СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по адыгейскому языку в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному (адыгейскому )языку для 3 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по адыгейскому языку в 3 классе»

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

 Изучение адыгейского языка в начальной школе представляет собой этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса адыгейского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение адыгейского языка сочетается с обучением чтению.

Личностными результатами изучения предмета «Адыгейский язык» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствоватьдругим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Адыгейский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определятьстепень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Адыгейский язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

производить звукобуквенный анализ доступных слов;

видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия),

правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным;

владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне;

писать слова с непроверяемыми написаниями по программе;

сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;

графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»);

находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;

писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов),

правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),

образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;

подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;

разбирать по составу доступные слова;

выделять два корня в сложных словах;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильнопроизносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросык второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому;

выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста)

Конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений. -воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлении о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

-обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

-формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающимся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменой родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

-овладение первоначальными умениями ориентипрваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

усвоение основ знаний из области фонетики и гра­фики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики , морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;

формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечи­вающих восприятие, воспроизведение и создание собст­венных высказываний в устной и письменной форме;

обогащение и уточнение словаря, умение пользо­ваться словарями разных типов и ряд других задач, на­правленных на эстетическое, эмоциональное, нравствен­ное развитие школьника;

пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

В 3 классе происходит формирование основных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, словосочетание. Учащиеся изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними.

Изучение адыгейского языка на ступени начального общего образования в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике адыгейского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Обучающиеся узнают:

Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

Второстепенные члены предложения.

Имена существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные грамматические признаки:

Состав слов. ( Корень, приставка, суффикс, окончание)

Предложение. Типы предложений.

Обучающиеся научатся различать и сравнивать:

Главные и второстепенные члены предложения;

Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;

Приставки и предлоги;

Имя существительное, имя прилагательное, глагол по их

грамматическим признакам.

Различать предложения по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, вопросительное).

Обучающиеся научатся:

Разбирать предложения по членам предложения;

Обозначать на письме интонацию перечисления;

Разбирать слова по составу: выделять основу и окончание, корень, приставку, суффикс.

Определять число имен существительных и имен прилагательных.

Определять число, время глаголов.

Писать изложение, сочинение по плану.


Содержание учебного предмета 3 класс (102 часа)

Для реализации программного содержания используется учебник Набоковой Н.М., Датхужевой А.А «Адыгейский язык». Учебник интересен тем, что позволяет определить уровень языкового образования, умственного и речевого развития обучающихся. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать, вырабатывается мысленное отношение к употреблению основных единиц речи. Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Адыгейский язык» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Повторение (12ч.)

Предложение. Главные члены предложения.

Звуки речи. Звуки и буквы. Сложно согласные буквы.

Синтаксис и пунктуация

Главные и второстепенные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения.

Морфология

Состав слова (11ч.)

Основа и окончание.

Корень. Приставка. Суффикс.

Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова.

Разбор слова по составу.

Сложные слова.

3. Части речи ( общее знакомство 4ч. )

Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

4. Имя существительное ( 18ч.)

Лексическое значение.

Основные грамматические признаки. Число имен существительных. Изменение существительных по числам. Собственные и нарицательные имена существительные.

5. Имя прилагательное ( 16ч.)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Число имен прилагательных.

Изменение прилагательных по вопросам.

Употребление имени прилагательного в речи.

6. Глагол (23ч.)

Лексическое значение.

Основные грамматические признаки.

Время, число глаголов.

7.Предложение ( 15ч.)

Восклицательные, повествовательные, вопросительные предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Проект «Макъэхэмрэ буквэхэмрэ»

Этапы проекта.

1.Подготовительный:

а) обсуждение темы проекта;

б) подбор материала;

в) работа с методическим материалом.

2.Выполнение проекта:

а) самостоятельная работа по выполнению заданий.






ТЕМАТИЧЕСКЭ ПЛАНИРОВАНИЕР

п\п

Урокхэм ятемэхэр.

Сыхьат

пчъагъэу

Мафэр мазэр



КIэджыкIыжьын

1

ГущыIэухыгъэр

1



2

ГущыIэухыгъэм ичлен шъхьаIэхэр.

1



3

Член шъхьаIэхэм якъыхэгъэщын.

1



4

Член шъхьаIэхэм якъыхэгъэщын.

1



5

УплъэкIун тетхыкIын. "ГущыIэухыгъэр".

1



6

Макъэхэмрэ, буквэхэмрэ.

1



7-8

Зещэхэр.

2



9-10

Зэращэхэр.

2



11

Жабзэм ихэгъэхъон. СурэтымкIэ рассказ зэхэгъэуцогъэныр "Асиет имэфэкI".

1



12-13

Мэкъэ Iужъухэр.

2



14

Пычыгъор

1



15

УплъэкIун диктант. "КIэджыкIыжьыныр".

1



16

Хэкъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын.

1



ГущыIэр. ГущыIэр зэрэзэхэтыр.

17

ГущыIэлъапсэр.

1



18-19

Зэлъэпсэгъу гущыIэхэр.

2



20

Жабзэм ихэгъэхъон. Изложение "Бжыхьэ".

