I.Пояснительная записка
Данная рабочая программа по адыгейскому языку для 3 класса разработана на основе следующих нормативных документов :
Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
Приказ МО и Н РФ №1312 от 09.03.2004г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования» (в действующей редакции);
Приказ МО и Н РФ №373 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции);
Приказ МО и Н РФ №1015 от 30.08.2013г. «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции);
Письмо МО и Н РФ №09-1672 от 18.08.2017г. «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» (в действующей редакции);
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в действующей редакции);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010г. «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в действующей редакции);
Закон Республики Адыгея №264 от 27.12.2013г. «Об образовании в Республике Адыгея» (в действующей редакции);
Письмо МО и Н РА №1536 от 25.03.2014г. «О примерных учебных (образовательных) планах и рекомендациях государственным и муниципальным общеобразовательным учреждениям Республики Адыгея, реализующим основную образовательную программу начального общего образования, по формированию учебных (образовательных) планов в соответствии с ФГОС НОО»;
Учебный план 1-4-х классов МБОУ СОШ №10 имени К.Б.Бжигакова п.Тлюстенхабль;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 10 имени К.Б.Бжигакова п.Тлюстенхабль;
Рабочая программа по адыгейскому языку на ступени начального общего образования разработано с учётом требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Примерной программы по адыгейскому языку для 1-11 классов ( сост. А.Ю. Каратабан)
А. Ю. Каратабан. Адыгейский язык учу с удовольствием. Учебник для 3 класса русскоязычной школы/ Майкоп: ООО «Качество», 2016 г.,34 ч.
На изучение адыгейского языка в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: в 1 классе — 33 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах – по 34 ч (34 учебные недели).
Изучение адыгейского языка на уровне начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направленно на достижение следующей цели и задач:
Формирование умений общения на адыгейском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме.
2)Развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению и овладению адыгейским языком.
3)Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании адыгейского языка как средства общения.
4)Освоение лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на адыгейском языке.
5)Приобщение школьников к культуре, традициям адыгского народа; знакомство младших школьников с адыгским детским фольклором и образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других национальностей.
6)Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, их общеучебных умений.
II.Планируемые результаты
Предметные:
Обучающийся получит возможность:
– сформировать представление о государственной символике Республики;
– представить реалии своей родины средствами адыгейского языка;
– познакомиться и выучить наизусть популярные детские песенки и стихотворения.
В процессе овладения учебным аспектом у учащихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
В говорении обучающийся научится:
вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями;
кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
рассказывать о себе, своей семье, друг, и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни;
кратко передавать содержание прочитанного/услышанного текста;
выражать отношение к прочитанному/услышанному.
понимать на слух:
– речь учителя во время ведения урока;
– связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и/или содержащие некоторые незнакомые слова;
– высказывания одноклассников;
– небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале, как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи;
– содержание текста на уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию текста);
понимать основную информацию услышанного;
извлекать конкретную информацию из услышанного;
понимать детали текста;
вербально или не вербально реагировать на услышанное;
понимать на слух разные типы текста, соответствующие возрасту и интересам учащихся (краткие диалоги, описания) – время звучания до 1 минуты;
использовать контекстуальную или языковую догадку;
не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.
В чтении овладеет техникой чтения, то есть научится читать:
с помощью (изученных) правил чтения и с правильным словесным ударением;
количественные числительные;
основные коммуникативные типы предложений (повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное);
с определённой скоростью, обеспечивающей понимание читаемого.
читать небольшие тексты различных типов, применяя разные стратегии, обеспечивающие понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой (запрашиваемой) информации;
читать и понимать содержание текста на уровне значения, то есть сумеет на основе понимания связи между членами простых предложений ответить на вопросы по содержанию текста;
определять значения незнакомых слов по:
– аналогии с родным языком; – контексту;
– иллюстративной наглядности;
пользоваться справочными материалами (адыгейско-русским словарём, лингвострановедческим справочником) с применением знаний алфавита и транскрипции.
