Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО МБОУ СОШ № 1 Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 1
протокол № ________ _____________/ Жигулина Е. Д. _____________/ Еськова Н. Р.
от «____» ____________ 2019 г. «_____» ______________ 2019 г. «_____» _____________ 2019 г.
Рекомендовано к работе
педагогическим советом школы
протокол № ____ от ________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
по физике
для 10-11 класса
Уровень: профильный
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной
программы по физике для общеобразовательных школ
(авторской программы курса по выбору «Методы решения задач по физике»
(авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сауров,
профессор Вятского ГГУ, г. Киров).
Планируемые результаты освоения предмета «Физика»
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
При решении задач учащиеся должны уметь:
классифицировать предложенную задачу,
анализировать физическое явление,
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач,
анализировать полученный ответ,
составлять простейшие задачи,
решать задачи средней трудности,
решать комбинированные задачи,
владеть различными методами решения задач:
аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
В процессе выполнения различных видов физического эксперимента учащиеся должны овладеть следующими экспериментальными знаниями и умениями:
ЗНАТЬ:
устройства и принцип действия приборов, с которыми выполняются наблюдения, измерения или опыты,
правила обращения с приборами,
способы измерения данной физической величины,
способы вычисления абсолютной и относительной погрешности прямых измерений
УМЕТЬ:
самостоятельно собирать и настраивать установки для выполнения опытов по схемам или рисункам,
самостоятельно выполнять наблюдения, опыты, прямые и косвенные измерения,
вычислять абсолютную и относительную погрешность,
самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы,
составлять отчет о проделанной работе.
Содержание учебного предмета
10 класс
Физическая задача. Классификация задач (4 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач (6 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.
Динамика и статика (6 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.
Законы сохранения (6 ч)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (6 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева - Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Основы термодинамики (6 ч)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
11 класс
Электрическое и магнитное поля (4 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Постоянный электрический ток в различных средах (5 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».
Электромагнитные колебания и волны(24 ч)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач. Зачет по элективному курсу (1ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
10 КЛАСС
(1 час в неделю, всего - 34 часа)
№ п/п | Наименование разделов | Количество |
часов | работ |
контрольных |
1 | Физическая задача. Классификация задач | 4 | |
2 | Правила и приемы решения физических задач | 6 | |
3 | Динамика и статика | 6 | 1 |
4 | Законы сохранения | 6 | |
5 | Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел | 6 | |
6 | Основы термодинамики | 6 | 1 |
Всего | Итого:34 | 2 |
11 КЛАСС
(1 час в неделю, всего - 34 часа)
№ п/п | Наименование разделов | Количество |
часов | работ контрольных |
1 | Электрическое и магнитное поля | 4 | 1 |
2 | Постоянный электрический ток в различных средах | 5 | |
3 | Электромагнитные колебания и волны | 24 | 1 |
4 | Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач. Зачет по элективному курсу | 1 | 1 |
Всего | 34 | 3 |
Основное содержание | 10 класс | 11 класс | Всего по факту |
Физическая задача. Классификация задач | 4 | - | 4 |
Правила и приемы решения физических задач | 6 | - | 6 |
Динамика и статика | 6 | - | 6 |
Законы сохранения | 6 | - | 6 |
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел | 6 | - | 6 |
Основы термодинамики | 6 | - | 6 |
Электрическое и магнитное поля | - | 4 | 4 |
Постоянный электрический ток в различных средах | - | 5 | 5 |
Электромагнитные колебания и волны | - | 24 | 24 |
Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач. Зачет по элективному курсу | - | 1 | 1 |
Всего | 34 | 34 | 68 |
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО МБОУ СОШ № 1 Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 1
протокол № ________ _____________/ Жигулина Е. Д. _____________/ Еськова Н. Р.
от «____» ____________ 2019 г. «_____» ______________ 2019 г. «_____» _____________ 2019 г.
Рекомендовано к работе
педагогическим советом школы
протокол № ____ от ________ 2019 г.
