формы из частей (5-6 частей).
Достаточный уровень:
самостоятельно различать основные цвета, величину, геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция);
самостоятельно дорисовывать недостающие части рисунка;
самостоятельно составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков;
пользоваться сложной схемой-планом;
самостоятельно определять на ощупь форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисунке;
запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста (1-2 повтора);
определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно- образному мышлению самостоятельно;
самостоятельно оперировать смыслом, понимать переносный смысл, демонстрировать дифференцированность и целенаправленность суждений;
самостоятельно отбирать заместителей для обозначения предметов или явлений;
использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка образовательных достижений освоения программы коррекционной работы осуществляется экспертной группой и может выражаться в уровневой шкале:
0 баллов – отсутствие динамики;
1 балл - незначительная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе входного и промежуточного тестирования (Приложение 1, 2).
№ | Тема занятия | Кол-во | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности | |
| Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||
Обследование обучающихся- 2 часа | |||||
1. | Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий | 1 | Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий | Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
2. | Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий | 1 | Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий | Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
Развитие внимания и памяти -16 часов | |||||
3. | Совершенствование зрительного внимания и подражание действиям, изображенным на картинке, соотнесение их с реальными действиями | 1 | Выполнение подражания действиям, изображенным на картинке. Соотнесение их с реальными действиями (Игра «Делаем зарядку», «Ладошки», «Вот такие мы») | Выполняют действия по подражанию в определенных игровых ситуациях Соотносят с реальными действиями, предложенными учителем (выбор из 5-6) | Выполняют действия по подражанию или показу в определенных игровых ситуациях. Соотносят с реальными действиями, предложенными учителем (выбор из 6-7) |
4. | Совершенствование умения сравнивать сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали | 1 | Выполнение задания путем сравнения сюжетных изображений, выделяя в них сходные и различные элементы и детали. Задания: «Найди сходства и отличия», «Что перепутал художник?», «Что изменилось?» | Выполняют задания путем сравнения сюжетных изображений, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (4-5 элементов) | Выполняют задания путем сравнения сюжетных изображений, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (6-7 элементов) | |
5. | Совершенствование умения воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части его элементов, закрепление умения дорисовывать недостающие части рисунка
| 1 | Воспроизведение целостного изображение предмета, выбирая недостающие части его элементов. Выполнение заданий: «Почини коврик», «Нарисуй по точкам» | Выполняют задание, выбирают недостающие части элементов, делают выбор из 7 элементов. При затруднениях можно уменьшить количество предметов. Выполняют задания по дорисовыванию недостающих частей рисунка при предъявлении образца | Выполняют задание, выбирают недостающие части элементов, делают выбор из 8-9 элементов. Выполняют задания по дорисовыванию недостающих частей рисунка самостоятельно | |
6. | Формирование умения работать с простой схемой-планом, развитие умения соотносить реальное пространство с планом | 1 | Работа с простой схемой-планом. Соотнесение реального пространства с планом. | Работают с простой схемой-планом. Соотносят реальное пространство с планом с помощью учителя | Работают с простой схемой-планом. Соотносят реальное пространство с планом самостоятельно | |
7. | Совершенствование умения выполнять зрительный диктант по памяти с опорой на алгоритм выполнения: рассмотри, перечисли, запомни, закрой, выложи, рассмотри повторно, проверь | 1 | Выполнение графических работ по памяти и алгоритму. Задания: «Домик», «Машина» | Выполняют графическую работу, состоящую из 3 картинок с помощью уточняющих вопросов учителя
| Выполняют самостоятельно графическую работу, состоящую из 4-5 картинок | |
8. | Совершенствование умения находить закономерности в построении фраз, стихов, текстов, предъявляемых зрительно и на слух | 1 | Выделение закономерности фраз, стихов, текстов. (Игры: «Исключение понятий», «Совместить несовместимое») | Выделяют определенным действием закономерности фраз, стихов, текстов (от 6-7 фраз) | Выделяют определенным действием закономерности фраз, стихов, текстов самостоятельно (предложение из 8 фраз) | |
9. | Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком без фиксации на его местоположении в слове на слух
| 1 | Подбор слов с заданным звуком, без фиксации на его местоположении в слове. Игры («Включи телевизор», «Каждому звуку свою комнату», «Новоселье у зверей»)
| Подбирают слова с заданным звуком (6-7 слов). | Подбирают слова с заданным звуком (7-8 слов) самостоятельно | |
10. | Совершенствование умения запоминать наборы предложенных коротких и длинных предложений | 1 | Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение по памяти действующих лиц. Сказка В.Сутеева «Под грибом» | Выполняют задание по памяти. Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают персонажей (6-7) с помощью повторного произнесения слов учителем. Воспроизводят действующих лиц с опорой на иллюстрацию | Выполняют задание по памяти. Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают персонажей (7-8) самостоятельно. Воспроизводят действующих лиц | |
11. | Совершенствование умения выстраивать смысловые фразы из начальных букв запоминаемой информации путем формирования концентрации внимания на запоминаемом объекте | 1 | Запоминание и построение смысловых фраз из начальных букв. (Игра «Расскажи об одежде, о птицах, о профессии») | Выполняют задание по памяти. Запоминают и выстраивают фразы по памяти (5-6 фраз), помощь оказывается при повторном предъявлении образца. При затруднениях можно уменьшить количество предметов | Запоминают и выстраивают фразы по памяти (7-8 фраз) самостоятельно | |
12. | Совершенствование умения выстраивать слова из начальных букв и слогов путем формирования концентрации внимания на запоминаемом объекте | 1 | Запоминание и составление слов из начальных букв и слогов. Задания: «Переставь слоги и звуки», «Назови заданный слог в слове»
| Выполняют задание по памяти. Запоминают и составляют слова по памяти (5-6 слов) с помощью повторного предъявления образца. При затруднениях можно уменьшить количество предметов | Запоминают и составляют слова по памяти (7-8 слов) самостоятельно | |
13. | Совершенствование слуховой памяти посредством многократного повторения и постепенного увеличения количества словосочетаний и коротких предложений, которые нужно запомнить | 1 | Прослушивание, запоминание и повторение словосочетаний и коротких предложений. Задание: «Послушай предложение, запомни и повтори»
| Прослушивают, запоминают и повторяют словосочетания при повторном произнесении задания учителем
| Прослушивают, запоминают и повторяют словосочетания и короткие предложения самостоятельно
| |
14. | Совершенствование умения изображать события и героев из рассказа на листе бумаги после прослушанного описания | 1 | Воспроизведение на листе бумаги событий и героев из рассказа по словесному описанию. Задание: нарисуй картину к рассказу В. Сутеева «Три котенка» | Слушают рассказ. Изображают на листе бумаги события рассказа и героев с помощью наводящих вопросов учителя
| Слушают рассказ. Изображают на листе бумаги события рассказа и героев по словесному описанию учителя самостоятельно | |
15. | Совершенствование умения выборочного запоминания на слух (словосочетаний из текста, названий действий героев рассказа)
| 1 | Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение по памяти словосочетаний и называние действий героев рассказа. Задание: «Назови действия героев рассказа М.Пришвина «Лисичкин хлеб» | Прослушивают небольшой рассказ, в ходе которого запоминают действия героев с помощью иллюстративной опоры. Воспроизводят действия героев рассказа и отдельные запомнившиеся словосочетания с помощью наводящих вопросов учителя | Прослушивают небольшой рассказ, в ходе которого запоминают действия героев. Воспроизводят действия героев рассказа и отдельные запомнившиеся словосочетания. Рисуют иллюстрацию к рассказу
| |
16. | Совершенствование слуховой памяти, запоминание небольших текстов и их пересказ | 1 | Прослушивание небольших текстов. Ответы на вопросы учителя. Пересказ текста. Задание: «Перескажи рассказ М. Пришвина «Еж» | Слушают небольшие тексты. Отвечают на вопросы учителя. Пересказывают текст после повторения учителем рассказа (2- 3 раза) | Слушают небольшие тексты. Отвечают на вопросы учителя. Пересказывают текст после повторения учителем рассказа (1-2 раза) | |
17. | Совершенствование умения словесно выражать свою реакцию на предметы, воспринятые тактильно с определенным предметом, животным | 1 | Узнавание качеств предметов, воспринятых тактильно. Словесное описание своей реакции на основе тактильных ощущений (мягкие, пушистые, колючие, твердые, холодные). Игры: «Теплое солнышко», «Весенняя капель» | Узнают предметы по тактильным ощущениям, называют их. Словесно описывают свою реакцию на предметы, обследованные на ощупь (7 предметов)
| Узнают предметы по тактильным ощущениям, называют их. Словесно описывают свою реакцию на предметы, обследованные на ощупь (8-9 предметов) | |
