СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Занимательная математика" для 4 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса "Занимательная математика" разработана для учащихся 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Занимательная математика" для 4 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ПРЖЕВАЛЬСКАЯ средняя школа

Демидовского района Смоленской области



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании пед. совета зам. директора по УВР директор школы

Протокол № 1 от 30.08.16 г. 30.08. 2016 г. Приказ № 189 от 31.08.16

______(З.В. Парфенова) _______ (С.М. Турбаев)








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Занимательная математика»

2016-2017 учебный год



Класс: 4


Учитель: Свистунова Г.Т.






















Пржевальское 2016





Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»  Е.Э.Кочуровой в соответствии с требованиями ФГОС.

Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.


Цель программы:

Сформировать мотивацию к изучению математики в соответствии с возрастными особенностями.

Обеспечить числовую грамотность.

Дать геометрические представления.

Усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей.

Сформировать начальные элементы конструкторского мышления.


Задачи программы:

1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование математической компетенции;

2. Выявление и поддержка математически одаренных детей;

4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;

Практическая направленность:

освоение математической терминологии, необходимой при дальнейшем обучении.

Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет.

Срок ее реализации - 1 год.

Форма организации - кружок.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.


Особенности программы:

Соблюдение принципов взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому ученику.

В основе создания данной программы лежат:

  • общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности.

  • принцип занимательности. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной математики - игр, кроссвордов, загадок, логических задач, а также путем привлечения средств наглядности - картинок, слайдов, презентаций. Это удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся и имеет практическое значение для учащихся начальной школы.

  • принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения материала.


Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы


Предполагаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • практиковаться в решении задач различного уровня сложности учащимися;

  • успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.


Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка.

Программа направлена на:

создание условий для развития ребенка;

развитие мотивации к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

профилактику ассоциативного поведения;

интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

укрепление психического здоровья.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

Программа отражает:

принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)

дифференцированное обучение;

владение методами контроля.

Эффективным для математического развития является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Ценностными ориентирами содержания данного кружкового курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии

решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения  курса «Занимательная математика».

Личностными результатами изучения данного  курса являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты :

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для

выполнения конкретного задания.


Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для

работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными

правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных

вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

 Предметные результаты:

обучающийся должен научиться:

устно выполнять вычислительные приемы;

использовать знания для решения заданий;

узнавать и изображать геометрические фигуры;

выполнять арифметические действия;

способам сравнения и измерения площадей;

строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;

анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;

            1. осуществлять самостоятельный поиск решений.





    1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание курса (34ч.)

Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» в третьем классе.

Числа и операции над ними (5ч.). Нумерация чисел в пределах 1000. Коллективный счёт. Упражнения с многозначными числами. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах». Задачи, связанные с величинами.

Арифметические фокусы, игры, головоломки (5ч.). Головоломки с палочками одинаковой длины, магические квадраты, арифметические ребусы.

Олимпиады, конкурсы (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в международном конкурсе «Кенгуру».

Наглядная геометрия (5ч.). Геометрические упражнения. Преобразование фигур на плоскости.


Площадь и объем фигур (3ч.). Знакомство с площадью и объемом фигур. Вычисление площади фигур. Объём фигур. Конструирование предметов из геометрических фигур. Оригами (4ч).

Занимательные задачи (5ч.). Задачи-смекалки, логические задачи, задачи на противоречия. Логические игры «Молодцы и хитрецы». Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение нестандартных задач. Составление схем, диаграмм.

Проектная деятельность (2ч.). Выполнение проектов: «Великие математики», «Зрительный образ квадрата». Оформление презентации.

Подводим итоги (1ч.). Математический КВН, круглый стол «Подведем итоги». Конкурс эрудитов. Конкурс знатоков (отборочный тур, итоговый тур).

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 8-9 лет. Программой предусмотрены методы исследовательской и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.

Формы организации обучения детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия -  игра, конкурсы.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в сентябре,  а заканчивается в мае. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.

Основные требования к программе кружка:

связь содержания программы кружка с изучением программного материала;

использование занимательности;

использование исторического материала;

решение нестандартных, олимпиадных задач;

учет желаний учащихся;

наличие необходимой литературы у учителя.

Методы работы:

- упражнения,

- беседа

Основные виды деятельности учащихся:

решение занимательных задач

оформление математических газет

участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

проектная деятельность

самостоятельная работа

работа в парах, в группах

творческие работы

Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.

Основные формы проверки знаний:

- тестирование;

- личная олимпиада;

- математические соревнования

Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

развитие личности ученика, его творческого потенциала;

развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

Принципы программы:

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине, занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.


            1. Литература

1. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. 1 -4 классы.- М.: ВАКО, 2013

2. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

3. Белицкая Н. Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы/Н. Г. Белицкая, А. О. Орг. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.

4. Волина В. В. Праздник числа. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1996. – 304 с.

5. Ефремушкина О. А. Школьные олимпиады для начальных классов. -- Ростов –на- Дону «Феникс», 2006

6. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград, 2007.

7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

8. Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: Вако, 2004

9. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1–4 классы. М., 2004

10. Устный счет на уроках математики. Методические рекомендации для учителей начальных классов/Сост. Мальцева Е. В. – Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2004. – 52 с.

11. Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: Грамотей, 2004


















































Тематическое планирование (34 часа)


№ п/п

              1. Наименование тем


Сроки проведения




1

Вводное занятие.

07.09.16


2

Нумерация чисел в пределах 1000

14.09.16


3

Арифметические действия над числами в пределах 1000

21.09.16


4

Решение ребусов и логических задач.

28.09.16


5

Задачи, связанные с величинами

05.10.16


6

Простейшие геометрические фигуры. Оригами

12.10.16


7

Игры с многозначными числами.

19.10.16


8

Упражнения с многозначными числами.

26.10.16


9

Арифметические задачи, требующие особых приемов решения

02.11.16


10

Числовой луч.

16.11.16


11

Координаты на луче.

23.11.16


12

Решение олимпиадных задач, счёт.

30.11.16


13

Арифметические задачи, требующие особых приемов решения

07.12.16


14

Ребусы из цифр.

14.12.16


15

Задачи в стихах. Логические задачи. Загадки.

21.12.16



16

Дроби. Сравнение дробей.

28.12.16


17

Задачи на планирование действий

18.01.17


18

Геометрические фигуры. Параллелограмм.

25.01.17



19

Математические фокусы.

01.02.17



20

Решение ребусов и логических задач.

08.02.17


21

Задачи-смекалки, логические задачи, задачи на противоречия..

15.02.17


22

Преобразование фигур на плоскости. Оригами.

22.02.17


23

Решение олимпиадных задач.

01.03.17


24

Площадь и периметр фигур.


07.03.17


25

Вычисление площади фигур.


15.03.17


26

Решение олимпиадных задач.

22.03.17



27

Интересные приемы устного счёта.

05.04.17


28

Упражнения, игры, задачи.

12.04.17


29

Задачи геометрического содержания. Оригами.

19.04.17


30

Защита проектов.

26.04.17


31

Комбинаторные задачи

03.05.17


32

33

Задачи с многовариантными решениями.

17.05.17


Загадки-смекалки.

24.05.17



34

Круглый стол «Подведем итоги».

31.05.17