СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02. Правоохранительная деятельность разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 40.02.04 Юриспруденция (базовой подготовки).
| |
рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Правоохранительная деятельность
КУРСК, 2024
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 40.02.04 Юриспруденция (базовой подготовки).
Разработчик:
Гуйда-Дудина О.В. - преподаватель колледжа коммерции, технологий и сервиса ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
Содержание
стр.
Паспорт рабочей программы профессионального модуля 4
Результаты освоения профессионального модуля 6
Структура и содержание профессионального модуля 7
Условия реализации программы профессионального модуля 29
Контроль и оценка результатов освоения профессионального 33
модуля (вида профессиональной деятельности)
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Правовое обеспечение деятельности организаций и оказание юридической помощи физическим лицам и их объединениям
Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.04 Юриспруденция в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Правоохранительная деятельность и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Осуществлять контроль соблюдения законодательства Российской Федерации субъектами права.
ПК 2.2. Систематизировать нормативные правовые акты и обобщать правоприменительную практику по вопросам расследования и предупреждения преступлений и иных правонарушений.
ПК 2.3. Осуществлять оценку противоправного поведения и определять подведомственность рассмотрения дел.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в сфере правоохранительной деятельности.
1.2 Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся, в ходе освоения профессионального модуля, должен:
иметь практический опыт:
- информирования, приема и консультирования граждан и представителей юридических лиц по правовым вопросам;
- приема и регистрации заявлений и документов граждан;
- формирования и рассмотрения пакета документов для разрешения спорных вопросов;
- подготовки проектов решений;
- выявления и осуществления учета лиц, совершивших преступления.
уметь:
- ориентироваться в системе и структуре правоохранительных и судебных органов;
- разграничивать функции и компетенцию различных правоохранительных органов;
- анализировать уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных и судебных органов;
- пользоваться приемами толкования уголовного закона и применять нормы уголовного права к конкретным жизненным ситуациям;
- определять признаки состава конкретного преступления, содержащегося в Особенной части Уголовного кодекса;
- составлять уголовно-процессуальные документы;
- решать задачи по квалификации преступлений.
знать:
- действующую систему правоохранительных и судебных органов в Российской Федерации, их структуру и компетенцию;
- основы правового статуса судей и сотрудников правоохранительных органов;
- основные задачи и направления (функции) деятельности правоохранительных органов;
- признаки состава преступления;
- стадии уголовного судопроизводства;
- правовое положение участников уголовного судопроизводства;
- формы и порядок производства предварительного расследования;
- процесс доказывания и его элементы;
- основные этапы производства в суде первой и второй инстанций;
- особенности производства в суде с участием присяжных заседателей;
- производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора;
- особенности производства по отдельным категориям уголовных дел
- меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, основания и порядок применения;
- правила проведения следственных действий.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 352 часа, включая:
работа обучающегося с преподавателем– 304 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 24 часа;
промежуточная аттестация – 24 часа;
производственная практика – 72 часа;
экзамен по модулю - 12.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Правоохранительная деятельность, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Осуществлять контроль соблюдения законодательства Российской Федерации субъектами права |
ПК 2.2. | Систематизировать нормативные правовые акты и обобщать правоприменительную практику по вопросам расследования и предупреждения преступлений и иных правонарушений |
ПК 2.3. | Осуществлять оценку противоправного поведения и определять подведомственность рассмотрения дел |
ОК 1 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 2 | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 3 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
ОК 4 | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
ОК 5 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения |
ОК 7 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
|
ОК 9 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля Правоохранительная деятельность
Коды профессио-нальных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов
| Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | ||||||||||||
|
|
| Обучение по МДК | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов | |||||||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | самостоятельная работа | промежуточная аттестация | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||
ПК 2.1-2.3 | МДК 02.01 Судоустройство и правоохранительные органы | 140 | 112 | 56 |
| 16 | 12 |
|
| |||||||
ПК 2.1-2.3 | МДК 02.02 Уголовное право | 64 | 60 | 20 |
| 4 |
|
|
| |||||||
ПК 2.1-2.3 | МДК 02.03 Уголовный процесс | 64 | 60 | 20 |
| 4 |
|
|
| |||||||
ПК 2.1-2.3 | Производственная практика (по профилю специальности), часов | 72 | 72 |
|
|
|
|
| 72 | |||||||
| Экзамен по модулю | 12 |
| 12 |
| |||||||||||
| Всего: | 352 | 304 | 96 |
| 24 | 12 |
| 72 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.02 Правоохранительная деятельность
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов | Уровень освоения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
Раздел ПМ 1 Судоустройство и правоохранительные органы | 140 |
| ||||||||
МДК 02.01 Судоустройство и правоохранительные органы | 112 | |||||||||
Тема 1.1. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы: понятие, основные черты и задачи
| Содержание | 4 | ||||||||
1 | Правоохранительная деятельность, ее основные признаки и понятие. Задачи и цели правоохранительной деятельности. Основные направления (виды) правоохранительной деятельности. Правоохранительные органы, понятие, основные черты. Система правоохранительных органов, ее единство и классификация. Принципы построения и деятельности правоохранительных органов. Понятие и функции правоохранительной деятельности, судебной деятельности. Правовое положение правоохранительных органов, их роль и место в системе государственных органов. Основные формы и методы деятельности, правовые основы взаимодействия с другими государственными органами | 2 | 2 | |||||||
Практические задания | 2 |
| ||||||||
1 | Составление схем и таблиц основных направлений правоохранительной деятельности. Решение правовых кейсов и тестов по теме |
| ||||||||
Тема 1.2 Понятие и признаки судебной власти | Содержание | 4 |
| |||||||
1 | Судебная власть: понятие и основные признаки. Общая характеристика полномочий судебной власти. Органы, осуществляющие судебную власть. Подзаконность и процессуальный порядок судебной деятельности. Суд как орган судебной власти | 2 | 2 | |||||||
Практические занятия: | 2 |
| ||||||||
1 | Работа с нормативными правовыми актами с использованием СПС «Консультант Плюс» |
| ||||||||
Тема 1.3. Понятие и основные свойства правосудия
| Содержание | 8 |
| |||||||
