Ростовская область, Усть-Донецкий район, станица Мелиховская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мелиховская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по компьютерной алгебре
9 класса, основного общего образования
(элективный курс)
Количество часов 34 часа
Учитель Головань Ирина Павловна
Авторская программа «Компьютерная алгебра» 9 класс. Элективный курс.
Калинина Елена Владимировна учитель математики МБОУ «Шолоховская гимназия»,
ст. Вёшенская Шолоховского района.
Мирзоян Инна Федоровна учитель информатики МБОУ Мелиховской СОШ, Усть-Донецкого района.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
2. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
3. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
Программа предполагает изучение курса «Компьютерная алгебра» в течение 34 часов (1 час в неделю). Значительное количество учебного времени отводится на практические занятия.
В данном курсе рассматриваются приемы решения некоторых задач, изучаемых в курсе «Алгебры» 8-9 классов, с помощью электронных таблиц. На основе межпредметных связей информатики и математики в курсе расширяются знания учащихся по темам: комбинаторика, теория вероятности, арифметическая и геометрическая прогрессии. На уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.
Целью программы является формирование у учащихся практических навыков решения математических и реальных прикладных задач с помощью электронных таблиц, подготовка к государственной итоговой аттестации учащихся по математике и информатике.
Основные задачи программы:
показать основные приемы эффективного решения математических задач с помощью компьютера;
рассмотреть методы моделирования реальных ситуаций с помощью электронных таблиц;
изучить приемы создания и анализа графиков и диаграмм различных процессов;
укрепить логические связи математики и информатики.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны знать:
основные понятия и формулы комбинаторики, теории вероятности и статистики:
графики линейной, квадратичной, степенной и других функций изучаемых в курсе 8-9 класса;
основные формулы для расчета арифметической и геометрической прогрессий.
Учащиеся должны уметь:
вводить данные различных форматов в ячейки электронной таблицы;
выполнять расчеты средствами электронных таблиц;
строить графики и диаграммы по различным данным;
использовать стандартные функции электронных таблиц;
работать с диапазонами ячеек;
анализировать диаграммы и графики;
моделировать простейшие ситуации с помощью электронных таблиц.
Содержание учебного предмета
Комбинаторика. Теория вероятности. Статистика. (9 ч.)
Раздел математики – комбинаторика. Основные понятия. Перестановки. Сочетания. Размещения. Классическое определение вероятности. Элементы матстатистики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана.
Практическая работа «Перестановки»
Практическая работа «Сочетания»
Практическая работа «Размещения»
Практическая работа «Статистические функции в Excel»
Реальная математика (7 ч.)
Исследование графиков. Решение практических расчетных задач, связанных с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов
Практическая работа «Расчет обоев для комнаты»
Практическая работа «Расчет параметров коробки»
Построение графиков основных функций (10 ч.)
Построение и исследование графика линейкой функции. Построение и исследование графика квадратичной функции. Построение и исследование графика обратной функции. Построение и исследование графика функции
Арифметическая и геометрическая прогрессии (8 ч.)
Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена геометрической прогрессии. Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии.
Календарно-тематическое планирование
№ | Кол-во час. | Календарные сроки | Наименование разделов и тем | Тип урока или формы организации деятельности учащихся | Требование к результату | Виды контроля |
Комбинаторика. Теория вероятности. Статистика. (9 ч.) |
1 | 1 | | Основы работы в Электронных таблицах | Урок актуализации знаний | Знать: основные объекты Excel Уметь: вводить данные различных типов в ячейки Excel | |
2 | 1 | | Что изучает комбинаторика? | Освоение нового материала | Знать: перестановки, сочетания, размещения Уметь: решать задачи методом полного перебора вариантов | |
3 | 1 | | Практическая работа «Перестановки» | Урок закрепления знаний и практических навыков | Знать: правила подсчета перестановок Уметь: использовать математическую функцию ФАКТР | |
4 | 1 | | Практическая работа «Сочетания» | Урок закрепления знаний и практических навыков | Знать: правила подсчета сочетаний Уметь: использовать функцию ЧИСЛКОМБ | |
5 | 1 | | Практическая работа «Размещения» | Урок закрепления знаний и практических навыков | Знать: правила подсчета размещений Уметь: использовать функцию ПЕРЕСТ | |