18. | Совершенствование умения составлять подвижные рассказы с опорой на тактильные дощечки | 1 | Воспроизведение подвижного рассказа на основе тактильной памяти. Составление рассказа о себе, о семье | Воспроизводят рассказ с опорой на тактильные дощечки с помощью учителя
| Воспроизводят рассказ с опорой на тактильные дощечки самостоятельно
| |
Сенсорное развитие - 25 часов | ||||||
19. | Закрепление умений производить выбор из кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников, ромбов, трапеций разного цвета и разной величины в процессе конструирования | 1 | Дифференцирование геометрических форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников, ромбов, трапеций разного цвета и разной величины в процессе конструирования. | Определяют геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапеция разного цвета и разной величины. Выполняют постройки, используя геометрические формы по образцу | Определяют геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапеция разного цвета и разной величины. Самостоятельно выбирают геометрические формы для постройки заданного образца |
20. | Закрепление умений дифференцировать объемные формы в процессе конструирования по заранее составленному образцу | 1 | Дифференцирование объемных форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников, ромбов, трапеций в процессе конструирования по образцу. Задания: «Постройка домика для животных», «Городок для кукол» | Соотносят объемные формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапеция по показу учителя. Выполняют конструирование по образцу | Соотносят объемные формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапеция по образцу. Выполняют конструирование самостоятельно |
21. | Закрепление умений использовать представления о величине и форме предметов в разных видах деятельности – игре, аппликации, лепке, рисовании | 1 | Выполнение различных видов деятельности (игра, лепка, рисование). Аппликация «Кораблик», рисунок «Бабочка» | Выполняют аппликацию и рисунок из геометрических фигур разной величины и формы по образцу и с помощью учителя
| Выполняют аппликацию и рисунок из геометрических фигур разной величины и формы с помощью учителя
|
22. | Совершенствование умений воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине) | 1 | Воспроизведение пространственных отношений между элементами при конструировании по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине). Задания: «Вверху-внизу», «Скульптор» | Конструируют по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине) по показу | Конструируют по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине) самостоятельно |
23. | Совершенствование умения передавать цветом свое эмоциональное состояние в рисунках и аппликациях | 1 | Соотнесение цвета со своим настроением в рисунках и аппликациях (радость – цветы ко дню рождения; радость – солнечный денек, ранняя весна и т.д.) | Выполняют аппликацию и рисунок из основных цветов в соответствии со своим настроением с помощью учителя
| Выполняют аппликацию и рисунок из основных цветов в соответствии со своим настроением самостоятельно
|
24. | Совершенствование умения дифференцировать понятия о цветовом спектре «теплые», «холодные» цвета | 1 | Различение «теплых», «холодных» цветов цветового спектра. Дидактическая игра: «Теплые и холодные цвета» | Выполняют задания на определение цветов и их оттенков по образцу или показу учителя | Выполняют задания на определение цветов и их оттенков самостоятельно |
25. | Совершенствование умения выполнять задание на получение «нейтральных цветов» путем смешивания | 1 | Получение «нейтральных цветов» путем смешивания. | Смешивают цвета с помощью учителя. Используют «нейтральные цвета» в рисовании пейзажа по образцу | Смешивают цвета с опорой на памятку. Используют «нейтральные цвета» в рисовании пейзажа самостоятельно |
26. | Совершенствование умения конструировать по образцу, складывание недостающих геометрических форм из 3-х других форм
| 1 | Конструирование по образцу из элементов, складывание недостающих геометрических форм из 3-х других форм. Задание: «Детский городок», «Мастерская форм» | Конструируют по образцу из 6-7 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 3-х других форм с помощью учителя | Конструируют по образцу из 8-9 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 3-х других форм самостоятельно |
27. | Совершенствование умения анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать и сопоставлять результаты восприятия | 1 | Анализ свойств предметов, сравнение их, обобщение и сопоставление результатов восприятия. Задания: «Перейди через болото», «Самое непохожее» | Сравнивают предметы по образцу с помощью учителя
| Сравнивают предметы, сопоставляют результаты самостоятельно |
28. | Совершенствование умения подбирать парные предметы заданной величины, формы и цвета среди множества однородных предметов | 1 | Дифференцировка парных предметов заданной величины, формы и цвета из множества однородных предметов. Задание: «Домики и флажки», «Сбор фруктов», «Геометрическое лото» | Выделяют парные предметы заданной величины, формы и цвета из множества однородных предметов с помощью учителя
