СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программы по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой (Школа России).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. НЕМАНА»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор
учителей начальных классов МАОУ « СОШ №1 г.Немана»
МАОУ «СОШ №1 г.Немана» _______________/Ф.И.О./ ________________ /Ф.И.О./
Протокол № ___ от «____» _______ 2018г. Приказ №___ от «__»_______2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
Литературное чтение, 2 класс
Составитель:
Норвидене Светлана Николаевна
г. Неман, 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программы по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой (Школа России), основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ №1 г. Немана», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой для 2 класса входит в федеральный перечень учебников (приказ № 253 от 31.03.2014 г. МО РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») и является составной частью системы учебников «Школа России», издательство «Просвещение», где концептуальной основой является духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.
Цели и задачи курса
Курс «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• развивать у обучающихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся и особенно ассоциативное мышление;
• развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
• формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
• обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
• обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные УУД
Обучающиеся научатся:
• на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
• с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
• с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
• самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
• сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
• формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
• читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
• коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
• коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
• контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
• оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
• оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
• читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
• составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
• выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
•оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
• определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
• фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
• фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
• предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
• пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
• отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
• понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
• сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
• сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
• создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
• понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
• соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
• определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста,
таблицы, схемы и т. д.;
• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
• сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
• самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
• понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
• предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
•определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
• сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
• соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
• вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
• создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
• оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
• прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
• не конфликтовать, использовать вежливые слова;
• в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
• употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
• оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
• принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
• оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
• находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
• готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
• понимать цель своего высказывания;
• пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
• участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
• создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
• проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
• объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
• отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
• опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
• формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
• определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
• определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
• руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
• объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
• находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
• готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений.
Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
• озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
• понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
• читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
• ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
• просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
• осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
• распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
• соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между
предложениями и частями текста;
• понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
• употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
• наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
• рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
• пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
• осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать,
позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
• задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
• делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
• находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
• пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
• пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
• составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
• творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
• различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
• находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
• использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
• определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
• находить в произведении средства художественной выразительности;
• понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
Содержание курса «Литературное чтение»
2класс (136ч).
Виды речевой и читательской деятельности:
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после довательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с различными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственно-этических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воcпроизведение (по вопросам учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Напутствие читателю
Р. Сефа
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека».
Устное народное творчество (15 ч)
Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина
Русские писатели (14 ч)
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила», И. А. Крылов. Басни, Л. Н. Толстой. Басни и рассказы.
О братьях наших меньших (12 ч)
Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Научно-популярный текст Н. Сладкова.
Из детских журналов (9 ч)
Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский .
Проект «Мой любимый детский журнал»
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
Зимние загадки. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза». Новогодняя быль С. Михалкова Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева
Писатели детям (17 ч)
К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С. Я. Маршак «Кот и лодыри». С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». А. Л. Барто. Стихи. Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей.
Я и мои друзья (10 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.
И в шутку и в серьез (14 ч)
Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.
Литература зарубежных стран (12 ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Эни Хогарт «Мафин и паук».
Проект «Мой любимый писатель-сказочник»
Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце учебного года в форме теста. Отметки за работу над проектом в рамках промежуточной аттестации учитываются в ходе итогового оценивания выпускника начальной школы.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты | Методическое обеспечение | Коррекционная работа с обучающимися по АООП НОО с ЗПР |
1 | Введение. Знакомство с учебником. 3.09 | 1 | Обучающиеся научатся ориентироваться в учебнике, по системе условных обозначений находить нужную главу и нужное произведение в учебнике, предполагать по названию содержание главы. | Учебник с. 1-2 |
|
2 | Модуль. Любимые книги. 4.09 | 1 | Обучающиеся научатся хорошо ориентироваться в учебнике, по системе условных обозначений легко находить нужную главу и нужное произведение в учебнике. | Чтение. Работа с текстом с. 8-11 |
|
3 | Модуль. Знакомство с названием раздела. «Самое великое чудо на свете». 5.09 | 1 | Обучающиеся научатся ориентироваться в прочитанных произведениях, объяснять пословицы по изученной теме, предполагать на основе названия содержания главы. | Учебник с. 3-6 |
|
4 | Модуль. Библиотеки. Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека». 6.09 | 1 | Обучающиеся научатся рассказывать о своей домашней библиотеке, а также о той, которую они посещают. | Учебник с. 7 Чтение. Работа с текстом с. 12-15 |
|
5 | Модуль. Различие старинных и современных книг. | 1 | Обучающиеся научатся сравнивать старинные книги, анализировать высказывания выдающихся людей о книгах. | Учебник с. 8-12 |
|
6 | Модуль. Знакомство с разделом «Устное народное творчество». Русские народные песни | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке. | Учебник с. 13-15 |
|
7 | Различие русских народных песен, потешек и прибауток. | 1 | Обучающиеся научатся различать русские народные песни, понимать образ деревьев в них, рифму, выразительно читать тексты русских песен, научаться различать виды (жанры) устного народного творчества; находить созвучные окончания слов в песне, различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. | Учебник с. 16-21 |
|
8 | Входная контрольная работа. Различие русских народных песен, потешек и прибауток. | 1 | Обучающиеся научатся работать с разными видами текстов, находить их характерные особенности; умение написать отзыв, умение использовать простейшие виды анализа различных текстов. |
|
|
9 | Модуль. Устное народное творчество. Скороговорки, считалки, небылицы. | 1 | Обучающиеся научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, а также слова, а также слова, которые помогают представить героя произведения. | Учебник с. 22-23.
|
|
10 | Устное народное творчество. Загадки, пословицы, поговорки
| 1 | Обучающиеся научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки, распределять загадки и пословицы по тематическим группам. | Учебник с. 24-27 |
|
11 | Сходства и различия народной и авторской сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…» | 1 | Обучающиеся научатся различать малые жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки: соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, находить слова. | Учебник с. 28-31 |
|
12 | Знакомство с жанром сказки. Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
| 1 | Обучающиеся научатся различать малые жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки: соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, находить слова. | Учебник с. 32-35 |
|
13 | Характеристика главных героев сказки «У страха глаза велики». | 1 | Обучающиеся научатся различать малые жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки: соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, находить слова. | Учебник с. 35-38 |
|
14 | Нравственно-эстетические ценности в сказке «Лиса и тетерев». | 1 | Обучающиеся научатся различать малые жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки: соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, находить слова. | Учебник с. 39-41 |
|
15 | Характеристика поступков главных героев сказки «Лиса и журавль». | 1 | Обучающиеся научатся различать малые жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки: соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, находить слова. | Учебник с. 42-44 |
|
16 | Характеристика главных героев сказки «Каша из топора». | 1 | Обучающиеся научатся различать малые жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки: соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрации, по плану. | Учебник с. 44-47 |
|
17 | Нравственно-эстетические ценности в сказке «Гуси-лебеди». | 1 | Обучающиеся научатся различать малые жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки: соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрации, по плану. | Учебник с. 48-53 |
|
18 | Характеристика главных героев сказки «Гуси-лебеди». | 1 | Обучающиеся научатся различать малые жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки: соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрации, по плану. | Учебник с. 44-53 |
|
19 | Оценка достижений по разделу «Устное народное творчество». | 1 | Обучающиеся научатся осуществлять генерализацию и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. | Учебник с. 56-64 |
|
20 | Знакомство с разделом «Люблю природу русскую. Осень». Осенние загадки. | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание раздела; видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки. | Учебник с. 65-67
|
|
21 | Нравственно-эстетическое содержание стихотворения Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» | 1 | Обучающиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | Учебник с. 68 |
|
22 | Лирические стихи К.Бальмонта «Поспевает брусника…», А. Плещеева «Осень наступила…» | 1 | Обучающиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины осенней природы. | Учебник с.69-70 |
|
23 | Модуль. Любовь к природе в стихах А.Фета «Ласточки пропали…». | 1 | Обучающиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | Учебник с.71 |
|
24 | Красота природы в стихах «Осенние листья» - тема для поэтов. | 1 | Обучающиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картину осенней природы. | Учебник с. 72-75 |
|
25 | Художественные образы в стихах. В.Берестов «Хитрые грибы».
| 1 | Обучающиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | Учебник с. 76-77 |
|
26 | Организация стихотворной речи на основе произведений М. Пришвина «Осеннее утро», И. Бунина «Сегодня так светло кругом…». | 1 | Обучающиеся научатся читать прозаический текст и стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | Учебник с. 78-79 |
|
27 | Оценка достижений по разделу «Люблю природу русскую. Осень». | 1 | Обучающиеся научатся читать прозаический текст и стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; знать изученные произведения и их авторов. | Учебник с. 80-82 |
|
28 | Русские писатели. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…».
| 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; выделять и называть волшебные события и предметы в сказках. | Учебник с. 83-85 |
|
29 | Сказочное и волшебное в отрывке из поэмы « Руслан и Людмила» А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…».
| 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; выделять и называть волшебные события и предметы в сказках. | Учебник с. 86-87 |
|
30 | Картины природы в стихах русских поэтов. А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!...Крестьянин, торжествуя…». | 1 | Обучающиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать лирическое произведение и чувствовать выраженное в них настроение; находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение). | Учебник с. 88-89 |
|
31-33 | Сходство и различие народных сказок и сказок А.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке».
| 3 | Обучающиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание сказки; называть волшебные события и предметы в сказках. | Учебник с. 90 -101 |
|
34 | Модуль. Сравнение сказок А.Пушкина и других авторских сказок. | 1 | Обучающиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |
|
|
35 | Нравственный смысл басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».
| 1 | Обучающиеся научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, понимать нравственный смысл басен, характер героев. | Учебник с. 102-105 |
|
36 | Особенности характера героев басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей».
| 1 | Обучающиеся научатся отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы. | Учебник с. 106-107 |
|
37 | Основные ценности взаимоотношений в семье. Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».
| 1 | Обучающиеся научатся воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. | Учебник с. 110-111 |
|
38-39 | Характеристика главного героя рассказа Л.Н.Толстого «Филипок». | 2 | Обучающиеся научатся воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. | Учебник с. 112-116 |
|
40 | Черты характера в поступке мальчика. Л. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже».
| 1 | Обучающиеся научатся воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. | Учебник с. 116-119 Чтение. Работа с текстом с. 16-19 |
|
41 | Модуль. Весёлые стихи И.Токмаковой, Ю. Могутина.
| 1 | Обучающиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | Учебник с. 120-121 |
|
42 | Оценка достижений по разделу «Русские писатели».
| 1 | Обучающиеся научатся осуществлять генерализацию и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. | Учебник с. 122-124 Чтение. Работа с текстом с. 20-23 |
|
43 | Знакомство с разделом «О братьях наших меньших». Странные существа в рассказе Н.Сладкова « Они и мы». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание раздела, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | Учебник с. 123-127 Чтение. Работа с текстом с. 24-27 |
|
44 | Авторские приемы сказки в стихотворениях Б. Заходера «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоваровой «Жила-была собака…». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное. | Учебник с. 128-129 |
|
45 | Воспитание любви к животным. Нравственный смысл произведения. В.Берестов «Кошкин щенок». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | Учебник с. 130-131 |
|
46-47 | Нравственный смысл поступков. Домашние животные. М.Пришвин «Ребята и утята». | 2 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное. | Учебник с. 132-135 |
|
48-49 | Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Е. Чарушин «Страшный рассказ». | 2 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание текста по заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану; сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. | Учебник с. 136-138 |
|
50 | Характеристика главного героя рассказа Б.Житкова «Храбрый утёнок». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание текста по заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану. | Учебник с. 139-141 |
|
51 | Нравственный смысл произведения В.Бианки «Музыкант». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание текста по заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану. | Учебник с. 142-145 |
|
52 | Взаимосвязь человека с природой в сказке В.Бианки «Сова». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание текста по заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану. | Учебник с. 146-151 |
|
53 | Оценка достижений по разделу «О братьях наших меньших». | 1 | Обучающиеся научатся осуществлять генерализацию и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. | Учебник с. 152-156 Чтение. Работа с текстом с. 28-31 |
|
54 | Модуль. Знакомство с разделом. Из детских журналов. | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, придумывать свои вопросы по содержанию. | Учебник с. 157-159 |
|
55 | Анализ произведения по вопросам. Д.Хармс «Игра».
| 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме. | Учебник с. 160-164 |
|
56 | Анализ произведения по вопросам. Д.Хармс «Вы знаете?...». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме. | Учебник с. 165-169 |
|
57 | Сравнительная характеристика детей и чижей в произведении Д.Хармса, С.Маршака «Весёлые чижи». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме. | Учебник с. 170-173 |
|
58 | Модуль. Анализ произведения по вопросам. Д.Хармс «Что это было?». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме. | Учебник с. 174 Чтение. Работа с текстом с. 32-35 |
|
59 | Модуль. Развитие стихотворной речи. Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог».