6 | 1 | | Элементы теории вероятности | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать: правило подсчета классической вероятности Уметь: решать простейшие задачи теории вероятности | |
7 | 1 | | Элементы математической статистики | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать: основные понятия математической статистики среднее арифметическое, размах, мода, медиана. | |
8-9 | 2 | | Практическая работа «Статистические функции в Excel» | Закрепление знаний | Уметь: использовать статистические функции при обработке массивов данных | |
Реальная математика (7 ч.) | |
10 | 1 | | Исследование графиков реальных зависимостей | Урок закрепления знаний и практических навыков | Уметь: анализировать графики в таблице Excel | |
11 | 1 | | Решение практических расчетных задач | Урок закрепления знаний и практических навыков | Уметь: решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами средствами Excel | |
12-13 | 2 | | Решение практических расчетных задач | Урок закрепления знаний и практических навыков | Уметь: пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах в задачах моделирования ситуаций в Excel | |
14-15 | 2 | | Решение практических расчетных задач | Урок закрепления знаний и практических навыков | Уметь: интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов в задачах моделирования ситуаций в Excel | |
16 | 1 | | Построение диаграмм | Урок закрепления знаний и практических навыков | Уметь: анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. | |
Построение графиков основных функций (10 ч.) |
17 | 1 | | Линейная функция и ее график | Урок закрепления знаний и практических навыков | Знать: формулу линейной функции Уметь: строить график линейной функции средствами Excel | |
18 | 1 | | Исследование линейной функции | Урок закрепления знаний и практических навыков | Знать: зависимость расположения графика функции от коэффициентов Уметь: моделировать график линейной функции средствами Excel | |
19 | 1 | | Квадратичная функция и ее график | Урок закрепления знаний и практических навыков | Знать: формулу квадратичной функции Уметь: строить график параболы средствами Excel | |
20-21 | 2 | | Исследование параболы | Урок закрепления знаний и практических навыков | Знать: зависимость расположения параболы от коэффициентов Уметь: моделировать параболу средствами Excel | |
22 | 1 | | График обратной функции | Урок закрепления знаний и практических навыков | Знать: область определения функции Уметь: строить график средствами Excel | |
23 | 1 | | Исследование гиперболы | Урок закрепления знаний и практических навыков | Знать: зависимость расположения гиперболы от коэффициентов Уметь: моделировать гиперболу средствами Excel | |
24 | 1 | | График функции | Урок закрепления знаний и практических навыков | Знать: область определения функции Уметь: строить график средствами Excel | |
25 | 1 | | Исследование графика функции | Урок закрепления знаний и практических навыков | Знать: зависимость расположения графика функции от коэффициентов Уметь: моделировать график средствами Excel | |
26 | 1 | | Итоговое занятие | | | |
Арифметическая и геометрическая прогрессии (8 ч.) |
27 | 1 | | Арифметическая прогрессия. | Урок закрепления знаний | Знать: основные формулы арифметической прогрессии | |
28 | 1 | | Формула n-го члена арифметической прогрессии. | Урок закрепления знаний и практических навыков | Уметь: использовать формулы таблицы Excel для расчета | |
29 | 1 | | Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии. | Урок закрепления знаний и практических навыков | Уметь: использовать формулы таблицы Excel для расчета | |
30 | 1 | | Геометрическая прогрессии. | Урок закрепления знаний | Знать: основные формулы геометрической прогрессии | |
31 | 1 | | Формула n-го члена геометрической прогрессии. | Урок закрепления знаний и практических навыков | Уметь: использовать формулы таблицы Excel для расчета | |
32 | 1 | | Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии. | Урок закрепления знаний и практических навыков | Уметь: использовать формулы таблицы Excel для расчета | |
33 | 1 | | Сумма бесконечной геометрической прогрессии при ЅqЅ | Урок закрепления знаний и практических навыков | Уметь: использовать формулы таблицы Excel для расчета | |
34 | 1 | | Итоговое занятие | | | |
Литература:
«ОГЭ 3000 задач» под редакцией А.Л.Семёнова, И.В. Ященко;
«Подготовка к ГИА по математике учебно- методический комплекс» под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю.Калабухова;
http://inf.сдамгиа.рф/ Сайт Дмитрия Гущина «Сдам Гиа»;
Зудилова Т.В., Одиночкина С.В., Осетрова И.С., Осипов Н.А.
Название: Работа пользователя в Microsoft Excel 2010;
http://myblaze.ru/ построение графиков функций в Еxcel.