1 | Понятие правосудия как вида государственной деятельности. Признаки правосудия. Формы и способы осуществления правосудия. Разрешение юридических конфликтов - основная задача суда. Роль суда как гаранта конституционных прав и свобод граждан. Применение судом мер государственного принуждения | 2 | 2 | |||||||
Практические занятия | 6 |
| ||||||||
1 | Решение правовых кейсов по организации деятельности судебной системы |
|
| |||||||
2 | Решение правовых кейсов по порядку осуществления правосудия; защите прав и свобод человека и гражданина | |||||||||
3 | Решение правовых кейсов по защите прав и свобод человека и гражданина | |||||||||
Тема 1.4. Демократические принципы правосудия | Содержание | 6 |
| |||||||
1 | Понятие и значение принципов правосудия. Их сущность. Гарантии принципов правосудия. Классификация принципов правосудия. Принцип законности. Принцип осуществления правосудия только судом. Принцип независимости судей. Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд. Состязательность и равенство сторон в судебном разбирательстве. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Принцип гласности разбирательства дела в суде. Национальный язык судопроизводства. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Принцип охраны чести и достоинства личности. Непосредственность и устность судебного разбирательства | 4 | 1 | |||||||
2 | Принципы, характеризующие правовое положение личности при осуществлении правосудия: презумпция невиновности, равенство всех перед законом и судом; право на жизнь; охрана государством достоинства личности; право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений, неприкосновенность жилища, право граждан участвовать в отправлении правосудия | 1 | ||||||||
Практические занятия: | 2 |
| ||||||||
1 | Воплощение принципов правосудия в судебной деятельности. Выполнение тестовых заданий по теме «Принципы правосудия» |
| ||||||||
Тема 1.5. Понятие и характеристика судебной системы
| Содержание | 6 |
| |||||||
1 | Общее понятие и характеристика судебной системы. Характеристика законодательных актов, определяющих суть судебной системы. Структура судебной системы на современном этапе: федеральные суды и суды субъектов РФ. Порядок построения и функционирования судебной системы. Принципы построения судебной системы Российской Федерации. |
| 2 | |||||||
2 | Понятие судебной инстанции. Суды первой инстанции. Суды апелляционной инстанции. Суды кассационной инстанции. Суды надзорной инстанции. Рассмотрение дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Понятие звена судебной системы. Суды основного, среднего звена и высшего звена |
| 2 | |||||||
Практические занятия | 2 |
| ||||||||
1 | Анализ практических ситуаций по теме «Судебная система РФ» |
|
| |||||||
Тема 1.6. Суды общей юрисдикции | Содержание | 10 |
| |||||||
1 | Районный (городской) суд - основное звено судебной системы. Его полномочия и роль в системе общих судов, становление и развитие. Состав районного (городского) суда. Аппарат суда. Организация работы в районном суде | 6 | 2 | |||||||
2 | Характеристика деятельности мировых судов в РФ. Порядок их образования, компетенция. | 2 | ||||||||
3 | Полномочия судов среднего звена. Состав судов среднего звена. Президиум суда, его состав, порядок образования и судебные полномочия. Судебные коллегии, порядок образования и полномочия. Систематизация законодательства в судах общей юрисдикции. Военные суды, их место в системе судов общей юрисдикции. Задачи, порядок формирования, состав и структура военных судов. Полномочия военных судов. Основы организации военных судов. | 2 | ||||||||
Практические занятия: | 4 |
| ||||||||
1 | Разграничение компетенции между судами общей юрисдикции. |
| ||||||||
2 | Работа с материалами судебной практики по теме «Суды общей юрисдикции» | |||||||||
Тема 1.7. Верховный Суд Российской Федерации
| Содержание | 4 |
| |||||||
1 | Верховный Суд РФ - высший судебный орган. Судебные и организационные полномочия Верховного Суда РФ. Состав Верховного Суда РФ и его структура. Пленум Верховного Суда РФ, его состав и полномочия. Разъяснения по вопросам судебной практики. Их значение. Президиум Верховного Суда РФ, его состав, порядок формирования, судебные и организационные полномочия. Судебные коллегии Верховного Суда РФ, их состав, порядок формирования и полномочия. | 2 | 2 | |||||||
Практические занятия | 2 |
| ||||||||
1 | Работа с материалами судебной практики по теме «Верховный Суд Российской Федерации: порядок формирования, состав, структура, компетенция» |
| ||||||||
Тема 1.8. Арбитражные суды в Российской Федерации | Содержание | 4 |
| |||||||
1 | Общая характеристика задач и система арбитражных судов. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Их состав и полномочия. Арбитражные апелляционные суды. Арбитражные суды округов, их состав, структура и полномочия. | 2 | 1 | |||||||
Практические занятия | 2 |
| ||||||||
1 | Разграничение компетенции между арбитражными судами. Работа с материалами судебной практики по теме «Арбитражные суды в РФ» |
| ||||||||
Тема 1.9. Конституционный суд Российской Федерации | Содержание | 6 | ||||||||
1 | Понятие конституционного контроля и его основные признаки, задачи. Законодательство о конституционном контроле. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля. Место и роль Конституционного Суда РФ в судебной системе. | 4 | 2 | |||||||
2 | Принципы и общие правила конституционного судопроизводства. Полномочия и состав Конституционного Суда РФ. Работа аппарата Конституционного Суда РФ. Правовой статус судьи Конституционного Суда РФ. Производство в Конституционном Суде РФ. Решения Конституционного суда РФ, их виды, содержание. порядок принятия и юридическое значение. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: особенности их правового положении и компетенция | 2 | ||||||||
Практические занятия: | 2 |
| ||||||||
1 | Решение правовых кейсов по теме: «Конституционный контроль как вид правоохранительной деятельности в РФ» |
| ||||||||
Тема 1.10. Правовой статус судей в Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей в РФ | Содержание | 12 |
| |||||||
1 | Судейский корпус, его понятие и состав. Порядок формирования судейского корпуса. Единство статуса судей. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Порядок отбора кандидатов и наделение их полномочиями судей. Независимость и несменяемость судей. Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи. Статус судьи, пребывающего в отставке. | 6 | 2 | |||||||
2 | Порядок формирования списков присяжных и арбитражных заседателей. Суд присяжных в РФ. Место суда присяжных в судебной системе Российской Федерации. Организационные и правовые проблемы формирования коллегии присяжных заседателей. Порядок формирования списков присяжных и арбитражных заседателей. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности присяжных и арбитражных заседателей. Замена присяжного заседателя запасным. Роспуск коллегии присяжных заседателей ввиду тенденциозности ее состава. Старшина присяжных заседателей. Правовой статус присяжных и арбитражных заседателей | 2 | ||||||||
3 | Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей. Органы судейского сообщества, порядок их образования и полномочия. Квалификационные коллегии судей, порядок их формирования и полномочия |
|
| |||||||
Практические занятия | 6 |
| ||||||||
1 | Решение правовых кейсов по теме «Правовой статус судей в РФ» |
| ||||||||
2 | Сравнительно-правовой анализ кодексов судейской этики России и Республики Беларусь | |||||||||
3 | Деловая игра «Судебное заседание с участие присяжных заседателей» |
|
| |||||||
Тема 1.11. Органы обеспечения деятельности судов Российской Федерации | Содержание | 2 |
| |||||||
1 | Органы, осуществляющие обеспечение деятельности судов. Полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Аппарата суда | 2 |
| |||||||
Тема 1.12. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации | Содержание | 2 |
| |||||||
1 | Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека. Компетенция Уполномоченного по правам человека | 2 |
| |||||||
Тема 1.13. Органы обеспечения безопасности в Российской Федерации | Содержание | 6 |
| |||||||
1 | Общая характеристика безопасности РФ и ее система. Совет безопасности РФ, состав, задачи и полномочия. Понятие органов Федеральной службы безопасности. Принципы организации деятельности органов Федеральной службы безопасности. Система органов Федеральной службы безопасности. Основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности. Контрразведывательная деятельность. Борьба с преступностью. Разведывательная деятельность. Обеспечении информационной безопасности. Пограничная деятельность | 4 | 2 | |||||||
2 | Основные права и обязанности органов Федеральной службы безопасности. Требования, предъявляемые к сотрудникам органов Федеральной службы безопасности. Федеральные органы государственной охраны, система и задачи деятельности. Органы внешней разведки. Понятие и задачи разведывательной деятельности. Войска национальной гвардии РФ: задачи, правовая основа и принципы деятельности | 2 | ||||||||
Практические занятия | 2 |
| ||||||||
1 | Работа с нормативными актами по теме «Органы обеспечения безопасности в РФ» |
|
| |||||||
Тема 1.14. Федеральная служба войск национальной гвардии | Содержание | 4 |
| |||||||
1 | Понятие и структура войск национальной гвардии РФ. Задачи, правовая основа и принципы деятельности. | 4 | 2 | |||||||
2 | Анализ Федерального закона РФ от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». | 3 | ||||||||
Тема 1.15. Органы внутренних дел Российской Федерации
| Содержание | 6 |
| |||||||
1 | Органы внутренних дел, их задачи и структура. Принципы деятельности полиции в РФ. Права и обязанности полиции. Требования, предъявляемые к лицам, принимаемым на службу в полицию. Аттестация сотрудников полиции. Увольнение со службы сотрудников полиции. | 2 | 2 | |||||||
Практические занятия: | 4 |
| ||||||||
1 | Работа с нормативными актами по теме «Органы внутренних дел РФ» |
| ||||||||
2 | Анализ правовых норм Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» | |||||||||
Тема 1.16. Прокурорский надзор и органы прокуратуры в Российской Федерации | Содержание | 8 |
| |||||||
1 | Система органов прокуратуры: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры, прокуратуры районов, городов и др. Работники прокуратуры и требования, предъявляемые к ним. Прокурор как основное должностное лицо прокуратуры, его права и обязанности. Помощники прокурора, их основные функции |
4 | 2 | |||||||
2 | Понятие прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры. Цели и основные направления прокурорской деятельности. Средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Принципы организации прокуратуры | 2 | ||||||||
Практические занятия: | 4 |
| ||||||||
1 | Работа с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность Прокуратуры Российской Федерации |
|
| |||||||
2 | Решение правовых кейсов по теме «Прокуратура Российской Федерации» |
| ||||||||
Тема 1.17. Органы Федеральной службы судебных приставов России | Содержание | 4 |
| |||||||
1 | Федеральная служба судебных приставов: правовая основа, задачи, полномочия и организация деятельности. Система органов ФССП России. Основные направления деятельности органов ФССП. Судебный пристав-исполнитель и пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов: основные полномочия и обязанности. Правовой статус судебного пристава и гарантии его деятельности | 2 | 2 | |||||||
Практические занятия | 2 |
| ||||||||
1 | Решение правовых кейсов и выполнение тестовых заданий по теме «Органы принудительного исполнения» |
|
| |||||||
Тема 1.18. Органы предварительного следствия и дознания |
| Содержание | 6 |
| ||||||
1 | Понятие и формы предварительного расследования в РФ. Значение предварительного расследования преступлений. Черты сходства и отличия между предварительным следствием и дознанием. Органы дознания и их задачи. Их виды и компетенция. Организация органов дознания в системе органов внутренних дел РФ. Органы предварительного следствия, их задачи и система. Следователь и лицо, производящее дознание (дознаватель), их правовое положение. Взаимоотношения следователя и дознавателя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также с прокурором, начальником следственного отдела (начальником органа дознания), судом | 4 | 2 | |||||||
2 | Оперативно-розыскная деятельность в РФ. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Понятие, признаки, цель и задачи оперативно-розыскной деятельности. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, гарантии их осуществления. Оперативно-розыскные мероприятия и основания их проведения. Система, права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Правовой статус сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и граждан, содействующих этим органам. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью | 2 | ||||||||
Практические занятия | 2 |
| ||||||||
1 | Составление процессуальных документов |
| ||||||||
Тема 1.19. Таможенные органы Российской Федерации | Содержание | 2 | ||||||||
1 | Понятие таможенного дела в РФ. Цели таможенной деятельности. Место таможенных органов в системе правоохранительных органов. Система таможенных органов. Федеральная таможенная служба РФ. Региональные таможенные управления РФ. Таможни РФ. Полномочия таможенных органов. Таможенный контроль. Борьба с коррупцией. | 2 | 3 | |||||||
Тема 1.20. Адвокатура в Российской Федерации | Содержание | 6 |
| |||||||
1 | Право на юридическую помощь как одно из основных конституционных прав человека и гражданина. Адвокатура, ее понятие, задачи, принципы организации. Виды оказываемой адвокатурой юридической помощи. Формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридические консультации. Порядок их организации, состав и функции. Федеральная адвокатская палата и адвокатские палаты субъектов РФ, их полномочия. Основные права и обязанности адвокатов | 2 | 2 | |||||||
Практические занятия |
| |||||||||
1 | Анализ законов, регулирующих адвокатскую деятельность и кодекса профессиональной деятельности адвоката | 6 |
| |||||||
2 | ПР 24 Решение правовых кейсов по теме «Адвокатская деятельность в РФ» |
| ||||||||
3 | Анализ правовых норм Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» |
| ||||||||
Тема 1.21. Нотариат в Российской Федерации | Содержание | 4 |
| |||||||
1 | Понятие и система органов, осуществляющих нотариальные действия. Государственные нотариальные конторы. Частные нотариальные конторы. Права и обязанности нотариусов. Порядок назначения на должность нотариусов. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность нотариуса | 2 | 2 | |||||||
Практические занятия | 4 |
| ||||||||
1 | Сравнительный анализ системы государственного и частного нотариата в рамках темы «Нотариат в РФ» |
|
| |||||||
2 | Решение правовых кейсов по теме «Нотариат в РФ» | |||||||||
Тема 1.22. Частная детективная и охранная деятельность | Содержание | 4 |
| |||||||
1 | Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности. Сыскная деятельность. Охранная деятельность. Отличительные признаки этих видов деятельности от правоохранительной деятельности. Частные детективные и охранные предприятия. Правовое положение частного детектива и частного охранника. | 4 | 1 | |||||||
Практические занятия | 2 |
| ||||||||
1 | Решение правовых кейсов по изученным темам |
|
| |||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ | 16 |
