СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедических занятий по коррекции звукопроизношения на 2016-2017 учебный год

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа логопедических занятий по коррекции звукопроизношения

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедических занятий по коррекции звукопроизношения на 2016-2017 учебный год»


КРАЕВОЕ ГОСУДАСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ПРОГРАММЫ «ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №9» р.п. ПЕРЕЯСЛАВКА





«Рассмотрено» «Согласовано» «Утвердить»

на заседании МО зам директора по УВР директор КГКОУ ШИ №9

учителей нач. классов __________ Ульянова Е.В. __________ Кушнир В.С.

руководитель МО

_________ Ушакова Р.Н. «____»_______ 2016 г «____» _______ 2016 г


«___»________ 2016 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

логопедических занятий по коррекции звукопроизношения


на 2016-2017 учебный год









Составитель:

учитель - логопед Климченко С.Р.

учитель-логопед Васкевич О.В.










Переяславка 2016 г.






Составление программы руководствуется действующим законодательством Российской Федерации по вопросам образования и охраны здоровья граждан, приказами Минздрава России, Минобразования России, Письмом Министерства образования РФ от 20 июня 2002 года № 29/2194-6, приказами органов управления образованием и здравоохранением, Положением о логопеде данного учреждения.

Рабочая программа составлена на основе:

• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы - под ред. В.В.Воронковой, - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.

• ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (для 1-2 классов)

• АООП 1- 4 классов

• Учебного плана КГКОУ ШИ 9 на 2016/2017 учебный год

• Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9 на 2016/2017 учебный год

• Положения о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9

• Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 /2015 учебный год.

Речь является одним из главных показателей развития ребенка. Специфика нарушений речи у детей с интеллектуальными отклонениями определяется особенностями их высшей нервной деятельностью (грубое нарушение познавательной деятельности) и аномальным психическим развитием.

Нарушения звукопроизношения у данной категории детей встречаются гораздо чаще, чем в массовых школах, и характеризуются большим количеством дефектных звуков. Чаще всего встречаются нарушения свистящих звуков, которые нельзя объяснить только артикуляторной сложностью, а также нарушения более сложные шипящих и сонорных звуков. Наряду с искажениями звуков отмечается большое количество замен, а также трудности использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляционных установок. Большое количество замен обусловлено не только недоразвитием моторной дифференциации, нарушениями слухового различия звуков, несформированностью слухового и кинестетического контроля, а также операций выбора фонем. Замены часто бывают вариативными. Один и тот же звук в одном случае произносится правильно, в других случаях пропускает или искажает в зависимости от звуко-слоговой структуры слова.

Коррекция звукопроизношения у детей с интеллектуальными отклонениями - процесс длительный и сложный, требующий специальной логопедической помощи. Особенностью логопедической работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) является индивидуализация и учёт особенностей протекания психических процессов. Из-за инертности нервных процессов, старые артикуляционные установки трудно переключаются на новые. Наиболее длительным является этап введения или постановки звука, который в некоторых случаях может растянуться до 1 – 1,5 лет.


Цель программы:

Коррекция звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальная недостаточность).


Задачи:

- формирование правильных артикуляционных укладов, речевого дыхания,

- развитие слухоречевого внимания, фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза; психических процессов;

- обогащение словарного запаса;

-стимулирование речевой активности детей; развитие интонационной выразительности речи.

Реализация программы основана на принципах гуманизма, системности, реалистичности и на основе индивидуально-дифференцированного и деятельностного подхода.

Формы и методы, технологии обучения

Форма организации деятельности учащихся - индивидуальные логопедические занятия, которые проходят по расписанию по 15-20 минут на каждого ребёнка. Занятия проводятся 2 раза в неделю Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Методы:

В процессе коррекции речевых нарушений использую следующие логопедические технологии:

- логопедическое обследование по методике Т.А. Фотековой, О.Б.Иншаковой.

-технологии коррекции звукопроизношения Л.Н. Ефименковой, М.Ф. Фомичевой, Р.И.Лалаевой и др.;

- здоровье сберегающие технологии (работа над речевым дыханием, коррекция темпо-ритмической организации речи);

-технологии мониторинга логопедической работы.

Основное содержание занятия.

1.Общее развитие:

а) Развитие фонематического слуха, навыка звуко-буквенного анализа, речевого слуха, слухового внимания,

б). Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия: - развитие анализа, синтеза, обобщения,

в). Развитие связной речи:

-работа над выразительными средствами речи,

-обогащение словаря,

- овладение грамматическим строем речи.


