Приложение к ООП ООО
Рабочая программа кружка
Шахматы
5 - 9 класс
Содержание курса
Модуль I (5 класс)
Шахматная доска и фигуры
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.
Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра. Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат
Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на
мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант. Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравно-
ценный размен. Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.
Раннее развитие ферзя
Дебютные ловушки.
К концу изучения модуля I учащиеся должны знать:
—шахматную доску и её структуру;
—обозначение полей линий;
—ходы и взятия всех фигур, рокировку;
—основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, за-
щита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
уметь:
—играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
—записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
—находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
—оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
—планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
—определять общую цель и пути её достижения;
—решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
Модуль II (6 класс)
Повторение
Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность. Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.
Защита
Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фи-
гурой, контратака.
Реализация большого материального перевеса
Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на
край доски. Оппозиция.
Эндшпиль
Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.
—Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка про-
тив короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв.
—Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки.
Алгоритм выигрыша.
Практическая игра
Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.
Анализ ошибок.
К концу изучения модуля II учащиеся должны знать:
—выигрышные стратегии матования одинокого короля;
уметь:
—ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции;
—понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
—сравнивать и анализировать действия других игроков;
—разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Модуль III (7 класс)
Повторение
Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Тактика в шахматах
Тактические приёмы и комбинации.
Определение комбинации
Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля — основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.
Практическая игра
К концу изучения модуля III учащиеся должны знать:
—основные идеи комбинаций различных типов;
уметь:
—осуществлять простейшие комбинации;
—определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Модуль IV (8 класс)
Атака в шахматной партии
Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках.
Оценка позиции
Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие
фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции.
Игра в середине партии
Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге. Практическая игра
К концу изучения модуля IV учащиеся должны знать:
—понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
—слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек в центре, централизацию блокады;
уметь:
—занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;
—блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур и использовать базовые понятия.
9 класс
1.Организационный момент. Знакомство. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
2. Повторение материала изученного за год. Этика поведения шахматиста во время игры.
3. Оценка позиции.
4. Реализация преимущества.
5. Построение стратегических планов.
6. Реализация преимущества в окончании.
7. Соревнования различного уровня.
8. Соревнования различного уровня.
9. Соревнования различного уровня.
10. Курес шахматных окончаний.
11. Правило квадрата. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.
12. Когда королю мешает собственная пешка.
13. Король и пешка против короля.
14. Оппозиция, как оттолкнуть «плечом» короля противника.
15. «золотое» правило оппозиции.
16. Запасные ходы для овладения оппозицией.
17. Лишняя пешка-никогда не лишняя. Активный пароль. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур. Позиционная ничья. Практические занятия.
18. Активный король – как лишняя фигура.
19. Отдаленная проходная пешка.
20. Как малыми силами удержать превосходящие силы противника.
21. Фигуры против пешки. Ферзь, ладья, слон, конь.
22. Ладейные окончания.
23. Коневые окончания.
24. Слоновые окончания. Обозначение места фигуры на доске. Масса упражнений для тренировки. Запись позиции.
25. Слон против коня.
26. Преимущество двух слонов в эндшпиле.
27. Ферзевые окончания.
28. Борьба фигур без пешек.
29. Лишнее качество при пешках.
30. 20 правил игры в эндшпиле.
31. Тактические удары и комбинации.
32. Атака на короля.
33. Атака при разносторонних рокировках.
34. Контратака в центре.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
овладение навыками игры в шахматы;
интеллектуальное развитие детей;
результативное участие в соревнованиях различных уровней.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса «Шахматы».
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
развитие любознательности и сообразительности;
развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
развитие наглядно-образного мышления и логики.
Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».