| ||||||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - решение практических заданий, предлагаемых преподавателем, используя действующие нормативные правовые акты, в том числе с применением информационных справочно-правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант» или других; - анализ нормативной правовой документации, регламентирующей деятельность суда и правоохранительных органов и составление отчётов о работе с НПА; - прочтение дополнительной литературы по актуальным проблемам и составление кратких обзоров (докладов) с последующим обсуждением на практических занятиях; - работа с образцами судебных постановлений, решений, приговоров; - решение правовых кейсов; - составление процессуальных документов; -подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы и подготовка к её защите - составление схем структуры судов основного, среднего и высшего звена, системы органов прокуратуры иных правоохранительных органов; - написание эссе и реферативных работ, дипломной работы . |
| |||||||||
Раздел ПМ.2 Уголовное право | 64 |
| ||||||||
МДК. 02.02. Уголовное право | 60 |
| ||||||||
Тема 2.1. Положения уголовного закона и права
| Содержание | 2 |
| |||||||
1 | Понятие, предмет, метод, задачи и принципы уголовного права Понятие уголовного права. Основные этапы развития уголовного права в России. Предмет, метод и специфические черты уголовного права. Система уголовного права. Общая и Особенная части. Понятия принципов уголовного права и их классификация. Уголовный закон как источник уголовного права. | 2 | 1 | |||||||
Тема 2.2. Характеристика преступления | Содержание | 12 |
| |||||||
1 | Понятие и признаки преступления. Классификация преступлений Социальная природа преступления. Признаки преступления. Категории преступлений. Понятие состава преступления, его соотношение с понятием преступления. Элементы и признаки состава преступления. Классификация составов преступлений: Понятие квалификации преступлений. Значение признаков состава преступления для его правильной квалификации и назначения справедливого наказания. | 8 | 1 | |||||||
2 | Объект и объективная стороны состава преступления Понятие объекта преступления. Классификация объектов преступления. Общий, родовой, видовой и непосредственный объект преступления. Понятие и содержание объективной стороны преступления. Обязательные и факультативные признаки объективной стороны преступления. Значение объективной стороны и ее связь с другими признаками преступления. | 2 | ||||||||
3 | Субъект преступления и субъективная сторона состава преступления Понятие и основные признаки субъекта преступления. Вменяемость и достижение определенного возраста как обязательные признаки субъекта преступления. Соотношение понятий вменяемости и невменяемости по уголовному праву. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемость. Специальный субъект преступления. Понятие и содержание субъективной стороны преступления. Необходимые и факультативные признаки субъективной стороны преступления и ее связь с другими элементами состава преступления. Понятие и содержание вины по уголовному праву. Формы вины по уголовному праву, их значение для квалификации преступления и назначения наказания. Преступление с двумя формами вины. Особенности составов преступлений с двумя формами вины. Мотив и цель преступления. Факультативные признаки субъективной стороны состава преступления. | 2 | ||||||||
4 | Соучастие в преступлении Понятие соучастия в преступлении: его объективные и субъективные признаки. Виды соучастников, критерии их подразделения. Понятие исполнителя, организатора, подстрекателя и пособника. Эксцесс исполнителя. Формы соучастия. Уголовная ответственность соучастников. |
| ||||||||
Практические занятия | 4 |
| ||||||||
1 | Решение практических ситуаций, связанных с квалификацией деяния по объекту и объективной стороне состава преступления |
| ||||||||
2 | Решение практических ситуаций, связанных с квалификацией деяния по субъекту и субъективной стороне состава преступления | |||||||||
Тема 2.3. Уголовная ответственность | Содержание | 2 |
| |||||||
1 | Характеристика уголовной ответственности Понятие, основание и содержание уголовной ответственности. Отличие уголовной ответственности от иных видов ответственности. Уголовно-правовые отношения и уголовная ответственность. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния | 2 | 2 | |||||||
Тема 2.4. Характеристика наказания | Содержание | 8 |
| |||||||
1 | Понятие, система и виды наказания Понятие уголовного наказания и его признаки. Отличие уголовного наказания от других мер государственного принуждения. Цели наказания по действующему уголовному законодательству. Система наказаний по действующему уголовному законодательству. Виды наказаний. Основные и дополнительные наказания. Роль и значение отдельных видов наказания для борьбы с преступностью. | 6 | 2 | |||||||
2 | Назначение наказания. Общие начала назначения наказания. Общие начала назначения наказания по уголовному праву. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Виды смягчающих и отягчающих обстоятельств, их классификация и характеристика. Порядок определения сроков наказания. Назначение более мягкого наказания. Назначение наказания при вынесении вердикта присяжных заседателей о снисхождении. Назначение наказания при совершении нескольких преступлений. Принципы и порядок назначения наказания по совокупности преступлений. Назначение наказания по нескольким приговорам. Назначение наказания за неоконченное преступление. Назначение наказания при рецидиве преступлений. Условное осуждение, основания и порядок его применения. Содержание условного осуждения. Контроль за поведением условно осужденного. Отмена условного осуждения или продление испытательного срока | 2 | ||||||||
3 | Уголовная ответственность несовершеннолетних Уголовная ответственность несовершеннолетних Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. | 2 | ||||||||
Практическое занятие | 2 |
| ||||||||
1 | Деловая беседа по теме «Применение смертной казни» |
| ||||||||
Тема 2.5. Освобождение от ответственности и наказания. | Содержание | 2 |
| |||||||
1 | Правовые последствия освобождения от уголовной ответственности Понятие освобождения от уголовной ответственности. Виды освобождения от уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим. Освобождение от уголовной ответственности вследствие истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности. | 2 | 2 | |||||||
2 | Правовые последствия освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания Основания и виды освобождения лица от наказания. Понятие амнистии. Объявление амнистии. Правовые последствия амнистии. Понятие помилования. Отличие помилования от амнистии. Правовые последствия помилования. Понятие судимости. Сроки судимости. Погашение судимости. Снятие судимости: условия и порядок применения. Правовые последствия погашения и снятия судимости. | 2 | ||||||||
Тема 2.6. Преступления против личности | Содержание | 8 |
| |||||||
1 | Анализ преступлений против жизни Общая характеристика и виды преступлений против личности. Понятие и виды преступлений против жизни. Понятие и признаки убийства. Квалифицированные и привилегированные составы убийства. Причинение смерти по неосторожности. Отграничение этого преступления от иных преступлений, сопряженных с неосторожным причинением смерти потерпевшему. Доведение до самоубийства и смежные составы преступления. Отличие от убийства. | 4 | 2 | |||||||
2 | Анализ преступлений против здоровья Преступления против здоровья. Понятие, общие признаки и виды преступлений против здоровья. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Квалифицирующие признаки. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. Квалифицирующие признаки. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности. Виды этого преступления. Квалифицирующие признаки. Умышленное причинение легкого вреда здоровью. Отличие от побоев и истязания. Понятие и виды побоев. Истязание. Понятие истязания. Квалифицирующие признаки. |
