Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Изучение адыгейского языка в начальной школе представляет собой этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса адыгейского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение адыгейского языка сочетается с обучением чтению.
Личностными результатами изучения предмета «Адыгейский язык» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствоватьдругим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Адыгейский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определятьстепень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Адыгейский язык» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
производить звукобуквенный анализ доступных слов;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия),
правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным;
владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне;
писать слова с непроверяемыми написаниями по программе;
сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»);
находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;
писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов),
правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
разбирать по составу доступные слова;
выделять два корня в сложных словах;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильнопроизносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросык второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому;
выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста)
Конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений. -воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлении о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
-формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающимся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменой родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
-овладение первоначальными умениями ориентипрваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики , морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В 3 классе происходит формирование основных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, словосочетание. Учащиеся изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними.
Изучение адыгейского языка на ступени начального общего образования в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике адыгейского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Обучающиеся узнают:
Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
Второстепенные члены предложения.
Имена существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные грамматические признаки:
Состав слов. ( Корень, приставка, суффикс, окончание)
Предложение. Типы предложений.
Обучающиеся научатся различать и сравнивать:
Главные и второстепенные члены предложения;
Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
Приставки и предлоги;
Имя существительное, имя прилагательное, глагол по их
грамматическим признакам.
Различать предложения по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, вопросительное).
Обучающиеся научатся:
Разбирать предложения по членам предложения;
Обозначать на письме интонацию перечисления;
Разбирать слова по составу: выделять основу и окончание, корень, приставку, суффикс.
Определять число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать изложение, сочинение по плану.
Содержание учебного предмета 3 класс (102 часа)
Для реализации программного содержания используется учебник Набоковой Н.М., Датхужевой А.А «Адыгейский язык». Учебник интересен тем, что позволяет определить уровень языкового образования, умственного и речевого развития обучающихся. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать, вырабатывается мысленное отношение к употреблению основных единиц речи. Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Адыгейский язык» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Повторение (12ч.)
Предложение. Главные члены предложения.
Звуки речи. Звуки и буквы. Сложно согласные буквы.
Синтаксис и пунктуация
Главные и второстепенные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения.
Морфология
Состав слова (11ч.)
Основа и окончание.
Корень. Приставка. Суффикс.
Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова.
Разбор слова по составу.
Сложные слова.
3. Части речи ( общее знакомство 4ч. )
Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
4. Имя существительное ( 18ч.)
Лексическое значение.
Основные грамматические признаки. Число имен существительных. Изменение существительных по числам. Собственные и нарицательные имена существительные.
5. Имя прилагательное ( 16ч.)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки.
Число имен прилагательных.
Изменение прилагательных по вопросам.
Употребление имени прилагательного в речи.
6. Глагол (23ч.)
Лексическое значение.
Основные грамматические признаки.
Время, число глаголов.
7.Предложение ( 15ч.)
Восклицательные, повествовательные, вопросительные предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Проект «Макъэхэмрэ буквэхэмрэ»
Этапы проекта.
1.Подготовительный:
а) обсуждение темы проекта;
б) подбор материала;
в) работа с методическим материалом.
2.Выполнение проекта:
а) самостоятельная работа по выполнению заданий.
