СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная академия» для обучающихся 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности  общеинтеллектуального направления «Занимательная академия» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир»  и «Мир вокруг нас» для обучающихся 4 класса (34 часа)  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная академия» для обучающихся 4 класса»

1.Пояснительная записка


Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная академия» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Программа разработана в соответствии с ООП НОО, учебным планом МАОУ НОШ № 53.

Согласно учебному плану школы, программа разработана на 34 часа.

Программа «Занимательная академия » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас» для обучающихся 4 класса.

Она вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.

В результате расширения реализуются следующие учебные цели:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи

- освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.

1. Планируемые результаты освоения программы


Личностные результаты:

- формирование у детей мотивации к обучению, к самоорганизации и саморазвитию

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

Метапредметные результаты:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

- задавать вопросы;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве


Предметные результаты:


К концу обучения обучающиеся будут знать:

Определение «экология».

Простейшую классификацию экологических связей.

Характерные отличительные признаки схожих видов.

Происхождение названий видов.

 Представители редких организмов (грибов, растений, животных).

Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.

Причины сокращения численности этих живых существ.

Светолюбивые и теневыносливые растения.

Роль ветра в жизни растений и животных.

Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы.

Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека


Обучающиеся научатся:

Разъяснять сущность и значение экологии на основе анализа примера.

Распознавать встречающихся в данной местности растений и животных.

Называть охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки.

Объяснять понятия «прямые связи», «косвенные связи»., сеть питания, или пищевая сеть.

Распознавать охраняемые растения, животных.

Делать экологические прогнозы, объяснять их сущность, приводить конкретные примеры, разъяснять значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.


2. Содержание программы



  1. Вводное занятие (2 ч.) Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем программы по планированию разделов. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий

  2. Тайны за горизонтом (4 ч.) Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский). Практические работы с картой.

  3. Жили-были динозавры… и не только они (5 ч.) Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.
     Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.

 Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
      4. Тайны камней (4 ч.)  Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо — соль.
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

  1. Загадки растений (5 ч.) История открытия удивительных растений: виктории регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и   др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).
          Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.
          Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

  2. Утконос и компания (3 ч.) История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).
          Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, музей для ознакомления с экзотическими животными.

  3. Планета насекомых (4 ч.) Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
          Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
    8. Загадки под водой и под землёй (5 ч.) Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер.
    Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум для знакомства с морской фауной.

  1. Что такое НЛО? (1 ч.) Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

3. Тематическое планирование


п/п


Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

Вводное занятие (2 ч.)

1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

1

Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников.

Понимать и пересказывать и тексты о природе.

2

Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий

1

Тайны за горизонтом (4 ч.)

3

Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).  Практические работы с картой.

1

Понимать тексты об исторических событиях.

Выбирать вид деятельности.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения).


Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

4

      Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки.

1

5

Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюса.

1

6

Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).
      Практические работы с картой.

1

Жили-были динозавры... и не только они (5 ч.)

7

Экскурсия на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.

1


Характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных в Древнем мире.

Рассказывать о жизни в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.
Сравнивать и различать современный и Древний мир.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.

Различать растения и животных современного мира и Древнего мира,

используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности древних растений и животных.

Уметь составлять рассказ о пошлом.

8

Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

1

9

  Как изучают прошлое Земли.

1

10

Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.

1

11

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

1

Тайны камней (4 ч.)

12

Экскурсия в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

1

Характеризовать камни.

Анализировать свойства камней и их внешний вид.

Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Обсуждать в группах полученные сведения

13

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека.

1

14

Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга.

1

15

Обыкновенное чудо — соль.
      Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

1

Загадки растений (5 ч.)

16

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др

1

Понимать тексты о исторических открытиях.

Описывать внешний вид, характерные особенности экзотических фруктов, распространенных дикорастущих растений.

Группировать объекты живой природы по отличительным признакам.

Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Обсуждать в группах полученные сведения.



17

Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и   др.

1

18

История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).

1

19

Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.

1

20

Экскурсия в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

1

Утконос и компания (3 ч.)

21

История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др.

1

Понимать тексты о исторических открытиях.

Описывать внешний вид, характерные особенности удивительных животных..

Группировать объекты живой природы по отличительным признакам.

Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Обсуждать в группах полученные сведения.

22

Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек?

1

23

Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).

1

Планета насекомых (4 ч.)

24

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

1

Понимать тексты в стиле научных статей.

Описывать внешний вид, характерные особенности насекомых..

Группировать насекомых по отличительным признакам.

Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Обсуждать в группах полученные сведения.

25

Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян.

1

26

Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.

1

27

Охрана насекомых.

1

Загадки под водой и под землей (5 ч.)

28

Как изучают подводный мир

1

Понимать тексты в стиле научных статей.

Описывать внешний вид, характерные особенности подводного животного и растительного мира .

Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Обсуждать в группах полученные сведения.

Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной)

29

Киты, дельфины, акулы.

1

30

История открытия гигантского кальмара.

1

31

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

1

32

Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер.

1

Что такое НЛО? (1 ч.)

33

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

1

Понимать тексты в стиле научных статей.

Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Обсуждать в группах полученные сведения. Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной)

34

Промежуточная аттестация. Викторина

1

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае.

Уметь выполнять правила поведения в природе

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу)

Оценивать конкретные примеры поведения в природе

Итого: 34 часа


4. Формы и средства контроля знаний:

- текущий контроль (устный опрос, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, сообщение, практическая работа, взаимоконтроль, самоконтроль)

- итоговый контроль ( промежуточная аттестация, викторина)



5. Учебно - методическое обеспечение


  1. Интернет - ресурсы для организации виртуальных экскурсий

  2. Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью.

  3. Сборник программ общеобразовательных учреждений. Начальные классы.

  4. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе.


  1. Список литературы

  1. ФГОС

  2. ООП НОО МАОУ НОШ № 53

  3. Логинова. Планируемые результаты

  4. Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу.- М.: Учпедгиз

  5. Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М.: Просвещение

  6. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. М.: АРКТИ

  7. Уроки экологии. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Харьков: Ранок

  8. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель

  9. Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» вып.№5, _ М.: ГОУДОД ФЦРСДОД

  10. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев – М.: Просвещение

  11. Тихомирова Е.М. Мир вокруг нас: Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»

  12. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч.