СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку. 10 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитана на изучение дисциплины в количестве 2 часов в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку. 10 класс.»

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Русский язык 10-11 класс» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы для среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков// М.: Просвещение, 2016 г.

Рабочая программа рассчитана на изучение дисциплины в количестве 2 часов в неделю, в год - 68 часов в соответствии с учебным планом, целями и задачами МБОУ СОШ №5 имени Героя Советского Союза А.Ю.Кошева. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных стандартов, а также накопленный опыт преподавания предмета в школе. Данная программа является расширенной.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.

  2. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11

классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2016г.

  1. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Методические рекомендации к учебнику

«Русский язык. Грамматика. Стили речи. 10-11 класс. М., Просвещение, 2016г.

  1. Власенков А. И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: грамматика, текст, стили речи». 10–11 классы / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М. : Просвещение, 2007.

  2. Добротина И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс / И. Г. Добротина. – М. : Просвещение, 2009.

  3. Добротина И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 11 класс / И. Г. Добротина. – М. : Просвещение, 2009.

Целью рабочей программы является обеспечение выполнения требований Стандарта: повысить речевую культуру старшеклассников и развить их коммуникативные умения в разных сферах функционирования языка.

Задачи изучения курса:

  1. закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике,

лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

  1. совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  2. закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

  3. дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом

содержания среднего (полного) общего образования;

  1. обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с

одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

  1. обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

  2. способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.


Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный (общеобразовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка:

в 10 классе на базовом уровне 34 часа (1 час в неделю). В связи с необходимостью качественной подготовки к ЕГЭ, курс расширен до 68 часов в год (2 часа в неделю);

в 11 классе на базовом уровне 34 часа (1 час в неделю). В связи с необходимостью качественной подготовки к ЕГЭ, курс расширен до 68 часов в год (2 часа в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Результаты обучения

В результате изучения русского языка ученик должен

знать:

 функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

 системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

 понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

 компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

 основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь:

 проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

 разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

 проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

 оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

 объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

В результате изучения русского языка ученик должен овладеть навыками:

аудирование и чтение:

 использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

 извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

 владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо:

 создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

 применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

 применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

 соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Предметные результаты обучения

10 класс


Тема урока

Знания и умения

Общие сведения о языке

Знать некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация.

Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь представление о социальной сущности языка

Русский язык как система средств разных уровней

Знать языковые единицы.

Уметь производить разноуровневый анализ текста

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Знать основные орфограммы, изученные ранее.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, соблюдая в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разбор

Лексика и фразеология

Знать сферы употребления русской лексики, понятие фразеологизмы

Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, определять фразеологизмы (идиомы) – устойчивые сочетания слов

Морфемика и словообразование

Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания, запомнив при этом следующее: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных

Морфология и орфография

Знать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, части речи, их морфологические признаки.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, различать части речи, их морфологические признаки.

Синтаксис и пунктуация.

Знать виды и типы простых и сложных предложений, принципы русской пунктуации.

Уметь определять виды и типы предложений, составлять предложения разных видов, правильно расставлять знаки препинания в предложении

Речь, функциональные стили речи. Научный стиль.

Знать понятия «язык» и «речь», основные требования к речи, особенности устной и письменной речи, типы речи, стили речи, языковые признаки научного стиля, понятие текст, признаки текста.

Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, находить и исправлять речевые ошибки в собственных текстах и предложенных для анализа, составлять тексты разных типов, определять языковые признаки научного стиля речи.



11 класс

Тема урока

Знания и умения

Синтаксис простого предложения. Пунктуация.

Знать синтаксис и пунктуацию простого предложения, способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов, предложения с обособленными второстепенными членами, обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и постановку знаков препинания в них. Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами, различать предложения с однородными членами и ССП

Публицистический стиль

Знать сферу употребления публицистического стиля, задачи

речи, языковые средства, характерные

для публицистического стиля, основные жанры.

Уметь различать публицистический стиль речи, определять его жанры, находить СРВ, составлять самостоятельно тексты публицистического стиля

Художественный стиль

Знать сферу употребления, задачи речи, языковые средства, характерные

для художественного стиля, основные жанры.

Уметь различать художественный стиль речи, определять его жанры, находить СРВ, составлять самостоятельно тексты художественного стиля.

Сложное предложение

Знать понятие «сложное предложение», виды сложных предложений.

Уметь определять вид сложного предложения, соблюдать пунктуационные нормы

Разговорный стиль

Знать сферу употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного стиля.

Уметь определять элементы разговорного стиля

Повторение

Знать орфоэпические, орфографические, морфологические, словообразовательные нормы.

Уметь соблюдать нормы русского литературного языка



Содержание учебного предмета

10 класс

  1. Общие сведения о языке

Роль языка в обществе. История развития русского языка. Периоды в истории развития русского язык. Место и назначение русского языка в современном мире. Стилистические функции устаревших форм слова

  1. Русский язык как система средств разных уровней

Единицы языка. Их взаимосвязь. Фонема, морфема, слово, часть речи, словосочетание, предложение, текст.

  1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Принципы русской орфографии. Фонетический разбор.

  1. Лексика и фразеология

Сферы употребления русской лексики. Исконно русская и заимствованная лексика. Русская фразеология. Словари русского языка.

  1. Морфемика и словообразование

Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства.

  1. Морфология и орфография

Трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи. Правописание не и ни с разными частями речи. Различение частиц не и ни. Правописание наречий. Мягкий знак на конце слов после шипящих. Правописание глаголов. Правописание причастий. Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания.

  1. Синтаксис и пунктуация

Принципы и функции русской пунктуации. Прямая и косвенная речь. Авторская пунктуация.

  1. Речь, функциональные стили речи

Речеведческий анализ текста. Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки). Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности.

11 класс

  1. Синтаксис простого предложения. Пунктуация

Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим. Именительный и творительный падежи в сказуемом. Тире между подлежащим и сказуемым. Управление при словах, близких по значению. Однородные члены предложения и пунктуация при них. Знаки препинания при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Обособленные определения. Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными

Приложения и их обособление. Обособление обстоятельств. Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения. Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.

Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи. Порядок слов в предложении.

  1. Публицистический стиль

Особенности публицистического стиля. Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Дискуссия на тему «Патриотизм: знак вопроса». Изложение публицистического стиля с элементами сочинения.

  1. Художественный стиль

Общая характеристика художественного стиля. Виды тропов и стилистических фигур. Урок-практикум. Анализ лирического произведения. Изложение по тексту художественного стиля.

  1. Сложное предложение

Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП. Пунктуация в ССП.

Пунктуация в предложениях с союзом и. Основные группы СПП. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и СПП.

  1. Разговорный стиль

Повторение. Практика. Урок – семинар. Разговорный стиль речи.

  1. Повторение

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия». Повторение. Морфология и орфография. Повторение. Словообразование и орфография.

Обобщение пройденного.


Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 Б классе.

Учитель: Шорова М.М.

Количество часов на год - 68 , в неделю - 2часа.

Планирование составлено на основе программы по русскому языку к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

Учебник: «Русский язык» А.И. Власенков// М.: Просвещение, 2016 г.

Наименование разделов и тем

Дата проведения



по плану


по факту


Общие сведения о языке

Роль языка в обществе. «Язык каждого народа создан самим народом».

(К. Д. Ушинский)



Входная контрольная работа



Работа над ошибками входной контрольной работы



История развития русского языка



Периоды

в истории развития русского языка



Фонетика. Орфоэпия. Орфография


Фонетика. Орфоэпия. Орфография



Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии



Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке



Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке



Принципы русской орфографии



Фонетический разбор



К/р.№ 2 Диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»



Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.



Повторение по теме «Лексика»



Сферы употребления русской лексики



Исконно русская и заимствованная лексика



Русская фразеология



Словари русского языка



Стилистические фигуры речи ( антитеза, оксюморон и др.)



Контрольная работа № 3 по теме «Лексика и фразеология»



Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.



Морфемика и словообразование


Повторение. Морфемика и словообразование



Способы словообразования



Выразительные словообразовательные средства



Морфология и орфография


Обобщение по теме «Части речи»



Трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий



Правописание н и нн

в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи



Правописание не и ни

с разными частями

речи



Различение частиц не и ни



Правописание наречий



Контрольная работа № 4 . Диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография».



Анализ контрольной работы. Работа над ошибками



Мягкий знак на конце слов после шипящих



Правописание глаголов



Правописание причастий



Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания



Р.р. Работа над сочинением-рассуждением



Р.р. Написание сочинения-рассуждения



Синтаксис и пунктуация


Типы и виды словосочетаний



Типы и виды словосочетаний



Простое предложение



Осложненное предложение



Сложное предложение



Прямая и косвенная речь



Авторская пунктуация



Контрольная работа№ 5 по теме «Пунктуация». Тест



Анализ контрольной работы



Речь, функциональные стили речи


Язык и речь. Основные требования к речи



Что такое текст? Способы и средства связи между частями текста



Абзац



Типы речи. Повествование



Описание



Рассуждение



Речеведческий анализ текста



55.

Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки)



56

Конспект. Тематический конспект



57.

Реферат.



58.

Аннотация.



59.

Рецензия



60.

Р.р. Работа над сочинением-рассуждением



61.

Р.р. Написание сочинения-рассуждения



62.

Функциональные стили речи



63.

Научный стильречи. Научно-популярный подстиль .



64.

Научные стиль и его лексические особенности.



65

Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности



66

Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи.



67

Итоговая контрольная работа.




68

Анализ контрольной работы