| 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме. | Учебник с. 175 |
|
60 | Модуль. Анализ произведения по вопросам. Ю.Владимиров «Чудаки». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме. | Учебник с. 176-177 Чтение. Работа с текстом с. 36-39 |
|
61 | Веселые стихи для детей. Анализ и сравнение стихотворений. А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме. | Учебник с. 177-180 |
|
62 | Оценка достижений по разделу «Из детских журналов». Проект: «Мой любимый детский журнал». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме, отвечать на вопросы учителя. | Учебник с. 181-186 |
|
63 | Модуль. Знакомство с разделом «Люблю природу русскую. Зима». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание раздела; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; соотносить загадки и отгадки. | Учебник с. 187-189 Чтение. Работа с текстом с. 40-43 |
|
64 | Организация стихотворной речи на основе произведений. Стихи о первом снеге.
| 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведений; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. | Учебник с. 190-193 |
|
65 | Красота русской природы в стихах русских поэтов. Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведений; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. | Учебник с. 194 |
|
66 | Сравнительный анализ произведений. С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведений; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. | Учебник с. 195-197 |
|
67 | Народная и авторская сказки, сравнение сказок. Сказка «Два Мороза». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, используя антонимы для характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения. | Учебник с. 198-202 |
|
68 | Анализ произведения по вопросам. С.Михалков «Новогодняя быль». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, используя антонимы для характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения. | Учебник с. 203-207 |
|
69 | Организация стихотворной речи на основе произведений А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжина «Улицей гуляет…». |
| Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения, подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку; наблюдать за жизнью слов в тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения. | Учебник с. 208-209 |
|
70 | Модуль. Картины зимней природы. Весёлые стихи о зиме. | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. | Учебник с. 210-211 Чтение. Работа с текстом с. 52-55 |
|
71 | Оценка достижений по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | 1 | Обучающиеся научатся и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно; отгадывать загадки; быстро отвечать на вопросы учителя и товарищей. | Учебник с. 212 |
|
72 | Модуль. Знакомство с разделом « Писатели – детям». Веселые стихи для детей К.И. Чуковского «Путаница». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание раздела; воспринимать на слух художественный текст; читать стихотворения выразительно, передавая настроения. | Учебник с. 3-10 Чтение. Работа с текстом с. 44-47 |
|
73 | Анализ произведения по вопросам. К.Чуковский «Радость».
| 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. | Учебник с. 11-12 |
|
74-75 | Приемы создания комического. К.Чуковский «Федорино горе». | 2 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя антонимы. | Учебник с. 13-23 Чтение. Работа с текстом с. 48-51 |
|
76 | Приемы комического в стихотворении С.Маршака «Кот и лодыри». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения; характеризовать героев, выражая своё отношение к ним. | Учебник с. 24-29 |
|
77 | Организация стихотворной речи на основе стихотворений С.Михалкова «Мой секрет», «Сила воли». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. | Учебник с. 30-34 |
|
78 | Анализ стихотворения по вопросам. С.Михалков «Мой щенок». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним; соотносить смысл пословиц и содержание текста. | Учебник с. 35-37 Чтение. Работа с текстом с. 55-59 |
|
79 | Организация стихотворной речи на основе произведения А. Барто «Верёвочка».
| 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; воспринимать на слух художественный текст; передавая настроение стихотворения; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним. | Учебник с. 38-43 |
|
80 | Приемы создания комического. А.Барто «Мы не заметили жука», «В школу». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; осуществлять взаимоконтроль, оценивать своё чтение. | Учебник с. 44-46 |
|
81 | Модуль. Характеристика главного героя произведения. А. Барто «Вовка добрая душа» | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним; читать тексты в паре, осуществлять взаимоконтроль, оценивать своё чтение. | Учебник с. 46-47 |
|
82 | Приемы создания комического. Н.Носов «Затейники». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана. | Учебник с. 48-53 |
|
83-84 | Приемы создания комического. Н.Носов «Живая шляпа». | 2 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана. | Учебник с. 54-59 |
|
85-86 | Приемы создания комического. Н.Носов «На горке». | 2 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним; характеризовать героя, используя антонимы; соотносить смысл пословиц и содержание текста; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. | Учебник с. 60-65 |
|
87 | Оценка достижений по разделу «Писатели - детям». | 1 | Обучающиеся научатся ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов, узнавать произведение по отрывку. | Учебник с. 66-70 Чтение. Работа с текстом с. 60-63 |
|
88 | Модуль. Знакомство с разделом « Я и мои друзья». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение. | Учебник с. 71-73 |
|
89 | Характеристика поступков героев на основе произведений. Стихи о дружбе и друзьях.