| 2 | |||||||
Практические занятия | 4 |
| ||||||||
1 | Квалификация деяний по ст. 105 – 110.2 УК РФ |
| ||||||||
2 | Квалификация деяний по ст. 111-125 УК РФ | |||||||||
Тема 2.7. Преступления в сфере экономики | Содержание | 6 |
| |||||||
1 | Анализ преступлений против собственности Корыстные преступления против собственности, выражающиеся в хищении. Понятие и признаки хищения. Способы и формы хищения. Кража. Особенности способа совершения этого преступления. Мошенничество. Особенности способов совершения этого преступления. Присвоение или растрата вверенного имущества. Особенности способов совершения этого преступления. Грабеж. Особенности способа совершения этого преступления. Грабеж, сопряженный с насилием. Разбой. Понятие насилия, опасного для жизни или здоровья. Момент окончания разбоя. Разбой, совершенный с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Отличие разбоя от грабежа и бандитизма. Хищение предметов, имеющих особую ценность. Вымогательство. Отличие вымогательства от грабежа и разбоя. | 4 | 2 | |||||||
2 | Анализ преступлений против собственности, не преследующих цель извлечения имущественной выгоды. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки. Умышленное и неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества. Характеристика последствий деяния. Квалифицирующие признаки | 2 | ||||||||
Практическое занятие | 2 |
| ||||||||
1 | Квалификация деяний по ст. 158-168 УК РФ. Квалификация деяний по ст. 169-200 УК РФ. Квалификация деяний по ст. 169-200.3 УК РФ |
|
| |||||||
Тема 2.8. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
| Содержание | 6 |
| |||||||
1 | Анализ преступлений против общественной безопасности Преступления против общественной безопасности. Террористический акт: понятие, объективные и субъективные признаки, квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки. Захват заложника. Объективные и субъективные признаки состава. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Бандитизм. Понятие и признаки банды. Формы бандитизма. Организация преступного сообщества (преступной организации). | 4 | 2 | |||||||
2 | Анализ преступлений против общественного порядка Преступления против общественного порядка. Хулиганство: понятие, способы совершения, особенности субъективной стороны. Вандализм: понятие, способы совершения, особенности субъективной стороны. Преступления, выражающиеся в нарушении специальных правил безопасности. Преступления, выражающиеся в нарушении нормальной работы источников и объектов жизнеобеспечения | 2 | ||||||||
Практическое занятие | 2 |
| ||||||||
1 | Квалификация деяний по ст. 205 – 227 УК РФ |
| ||||||||
Темв 2.9. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности | Содержание | 6 |
| |||||||
1 | Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ. Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. | 4 | 2 | |||||||
2 | Вовлечение в занятие проституцией. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры. Жестокое обращение с животными | 2 | ||||||||
Практическое занятие | 2 |
| ||||||||
1 | Квалификация деяний по ст. 228- 245 УК РФ |
| ||||||||
Тема 2.10 Преступления против государственной власти | Содержание | 4 |
| |||||||
| Преступления против государственной власти Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Государственная измена. Шпионаж. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти. Вооруженный мятеж. Преступления против правосудия. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование. Неуважение к суду. Незаконное освобождение от уголовной ответственности. Незаконные задержание, заключение под стражу | 2 | 2 | |||||||
Практическое занятие | 2 |
| ||||||||
1 | Квалификация деяний по ст. 275 - 284.3 УК РФ |
| ||||||||
Тема 2.11 Преступления против военной службы | Содержание | 4 |
| |||||||
1 | Понятие преступлений против военной службы УК РФ Неисполнение приказа. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. Оскорбление военнослужащего.Самовольное оставление части или места службы. Дезертирство. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами | 2 |
| |||||||
Практическое занятие | 2 |
| ||||||||
1 | Квалификация деяний по ст. 331- 352.1 УК РФ |
| ||||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ | 4 |
| ||||||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - решение практических заданий, предлагаемых преподавателем, используя действующие нормативные правовые акты, в том числе с применением информационных справочно-правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант» или других; - анализ нормативной правовой документации, регламентирующей деятельность суда и правоохранительных органов и составление отчётов о работе с НПА; - прочтение дополнительной литературы по актуальным проблемам и составление кратких обзоров (докладов) с последующим обсуждением на практических занятиях; - работа с образцами судебных постановлений, решений, приговоров; - решение правовых кейсов; - составление процессуальных документов; -подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы и подготовка к её защите |
| |||||||||
Раздел ПМ.3 Уголовный процесс | 64 |
| ||||||||
МДК 02.03. Уголовный процесс | 60 | |||||||||
Тема 3.1. Основы уголовно-процессуальное законодательство | Содержание | 8 | ||||||||
1 | Понятие уголовного процесса Понятие уголовного процесса, его задачи и назначение. Уголовный процесс, уголовное судопроизводство, правосудие и оперативно-розыскная деятельность: сравнительная характеристика. Функции уголовного процесса. Источники уголовно-процессуального права. Понятие, значение и система принципов уголовного процесса. | 6 | 1 | |||||||
2 | Характеристика субъектов уголовно-процессуального права Понятие и система участников уголовного судопроизводства. Суд как основной участник уголовного судопроизводства. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения. | 2 | ||||||||
3 | Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты. Иные участники уголовного судопроизводства. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по уголовному делу. Отводы. | 2 | ||||||||
Практическое занятие | 2 |
| ||||||||
1 | Процессуальное положение участников уголовного судопроизводства |
|
| |||||||
Тема 3.2. Доказывание | Содержание | 6 |
| |||||||
1 | Теория доказательств и доказательственное право Истина как цель доказывания по уголовному делу. Предмет и пределы доказывания. Понятие доказательств, их признаки и свойства. Классификация доказательств. Процесс доказывания: понятие, общая характеристика, этапы, участники. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании. Преюдиция и ее роль в доказывании. Показания подозреваемого и обвиняемого. Показания потерпевшего и свидетеля. Заключение и показания эксперта, специалиста. Вещественные доказательства. Протоколы следственных и судебных действий. Иные документы. | 4 | 2 | |||||||
2 | Меры уголовно-процессуального принуждения Принуждение и убеждение в уголовном судопроизводстве. Виды мер процессуального принуждения. Задержание подозреваемого. Понятие, виды и значение мер пресечения. Основания, условия и порядок применения мер пресечения. Отмена или изменение мер пресечения. Заключение под стражу как самая строгая мера пресечения. Иные меры процессуального принуждения | 2 | ||||||||
Практическое занятие | 2 |
| ||||||||
1 | Решение практических ситуаций, связанных с применением мер уголовно-процессуального принуждения |
|
| |||||||
Тема 3.3. Досудебные стадии уголовного процесса | Содержание | 16 |
| |||||||