Календарно- тематическое планирование
Класс: 10-11
Предмет: физика
Учитель: Чарикова Р.Р. высшая квалификационная категория
2019г
Календарно-тематическое планирование(10класс)
№ | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата |
По плану | Факт. |
Физическая задача. Классификация задач (4ч) |
1/1 | Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. | 1 ч | | |
2/2 | Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. | 1 ч | | |
3/3 | Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. | 1 ч | | |
4/4 | Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов. | 1 ч | | |
Правила и приемы решения физических задач (6ч) |
5/1 | Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. | 1 ч | | |
6/2 | Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. | 1 ч | | |
7/3 | Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. | 1 ч | | |
8/4 | Анализ решения и его значение. Оформление решения. | 1 ч | | |
9/5 | Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. | 1 ч | | |
10/6 | Метод размерностей, графические решения. | 1 ч | | |
| Динамика и статика(6ч) | | |
11/1 | Решение задач по темам «Координатный метод решения задач по механике.» | 1 ч | | |
12/2 | Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. | 1 ч | | |
13/3 | Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. | 1 ч | | |
14/4 | Решение задач на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. | 1 ч | | |
15/5 | Контрольная работа за первое полугодие. | 1 ч | | |
16/6 | Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием. Экскурсии с целью отбора данных для составления задач. | 1 ч | | |
Законы сохранения(6ч) |
17/1 | Решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. | 1 ч | | |
18/2 | Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение, на определение работы и мощности, на закон сохранения и превращения механической энергии. | 1 ч | | |
19/3 | Решение задач на определение работы и мощности, на закон сохранения и превращения механической энергии. | 1 ч | | |
20/4 | Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. | 1 ч | | |
21/5 | Решение задач по механике республиканских и международных олимпиад. | 1 ч | | |
22/6 | Решение конструкторских задач и задач на проекты. | 1 ч | | |
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (6 ч) |
23/1 | Решение качественных задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). | 1 ч | | |
24/2 | Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. | 1 ч | | |
25/3 | Решение задач на свойства паров: использование уравненияМенделеева - Клапейрона, характеристика критического состояния. | 1 ч | | |
26/4 | Решение задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях, на определение характеристик влажности воздуха. | 1 ч | | |
27/5 | Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. | 1 ч | | |
28/6 | Решение графических и экспериментальных задач. | 1 ч | | |
Основы термодинамики (6 ч) |
29/1 | Решение комбинированные задачи на первый закон термодинамики. | 1 ч | | |
30/2 | Решение задач на тепловые двигатели. | 1 ч | | |
31/3 | Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов. | 1 ч | | |
32/4 | Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров. | | | |
33/5 | Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач. | 1 ч | | |
34/6 | Промежуточная аттестация: контрольная работа. | 1 ч | | |
Календарно-тематическое планирование(11 класс)
№ | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата |
По плану | Факт. |
| Электрическое и магнитное поля (4ч) | | |
1/1 | Решение задач на описание электрического поля. Решение задач на описание систем конденсаторов. | 1 ч | | |
2/2 | Входная контрольная работа | 1 ч | | |
3/3 | Решение задач на описание магнитного поля | 1 ч | | |
4/4 | Решение задач по темам «Сила Ампера. Сила Лоренца» | 1 ч | | |
| Постоянный электрический ток в различных средах (5ч) | | |
5/1 | Решение задач на расчет сопротивления сложных эл. Цепей | 1 ч | | |
6/2 | Решение задач на закон Ома для участка цепи | 1 ч | | |
7/3 | Решение задач на закон Ома для полной цепи | 1 ч | | |
8/4 | Решение задач на применение закона Джоуля-Ленца | 1 ч | | |
9/5 | Решение задач на законы послед. и параллельного соединения | 1 ч | | |
| Электромагнитные колебания и волны (24ч) | | |
10/1 | Решение задач по темам «Магнитная индукция. Магнитный поток» | 1 ч | | |
11/2 | Решение задач на применение правила Ленца | 1 ч | | |
12/3 | Решение задач на закон электромагнитной индукции | 1 ч | | |
13/4 | Решение задач по теме «ЭДС индукции в движущихся проводниках». Решение задач по теме «Самоиндукция. Индуктивность». | 1 ч | | |
14/5 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 ч | | |
15/6 | Решение задач на нахождение энергии магнитного поля тока | 1 ч | | |
16/7 | Решение задач на колебания математического маятника | 1 ч | | |
17/8 | Решение задач на превращение энергии при гармонических колебаниях | 1 ч | | |
18/9 | Решение задач по теме «Вынужденные колебания. Резонанс» | 1 ч | | |
19/10 | Решение задач на превращение энергии при электрических колебаниях | 1 ч | | |
20/11 | Решение задач на переменный электрический ток | 1 ч | | |
21/12 | Решение задач по теме «Ёмкость и индуктивность в цепи переменного тока» | 1 ч | | |
22/13 | Решение задач по теме «Резонанс в электрической цепи» | 1 ч | | |
23/14 | Решение задач по теме «Генерирование электрической энергии. Трансформаторы» | 1 ч | | |
24/15 | Решение задач на нахождение длины и скорости мех. Волн | 1 ч | | |
25/16 | Рассмотрение свойств электромагнитных волн, радиоволн | 1 ч | | |
26/17 | Решение задач на закон отражения света, полное отражение | 1 ч | | |
27/18 | Решение задач на закон преломления света | 1 ч | | |
28/19 | Решение задач по теме «Линза. Построение изображения в линзе» | 1 ч | | |
29/20 | Решение задач на применение формулы тонкой линзы | 1 ч | | |
30/21 | Решение задач на дисперсию, интерференцию света | 1 ч | | |
31/22 | Решение задач по теме «Дифракционная решетка» | 1 ч | | |
32/23 | Рассмотрение постулатов теории относительности. Классификация задач по СТО, примеры их решения | 1 ч | | |
33/24 | Решение задач на связь между массой и энергией | 1 ч | | |
| Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач. Зачет по элективному курсу (1ч) | | |
34/1 | Промежуточная аттестация: контрольная работа. | 1 ч | | |
Приложение 2.
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.
Текущая аттестация качества усвоения знаний
Текущая аттестация проводится в виде письменных контрольных (тестовых) работ. Выполнение проверочной работы предполагает решение нескольких предложенных задач по определенному разделу курса. В ходе выполнения курса планируется проводить обучающие и контрольные тесты, которые позволят закрепить и проконтролировать полученные знания. Оценка знаний и умений школьников проводится с учетом результатов выполненных практических и исследовательских работ, участия в защите решения экспериментальных, теоретических и вычислительных задач.
Итоговая аттестация
Курс завершается зачетом, на котором проверяются практически умения применять конкретные законы физических теорий, фундаментальные законы физики, методологические принципы физики, а также методы экспериментальной, теоретической и вычислительной физики. Проверяются навыки познавательной деятельной различных категорий учащихся по решению предложенной задачи.