| 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль стихотворения. | Учебник с. 74-78 |
|
90 | Характеристика поступков героев на основе произведения Н.Булгакова «Анна, не грусти». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; делить текст на части; составлять план и пересказывать по нему. | Учебник с. 79-84 |
|
91 | Анализ произведения Ю.Ермолаева «Два пирожных».
| 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; читать по ролям. | Учебник с. 85-86 Чтение. Работа с текстом с. 64-67 |
|
92-93 | Анализ произведения и составление плана рассказа по вопросам. В.Осеева «Волшебное слово».
| 2 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; объясняя нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план рассказа, пересказывать по нему; составлять короткий рассказ на предложенную тему. | Учебник с. 87-92 |
|
94-95 | Нравственные нормы общения в произведении В.Осеевой «Почему?». | 2 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; объясняя нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план рассказа, пересказывать по нему; составлять короткий рассказ на предложенную тему. | Учебник с. 96-103 |
|
96 | Нравственные нормы общения в произведении В.Осеевой «Почему?». | 1 | Обучающиеся научатся работать с разными видами текстов, находить их характерные особенности; умение написать отзыв, умение использовать простейшие виды анализа различных текстов. |
|
|
97 | Оценка достижений по разделу «Я и мои друзья» | 1 | Обучающиеся научатся ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов, знать содержание, авторов произведений; соотносить пословицы и содержание текста. | Учебник с. 104-106 |
|
98 | Модуль. Знакомство с разделом «Люблю природу русскую. Весна». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки, сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. | Учебник с. 107-109 Чтение. Работа с текстом с. 68-71 |
|
99 | Картины русской природы в стихах русских поэтов. Стихи Ф.Тютчева о весне.
| 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. | Учебник с. 110-112 |
|
100 | Анализ и сравнение произведений. А.Блок «На лугу». С.Маршак «Снег теперь уже не тот…». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. | Учебник с. 112-115 |
|
101 | Нравственные аспекты стихотворения И.Бунина «Матери». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению. | Учебник с. 116
Чтение. Работа с текстом с. 72-75 |
|
102 | Анализ произведения по вопросам. А.Плещеев «В бурю». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению. | Учебник с. 117-118
Чтение. Работа с текстом с. 76-79 |
|
103 | Анализ произведения по вопросам. Е. Благинина «Посидим в тишине».
| 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению. | Учебник с. 119-120 Чтение. Работа с текстом с. 80-83 |
|
104 | Характеристика главного героя стихотворения Э. Мошковской «Я маму мою обидел». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению. | Учебник с. 120-121 Чтение. Работа с текстом с. 84-87 |
|
105 | Модуль. С. Васильев. День Победы. Проект. « Экскурсия к памятнику славы в твоем городе» | 1 | Обучающиеся научатся находить информацию в каталоге «Произведения о войне», обрабатывать и оформлять полученный материал. | Учебник с. 122-123 |
|
106 | Оценка достижений по разделу «Люблю природу русскую. Весна». | 1 | Обучающиеся научатся читать стихотворения выразительно; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев, картины природы; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению. | Учебник с. 124-126 |
|
107 | Модуль. Знакомство с разделом « И в шутку и всерьёз». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание раздела, планировать виды работы с текстом; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. | Учебник с. 127-129 Чтение. Работа с текстом с. 88-92 |
|
108 | Анализ произведения по вопросам, сравнительная характеристика. Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?». | 1 | Обучающиеся научатся читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать особенности юмористического произведения; анализировать заголовок произведения; ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них. | Учебник с. 130-133 |
|
109-110 | Особенности юмористических произведений Б. Заходера. Песенка Винни-Пуха.
| 2 | Обучающиеся научатся читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать особенности юмористического произведения; анализировать заголовок произведения; ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них. | Учебник с. 134-138 |
|
111-112 | Сравнительная характеристика героев произведений Э.Успенского «Чебурашка», «Если бы я был девчонкой…».