1 | Возбуждение уголовного дела. Понятие, задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела. Субъекты возбуждения уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела. Основания отказа в возбуждении уголовного дела. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения. Процессуальный порядок возбуждения уголовных дел частно-публичного и частного обвинения. Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела. Прокурорский надзор, судебный и ведомственный контроль за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела. Возбуждение уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц | 12 | 2 | |||||||
2 | Проведение предварительного расследования Понятия, задачи и значения стадии предварительного расследования. Формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие. Правовые основы взаимодействия следователя и органов дознания при расследовании преступлений. Соотношение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий при, расследовании преступлений | 2 | ||||||||
3 | Общие условия производства предварительного расследования Понятия и виды следственных действий. Общие правила производства следственных действий. Приостановление и возобновление предварительного расследования. Розыск лиц, скрывшихся от дознания, следствия или суда. Привлечение лица в качестве обвиняемого и предъявление обвинения. Понятие и формы окончания предварительного расследования | 2 | ||||||||
4 | Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-- телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами Основания и порядок производства обыска. Основания и порядок производства выемки. Личный обыск. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка. Контроль и запись переговоров. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами | 2 | ||||||||
5 | Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний Место и время допроса. Порядок вызова на допрос. Общие правила проведения допроса. Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания путем использования систем видео-конференц-связи. Очная ставка. Предъявление для опознания | 2 | ||||||||
6 | Приостановление и возобновление предварительного следствия. Прекращение уголовного дела Основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия. Действия следователя после приостановления предварительного следствия. Розыск подозреваемого, обвиняемого Возобновление приостановленного предварительного следствия. Основания прекращения уголовного дела. Постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования | 2 | ||||||||
Практические занятия | 4 |
| ||||||||
1 | Составление процессуальных документов для возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела |
|
| |||||||
2 | Составление процессуальных документов, оформляющих производство отдельных следственных действий (осмотр места происшествия, допрос и выемка) |
|
| |||||||
Тема 3.4. Производство в суде первой инстанции | Содержание | 14 |
| |||||||
1 | Понятие и виды подсудности Понятие, значение и виды подсудности. Передача уголовного дела по подсудности. Понятие и значение стадии подготовки к судебному заседанию. Виды решений судьи, выносимых на стадии подготовки к судебному заседанию. Порядок назначения судебного заседания и подготовительные действия судьи к судебному заседанию. Предварительное слушание | 10 | 2 | |||||||
2 | Общий порядок подготовки к судебному заседанию Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу. Вопросы, подлежащие выяснению по поступившему в суд уголовному делу. Основания проведения предварительного слушания. Назначение судебного заседания. Вызовы в судебное заседание. Срок начала разбирательства в судебном заседании | 2 | ||||||||
3 | Общие условия судебного разбирательства Гласность. Председательствующий. Участие обвинителя. Участие подсудимого. Регламент судебного заседания. Общие условия судебного разбирательства. Меры воздействия за нарушение порядка в судебном заседании | 2 | ||||||||
4 | Рассмотрение дел в суде первой инстанции Стадия судебного разбирательства как решающая стадия уголовного процесса: понятие, значение, этапы. Подготовительная часть судебного заседания. Судебное следствие. Прения сторон. Последнее слово подсудимого. | 2 | ||||||||
5 | Особенности разбирательства дела в суде с участием присяжных заседателей Формирование коллегии присяжных заседателей. Правовое положение присяжных заседателей. Вердикт присяжных заседателей. Принятие и провозглашение вердикта | 2 | ||||||||
Практические занятия | 4 |
| ||||||||
1 | Решение практических ситуаций, связанных с производством в суде первой инстанции |
|
| |||||||
2 | Ролевая игра «Суд присяжных» |
|
| |||||||
Тема 3.5. Судебное производство в суде второй инстанции | Содержание | 12 |
| |||||||
1 | Производство в суде апелляционной инстанции Понятие, задачи и значение производства в апелляционной инстанции. Апелляционные жалоба и представление. Субъекты и порядок апелляционного обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу. Сроки и порядок рассмотрения дела апелляционной инстанцией. | 6 | 2 | |||||||
2 | Кассационное производство Понятие, задачи и значение производства в кассационной инстанции. Кассационные жалоба и представление. Субъекты и порядок кассационного обжалования судебных решений. Сроки и порядок рассмотрения дела кассационной инстанцией. | 2 | ||||||||
3 | Пересмотр дела в порядке надзора Понятие, задачи и значение пересмотра судебных решений в порядке надзора. Внесение повторных надзорных жалоб или представлений. Порядок и сроки подачи надзорной жалобы или представления, их содержание. Рассмотрение жалобы и виды решений судьи. Условия рассмотрения жалобы в судебном заседании. Процессуальный порядок рассмотрения жалобы или представления в судебном заседании президиума Верховного Суда РФ. Виды принимаемых решений | 2 | ||||||||
Практические занятия | 6 |
| ||||||||
1 | Решение практических ситуаций, связанных с производством в суде апелляционной инстанции |
|
| |||||||
2 | Решение практических ситуаций, связанных с производством в суде кассационной инстанции | |||||||||
3 | Решение практических ситуаций, связанных с производством в суде надзорной инстанции | |||||||||
Тема 3.6. Приговор | Содержание | 4 |
| |||||||
1 | Исполнение приговора Понятие, задачи и значение стадии исполнения приговора. Порядок обращения судебных решений к исполнению. Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора. | 2 | 2 | |||||||
Практическое занятие | 2 |
| ||||||||
1 | Составление проекта приговора суда |
|
| |||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ | 4 |
| ||||||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - решение практических заданий, предлагаемых преподавателем, используя действующие нормативные правовые акты, в том числе с применением информационных справочно-правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант» или других; - анализ нормативной правовой документации, регламентирующей деятельность суда и правоохранительных органов и составление отчётов о работе с НПА; - прочтение дополнительной литературы по актуальным проблемам и составление кратких обзоров (докладов) с последующим обсуждением на практических занятиях; - работа с образцами судебных постановлений, решений, приговоров; - решение правовых кейсов; - составление процессуальных документов; -подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы и подготовка к её защите |
| |||||||||
Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ: - Анализ нормативной правовой документации, регламентирующей деятельность суда и правоохранительных органов; - Систематизация нормативно-правовых актов и обобщение правоприменительной практики, работа с образцами судебных постановлений, решений, приговоров - Определение видов основных государственных гарантий и денежных выплат, предусмотренных для работников судебной системы и правоохранительных органов; -Анализ квалификационных требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи; прокурора; сотрудника МВД России, судебного пристава; сотрудника таможенной службы - Работа с Кодексом судейской этики, кодексом профессиональной этики адвоката, нотариуса; - Анализ правовых ситуаций; - Участие в мероприятиях по осуществлению контроль соблюдения законодательства Российской Федерации субъектами права; - Выявление, дача оценки коррупционного поведения и содействие его пресечения - Определение признаков состава конкретного преступления, содержащегося в Особенной части Уголовного кодекса; - Составление уголовно-процессуальных документов в рамках направлений деятельности организации; - Решение задач по квалификации преступлений; - Выявления и осуществления учета лиц, совершивших преступления; - Анализ способов разрешения конфликтов или споров в ходе осуществления профессиональной деятельности. | 72 |
| ||||||||
Всего: | 352 |
|
.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета ««Общепрофессиональных дисциплин»
Кабинет оснащён:
оборудованием:
- рабочие места обучающихся (столы, стулья) – по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя – 1;
- шкаф семисекционный – 1 шт.
- доска аудиторная для написания мелом – 1 шт.
- учебно-методическая литература;
- комплекты учебно-наглядных пособий
техническими средствами обучения:
- персональный компьютер в сборе - 8 шт.;
- Телевизор LG - 1шт.
- МФУ лазерное HP Laser Jet M1132 MFP - 1 шт.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную практики, которые проводятся концентрированно.
4.2. Информационное обеспечение
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе
Нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации: офиц. текст: (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Консультант Плюс: [сайт]. – URL: http: //www. consultant.ru/popular/cons/
2. Уголовно-процессуальный Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и допол.) //КонсультантПлюс: [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. и допол.) //КонсультантПлюс: [сайт]. – URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_10699/
4. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (с изм. и допол.) //Консультант Плюс: [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 12834/
5. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (с изм. и допол.) //Консультант Плюс: [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21335
6. О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 №3132-I (с изм. и допол.) //КонсультантПлюс: [сайт]. – URL:https://www. consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_648
Основные источники:
Боровиков В. Б. Уголовное право. Общая часть: учебник для среднего профессионального образования / В. Б. Боровиков, А. А. Смердов; под редакцией В. Б. Боровикова. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 243 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-19803-4. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/557153
Боровиков В. Б. Уголовное право. Особенная часть: учебник для среднего профессионального образования / В. Б. Боровиков, А. А. Смердов; под редакцией В. Б. Боровикова. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 505 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-17285-0. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/536856
3. Гриненко А. В. Уголовный процесс: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Гриненко. - 9-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 361 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-16424-4. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/536609
Гриненко А. В. Правоохранительные и судебные органы: учебник для среднего профессионального образования / А. В. Гриненко. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 296 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-18917-9. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/555082
Вилкова Т. Ю. Судоустройство и правоохранительные органы: учебник и практикум для СПО / Т. Ю. Вилкова, С. А. Насонов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2024. - 313 с. - (Серия: Профессиональное образование). - URL: //www.urait.ru
Правоохранительные и судебные органы. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Гриненко [и др.] под редакцией А. В. Гриненко, О. В. Химичевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 211 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-14624-0. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/469470
Правоохранительные и судебные органы: учебник для среднего профессионального образования / В. П. Божьев [и др.]; под общей редакцией В. П. Божьева, Б. Я. Гаврилова. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 344 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-16742-9. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/536642
Уголовный процесс: учебник для среднего профессионального образования / А. И. Бастрыкин [и др.]; под редакцией А. А. Усачева. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 468 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-09164-9. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/536988
Дополнительные источники:
Арестова Е. Н. Дознание в органах внутренних дел: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Арестова, А. С. Есина, О. Е. Жамкова. - 3-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 174 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-15954-7. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/538643
Правоохранительные органы: учебник для среднего профессионального образования / Н. Г. Стойко [и др.]; под редакцией Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. — 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 502 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-16478-7. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/5421202
Правоохранительные органы: учебник для среднего профессионального образования / В. М. Бозров [и др.]; под редакцией В. М. Бозрова. - 5-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 383 с. -(Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534- 34 16766-5. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/536662
Периодические издания:
1. Журнал «Адвокатская практика»;
2. Журнал «Юрист»
Интернет-ресурсы:
https://ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx – сайт Конституционного суда Российской Федерации
https://www.vsrf.ru/ - сайт Верховного суда Российской Федерации
https://fparf.ru/ – сайт Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
https://notariat.ru/ru-ru/ – сайт Федеральной нотариальной палаты Российской Федерации
https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf – сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Пакеты прикладных профессиональных программ:
КонсультантПлюс. Справочная правовая система, содержащая действующие нормативные правовые акты
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Целью изучения профессионального модуля является приобретение обучающимися глубоких знаний об основных целях, задачах, функциях и видах правоохранительной деятельности; о судебной власти и судебной системе Российской Федерации; организации и деятельности органов прокуратуры; об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и расследование преступлений; об организации и деятельности негосударственных правоохранительных организаций; взаимодействии и международном сотрудничестве правоохранительных органов в сфере укреплении законности, правопорядка, защите прав и законных интересов физических, юридических лиц, общества и государства; умение использовать полученные знания, а также владение сформированными навыками при осуществлении профессиональной деятельности.