ТЕМАТИЧЕСКЭ ПЛАНИРОВАНИЕР
№ п\п | Урокхэм ятемэхэр. | Сыхьат пчъагъэу | Мафэр мазэр |
| |
КIэджыкIыжьын |
1 | ГущыIэухыгъэр | 1 | | |
2 | ГущыIэухыгъэм ичлен шъхьаIэхэр. | 1 | | |
3 | Член шъхьаIэхэм якъыхэгъэщын. | 1 | | |
4 | Член шъхьаIэхэм якъыхэгъэщын. | 1 | | |
5 | УплъэкIун тетхыкIын. "ГущыIэухыгъэр". | 1 | | |
6 | Макъэхэмрэ, буквэхэмрэ. | 1 | | |
7-8 | Зещэхэр. | 2 | | |
9-10 | Зэращэхэр. | 2 | | |
11 | Жабзэм ихэгъэхъон. СурэтымкIэ рассказ зэхэгъэуцогъэныр "Асиет имэфэкI". | 1 | | |
12-13 | Мэкъэ Iужъухэр. | 2 | | |
14 | Пычыгъор | 1 | | |
15 | УплъэкIун диктант. "КIэджыкIыжьыныр". | 1 | | |
16 | Хэкъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын. | 1 | | |
ГущыIэр. ГущыIэр зэрэзэхэтыр. |
17 | ГущыIэлъапсэр. | 1 | | |
18-19 | Зэлъэпсэгъу гущыIэхэр. | 2 | | |
20 | Жабзэм ихэгъэхъон. Изложение "Бжыхьэ". | 1 | | |
21-22 | Приставкэр. | 2 | | |
23-24 | Приставкэхэм якъыхэгъэщын. | 2 | | |
25 | УплъэкIун диктант, грамматическэ гъэцэкIэн кIыгъоу. | 1 | | |
26-27 | Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын. Суффиксхэр. | 2 | | |
2 четвертыр – 21ч | | |
28-29 | Суффиксым икъыхэгъэщын. | 2 | | |
30 | КIэухыр. | 1 | | |
31 | КIэухым икъыхэгъэщын. | 1 | | |
32 | КIэухым икъыхэгъэщын. | 1 | | |
33 | ГущыIэр зэрэзэхэтыр. | 1 | | |
34-35 | ГущыIэр зэрэзэхэтыр. Зэфэхьысыжь. | 2 | | |
Бзэ лъэпсэ гущыIэхэр. |
36-37 | Бзэ лъэпсэ гущыIэхэр. | 2 | | |
38 | Бзэ лъэпсэ гущыIэмэ якъыхэгъэщын. | 1 | | |
39 | Жабзэм ихэгъэхъон. сурэтымкIэ рассказ "Гъощагъэ". | 1 | | |
ПкъыгъуацIэр. |
40 | ПкъыгъуацIэр, ащ имэхьан. | 1 | | |
41-42 | УпчIэу Хэт? Сыд? зыфагъэуцурэ пкъыгъуацIэхэр. | 2 | | |
43 | УпчIэу Хэт? Сыд? зыфагъэуцурэ пкъыгъуацIэхэр. | 1 | | |
44-45 | ПкъыгъуацIэ унаемрэ къызэрыкIохэмрэ | 2 | | |
46 | УплъэкIун тетхыкIын "ПкъыгъоцIэ унаехэмрэ къызэрыкIохэмрэ". | 1 | | |
47-48 | ПкъыгъуацIэ унаемрэ къызэрыкIохэмрэ | 2 | | |
3 четвертыр – 30ч |
49 | Жабзэм ихэгъэхъон. сурэтымкIэ рассказ "Тикласс". | 1 | | |
50 | ПкъыгъуацIэхэр пчъагъэхэмкIэ зэрэзэхъокIыхэрэр. | 1 | | |
51-52 | ПкъыгъуацIэхэр гущыIэухыгъэмэ зэрахэтым елъытыгъэу зэрэзэхъокIыхэрэр. | 2 | | |
53 | ПкъыгъуацIэхэр пчъагъэхэмкIэ зэрэзэхъокIыхэрэр. | 1 | | |
54 | УплъэкIун диктант. ятIонэрэ четвертым зэрагъэшIагъэм иуплъэкIун. | 1 | | |
55 | Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын. ПкъыгъуацIэмэ яхьылIагъэу зэрагъэшIагъэм иуплъэкIужьын | 1 | | |
