СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 5-6 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для обучающихся  с ОВЗ 5-6 класс, Босова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 5-6 класс»



Рабочая программа по информатике для 5-6 класса составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями от 31.12.2015 №1577).

Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ составляется в соответствии с адаптированной основной образовательной программой основного общего образования МОБУ СОШ№8, с учетом авторской программы «Информатика. 5 класс» (авторы: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова), авторской программы «Информатика. 6 класс» (авторы: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова) и предназначена для учащихся 5 -6 классов (для детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития), составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Цель: обеспечение усвоения на уровне основного общего образования учащимися с ОВЗ федерального государственного образовательного стандарта по информатике.

В связи с этим:

1. Цели изучения информатики и требования к уровню подготовки сохраняются. Изменения вносятся в структуру организации урока и учебного материала.

2. Структура лабораторных ,тестовых и контрольных работ остаётся без изменения.

Задачи:

1. Адаптированные образовательного процесса в соответствии с особенностями развития учащихся с ОВЗ.

2. Стимулирование интереса учащихся к познавательной и учебной деятельности.

3. Развитие умений и навыков самостоятельной учебной деятельности.

Дифференцированный подход выделен как один из основных педагогических методов. Обучение в таких классах предполагает использование разных по трудности и сложности заданий для достижения уровня знаний не ниже стандарта. Для активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся используется применение метода проблемного изложения. Основными методами обучения классов с АООП являются объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, а основными принципами обучения – принципы доступности, от простого к сложному, от частного к общему, многократности повторения и системности обучения. Комбинированный тип урока, на котором ставится несколько дидактических целей, является основным при обучении в классах с адаптированной образовательной программой.

Смена видов учебной деятельности, чередование поз учащихся, проведение физкультминуток, включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, использование эмоциональных разрядок предполагают снизить напряжение и утомляемость учащихся, улучшить эмоциональный климат на уроках и повысить мотивацию к изучению предмета.

При составлении рабочей программы отдельной графой выделены приемлемые для обучающихся с ОВЗ средства адаптации:

• Изменение темпа изложения материала

• Организация повторения (вводное, текущее, периодическое, заключительное)

• Использование наглядных материалов, средств ТСО.

• Приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование разных видов самоконтроля

• Приемы поиска дополнительной информации

• Частая смена видов учебной деятельности (слушание, пение, наблюдение)

• Обучение порциями

Таким образом, цели и задачи коррекционных занятий сформулированы как система задач трёх уровней – коррекционного (исправление отклонений, нарушение развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающего (оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития). Только единство перечисленных видов задач могут обеспечить успех и эффективность коррекционных занятий и усвоение программного материала.

К числу важнейших направлений коррекционно-воспитательного воздействия на учащихся с ограниченными возможностями здоровья относятся:

• коррекция недостатков развития познавательных процессов;

• коррекция речевого развития;

• коррекция эмоционально-волевой сферы;

• коррекция нарушения моторики, физического развития;

• коррекция социального поведения.


Программа разработана с учетом общих образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития. Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. К категории обучающихся с задержкой психического развития относятся обучающиеся, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта.


Принципы коррекционного обучения


  • Принцип коррекционной направленности обучения

  • Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения 

  • Принцип научности и доступности обучения 

  • Принцип систематичности и последовательности в обучении 

  • Принцип связи обучения с жизнью 

  • Принцип наглядности в обучении 

  • Принцип сознательности и активности учащихся в обучении 

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении 

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков


Информатика : учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019., учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.








Планируемые результаты освоения учебного предмета

5 класс


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

Метапредметные

Предметные

коммуникативные

регулятивные

познавательные

Ученик научится

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном кабинете;

Представление о роли компьютеров в жизни современного человека, способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;

Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати;

Понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере;

Самооценка на основе критерия успешности;

Осознание ответственности за общее дело;

Нравственно-этическое оценивание усваимового содержания;

Осознание ответственности за общее дело;

Понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества;

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества;

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества;

Понимание значения различных кодов в жизни человека;

Самооценка на основе критерий успешности;

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Взаимопомощь и сотрудничество;

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Самооценка на основе критерия успешности;

Следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Управление поведением партнера, постановка вопросов;

Постановка вопросов, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Использование критериев для обоснования своего рассуждения;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Контроль, коррекция, оценка;

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Целепологание;

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

выделять существенную информацию, различать способ и результат действия.