| Выделяют парные предметы заданной величины, формы и цвета из множества однородных предметов самостоятельно |
29. | Совершенствование умения выделять заданное слово или словосочетание из предложенного текста и отмечать это каким - либо действием | 1 | Выделение заданного слова или словосочетания из предложенного текста. Реагирование на это каким - либо действием (хлопком, поднятием флажка). Рассказ Н.Н. Носова «Живая шляпа» | Узнают слова и словосочетания в тексте (6-7 слов или словосочетаний). Выполняют действие, после того, как услышали заданное слово в тексте с помощью учителя | Узнают слова и словосочетания в тексте (8-9 слов или словосочетаний). Выполняют действие, после того, как услышали заданное слово в тексте |
30. | Совершенствование умения запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста | 1 | Запоминание наборов слов и словосочетаний из предложенного текста. Рассказ В.Ю.Драгунского «Заколдованная буква» | Слушают текст. Запоминают и воспроизводят наборы слов и словосочетаний из предложенного текста с помощью учителя | Слушают текст. Запоминают и воспроизводят наборы слов и словосочетаний из предложенного текста самостоятельно |
31. | Совершенствование умения использовать условные звуковые сигналы при нахождении заданного слова или словосочетания из предложенного текста
| 1 | Использование условных звуковых сигналов при нахождении заданного слова или словосочетания из предложенного текста. Сказка «Кошкин дом»
| Слушают текст. Находят заданное слово или словосочетание из прослушанного текста, обозначают данное слово условным звуковым сигналом с помощью учителя | Слушают текст. Находят заданное слово или словосочетание из прослушанного текста, обозначают данное слово условным звуковым сигналом самостоятельно |
32. | Совершенствование умения называть и группировать слова и словосочетания по трем заданным признакам | 1 | Группировка слов по трем заданным признакам. Игра: «Вопрос-ответ», «Противоположное значение» | Называют и группируют слова и словосочетания по трем заданным признакам (6-7 слов или словосочетаний) | Называют и группируют слова и словосочетания по трем заданным признакам (8-9 слов или словосочетаний) |
33. | Совершенствование умения закреплять результаты тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности (аппликации, лепке) | 1 | Выполнение продуктивных видов деятельности. Аппликация «Золотая рыбка» | Создают аппликацию после тактильно-двигательного обследования с помощью учителя | Создают аппликацию после тактильно-двигательного обследования самостоятельно |
34. | Совершенствование умения группировать и сортировать предметы по их тактильным признакам с учетом представлений о свойствах и формах предметов | 1 | Различение на ощупь свойств предметов и группирование их по тактильным признакам (свойства и форма). Задания: «Золушка», «Кто быстрее» | Распознают на ощупь свойства предметов и группируют их по тактильным признакам с помощью учителя
| Распознают на ощупь свойства предметов и группируют их по тактильным признакам самостоятельно |
35. | Совершенствование определения контрастных температурных ощущений (горячо-тепло- холодно) | 1 | Нахождение среди множества предметных изображений горячих и холодных изображений предметов (с опорой на предыдущий полученный практический опыт). Дидактическая игра «Найди, что бывает горячее/теплое/холодное» | Выбирают среди множества предметных изображений изображения горячих и холодных предметов (выбор из 6 изображений)
| Выбирают среди множества предметных изображений изображения горячих и холодных предметов (выбор из 7-9 изображений)
|
36. | Совершенствование барических ощущений (восприятие чувства тяжести) | 1 | Определение веса предметов (тяжелый-легкий). Практические опыты с игрушечными весами | Выполняют задания по определению веса предметов с разными свойствами с помощью весов: тяжелее — легче — самый легкий (выбор из 4 предметов) | Выполняют задания по определению веса предметов с разными свойствами с помощью весов: тяжелее — легче — самый легкий (выбор из 5-7 предметов) |
37. | Совершенствование умения определять на ощупь фактуру предмета по словесному описанию, развитие умения передавать ее в аппликации | 1 | Различение на ощупь предметов по фактуре: пушистый, колючий, шероховатый. Словесное описание предметов, воспринятых тактильно. Выполнение аппликации. | Распознают на ощупь свойства предметов по фактуре: пушистый, колючий, шероховатый. Характеризуют их свойства и качества с помощью наводящих вопросов. Выполняют аппликацию с помощью учителя | Распознают на ощупь свойства предметов по фактуре. Характеризуют их свойства и качества. Выполняют аппликацию самостоятельно |
38. | Совершенствование соотнесения запахов с предметным изображением объектов
