№ | Название раздела | Основные содержательные линии |
| Коммуникация с использованием вербальных средств | Установление зрительного контакта с собеседником Реагирование на собственное имя |
| Коммуникация с использованием невербальных средств | Указание взглядом , жестом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). |
| Импрессивная речь(умение понимать обращенную речь) | Реагирование на собственное имя. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание простых предложений. |
| Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания) | Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, транспорт, птицы и др.). |
№ | Название раздела учебной программы, тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности с обучающимися |
1 четверть (8 недель, 2 часа) |
1 | Диагностика | 0,25 | Участие в игровых ситуациях на установление, поддержание и завершение контакта. Выполняют задания с направляющей помощью |
2 | Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. | 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Ветерок». Артикуляционное упражнение «Заборчик». Совершенствовать произвольную регуляцию моторики рук с помощью статических и динамических упражнений: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Пальчик, пальчик, где ты был?» и.др.. Игра «Знакомство». Называние имён |
3 | Культура общения: приветствие, прощание | 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Заборчик» Динамическое упражнение «Сорока-сорока» Приветствие, прощание с собеседником жестом, звуком (словом) |
4 | Умение просить о помощи. Выражение благодарности. | 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Заборчик» Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?» Обращение с просьбой о помощи с помощью жеста, звука (слова). Игра «Спасибо». |
5 | Люди и имена | 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Трубочка» Игра-шнуровка «Божья коровка». Рассматривание сюжетных картинок (девочка, мальчик). Игра «Кого как зовут» на умение различать женские и мужские имена (с использованием карточек-символов). |
6 | Звучащие предметы | 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Окошко» Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?» Игры на выполнение практических инструкций учителя привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом Игра на развитие слухового внимания «На чем играю» |
7-8 | Я вижу, я слышу | 0,25+ 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Трубочка», «Улыбочка» Игровое упражнение с геометрическими фигурами-вкладышами Задания на выполнение практические инструкций учителя, выражать жестом, звуком, словом согласия (несогласия), удовлетворения (неудовлетворения) Игровые упражнения, имитирующие природные явления: «Солнышко и дождик» (жесты и мимика: холодно – хмурится, солнышко-улыбка, идет дождик – пальчик по столу) |
| 2 четверть (8 недель, 2 часа) |
1 | Эмоции | 0.25 | Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Заборчика», «Улыбочка» Игра «Соберем бусы» Игра «Куб эмоций» с использованием пиктограмм. |
2 | Я и мои помощники | 0,5 | Упражнение на развитие дыхания «Дуем в трубочку» Артикуляционное упражнение «Окошко», «Улыбочка» Игровое упражнение «Соберем пирамидку» Игра «Да-нет» (выражение согласия (несогласия) с использованием пиктограммы) |
3 | Пойми меня | 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Дуем в трубочку» Артикуляционное упражнение «Окошко», «Улыбочка» Пальчиковая гимнастика «Грибок» Игра: «Клубок» (указание взглядом на объект при выражении своих желаний) |
4 | Моя семья | 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Мыльные пузыри» Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Покажем язычок» Пальчиковая гимнастика «Семья» Рассматривание сюжетных картинок «Семья» Различать по звуковому составу слов (мама, папа, дядя, тетя), показывать на картинках. |
5-6 | Представление о цвете | 0,25+ 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Листопад» Артикуляционное упражнение «Лопатка» Пальчиковая гимнастика «Семья» Дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета (Подбор цветных полосок по аналогии). Игры "Собери цветок", "Цветик – семицветик» |
7-8 | Представление о форме | 0.25+ 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Бабочка летает» Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Лопатка» Пальчиковая гимнастика «Семья» Знакомство с формой. Нахождение нужной формы по заданию учителя. 5.Штриховка геометрических фигур |
| 3четверть (9 недель, 2,5 часа) |