2. Коррекция дефектного произношения:

1) Подготовительные артикуляционные упражнения по выработки подвижности, силы и гибкости мышц губ, щёк, языка.

2) Специальные упражнения для подготовки нужного артикуляционного уклада при произнесении звуков.

3) Этап автоматизации звука

4) Этап дифференциации звуков речи

Работа по дифференциации звуков следует в следующих направлениях:

-развивать слуховую дифференциацию,

-закреплять произносительную дифференциацию,

-формировать фонематический анализ и синтез.

Дифференцировать звуки следует в следующей последовательности: Б - П, Д - Т, Г - К, З - С, Ж - Ш, С - Ш, З - Ж, Ц - С, Ч - Т, Ч - Щ.

Развивать дифференциацию звуков следует с помощью заданий основанных на имитации слогов. Например: производя дифференциацию ш - ж: жо-жо-шо, жо- шо-шо и так далее.

Дифференциация смешиваемых звуков включает в себя два этапа:

1) этап предварительной работы над смешиваемыми звуками

2) слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.

Первый этап необходимо уточнить произносительные и слуховые образы каждых смешавшихся звучаний. Проводить работу нужно по следующему плану:

1). Уточнять артикуляцию звука, обращая внимание на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Благодаря тактильных ощущений нужно уточнить, какая воздушная струю образуется при произнесении дифференцируемого звука, и уточнить состояние голосовых складок.

2). Выделять звук на фоне слога. Ребята пробуют узнавать звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

3). Формировать умения выделять наличие звука в слове. Логопед называет слова, в которых есть нужный звук и в которых он отсутствует. Дети на слух должны определить есть ли в слове данный звук. Нельзя называть слова в которых есть звуки, которые сходны акустическим свойствам.

4). Определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

5). Выделять слова с данным звуком из предложения. По данной инструкции нужно отрабатывать каждый смешиваемый звук.

На 2-ом этапе нужно проводить сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференцировать звуки нужно в той же последовательности, в какой проводится уточнение слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Во время дифференциации звуков важное место занимает развитие фонематического анализа и синтеза, это является важным аспектом на этапе дифференциации.


Основные этапы работы по постановке звука

К. ч.

задачи

1

Подготовительный этап

6-8

Развитие мелкой моторики, слухового восприятия и внимания. Формирование навыков элементарного звукового анализа. Развитие интереса к логопедическим занятиям;


А)

Первый комплекс для выработки основных

движений и положений органов артикуляционного аппарата.

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние

и нижние зубы обнажены

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование положения губ в улыбке и трубочкой

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки

5. Язык широкий.

6. Язык узкий.

7. Чередование широкого и узкого языка.

8. Подъем языка за верхние зубы.

9. Чередование движений языка вверх и вниз.

10. Чередование следующих движений языка (при опушенном кончике): отодвигать его в глубь рта и приближать к передним нижним резцам

1-3

Б)

Развитие артикуляторной моторики

3-6

Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков.

2.

Этап постановки звука

6-8

Создание слухового образа звука; Формирование зрительного образа звука (показ или словесное описание положения губ, зубов, языка логопедом); Формирование правильного положения органов артикуляции. Развитие простых видов фонематического анализа и синтеза; Развитие переключаемости органов артикуляционного уклада

3

Этап автоматизации звука

6-8

Развитие коммуникативной функции речи; Расширение и обогащение речевого опыта; Развитие артикуляционного праксиса, переключаемости; Выработка правильных артикуляционных укладов; Закрепление звука в рифмованной речи; Развивать чувство ритма;

4.

Этап дифференциация звука в речи

6-8

Развитие фонематических дифференцировок смешиваемых звуков;


всего

24-32






Результаты изучения программы:

Основные требования к умениям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальная недостаточность)

- Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;

-Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

-Уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

-Поставлены и отдифференцированы все звуки;

-Уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);



Литература

1. Белякова Л.И., Гончарова Н,Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / под ред. Л.И. Беляковой. М.: Книголюб, 2005 (Логопедические технологии)

2. Богословская А.И. нарушение произношения у детей» М.: «Просвещение», 1979г

3. М.Ю. Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.

4. Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко.– «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» М.: «Просвещение», 1991

5. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: Владос, 2008.

6. О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2007

7. Микляева, Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспит. и логопедов. – М.: Айрис-пресс,2006

8. Методическими рекомендациями по организации логопедического процесса в общеобразовательной школе (М.А. Повалева « Справочник логопеда».)

9. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. – СПб.: КАРО, 2006

10. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

11. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская Смешение звуков речи у детей М.: «Просвещение», 1972.

12.Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольников. – М.: школьная пресса, 2006

13.Суздальская Т.Р. Речевой материал по автоматизации звукопроизношения. Из опыта работы/ Т.Р. Суздальская. – М.: Айрис- пресс, 2008

14.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии.- М.: Просвещение, 1989


Учебные пособия для логопедического обследования детей:

1. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.

2. М.Ю. Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.








Перспективный план занятий по исправлению ламбдацизма

Цель:

исправление произношения звука [Л]

Задачи: 1.Общее развитие:

- Развитие фонематического слуха, навыка звуко-буквенного анализа, речевого слуха, слухового внимания,

- Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия: развитие анализа,

- Развитие связной речи:

2. Коррекция дефектного произношения:

1) Подготовительные артикуляционные упражнения по выработки подвижности, силы и гибкости мышц губ, щёк, языка.

) Специальные упражнения для подготовки нужного артикуляционного уклада при произнесении звуков: «Непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Индюк», «Качели», «Паровоз гудит», «Лошадка», «Беззвучно пощелкать язычком»

3. Постановка звуков [Л] Для произнесения этих звуков необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.

4. Автоматизация звуков в слогах, словах:

-введение в открытые слоги поставленного звука

- введение в обратные слоги и слова с ними

- со стечением согласных

- введение поставленных звуков во все слоги и слова: начало, середину, конец слова

5. Автоматизация звуков во фразах:

а) повторение за логопедом,

б) заучивание отдельных стихов, потешек, считалок,

в) составление предложений по вопросам, серии сюжетных картинок.


6. Автоматизация звуков в самостоятельной речи:

а) чтение наизусть,

б) пересказ текстов, сказок,

в) составление рассказов, предложений.


7. Дифференциация звуков Л-Л* в слогах, словах, предложениях.


6. Контрольная проверка речи


Перспективный план занятий по исправлению ротацизму


Цель: исправление произношения звука [Р]


Задачи: 1.Общее развитие:

- Развитие фонематического слуха, навыка звуко-буквенного анализа, речевого слуха, слухового внимания,

- Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия: развитие анализа,

- Развитие связной речи:

2. Коррекция дефектного произношения:

1) Подготовительные артикуляционные упражнения по выработки подвижности, силы и гибкости мышц губ, щёк, языка.

2) Специальные упражнения для подготовки нужного артикуляционного уклада при произнесении звуков: «Чьи зубки чище», «Барабанщик», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Качели», «Гармошка», «Лошадка», «Дятел», «Парус»

3. Постановка звуков [Р] Для произнесении звука [р] необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной.

4. Автоматизация звуков в слогах, словах: -введение в открытые слоги поставленного звука - введение в обратные слоги и слова с ними - со стечением согласных - введение поставленных звуков во все слоги и слова: начало, середину, конец слова

5. Автоматизация звуков во фразах:

а) повторение за логопедом,

б) заучивание отдельных стихов, потешек, считалок,

в) составление предложений по вопросам, серии сюжетных картинок.


6. Автоматизация звуков в самостоятельной речи:

а) чтение наизусть,

б) пересказ текстов, сказок,

в) составление рассказов, предложений.


7. Дифференциация звуков Р-Р* в слогах, словах, предложениях.


6. Контрольная проверка речи










Перспективный план занятий по исправлению сигматизма

Цель: исправление произношения свистящих звуков [С], [З], [Ц], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ]


Задачи:

1.Общее развитие:

- Развитие фонематического слуха, навыка звуко-буквенного анализа, речевого слуха, слухового внимания,

- Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия: развитие анализа,

- Развитие связной речи:

2. Коррекция дефектного произношения:

1) Подготовительные артикуляционные упражнения по выработки подвижности, силы и гибкости мышц губ, щёк, языка.

) Специальные упражнения для подготовки нужного артикуляционного уклада при произнесении звуков: «Непослушный язычок», «Блинчик или Лопатка», «Кто дальше загонит мяч?», «Почистим зубы», «Приклей конфетку». «Грибок», «Качели», «Часики», «Загнать мяч в ворота», «Фокус», «Вкусное варенье».