| 1 | Классификация предметных картинок по запаху (приятный-неприятный). Соотнесение запахов с предметным изображением объектов (банан, яблоко, шоколад, апельсин, колбаса и др.) | Группируют предметные картинки по запаху (приятный –неприятный). Соотносят запахи с предметным изображением объектов с помощью учителя | Группируют предметные картинки по запаху (приятный –неприятный). Соотносят запахи с предметным изображением объектов самостоятельно |
39. | Совершенствование соотнесения вкуса с предметным изображением объектов | 1 | Классификация предметных картинок по вкусу (сладкий, соленый, кислый). Соотнесение вкуса с предметным изображением объектов (банан, огурец, шоколад, апельсин, лимон и др.) | Группируют предметные картинки по вкусу (сладкий, соленый, кислый). Соотносят вкус с предметным изображением объектов с помощью учителя | Группируют предметные картинки по вкусу (сладкий, соленый, кислый). Соотносят вкус с предметным изображением объектов самостоятельно |
40. | Совершенствование соотношения запахов и вкусовых ощущений | 1 | Соотношение запахов и вкусовых ощущений. Задания: «Вспомни, как они пахнут?», «Коробочки с запахами», «Фрукт или овощ?», «Съедобное-несъедобное?», «Что приготовил повар на обед?» | Связывают запахи и вкусовые ощущения с помощью наводящих вопросов учителя. Называют свои ощущения | Связывают запахи и вкусовые ощущения самостоятельно. Описывают свои ощущения |
41. | Формирование умения использовать рецепты для приготовления простых блюд | 1 | Подбор продуктов по инструкции и изображению на картинке. Рецепт: «Фруктовый салат с йогуртом», «Творог с шоколадной крошкой», «Овсяная каша с изюмом» | Комбинируют продукты согласно инструкции учителя. В случае затруднений обращаются за помощью к учителю | Комбинируют продукты по инструкции и изображению. Придумывают рецепты из любимых продуктов |
42. | Формирование умения понимать текст рецепта для приготовления простых блюд | 1 | Подбор продуктов из предложенных в соответствии с текстом рецепта. Рецепт: «Овощной салат», «Творог с ягодами», «Омлет» | Раскладывают продукты из предложенных по тексту рецепта с помощью учителя | Находят продукты из предложенных по тексту рецепта. Придумывают свои рецепты из любимых продуктов |
43. | Закрепление основ рационального питания: употребление молочных, мясных, рыбных, яичных продуктов, овощей, фруктов, орехов, растительных масел, составляющих рацион обучающихся | 1 | Закрепление основ рационального и разнообразного питания. Закрепление понятий о питании современного обучающегося | Используют правило для потребления молочных, мясных, рыбных, яичных продуктов, овощей, фруктов, орехов, растительных масел, составляющих рацион обучающихся по инструкции учителя
| Самостоятельно используют знания о правильном потреблении продуктов. Записывают рецепты любимых блюд для приготовления в домашних условиях |
Формирование мыслительной деятельности - 17 часов | |||||
44. | Совершенствование умений находить варианты использования какого-либо предмета и называние вариантов применения | 1 | Нахождение вариантов использования какого-либо предмета. Озвучивание возможных вариантов использования предмета. Дидактическая игра «Как это можно использовать?». Учитель называет слово «карандаш» - рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, балку в конструировании и т.д. | Находят варианты использования предмета, опираясь на задания учителя. | Находят варианты использования предмета, опираясь на практический опыт. |
45. | Совершенствование умения распределять сюжеты по смыслу | 1 | Расположение серии сюжетных картинок по смыслу, соотношению понятий, образовывание аналогий. Ответы на вопросы. Составление рассказа. | Определяют порядок размещения картинок по смыслу. Располагают картинки по соотношению понятий Отвечают на вопросы | Самостоятельно определяют порядок размещения картинок по смыслу. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ |
46. | Совершенствование развития наглядно- образного мышления | 1 | Расположение серии сюжетных картинок по смыслу, соотношению понятий, образовывание аналогий. Ответы на вопросы. Составление рассказа. Задания: «Полей цветы», «Как построить поезд?», «Достань ключик!» | Рассматривают картинки и объясняют ситуацию. Рассказывают, как решить проблемную ситуацию (в случае затруднения понимания изображенной ситуации учитель использует прием припоминания: «Вспомни, как это было...»). Располагают картинки по соотношению понятий Отвечают на вопросы | Рассматривают картинки и объясняют ситуацию. Рассказывают, как решить проблемную ситуацию. Самостоятельно определяют порядок размещения картинок по смыслу. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ |
47. | Совершенствование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов
| 1 | Рассматривание картинок и объяснение ситуации, изображенной на них. Решение проблемной ситуации. Ответы на вопросы. Составление рассказа. Задания: «В песочнице», «Помоги рыбакам!»