Использование знаково-символических средств;

Постановка и формулирование проблемы;

Построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Структурирование знаний;

Определение основной и второстепенной информации;

Постановка и формулирование проблемы;

Обобщение, аналогия, сравнение, классификация, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Выдвижение гипотез и их обоснование;

Извлечение необходимой информации из текстов;


Включать и выключать компьютер, называть основные устройства и понимать их назначение.

Различать устройства ввода и использовать в работе.

Использовать клавиатуру для ввода информации, вводить прописные и строчные буквы, переключать режимы ввода русских и латинских букв.

Запускать программы через главное меню, выделять значок на рабочем столе

Использовать мышь при управлении компьютером, перемещать окно, сворачивать и разворачивать, изменять размер окна, пользоваться полосами прокрутки, закрывать окно.

Строить схему передачи информации.

Работать с электронной почтой.

Выполнять кодирование и декодирование информации.

Строить по координатным точкам объект.

Представлять информацию в текстовой форме.

Умение вводить текст с помощью клавиатуры, используя текстовый процессор,

Умение соблюдать нормы информационной грамотности, избирательности, этики и этикета.

Умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов.

Усовершенствование навыков по редактированию текста.

Составлять и пользоваться таблицами.

Создавать диаграммы, схемы.Использовать инструменты графического редактора

Знание прикладного программного обеспечение WordPad, Paint.

Умение применить полученные знания для решения прикладных задач

Использовать компьютер для обработки числовой информации.

Представление о списках как способе упорядочения информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки

Использование умений работы в текстовом редакторе для поиска информации, замены информации

Ученик получит возможность научиться

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов;Чувство личной ответственности за качество окружающей среды;Формирование мотивов достижения;

Осознание ответственности за общее дело;Формирование картины предметно-преобразующей деятельности, развитие познавательных интересов, мотивов, развитие интереса к информационному творчеству; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Постановка вопросов, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Использование критериев для обоснования своего рассуждения;

Передача и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебных предметов;

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с поставленной задачей;


Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Умение осуществлять сравнения, классификацию, анализ объектов;


Правила безопасности при работе с компьютером;

Устройство компьютера;

Устройства ввода, назначение клавиш на клавиатуре.

Правила квалифицированного ввода текстовой информации;

Существовании операционной системы, прикладной программы ;

Назначение пиктограмм;

Понятие меню, окно, элементы окна, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки;

Предназначение мыши, устройство компьютера;

Информационные процессы, внутренняя и внешняя память;

Различать информацию,

процессы и виды памяти;

Способы передачи информации;

Понятие электронная почта.

Понятие кода, кодирование.

Числовая ось, прямоугольная система координат, начало координат.

Формы представления информации. Понятие таблицы, граф, строк таблицы.

Понятия схемы, диаграммы, когда используются наглядные способы представления информации.




















Планируемые результаты освоения учебного предмета

6 класс



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

Метапредметные

Предметные

коммуникативные

регулятивные

познавательные

Ученик научится

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном кабинете;

Представление о роли компьютеров в жизни современного человека, способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;

Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати;

Понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере;

Самооценка на основе критерия успешности;

Осознание ответственности за общее дело;

Нравственно-этическое оценивание усваимового содержания;

Осознание ответственности за общее дело;

Понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества;

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества;

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества;

Понимание значения различных кодов в жизни человека;

Самооценка на основе критерий успешности;

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Взаимопомощь и сотрудничество;

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Самооценка на основе критерия успешности;

Следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Управление поведением партнера, постановка вопросов;

Постановка вопросов, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Использование критериев для обоснования своего рассуждения;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Контроль, коррекция, оценка;

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Целепологание;

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

выделять существенную информацию, различать способ и результат действия.

Использование знаково-символических средств;

Постановка и формулирование проблемы;

Построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Структурирование знаний;

Определение основной и второстепенной информации;

Постановка и формулирование проблемы;

Обобщение, аналогия, сравнение, классификация, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Выдвижение гипотез и их обоснование;

Извлечение необходимой информации из текстов;


Включать и выключать компьютер, называть основные устройства и понимать их назначение.

Различать устройства ввода и использовать в работе.

Использовать клавиатуру для ввода информации, вводить прописные и строчные буквы, переключать режимы ввода русских и латинских букв.

Запускать программы через главное меню, выделять значок на рабочем столе

Использовать мышь при управлении компьютером, перемещать окно, сворачивать и разворачивать, изменять размер окна, пользоваться полосами прокрутки, закрывать окно.