3. Постановка звуков Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке [ц] сначала смычку, потом щель); движения губ, нижней челюсти (едва опущена, рот приоткрыт) и наличие холодной воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при [ч] - сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускаются; теплая воздушная струя идет посередине языка.

4. Автоматизация звуков в слогах, словах: -введение в открытые слоги поставленного звука - введение в обратные слоги и слова с ними - со стечением согласных - введение поставленных звуков во все слоги и слова: начало, середину, конец слова

5. Автоматизация звуков во фразах:

а) повторение за логопедом,

б) заучивание отдельных стихов, потешек, считалок,

в) составление предложений по вопросам, серии сюжетных картинок.

6. Автоматизация звуков в самостоятельной речи:

а) чтение наизусть,

б) пересказ текстов, сказок,

в) составление рассказов, предложений.

7. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.


6. Контрольная проверка речи


Перспективный план занятий по дифференциации свистящих и шипящих

Цель: дифференциация произношения свистящих звуков [С] - [ш], [З]- [ж], [Ц]- [ч], [щ]- [c*]

Задачи:

1.Общее развитие:

- Развитие фонематического слуха, навыка звуко-буквенного анализа, речевого слуха, слухового внимания,

- Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия: развитие анализа,

- Развитие связной речи:

2. Коррекция дефектного произношения:

Специальные упражнения для подготовки нужного артикуляционного уклада при произнесении звуков: «Чьи зубки чище», «Барабанщик», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Качели», «Гармошка», «Лошадка», «Дятел», «Парус».

3. Постановка звуков


Для произнесения этих звуков необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка


[С] - [З], [Ц

[ш], [ж], [ч], [щ]

кончик языка (он находится за нижними зубами)

широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при [ч] - сначала смычку, а потом щель);

боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам),

боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам

спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке [ц] сначала смычку, потом щель);


движения губ, нижней челюсти (едва опущена, рот приоткрыт)

губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускаются;

воздушная струя холодная (достаточно сильная и направленная посередине языка).

теплая воздушная струя идет посередине языка.


4. Автоматизация звуков в слогах, словах:

-введение в открытые слоги поставленных звуков

- введение в обратные слоги и слова с ними

- со стечением согласных

- введение поставленных звуков во все слоги и слова: начало, середину, конец слова


5. Автоматизация звуков во фразах:

а) повторение за логопедом,

б) заучивание отдельных стихов, потешек, считалок,

в) составление предложений по вопросам, серии сюжетных картинок.


6. Автоматизация звуков в самостоятельной речи:

а) чтение наизусть,

б) пересказ текстов, сказок,

в) составление рассказов, предложений.


7. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.


8. Контрольная проверка речи


Перспективный план занятий по дифференциации сонорных звуков [Р] - [Л]


Цель: дифференциация произношения сонорных звуков [Р] - [Л]

Задачи:

1.Общее развитие:

- Развитие фонематического слуха, навыка звуко-буквенного анализа, речевого слуха, слухового внимания,

- Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия: развитие анализа,

- Развитие связной речи:


2. Коррекция дефектного произношения:

1) Подготовительные артикуляционные упражнения по выработки подвижности, силы и гибкости мышц губ, щёк, языка.

2) Специальные упражнения для подготовки нужного артикуляционного уклада при произнесении звуков: «Непослушный язычок», «Блинчик или Лопатка», «Кто дальше загонит мяч?», «Почистим зубы», «Приклей конфетку». «Грибок», «Качели», «Часики», «Загнать мяч в ворота», «Фокус», «Вкусное варенье».

3. Постановка звуков Для дифференциации свистящих и шипящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка; движения губ, нижней челюсти и наличие холодной воздушной струи. На этом этапе идёт уточнение правильного артикуляционного уклада смешиваемых звуков.

Для произношения звука [р]

Для произношения звука [л]

кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе

кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов

Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам

передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад,

выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной.

края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю



4. Автоматизация звуков в слогах, словах:

-введение в открытые слоги поставленных звуков

- введение в обратные слоги и слова с ними

- со стечением согласных

- введение поставленных звуков во все слоги и слова:

начало, середину, конец слова


5. Автоматизация звуков во фразах:

а) повторение за логопедом,

б) заучивание отдельных стихов, потешек, считалок,

в) составление предложений по вопросам, серии сюжетных картинок.


6. Автоматизация звуков в самостоятельной речи:

а) чтение наизусть,

б) пересказ текстов, сказок,

в) составление рассказов, предложений.

7. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.

8.. Контрольная проверка речи