| Рассказывают, как решить проблемную ситуацию (в случае затруднения понимания изображенной ситуации учитель использует прием припоминания: «Вспомни, как это было...»). Располагают картинки по соотношению понятий Отвечают на вопросы | Рассказывают, как решить проблемную ситуацию. Самостоятельно определяют порядок размещения картинок по смыслу. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ |
48. | Совершенствование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов
| 1 | Рассматривание картинок и объяснение ситуации, изображенной на них. Решение проблемной ситуации. Ответы на вопросы. Составление рассказа. Задания: «Как достать шарик?», «Чего не хватает?»
| Демонстрируют понимание изображенного сюжета. Рассказывают, как решить проблемную ситуацию (в случае затруднения понимания изображенной ситуации учитель использует прием припоминания: «Вспомни, как это было...»). Располагают картинки по соотношению понятий Отвечают на вопросы | Анализируют изображённый сюжет. Рассказывают, как решить проблемную ситуацию. Самостоятельно определяют порядок размещения картинок по смыслу. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ |
49. | Совершенствование умения устанавливать соотношение между текстом и образом (находить предмет по описанию) | 1 |
Ответы на вопросы. Составление предложений по картинке. Задания: « Чего не хватает?», «Что перепутал мастер?»
| Связывают понятия текста и образа (в случае затруднения понимания изображенной ситуации, учитель использует прием припоминания: «Вспомни, как это было...»). Отвечают на вопросы. Составляют простое предложение по картинке | Рассматривают картинки и объясняют ситуацию. Объясняют свои действия. Отвечают на вопросы. Составляют распространенное предложение по картинке |
50. | Совершенствование умений делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом
| 1 | Понимание закономерностей между персонажами и объектами. Анализ сюжета со скрытым смыслом. Задания: «Помоги Незнайке», «Бывает - не бывает»
| Объясняют учителю, как они поняли задание. Рассказывают, как они планируют выполнить задание и отвечают на вопрос: «Почему ты так думаешь?». Выполняют задания поэтапно, комментируя свои действия. Повторяют выполнение задания | Устанавливают связи между персонажами и объектами. Рассуждают коллективно о ходе выполнения задания. Доказывают правильность суждений. Делают вывод о результате выполнения задания |
51. | Совершенствование умений анализировать усложненные сюжеты со скрытым смыслом | 1 | Восприятие нескольких сюжетных линий. Объединение их по смыслу в единый сюжет. Предугадывание развития хода сюжета. Рассказ К.Ушинского «Сила - не право» | Слушают чтение рассказа учителем. Соотносят предложения с сюжетными картинками. Читают эти предложения вслух. Проигрывают под руководством учителя этапы рассказа, сохраняя последовательность эпизодов. Делают совместный вывод после драматизации рассказа | Читают рассказ. Соотносят текст и заголовок. Выявляют основную мысль. Объединяют сюжеты по смыслу. Обсуждают проблему рассказа с одноклассниками. Обосновывают свои суждения и делают вывод |
52. | Совершенствование категориального мышления, развитие уровня обобщения | 1 | Исключение предметов или явлений (три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории). Изменение позиции «лишней картинки». Использование «провокаций» по стилю изображения. Задания: «На приеме у доктора», «В зоопарке» | Выполняют задания на исключение предметов или явлений с помощью уточняющих вопросов учителя | Выполняют задания на исключение предметов или явлений самостоятельно |
53. | Совершенствование возможности осмысления ситуации картины на основе аналитико-синтетической деятельности | 1 | Составления небольших связных рассказов по предложенной картинке. Анализирование нелепиц с адекватной эмоциональной реакцией | Рассматривают картинку. Отвечают на вопросы. Составляют небольшие связные рассказы с помощью наводящих вопросов учителя. Анализируют нелепицы с помощью учителя | Рассматривают картинку. Отвечают на вопросы. Самостоятельно составляют небольшие связные рассказы. Анализируют нелепицы с адекватной эмоциональной реакцией |
54. | Совершенствование объяснения сюжета, выраженного в словесной форме (текста) | 1 | Прослушивание текста. Ответы на вопросы. Пересказывание текста, акцентируя внимание на существенных деталях. Задание: «Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи» | Слушают текст. Соотносят предложения текста с сюжетными картинками. Отвечают на вопросы учителя
| Читают текст. Обсуждают сюжет. Составляют план высказывания. Рассказывают содержание прочитанного
|
55. | Совершенствование возможности оперирования смыслом, понимание переносного смысла
| 1 | Преобразование смысла текста. Осознание переносного смысла текста, разграничения и целостности восприятия сюжета. | Читают вслух пословицу. Соотносят с сюжетной картинкой. Объясняют понимание предложенной пословицы. Выбирают предъявленные варианты изменения пословицы. Трансформируют смысл текста, по содержанию соответствующего пословице, совместно с учителем | Читают пословицы. Самостоятельно выбирают подходящие по смыслу фразы. Обсуждают правильность своего выбора. Записывают новые пословицы
|