1-2 | Различение предметов по цвету и форме | 0,25+0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Пушок» Артикуляционное упражнение «Лопатка», «Трубочка», «Заборчик». Дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета (Подбор цветных карандашей и палочек). Различение предметов по цвету и форме. Выполнение заданий по образцу (в том числе и штриховка). |
3-4 | Составление композиций из деталей одного цвета. | 0,25+0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Пушок» Артикуляционное упражнение «Лопатка», «Трубочка», «Заборчик». Пальчиковая гимнастика «Семья» Работа с блоками Дьеныша: дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета, выполнение заданий по инструкции. |
5-6 | Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета | 0,25+0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Подуй на одуванчик» Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Хоботок», «Лопатка» Игра-шнуровка «Ленточки» Собирание конструктора, мозаики по образцу. Показывание основных цветов. |
7-8 | Контакт | 0,25+0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Подуй на одуванчик» Артикуляционное упражнение «Накажем язычок» Работа с «волшебным мешочком»: нахождение 2-3 геометрических форм. Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя. Поддержание зрительного контакта. |
9 | Звуки вокруг нас | 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Снежинка» Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье» Определение различных звуков окружающей действительность, их называние (использование пиктограмм). Соотнесение звуков с реальным объектом. |
| 4четверть (9 недель, 2,5 часа) |
1-2 | Животные | 0.25+0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Вертушка» Артикуляционное упражнение «Бублик» Пальчиковая гимнастика Рассматривание картинок животных. Называние животных. Называние частей тела животных. Ответы на вопросы с помощью картинок «Кто что ест». Обобщающее понятие животные (картинка-символ). |
3 | Как говорят животные. | 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Вертушка» Артикуляционное упражнение «Бублик» Игра-шнуровка «Разноцветные ленточки» Рассматривание изображений животных. Ответы на вопросы, как говорят животные. Обобщающее понятие животные (картинка-символ) |
4 | Слушание сказки «Теремок». | 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Пушинки» Артикуляционное упражнение «Бублик», «Вкусное варенье» Прослушивание сказки «Теремок» (настольный театр). Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. |
5 | Понимание слов, обозначающих признак действия | 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Перышко» Артикуляционное упражнение «Чистим зубки» Игра-шнуровка «Завяжем шнурки» Работа с пиктограммами «Настроение» (веселое, грустное) Рассматривание сюжетных картинок (хорошо плохо) Выполнение практических заданий по инструкции на понимание слов, обозначающих признак действия (громко, тихо, быстро, медленно). |
6 | Понимание слов, обозначающих действия предмета | 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Бабочки летят» Артикуляционное упражнение «Качели» Пальчиковая гимнастика Работа с сюжетными картинками. Называние (употребление, показ) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).. |
7 | Понимание слов, обозначающих предмет птицы | 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Гуляем в лесу» Артикуляционное упражнение «Лошадка», «Улыбочка», «Окошко» Пальчиковая гимнастика «Сорока-сорока» Рассматривание картинок. Называние (показ) птиц. Обобщающее понятие «птицы» (картинка-символ). Игровое упражнение «Что сначала, что потом» |
8 | Слушание сказки "Колобок". | 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Бублик», «Вкусное варенье», «Накажем непослушный язычок» Прослушивание сказки «Колобок». Подбор картинок по содержанию теста. Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. |
9 | Игрушки | 0,25 | Упражнение на развитие дыхания «Перышко» Артикуляционное упражнение «Чистим зубки» Игровое упражнение с геометрическими вкладышами. Называние предметов (игрушек) и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме. Обобщающее понятие «игрушки» (картинка-символ). |
| Всего за год 34 недели, 8,5 часов | | |
Наборы картинок по различным лексическим темам.
Комплекты развивающих игр по развитию мышления, внимания «Заселяем домики», «Силуэты и контуры», «Что сначала, что потом» и др.
Деревянные рамки - вкладыши «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Геометрические фигуры» и др.
Наборы тематических игрушек: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Профессии»
Игры на обогащение словарного запаса и коррекцию грамматического строя речи: «В мире звуков», «Кто как голос подаёт?» , «Животные и их детёныши»,