При проведении занятий по профессиональному модулю используются различные формы обучения: лекции, семинары, практические занятия, в том числе с приглашением сотрудников правоохранительных органов, использование специализированных и прикладных программ юридического профиля, деловые игры, правовые кейсы, ознакомительные экскурсии в правоохранительные органы, выездные занятия, диспуты, анализы конкретных ситуаций.
Освоению профессионального модуля предшествует изучение учебной дисциплины «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное право».
Реализация профессионального модуля ПМ.02 Правоохранительная деятельность предполагает проведение производственной практик (по профилю специальности).
Производственная практика проводится концентрированно после освоения всех разделов модуля в правоохранительных органах. Аттестация по итогам практики проводится на основании отчетов, дневников по практике студентов и отзывов руководителей практики. Результаты прохождения производственной практик (по профилю специальности) по курсу учитываются при проведении квалификационного экзамена по модулю.
Цель производственной практики: формирование профессиональных компетенций в условиях реального производства.
Сроки проведения практик:
Учебная практика – 1 неделя (36 часов);
Производственная практика (по профилю специальности) проводится на 3 курсе в объеме 2-х недель (72 часов).
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
наличие высшего профессионального образования соответствующего профилю модуля «Правоохранительная деятельность» и специальности 40.02.04 Юриспруденция.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
дипломированные специалисты, имеющие высшее профильное образование. Обязательным требованием является стажировка по профилю специальности в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности «Юриспруденция», не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения.
Обучение по производственному модулю завершается экзаменом по модулю. Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели результатов подготовки |
Формы и методы контроля |
ПК 2.1. Осуществлять контроль соблюдения законодательства Российской Федерации субъектами права
| - умение квалифицированно толковать положения законодательства
- умение осуществлять общий и специальный надзор за соблюдением субъектами права норм закона и подзаконных нормативных актов; -выносить акты реагирования на выявленные нарушения закона
|
Текущая аттестация: - Наблюдение по результатам тестирования, оценка по итогам проведения контрольных работ.
- Проведение педагогического контроля (проверки) в виде мониторинга с целью выявления умения работать с нормативными актами и специальной литературой.
- Оценка динамики образовательных достижений обучающихся.
- Оценка работы на практических занятиях, выполнения индивидуальных заданий,
- Оценка демонстрации грамотного использования справочно-правовых систем.
- Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе выполнения аналитических заданий, моделирования и разрешения правовых кейсов и ситуаций.
Промежуточная аттестация: Экзамен по МДК.02.01 Экзамен по МДК.02.02 Экзамен по МДК.02.03 Отчет по производственной практике Экзамен по модулю
|
ПК 2.2. Систематизировать нормативные правовые акты и обобщать правоприменительную практику по вопросам расследования и предупреждения преступлений и иных правонарушений
| - владение основными методами выявления и предупреждения правонарушений;
- умение осуществлять профилактику преступлений и иных правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений | |
ПК 2.3. Осуществлять оценку противоправного поведения и определять подведомственность рассмотрения дел | - умение устанавливать обстоятельства, имеющие значение для квалификации и оценки противоправного поведения;
- умение выявлять, пресекать, расследовать уголовные преступления;
- владение навыками составления процессуальных документов при осуществлении профессиональной деятельности | |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
| ||
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | - умение анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
- умение правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
- умение оценивать результат и последствия своих действий
|
Текущая аттестация:
- Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе моделирования и разрешения ситуационных заданий.
- Наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике.
- Участие в профессиональных конференциях, конкурсах, предметных олимпиадах.
- Участие во внеурочных мероприятиях.
- Защита рефератов, эссе, научных творческих работ, дипломной работы.
- Оценка демонстрации грамотного использования справочно-правовых систем
- Оценка грамотности речи в устной и письменной форме, в соответствии с этическими нормами при консультировании граждан
- Анализ самостоятельной работы
Промежуточная аттестация: Экзамен по МДК.02.01 Экзамен по МДК.02.02 Экзамен по МДК.02.03 Отчет по производственной практике Экзамен по модулю
|
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
| - умение определять задачи поиска информации;
- владение навыком определения необходимых источников информации;
- умение планировать процесс поиска | |
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | - демонстрация ответственности за принятые решения;
- обоснованность самоанализа и коррекция результатов собственной работы;
- использование законодательных и нормативно-правовых актов при планировании предпринимательской деятельности в профессиональной сфере;
- демонстрация знаний в области финансовой грамотности | |
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
| - владение навыками организации работы коллектива или команды;
- умение взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
-умение конструктивно взаимодействовать с другими обучающимися, преподавателями в ходе обучения | |
ОК 5.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
| - умение грамотно, четко и логично излагать свои мысли в устной и письменной форме
| |
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
| - соблюдение норм поведения во время учебных занятий и прохождения практики;
- соблюдение стандартов антикоррупционного поведения | |
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | - умение соблюдать нормы экологической безопасности;
– умение определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности
| |
ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | - понимание общего смысла и содержания профессиональных документов;
- умение применить документ для решения профессиональной задачи. |