Строить схему передачи информации.

Работать с электронной почтой.

Выполнять кодирование и декодирование информации.

Строить по координатным точкам объект.

Представлять информацию в текстовой форме.

Умение вводить текст с помощью клавиатуры, используя текстовый процессор,

Умение соблюдать нормы информационной грамотности, избирательности, этики и этикета.

Умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов.

Усовершенствование навыков по редактированию текста.

Составлять и пользоваться таблицами.

Создавать диаграммы, схемы.Использовать инструменты графического редактора

Знание прикладного программного обеспечение WordPad, Paint.

Умение применить полученные знания для решения прикладных задач

Использовать компьютер для обработки числовой информации.

Представление о списках как способе упорядочения информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки

Использование умений работы в текстовом редакторе для поиска информации, замены информации

Ученик получит возможность научиться

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов;Чувство личной ответственности за качество окружающей среды;Формирование мотивов достижения;

Осознание ответственности за общее дело;Формирование картины предметно-преобразующей деятельности, развитие познавательных интересов, мотивов, развитие интереса к информационному творчеству; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Постановка вопросов, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Использование критериев для обоснования своего рассуждения;

Передача и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебных предметов;

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с поставленной задачей;


Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Умение осуществлять сравнения, классификацию, анализ объектов;


Правила безопасности при работе с компьютером;

Устройство компьютера;

Устройства ввода, назначение клавиш на клавиатуре.

Правила квалифицированного ввода текстовой информации;

Существовании операционной системы, прикладной программы ;

Назначение пиктограмм;

Понятие меню, окно, элементы окна, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки;

Предназначение мыши, устройство компьютера;

Информационные процессы, внутренняя и внешняя память;

Различать информацию,

процессы и виды памяти;

Способы передачи информации;

Понятие электронная почта.

Понятие кода, кодирование.

Числовая ось, прямоугольная система координат, начало координат.

Формы представления информации. Понятие таблицы, граф, строк таблицы.

Понятия схемы, диаграммы, когда используются наглядные способы представления информации.



Практическая часть и контроль

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы используются: Формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса. Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, уровневая дифференциация, компьютерная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др. Контроль и оценка планируемых результатов. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах -тестирование; -практические работы; -творческие работы учащихся; -контрольные работы:

Комплексная работа по итогам обучения

Стандартизированная контрольная работа.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещѐ предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребѐнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Критерии и нормы оценки.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

Все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

85% и более

отлично

65-84%

хорошо

35-64%

удовлетворительно

менее 35%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких

погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 35% от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не

владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала), отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

  • отказался отвечать на вопросы учителя.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Средства контроля

Кроме самостоятельных, контрольных работ для проверки знаний, текущего и итогового контроля применяется компьютерная среда для создания компьютерных тестов. Кроме того, в работе используется ряд компьютерных тренажёров, обучающих игр.

Контроль уровня обученности

5 класс

Контролируемые разделы (темы) предмета

Наименование оценочного средства

1

Информация вокруг нас

Тест «Информация и информационные процессы»

2

Компьютер

Тест «Устройства компьютера»

3

Информационные технологии.


Практическая контрольная работа «Создание текстовых документов»

Тест «Компьютерная графика»

4

Повторение

Итоговое тестирование


6 класс

Контролируемые разделы (темы) предмета

Наименование оценочного средства

1

Информация вокруг нас

Тест «Объекты и системы»

2

Компьютер


3

Информационные технологии.

Тест «Человек и информация»

Проект

4

Информационные модели

Тест «Информационное моделирование»

Контрольная работа «Информационное моделирование»

5

Алгоритмика

Тест «Алгоритмы и исполнители»



Содержание учебного курса

Данный курс составлена для реализации курса информатики и обеспечивает непрерывность изучения предмета в среднем звене. На изучение курса в 5-6 классах отводится по 34 часа в каждом классе (5 класс – 1 час в неделю, 6 класс – 1 час в неделю, всего 68 часов)

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5-6 классах основной школы может быть определена следующими укрупненными тематическими блоками (разделами):

  • Информация вокруг нас.

  • Информационные технологии.

  • Информационное моделирование.

  • Алгоритмика.


Перечень разделов.

5 класс

Информация вокруг нас (10 часов)

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас..

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Компьютер (5 часов)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Информационные технологии.