К концу изучения модуля I учащиеся должны знать:
шахматную доску и её структуру;
обозначение полей линий;
ходы и взятия всех фигур, рокировку;
основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение,
защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
К концу изучения первого года учащиеся должны уметь:
играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
определять общую цель и пути её достижения;
решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
Тематическое планирование
5 КЛАСС
Модуль 1
№ п/п | Раздел, тема урока | Дата | Дата | Примечания |
5 А | 5 Б |
план | факт | план | факт | |
| Фигуры и шахматная доска (3 ч) | | | | | |
1 | Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий. | | | | | |
2 | Легенда о возникновении шахмат. | | | | | |
3 | Шахматные фигуры и их обозначения. | | | | | |
| Ходы и взятия фигур (12 ч) | | | | | |
4 | Ходы ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. | | | | | |
5 | Взятие ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. | | | | | |
6 | Практическая игра. | | | | | |
7 | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | | | | | |
8 | Угроза, нападение, защита. | | | | | |
9 | Превращение и взятие на проходе пешкой. | | | | | |
10 | Значение короля. | | | | | |
11 | Шах | | | | | |
12 | Короткая и длинная рокировка. | | | | | |
13 | Начальная позиция. | | | | | |
14 | Запись шахматных позиций. | | | | | |
15 | Практическая игра. | | | | | |
| Цель и результат шахматной партии. (10 ч) | | | | | |
16 | Шах, мат и пат. | | | | | |
17 | Способы защиты от шаха. | | | | | |
18 | Открытый, двойной шах. | | | | | |
19 | Мат. | | | | | |
20 | Сходство и различие между понятиями шаха и мата. | | | | | |
21 | Алгоритм решения задач на мат в один ход | | | | | |
22 | Пат.«Бешеные» фигуры. | | | | | |
23 | Сходство и различие между понятиями мата и пата. | | | | | |
24 | Выигрыш, ничья, виды ничьей. | | | | | |
25 | Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. | | | | | |
| Запись шахматных ходов (2 ч) | | | | | |
26 | Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. | | | | | |
27 | Полная и краткая нотация. Шахматный диктант. | | | | | |
| Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч) | | | | | |
28 | Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. | | | | | |
29 | Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. | | | | | |
| Общие принципы разыгрывания дебюта (6 ч) | | | | | |
30 | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | | | | | |
31 | Классификация дебютов. | | | | | |
32 | Анализ учебных партий | | | | | |
33 | Раннее развитие ферзя. | | | | | |
34 | Дебютные ловушки. | | | | | |
Тематическое планирование
6 КЛАСС
Модуль 2
№ п/п | Раздел, тема урока | Дата | Дата | Примечания |
6 А | 6 Б |
план | факт | план | факт | |
| Повторение (6 ч) | | | | | |
1 | Ходы и взятия фигур. | | | | | |
2 | Понятия шаха, мата и пата. | | | | | |
3 | Задачи на ценность. | | | | | |
4 | Правила записи ходов. | | | | | |
5 | Принципы игры в дебюте. | | | | | |
6 | Анализ учебных партий. | | | | | |
| Защита (6 ч) | | | | | |
7 | Понятие о защите. | | | | | |
8 | Уничтожение атакующей фигуры. | | | | | |
9 | Уход из-под удара. | | | | | |
10 | Перекрытие линии атаки. | | | | | |
11 | Защита атакованной фигуры своей фигурой. | | | | | |
12 | Контратака. | | | | | |
| Реализация большого материального перевеса (10 ч.) | | | | | |
13 | Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. | | | | | |
14 | Матование одинокого короля ферзём и ладьёй. | | | | | |
15 | Матование одинокого короля двумя ладьями. . | | | | | |
16 | Матование одинокого короля королём и ферзём. | | | | | |
17 | Матование одинокого королякоролём и ладьёй. | | | | | |
18 | Матование одинокого королякоролём и ладьёй. | | | | | |
19 | Матовые и патовые позиции. | | | | | |
20 | Матовые и патовые позиции. | | | | | |
21 | Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. | | | | | |
22 | Оппозиция. | | | | | |
| Эндшпиль (9 ч) | | | | | |
23 | Общие принципы разыгрывания эндшпилей. | | | | | |
24 | Классификация эндшпилей. | | | | | |
25 | Классификация эндшпилей. | | | | | |
26 | Защита от эндшпиля. | | | | | |
27 | Защита от эндшпиля. | | | | | |
28 | Пешечные эндшпили. | | | | | |
29 | Пешечные эндшпили. | | | | | |
30 | Ладейные эндшпили. | | | | | |
31 | Ладейные эндшпили. | | | | | |
| Практическая игра (3 ч) | | | | | |