56. | Совершенствование дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины | 1 | Восприятие смысла известного ранее текста. Объяснение смысла текста. Соотнесение аналогичного теста с первоисточником. Задание: «Соедини стрелками поговорки и правильные их значения»
| Читают поговорку в левом столбике вслух. Соотносят поговорку с имеющейся сюжетной картинкой. Соединяют с помощью стрелок поговорки с правильными значениями с помощью учителя
| Читают все предъявленные поговорки в правом столбике про себя. Высказываются, что они обозначают. Соединяют стрелками поговорки и правильные их значения, данные в правом столбике. Обсуждают получившиеся варианты с одноклассниками |
57. | Совершенствование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач | 1 | Усвоение смысла предъявленного высказывания. Логически верное продолжение и распространение высказывания. Задания: «Закончи предложение, подобрав подходящее слово из предложенных» | Читают вслух незаконченную часть предложения. Соотносят с изображением на картинке. Подбирают совместно с учителем подходящее слово из предъявленных | Читают незаконченные предложения. Подбирают подходящие по смыслу варианты завершения высказывания. Придумывают свои варианты, опираясь на прошлый жизненный опыт
|
58. | Формирование умения действовать по плану | 1 | Применение готового образца плана. Составление описательных рассказов об объекте по плану. Составление собственных планов действий. Задание: «Позвони бабушке в другой город» | Опираются на предъявленный план для регулирования своих действий. Составляют описательный рассказ об объекте по плану и с помощью учителя | Используют план для регулирования своих действий. Составляют описательный рассказ об объекте по плану. Составляют собственный план действий |
59. | Формирование умения сравнивать, составлять рисуночные планы- действия, переносить действия по аналогии из одной ситуации в другую | 1 | Составление рисуночных планов-действий. Перенос действия по аналогии из одной ситуации в другую. Задание: «Полей цветы в классе», «Полей грядки в парнике» | Рисуют на листе бумаги планы-действия с помощью учителя. Переносят действия по аналогии из одной ситуации в другую (в случае затруднения переноса действий обращаются за помощью к учителю) | Создают рисуночные планы-действия. Переносят действия по аналогии из одной ситуации в другую |
60. | Формирование умения прогнозировать последствия своей деятельности | 1 | Планирование своей деятельности для получения необходимого результата. Проговаривание последовательности своих действий, используя речевые формулы: «Сначала я…», «Затем я…», « Если…, то…» | Высказывают устно свои пожелания. Визуализируют их в виде рисунка. Составляют план под руководством учителя. Проговаривают последовательность своих действий, используя речевые формулы: «Сначала я…», «Затем я…», « Если…, то…» (в случае затруднения переноса действий обращаются за помощью к учителю) | Ставят перед собой задачу. Проговаривают последовательность своих действий, используя речевые формулы: «Сначала я…», «Затем я…», « Если…, то…». Составляют план своих действий. Обсуждают его с одноклассниками
|
Развитие элементов воображения - 6 часов | |||||
61. | Совершенствование умения формировать образ предмета из составных частей, воссоздавать сложные формы из частей
| 1 | Создание объектов и объединение их отдельных частей в целое. | Синтезируют целые объекты из отдельных частей (5-6 частей) | Синтезируют целые объекты из отдельных частей (7-9 частей) |
62. | Совершенствование поиска аналогов – умения отбирать заместителей для обозначения предметов или явлений
| 1 | Подбор аналогов для обозначения предметов или явлений. | Выбирают заместители из предъявленных для обозначения предметов или явлений (2-3 аналога)
| Находят заместители для обозначения предметов или явлений (3-5 аналогов)
|
63. | Развитие творческого воображения путем использования знакомого сказочного сюжета | 1 | Вспоминание известных сказочных сюжетов. Погружение в воображаемую атмосферу сюжета. Дидактическая игра «Если бы да кабы…». | Пересказывают любимую сказку. Выявляют с помощью учителя проблему героев. Составляют план оказания помощи сказочным персонажам. Приходят совместно к решению проблемы
| Пересказывают сюжет сказки. Самостоятельно выявляют проблему героев. Добавляют еще одного героя (себя). Разрабатывают стратегию преодоления проблемы. Обсуждают с одноклассниками |
64. | Развитие воображения путем генерирования новых идей | 1 | Комбинирование известных впечатлений. Объединение предыдущих действий. Дидактические игры: «Настроение и цвет», «Пантомима для сообразительных», «Прямоугольное королевство» | Выбирают любимый цвет. Объясняют свой выбор. Выбирают нелюбимый цвет. Объясняют свой выбор. Создают совместно с учителем цветочную поляну настроения | Читают вслух несколько известных стихотворений. Один обучающийся «рассказывает» стихотворения посредством активной мимики и движений. Другие угадывают, о каком стихотворении идет речь. Конструируют город и жителей из геометрических фигур |
65. | Развитие зрительного воображения с использованием геометрических фигур (круга, овала, треугольника и т.д.) | | Комбинирование геометрических фигур в единую композицию. Задания: «Нарисуй и раскрась фантазийный цветок» | Дорисовывают половину созданной модели фантазийного цветка. Используют простые фигуры разных цветов. Раскрашивают фигуры | Создают модель с использованием всех изученных геометрических фигур. Обводят целостную модель по контуру. Заполняют контур разными цветами |
66. | Совершенствование воображения путем создания модели в виде цветных рамок со стрелками | 1 | Создание историй и рассказов. Фиксирование последовательности эпизодов | Используют наглядные модели и схемы на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой с помощью уточняющих вопросов учителя
| Используют наглядные модели и схемы на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой самостоятельно |
Обследование познавательной деятельности - 2 часа | |||||
67. | Обследование познавательной деятельности | 1 | Выполнение заданий на исследование уровня развития зрительной, слуховой, тактильной памяти, внимания и мыслительных операций | Соотносят предметы по величине из шести предложенных объектов с помощью педагога. Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в окружающей обстановке с опорой на образец. Различают «теплые» и «холодные» оттенки с помощью учителя. Называют и группируют слова и словосочетания по трем заданным признакам по инструкции учителя. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога. Определяют «четвертый лишний» с помощью педагога. Определяют последовательность событий с опорой на образец. Дорисовывают изображение, получая цельное изображение | Соотносят предметы по величине из 7- 9 объектов. Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в окружающей обстановке. Различают «теплые» и «холодные» оттенки. Называют и группируют слова и словосочетания по трем заданным признакам по инструкции учителя. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно. Определяют «четвертый лишний». Определяют последовательность событий. Дорисовывают изображение, получая цельное изображение, называют и описывают воображаемый предмет
|
68. | Обследование сенсорного развития | 1 | Выполнение заданий на определение уровня сенсорного развития | Выбирают действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных по инструкции педагога. Находят в окружающей среде предметы заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции. Различают слова с заданным звуком по инструкции педагога. Выделяют и различают последовательность звуков в слове. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога. Определяют вкусовые характеристики предмета с помощью педагога. Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами с помощью педагога | Выбирают действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных. Находят в окружающей среде предметы заданного цвета. Различают слова и словосочетания с заданным звуком. Выделяют и различают последовательность звуков в слове самостоятельно. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно. Определяют вкусовые характеристики предмета. Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами самостоятельно
|
Учебно-методический комплекс
Программно-методические материалы:
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
Материально-техническое обеспечение:
технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);
музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи),
дидактические игры, наборы сюжетных картинок
Методическая литература:
Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: «Академия», 2002;
Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2007;
Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно – методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005;
Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: «Педагогика», 1976;
Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №4, 2004
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. _ М.: Сфера, 2001
Дополнительная литература для учителя:
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004;
Венгер А. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988;
Ганичева И. В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004;
Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2 – 4 года жизни: Методические рекомендации/ О. П. Рожков, И. В. Дворова. – М.: Издательство Московского психосоциального института; Воронеж: Изд.-во НПО «МОДЕК»,2004;
Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М.: Школьная Пресса, 2004;
Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.
Информационное обеспечение образовательного процесса
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Федеральный ресурсный центр по сопровождениюдетей с ограниченными возможностями здоровья http://ikp-rao/ru/frc-ovz3/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материаловhttp://window.edu.ru
Приложение 1
Входное тестирование
Подбери фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция): проведи линию от фигуры к соответствующей прорези.
Подбери цвет и проведи линию к соответствующему цвету
Найди «четвертый лишний» и вычеркни.
Дорисуй недостающие части рисунка.
Приложение 2
Итоговое тестирование
Подбери фрагмент по цвету и размеру: проведи линию от фрагмента к месту его нахождения в таблице.
Раскрась картину, используя основные цвета и оттенки по цифрам.
Найди «четвертый лишний» и вычеркни.
Дорисуй картинки и раскрась их.
1