| 2 | Обучающиеся научатся читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать юмор произведения; анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий по вопросам. | Учебник с. 139-145 |
|
113 | Развитие стихотворной речи. Стихи Э.Успенского. | 1 | Обучающиеся научатся читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя антонимы; восстанавливать последовательность событий по вопросам. | Учебник с. 146-149 |
|
114 | Анализ стихотворений по вопросам. Стихи В. Берестова. | 1 | Обучающиеся научатся читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения. | Учебник с. 150-152 |
|
115 | Сравнение и анализ произведений. Стихи И.Токмаковой. | 1 | Обучающиеся научатся читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; анализировать заголовок произведения; сравнивать произведения, характеризовать их героев; определять, какое настроение передано в произведении; придумывать свои весёлые истории. | Учебник с. 153-154 |
|
116 | Анализ особенностей юмористического произведения Г.Остера «Будем знакомы». | 1 | Обучающиеся научатся понимать особенности юмористического произведения; анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя антонимы; восстанавливать последовательность событий по вопросам; выбирать из текста слова для подтверждения своих мыслей. | Учебник с. 155-160 |
|
117-118 | Характеристика главных героев произведения В. Драгунского «Тайное становится явным». | 2 | Обучающиеся научатся читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать юмор в произведении; анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий по вопросам; придумывать свои весёлые истории. | Учебник с. 161-167 |
|
119 | Оценка достижений по разделу «И в шутку и всерьёз».
| 1 | Обучающиеся научатся ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов; понимать особенности юмористического произведения; анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя антонимы; восстанавливать последовательность событий по вопросам. | Учебник с. 168-170 |
|
120 | Модуль. Знакомство с разделом « Литература зарубежных стран». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение. | Учебник с. 171-173 Чтение. Работа с текстом с. 93-97 |
|
121 | Сравнение сюжетов литературных сказок разных стран. Американская и английские народные песенки. | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; сравнивать песенки разных народов с русскими народными песенками, находить сходство и различие, объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение. | Учебник с. 174-179 |
|
122 | Сравнение сюжетов литературных сказок разных стран. Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети». | 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; сравнивать песенки разных народов с русскими народными песенками, находить сходство и различие, объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение. | Учебник с. 179-181 |
|
123-124 | Сходство и различие русских и зарубежных сказок. Ш.Перро «Кот в сапогах». | 2 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; сравнивать сказки разных народов с русскими народными сказками, находить сходство и различие, объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение. | Учебник с. 182-193 |
|
125-126 | Анализ произведения по вопросам. Ш.Перро «Красная Шапочка». | 2 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходство и различие; придумывать окончание сказки. | Учебник с. 194-196 |
|
127-128 | Характеристика главной героини сказки Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине». | 2 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходство и различие; придумывать окончание. сказки. | Учебник с. 197-199 |
|
129-130 | Художественно-эстетические ценности произведения Э.Хогарта «Мафин и паук». | 2 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходство и различие; придумывать окончание сказки. | Учебник с. 200-209 |
|
131 | Промежуточная аттестация. |
| Обучающиеся научатся работать с разными видами текстов, находить их характерные особенности; умение написать отзыв, умение использовать простейшие виды анализа различных текстов. |
|
|
132 | Оценка достижений по разделу «Литература зарубежных стран».
| 1 | Обучающиеся научатся ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение; определять и характеризовать героев произведений; придумывать окончание произведения; пересказывать подробно по составленному плану. | Учебник с. 210-213 Чтение. Работа с текстом с. 98-101 |
|
133 | Проект: «Мой любимый писатель – сказочник». | 1 | Обучающиеся научатся составлять список книг для выставки, писать отзывы на прочитанные произведения, ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение; определять и характеризовать героев произведений; придумывать окончание произведения; пересказывать подробно по составленному плану. | Учебник с. 219 Чтение. Работа с текстом с. 102-105 |
|
134 | Обобщающий урок. «Литература зарубежных стран»
| 1 | Обучающиеся должны хорошо знать прочитанные произведения, их авторов; ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение; определять и характеризовать героев произведений; придумывать окончание произведения; пересказывать подробно по составленному плану. | Чтение. Работа с текстом с. 106-109 |
|
135 | Модуль. Любимые русские сказки. Презентация проектов. | 1 | Обучающиеся должны хорошо знать прочитанные произведения, их авторов; ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение; определять и характеризовать героев произведений. |
|
|
136 | Модуль. Любимые русские сказки. Список литературы, рекомендуемой для прочтения будущим третьеклассникам.
| 1 | Обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |
|
|
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Концептуальные и теоретические основы УМК «Школа России:
Примерная программа начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (2011).
Учебно-методическая литература:
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению.2 класс. — М.: ВАКО, 2016.
Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 2 класс. — М.: ВАКО, 2016.
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х ч./ (сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В). – М.: Просвещение, 2016.
Панкова О.Б. Проверочные материалы по литературному чтению. 2 класс. – М.: ЭКЗАМЕН, 2016.
Технические средства:
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Печатные пособия:
Словари по русскому языку: орфографический, крылатых выражений, (кабинет) толковый словарь, словарь фразеологизмов (библиотека).
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей.
12