32 | Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. | | | | | |
33 | Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. | | | | | |
34 | Анализ ошибок. | | | | | |
Тематическое планирование
7 КЛАСС
Модуль 3
№ п/п | Раздел, тема урока | Дата | Дата | Примечания |
7 А | 7 Б |
план | факт | план | факт | |
| Повторение (3 ч) | | | | | |
1 | Способы защиты от нападения. | | | | | |
2 | Матование одинокого короля. | | | | | |
3 | Простейшие пешечные и ладейные эндшпили. | | | | | |
| Тактика в шахматах и определение комбинации (29 ч) | | | | | |
4 | Тактические приёмы и комбинации. | | | | | |
5 | Тактические приёмы и комбинации. | | | | | |
6 | Форсированный вариант. | | | | | |
7 | Форсированный вариант. | | | | | |
8 | Вариант жертва. | | | | | |
9 | Вариант жертва. | | | | | |
10 | Двойной удар. | | | | | |
11 | Двойной удар. | | | | | |
12 | Связка. | | | | | |
13 | Связка. | | | | | |
14 | открытое нападение. | | | | | |
15 | открытое нападение. | | | | | |
16 | слабость последней горизонтали. | | | | | |
17 | слабость последней горизонтали. | | | | | |
18 | Устранение защиты. | | | | | |
19 | Устранение защиты. | | | | | |
20 | Отвлечение, завлечение. | | | | | |
21 | Отвлечение, завлечение. | | | | | |
22 | Блокировка. | | | | | |
23 | Блокировка. | | | | | |
24 | Освобождение пространства. | | | | | |
25 | Освобождение пространства. | | | | | |
26 | Перекрытие. | | | | | |
27 | «Мельница», «рентген», перегрузка. | | | | | |
28 | «Мельница», «рентген», перегрузка. | | | | | |
29 | «Мельница», «рентген», перегрузка. | | | | | |
30 | Разрушение пешечного прикрытия короля. | | | | | |
31 | Разрушение пешечного прикрытия короля. | | | | | |
32 | Комбинации на сочетание идей. | | | | | |
| Практическая игра (2 ч) | | | | | |
33 | Практическая игра. | | | | | |
34 | Практическая игра. | | | | | |
Тематическое планирование
8 КЛАСС
Модуль 4
№ п/п | Раздел, тема урока | Дата | Дата | Примечания |
8 А | 8 Б |
план | факт | план | факт | |
| Атака в шахматной партии (3 ч) | | | | | |
1 | Король в центре. | | | | | |
2 | Атака позиции короткой рокировки. | | | | | |
3 | Атака при разносторонних рокировках. | | | | | |
| Оценка позиции (3 ч) | | | | | |
4 | Оценка позиции как разложение позиции на элементы. | | | | | |
5 | Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. | | | | | |
6 | Понятие о динамике позиции. | | | | | |
| Игра в середине партии (22 ч) | | | | | |
| | | | | | |
7 | Что делать после дебюта. | | | | | |
8 | Слабые поля. | | | | | |
9 | Временные и постоянные слабости. | | | | | |
10 | Центр и операции на фланге. | | | | | |
11 | Расположение фигур. | | | | | |
12 | Плохие и хорошие фигуры. | | | | | |
13 | Ограничение подвижности фигур. | | | | | |
14 | Блокада. | | | | | |
15 | Централизация. | | | | | |
16 | Открытые линии. | | | | | |
17 | Полуоткрытые линии. | | | | | |
18 | Концентрация сил для атаки важного пункта. | | | | | |
19 | Открытие и закрытие линий. | | | | | |
20 | Два слона. | | | | | |
21 | 7 и 8 горизонтали. | | | | | |
22 | Форпост. | | | | | |
23 | Форпост на е5. | | | | | |
24 | Форпост на d5. | | | | | |
25 | Слабость комплекса полей. | | | | | |
26 | Фигуры и пешки в центре. | | | | | |
27 | Висячие пешки. | | | | | |
28 | Изолированные пешки. | | | | | |
| Практическая игра (6 ч) | | | | | |
29 | Практическая игра | | | | | |
30 | Практическая игра | | | | | |
31 | Практическая игра | | | | | |
32 | Практическая игра | | | | | |
33 | Практическая игра | | | | | |
34 | Практическая игра | | | | | |
Тематическое планирование
9 КЛАСС
№ п/п | Раздел, тема урока | Дата | Дата | Примечания |
план | факт | план | факт | |
1 | Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. | | | | | |
2 | Повторение материала изученного за год. | | | | | |
3 | Оценка позиции. | | | | | |
4 | Реализация преимущества. | | | | | |
5 | Построение стратегических планов. | | | | | |
6 | Реализация преимущества в окончании. | | | | | |
7 | Соревнования различного уровня. | | | | | |
8 | Соревнования различного уровня. | | | | | |
9 | Соревнования различного уровня. | | | | | |
10 | Курс шахматных окончаний. | | | | | |
11 | Правило квадрата. | | | | | |
12 | Когда королю мешает собственная пешка. | | | | | |
13 | Король и пешка против короля. | | | | | |
14 | Оппозиция, как оттолкнуть «плечом» короля противника. | | | | | |