56 | Жабзэм ихэгъэхъон. Изложение "ЕджакIо". | 1 | | |
57 | ПкъыгъуацIэм икIэджыкIыжьын. | 1 | | |
ПлъышъуацIэр. |
58 | ПлъышъуацI, ащ имэхьан, иупчIэхэр. | 1 | | |
59-60 | ПлъышъуацIэхэр гущыIэухыгъэм щагъэфедэныр. | 2 | | |
61 | ПлъушъуацIэр пчъагъэхэмкIэ зэрэзэхъокIыхэрэр. | 1 | | |
62 | УплъэкIун тетхыкIыныр "ПлъышъуацIэр". | 1 | | |
63 | ПкъыгъуацIэмрэ плъышъуацIэмрэ язэпхыкI.ГущыIэухыгъэмэ зэращагъэфедэхэрэр. | 1 | | |
64 | ПлъышъуацIэм ехьылIагъэу кIэджыкIыжьын. | 1 | | |
65 | Жабзэм ихэгъэхъон. сурэтымкIэ рассказ "Тишкол". | 1 | | |
66 | УплъэкIун диктант "ПлъышъуацIэр". | 1 | | |
Глагол. |
67 | Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын. Глаголым имэхьан, иупчIэхэр. | 1 | | |
68 | Глаголмэ якъыхэгъэщын, ягъэфедэн. | 1 | | |
69 | Жабзэм ихэгъэхъон. СурэтымкIэ рассказ атхын. | 1 | | |
70-71 | Глаголмэ якъыхэгъэщын, ягъэфедэн. | 2 | | |
72-73 | Глаголхэр уахътэхэмкIэ зэрэзэхъокIыхэрэр. Мы уахътэм ит глаголхэр. | 2 | | |
74-75 | БлэкIыгъэ уахътэм ит глаголхэр. | 2 | | |
76-77 | КъэкIощт уахътэм ит глаголхэр. | 2 | | |
78 | Глаголхэр уахътэхэмкIэ зэфэхьысыжь. | 1 | | |
4 четвертыр – 24ч |
79 | УплъэкIун диктант. Ящэнэрэ четвертым зэрагъэшIагъэм ехьылIагъэу. | 1 | | |
80-81 | Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын. Глаголыр ипчъагъэхэмкIэ зэрэзэхъокIырэр. | 2 | | |
82 | Глаголыр пчъагъэхэмкIэ зэрэзэхъокIырэм елъытыгъэ IофшIэнхэр. | 1 | | |
83 | Жабзэм ихэгъэхъон. Сочинение "Гъатхэ дахэр къэсыгъ". | 1 | | |
84-85 | Глаголым ехьылIагъэу зэрагъэшIагъэм изэфэхьысыжьын. | 2 | | |
86 | Диктант. Темэу "Глаголым" фэгъэхьыгъэу. | 1 | | |
ГущыIэухыгъэр |
87-88 | Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын. ГущыIэухыгъэр. КъэзIотэрэ, упчIэ, Iэтыгъэ гущыIэухыгъэхэр. | 2 | | |
89-90 | КъэзIотэрэ, упчIэ, Iэтыгъэ гущыIэухыгъэхэр. | 2 | | |
91-93 | ГущыIэухыгъэм хэт член шъхьаIэхэр. | 2 | | |
94 | УплъэкIун тетхыкIын. | 1 | | |
95-96 | Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын. Член гуадзэхэр. | 2 | | |
97 | Жабзэм ихэгъэхъон. сурэтымкIэ рассказ "Пцэжъыяшэхэр". | 1 | | |
98 | ГущыIэухыгъэм хэт ичлен шъхьаIэхэмрэ ичлен гуадзэхэмрэ. | 1 | | |
99 | Жабзэм ихэгъэхъон. сурэтымкIэ рассказ. | 1 | | |
100 | УплъэкIун диктант. ШIэныгъэу илъэсым акIугъэм иуплъэкIужьын. | 1 | | |
101 | Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын. ГущыIэухыгъэм ичленхэр. | 1 | | |
102 | Зэфэхьысыжь урок | 1 | | |