Обучающийся получит возможность научиться:
-читать и понимать тексты, написанные разными типами шрифтов;
-читать с соответствующим ритмико-интонационным оформлением простые распространённые предложения с однородными членами;
-понимать внутреннюю организацию текста и определять:
– главную идею текста и предложения, подчинённые главному предложению;
– хронологический/логический порядок предложений;
– причинно-следственные и другие смысловые связи текста с помощью лексических и грамматических средств;
-читать и понимать содержание текста на уровне смысла, а также:
– делать выводы из прочитанного;
– выражать собственное мнение по поводу прочитанного;
– правильно списывать;
– выполнять лексико-грамматические упражнения;
– делать записи (выписки из текста);
– делать подписи к рисункам;
– отвечать письменно на вопросы;
– писать русские имена и фамилии по-адыгейски;
– заполнять анкеты (имя, фамилия, возраст, хобби), сообщать краткие сведения о себе;
– в личных письмах запрашивать интересующую информацию.
Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, каллиграфия и орфография
Обучающийся научится:
распознавать слова, написанные разными шрифтами;
отличать буквы от транскрипционных знаков;
читать слова по транскрипции;
пользоваться адыгейским алфавитом;
писать все буквы адыгейского алфавита и основные буквосочетания
сравнивать и анализировать буквы/буквосочетания и соответствующие транскрипционные знаки;
писать правильно (овладеет основными правилами орфографии).
Обучающийся получит возможность научиться:
писать транскрипционные знаки;
группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
использовать словарь для уточнения написания слова.
различать на слух и адекватно произносить все звуки адыгейского языка;
соблюдать нормы произношения звуков адыгейского языка в чтении вслух и устной речи;
понимать и использовать логическое ударение во фразе, предложении;
различать коммуникативный тип предложения по его интонации;
правильно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей: повествовательное вопросительное, восклицательное предложения.
III.Содержание учебного предмета
Первый день сентября. У нас закончились каникулы.
Деятельность человека. Согласные буквы Д, дж, дз
Прилежные ученики. Согласные буквы Ш, шъ
Рассказываем, где находятся предметы. Приставки те-, дэ- Предметы в пространстве.
Наши учебные предметы. Согласные буквы Ч, чъ, ч1. Чем мы занимаемся на уроках.
Согласные буквы К, къ, к1.Книга- ключ к знаниям. Лишних знаний не бывает.
Приставки, обозначающие родственные отношения. Согласные буквы Х, хъ,
Близкие, родные люди. Положительные качества моих родных.
Рассказываю о родных. Двухзначные буквы Ж, жъ,
Беседа Самириной бабушки и Алены. Двухзначная буква Ш1у.
Сэтэнай пришло письмо. Еще одна семейная фотография.
Моя сестренка. Двухзначные буквы Ц, ц1,цу.
Уборка. Мы стираем одежду. Двухзначные буквы Г, гу, гъ
Мы моем. Мы моем посуду. Трудолюбивы и опрятны.
Содержим домашних птиц и животных.
Мой дед живет в деревне. Двухзначные буквы Л, л1, лъ.
Джафар Чуяко «Угадай»
Урок-проект «Открытка для мамы (бабушки, папы, дедушки).
Давайте поиграем. Счет предметов до 10.Счет предметов по порядку до 10.
Счет предметов до 30.Рассказ о моем кабинете.
Киримизе Жанэ «Считалка». Считаем предметы до 50.
Презентация своего класса.
Времена суток. Когда что делаем? Дни недели.
Время на часах. Вспомни изученное.
Называем время на часах.
Учим загадки. Разучиваем песенку «Часы».
Месяцы в году. Значение названий месяцев.
Времена года. Мирза Дзепш «К нам пришел Новый год»
Хамид Беретарь «Весна -моя радость», лето.
Приветствие зависит от возраста.
Учебный аспект направлен на достижение предметных результатов общего начального образования. Содержание учебного аспекта составляют коммуникативные умения по видам речевой деятельности, языковые средства и навыки пользования ими. В учебниках используется комплексный подход, то есть взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности.
Общепринятой является классификация по основной дидактической цели урока, а также месту отдельного урока в системе уроков. В связи с этим определились следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки.