15 | «Золотое» правило оппозиции. | | | | | |
16 | Запасные ходы для овладения оппозицией. | | | | | |
17 | Лишняя пешка -никогда не лишняя. | | | | | |
18 | Активный король – как лишняя фигура. | | | | | |
19 | Отдаленная проходная пешка. | | | | | |
20 | Как малыми силами удержать превосходящие силы противника. | | | | | |
21 | Фигуры против пешки. Ферзь, ладья, слон, конь. | | | | | |
22 | Ладейные окончания. | | | | | |
23 | Коневые окончания. | | | | | |
24 | Слоновые окончания. | | | | | |
25 | Слон против коня. | | | | | |
26 | Преимущество двух слонов в эндшпиле. | | | | | |
27 | Ферзевые окончания. | | | | | |
28 | Борьба фигур без пешек. | | | | | |
29 | Лишнее качество при пешках. | | | | | |
30 | 20 правил игры в эндшпиле. | | | | | |
31 | Тактические удары и комбинации. | | | | | |
32 | Атака на короля. | | | | | |
33 | Атака при разносторонних рокировках. | | | | | |
34 | Контратака в центре. | | | | | |
Методические материалы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР. 2000г.
2. Сухин И.Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. 2000 г.
3. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества Ростов-на-Дону. Феникс. 2000г.
4. Уильям Гарет. Шахматы. Учитесь играть в самую популярную игру в мире. М. Терра. 1998 г.
5. Френе С.Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. 1990 г.
6. В.Хенкин,Куда идет король. М.. Молодая гвардия. 1979 г.
7. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей.Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.
8. Шахматный словарь. М. ФиС. 1968 г.
9. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994г. по изданию Майзелис И. Шахматы. Основы теории М.Детгиз I960.
10. Шахматы.Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.1990г.
11. Шахматы -школе. М. Педагогика. 1990 г.
12. В.Костров, Д.Давлетов «Шахматы» Санкт-Петербург 2001г.,
13.В.Хенкин «Шахматы для начинающих»М.: «Астрель» 2002г.,
14. О.Подгаец «Прогулки по черным и белым полям» МП «Каисса плюс» Днепропетровск1996г.,
15.И.А.Бареев «Гроссмейстеры детского сада» Москва 1995г.
16. Юдович М.Занимательные шахматы. М. ФиС. 1966 г.
17. Хосе Рауль Капабланка «Моя шахматная карьера» (русский перевод 1924), «Последние шахматные лекции», изд. «Физкультура и спорт», 1976г.
Литература для учителя:
Дорофеева А.Г. «хочу учить шахматам» 2013
Шахматы- школе. Сост.Б.С. Гершунский, А.Н. Крогиуса, В.С.Хелендика.-М.: Педагогика
Оригинальные учебники и пособия-сказки
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Дидактические шахматные сказки.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
Сухин И. От сказки – к шахматам.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.
Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
Остер Г. Полезная девчонка.
Пермяк Е. Вечный Король.
Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
Перечень диафильмов
Дамский Я. Анатолий Карпов – чемпион мира. – М.: Диафильм, 1982.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990.
Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1992.
Экранно – звуковые пособия:
Ø Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. –М.: Диафильм,1990.
Ø Игры в шахматы
Технические средства обучения:
Ø Компьютер
Ø Шахматы
Содержание работы кружка «Шахматы» (34 ч – 1 ч в неделю)
Первый год обучения:
Шахматная доска и фигуры (3 ч)
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.
Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур (13 ч)
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и
подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)
Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство
и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на
мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между
понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов (2 ч)
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.
Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности
в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и
неравноценный размен. Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта (4 ч)
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и
расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.
Материально-техническое обеспечение занятий.
Компьютерный класс с возможностью выхода в Интернет
*Онлайн шахматы
*тренажёры для игры
Шахматные доски для игры в парах
Магнитная шахматная доска для фронтальной работы
Шахматные часы