Подготовка текстов на компьютере (8 часов)

Текстовый редактор.

Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Создание и форматирование списков.

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика (6 часов)

Компьютерная графика.

Простейший графический редактор.

Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации

Создание мультимедийных объектов (5 часов)

Мультимедийная презентация.

Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

.

6 класс

Информация вокруг нас (2 часа)

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Компьютер (2 часа)

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Информационные технологии.

Объекты и системы (8 часов)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система

Создание мультимедийных объектов (2 часа)

Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Информационные модели (10 часов)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Алгоритмика (10 часов)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.


5 класс


Название раздела

Количество часов

1

Информация вокруг нас

10

2

Компьютер

5

3

Информационные технологии.

19


Итого

34


6 класс


Название раздела

Количество часов

1

Информация вокруг нас

2

2

Компьютер

2

3

Информационные технологии.

10

4

Информационные модели

10

5

Алгоритмика

10


Итого

34


Формы организации учебной деятельности:

Приоритетные формы и методы работы:

Формы:

урок - открытия новых знаний;

урок – рефлексия;

урок - обучающего контроля;

урок – практикум (практическая работа);

урок – систематизации знаний

Методы:

рефлексивной самоорганизации; деятельностный; словесный; наглядный, продуктивный; индуктивный; частично – поисковый; практический; беседа; интегративный; метод создания проблемных ситуаций.

Приоритетные виды и формы контроля: практические работы; тесты; проверочные работы; комплексная работа по итогам года.

Основные виды учебной деятельности:

-работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;

- проведение фенологических наблюдений;

- выполнение практических работ и мини-исследований;

- моделирование объектов и процессов




Тематическое планирование

5 класс (34 ч)

урока

Разделы, темы уроков

Количество часов

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

1

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

1

Основная позиция пальцев на клавиатуре

1

Управление компьютером. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.

1

Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты.

1

Хранение информации.

1

Передача информации.

Тест по теме «Устройство компьютера»

1

Электронная почта.

1

В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат.

1

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

1

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

1

Редактирование текста

1

Текстовый фрагмент и операции с ним.

1

Форматирование текста.

1

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

1

Табличное решение логических задач.

1

Разнообразие наглядных форм представления информации

1

Диаграммы.

1

Прак­тическая контрольная работа по теме

«Создание текстовых документов»

1

Компьютерная графика. Графический редактор Paint.

1

Преобразование графических изображений.

1

Создание графических изображений.

Тест по теме «Компьютерная графика»

1

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

1

Списки – способ упорядочивания информации.

1

Поиск информации.

1

Кодирование как изменение формы представления информации.
Тест по теме «Информация и информационные процессы»

1

Преобразование информации по заданным правилам.

1

Преобразование информации путём рассуждений

1

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

1

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

1

Создание движущихся изображений.

1

Создание анимации по собственному замыслу.

1

Создаем слайд-шоу

Итоговое тестирование.

1


6 класс (34 ч)


урока

Разделы, темы уроков

Количество часов

ТБ и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.

1

Компьютерные объекты

1

Файлы и папки. Размер файла.

1

Отношения объектов и их множеств

1

Повторяем возможности графического редактора

1

Разновидности объектов и их классификация

1

Повторяем возможности текстового процессора

1

Системы объектов.

Тест по теме «Объекты и системы»

1

Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора

1

Персональный компьютер как система

1

Как мы познаем окружающий мир

1

Создаем компьютерные документы

1

Понятие как форма мышления

1

Конструирование и исследование графических объектов.

Тест по теме «Человек и информация»

1

Информационное моделирование

1

Создание графической модели

1

Знаковые информационные модели. Создание словесной модели

1

Математические модели.

Многоуровневые списки.

1

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Тест по теме «Информационное моделирование»

1

Создание табличной модели

1

Решение логических задач с помощью не­скольких таблиц. Вычислительные таблицы.

1

Графики и диаграммы

1

Создание информационной модели

1

Схемы

1

Создание информационной модели

Контрольная работа по теме «Информационное моделирование»

1

Что такое алгоритм

1

Исполнители вокруг нас

1

Формы записи алгоритмов

1

Типы алгоритмов. Создаем линейную презентацию

1

Типы алгоритмов. Создаем презентацию с гиперссылками

1

Типы алгоритмов. Создаем циклическую презентацию

1

Управление исполнителем Чертёжник

1

Использование вспомогательных алгоритмов.

Тест по теме «Алгоритмы и исполнители»

1

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертежник.

1