В начальных классах широко распространен урок, на котором сообщение нового материала сочетается с упражнением и применением знаний. Такой урок строится по-разному. В одном случае главными элементами урока являются объяснение учителем нового материала и упражнения учащихся, в другом — наблюдение, сопоставление фактов, беседа, в результате чего учащиеся самостоятельно формулируют правило и упражняются в его применении. Часто используется и третий путь — изучение материала по учебнику, за ним следует фронтальная беседа с целью контроля, понимания изучаемого и затем — упражнения.
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового.
2. Урок закрепления знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
IV.Календарно-тематическое планирование по адыгейскому языку
Коли- чество часов | Раздел, тема урока | Домашнее задание | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | Вводный урок. Первый день сентября. У нас закончились каникулы. | с. 7 ,№7 | | |
1 | Деятельность человека. Согласные буквы Д, дж, дз | с. 11 ,№6 | | |
1 | Прилежные ученики. Согласные буквы Ш, шъ | с. 13 ,№8 | | |
1 | Рассказываем, где находятся предметы. Приставки те-, дэ- Предметы в пространстве. | с.16,№6 | | |
1 | Наши учебные предметы. Согласные буквы Ч, чъ, ч1. Чем мы занимаемся на уроках. | с.20,№6 | | |
1 | Согласные буквы К, къ, к1.Книга- ключ к знаниям. Лишних знаний не бывает. | с. 25,№6 | | |
1 | Контрольная работа № 1 по теме «Школа» | с. 27,№5 | | |
1 | Работа над ошибками. Приставки, обозначающие родственные отношения. Согласные буквы Х, хъ, | с. 32 ,№5 | | |
1 | Близкие, родные люди. Положительные качества моих родных. | с.37 ,№8 | | |
1 | Рассказываю о родных. Двухзначные буквы Ж, жъ, | с. 38 ,№6 | | |
1 | Беседа Самириной бабушки и Алены. Двухзначная буква Ш1у. | с. 40 ,№5 | | |
1 | Сэтэнай пришло письмо. Еще одна семейная фотография. | с. 42,№4 | | |
1 | Моя сестренка. Двухзначные буквы Ц, ц1,цу. | с.46,№5 | | |
1 | Уборка. Мы стираем одежду. Двухзначные буквы Г, гу, гъ | с. 50 ,№7 | | |
1 | Мы моем. Мы моем посуду. Трудолюбивы и опрятны. | с. 54,№7 | | |
1 | Содержим домашних птиц и животных. | с. 59,№6 | | |
1 | Мой дед живет в деревне. Двухзначные буквы Л, л1, лъ. | с.62,№6 | | |
1 | Джафар Чуяко «Угадай» Урок-проект «Открытка для мамы (бабушки, папы, дедушки). | выполнить проект | | |
1 | Давайте поиграем. Счет предметов до 10.Счет предметов по порядку до 10. | с.72,№6 | | |
1 | Счет предметов до 30.Рассказ о моем кабинете. | с.76 ,№4 | | |
1 | Киримизе Жанэ «Считалка» Считаем предметы до 50. Закрепление счета до 50. | с. 79,№5 | | |
1 | Контрольная работа № 2 по теме «Животные. Счет до 50» | с. 82 ,№6 | | |
1 | Работа над ошибками. Презентация своего класса. | с.84 | | |
1 | Времена суток. Когда что делаем? Дни недели. | с. 78 ,№6 | | |
1 | Время на часах. Вспомни изученное. | с.94 ,№6 | | |
1 | Называем время на часах. | с.97 ,№5 | | |
1 | Контрольная работа № 3 по теме «Время. Дни недели» | с.98 ,№5 | | |
1 | Работа над ошибками. Учим загадки. Разучиваем песенку «Часы». | с.100 ,№1 | | |
1 | Месяцы в году. Значение названий месяцев. | с.102 ,№6 | | |
1 | Времена года. Мирза Дзепш «К нам пришел Новый год» | с. 107,№5 | | |
1 | Хамид Беретарь «Весна -моя радость», лето. | с.108 ,№3 | | |
1 | Осень. Повторение времен года. | с.113 ,№5 | | |
1 | Контрольная работа № 4 по теме «Времена года» | с. 117,№5 | | |
1 | Работа над ошибками. Приветствие зависит от возраста. | | | |