1



21-22

Приставкэр.

2



23-24

Приставкэхэм якъыхэгъэщын.

2



25

УплъэкIун диктант, грамматическэ гъэцэкIэн кIыгъоу.

1



26-27

Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын. Суффиксхэр.

2



2 четвертыр – 21ч



28-29

Суффиксым икъыхэгъэщын.

2



30

КIэухыр.

1



31

КIэухым икъыхэгъэщын.

1



32

КIэухым икъыхэгъэщын.

1



33

ГущыIэр зэрэзэхэтыр.

1



34-35

ГущыIэр зэрэзэхэтыр. Зэфэхьысыжь.

2



Бзэ лъэпсэ гущыIэхэр.

36-37

Бзэ лъэпсэ гущыIэхэр.

2



38

Бзэ лъэпсэ гущыIэмэ якъыхэгъэщын.

1



39

Жабзэм ихэгъэхъон. сурэтымкIэ рассказ "Гъощагъэ".

1



ПкъыгъуацIэр.

40

ПкъыгъуацIэр, ащ имэхьан.

1



41-42

УпчIэу Хэт? Сыд? зыфагъэуцурэ пкъыгъуацIэхэр.

2



43

УпчIэу Хэт? Сыд? зыфагъэуцурэ пкъыгъуацIэхэр.

1



44-45

ПкъыгъуацIэ унаемрэ къызэрыкIохэмрэ

2



46

УплъэкIун тетхыкIын "ПкъыгъоцIэ унаехэмрэ къызэрыкIохэмрэ".

1



47-48

ПкъыгъуацIэ унаемрэ къызэрыкIохэмрэ

2



3 четвертыр – 30ч

49

Жабзэм ихэгъэхъон. сурэтымкIэ рассказ "Тикласс".

1



50

ПкъыгъуацIэхэр пчъагъэхэмкIэ зэрэзэхъокIыхэрэр.

1



51-52

ПкъыгъуацIэхэр гущыIэухыгъэмэ зэрахэтым елъытыгъэу зэрэзэхъокIыхэрэр.

2



53

ПкъыгъуацIэхэр пчъагъэхэмкIэ зэрэзэхъокIыхэрэр.

1



54

УплъэкIун диктант. ятIонэрэ четвертым зэрагъэшIагъэм иуплъэкIун.

1



55

Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын. ПкъыгъуацIэмэ яхьылIагъэу зэрагъэшIагъэм иуплъэкIужьын

1



56

Жабзэм ихэгъэхъон. Изложение "ЕджакIо".

1



57

ПкъыгъуацIэм икIэджыкIыжьын.

1



ПлъышъуацIэр.

58

ПлъышъуацI, ащ имэхьан, иупчIэхэр.

1



59-60

ПлъышъуацIэхэр гущыIэухыгъэм щагъэфедэныр.

2



61

ПлъушъуацIэр пчъагъэхэмкIэ зэрэзэхъокIыхэрэр.

1



62

УплъэкIун тетхыкIыныр "ПлъышъуацIэр".

1



63

ПкъыгъуацIэмрэ плъышъуацIэмрэ язэпхыкI.ГущыIэухыгъэмэ зэращагъэфедэхэрэр.

1



64

ПлъышъуацIэм ехьылIагъэу кIэджыкIыжьын.

1



65

Жабзэм ихэгъэхъон. сурэтымкIэ рассказ "Тишкол".

1



66

УплъэкIун диктант "ПлъышъуацIэр".

1



Глагол.

67

Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын. Глаголым имэхьан, иупчIэхэр.

1



68

Глаголмэ якъыхэгъэщын, ягъэфедэн.

1



69

Жабзэм ихэгъэхъон. СурэтымкIэ рассказ атхын.

1



70-71

Глаголмэ якъыхэгъэщын, ягъэфедэн.

2



72-73

Глаголхэр уахътэхэмкIэ зэрэзэхъокIыхэрэр. Мы уахътэм ит глаголхэр.

2



74-75

БлэкIыгъэ уахътэм ит глаголхэр.

2



76-77

КъэкIощт уахътэм ит глаголхэр.

2



78

Глаголхэр уахътэхэмкIэ зэфэхьысыжь.

1



4 четвертыр – 24ч

79

УплъэкIун диктант. Ящэнэрэ четвертым зэрагъэшIагъэм ехьылIагъэу.

1



80-81

Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын. Глаголыр ипчъагъэхэмкIэ зэрэзэхъокIырэр.

2



82

Глаголыр пчъагъэхэмкIэ зэрэзэхъокIырэм елъытыгъэ IофшIэнхэр.

1



83

Жабзэм ихэгъэхъон. Сочинение "Гъатхэ дахэр къэсыгъ".

1



84-85

Глаголым ехьылIагъэу зэрагъэшIагъэм изэфэхьысыжьын.

2



86

Диктант. Темэу "Глаголым" фэгъэхьыгъэу.

1



ГущыIэухыгъэр

87-88

Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын. ГущыIэухыгъэр. КъэзIотэрэ, упчIэ, Iэтыгъэ гущыIэухыгъэхэр.

2



89-90

КъэзIотэрэ, упчIэ, Iэтыгъэ гущыIэухыгъэхэр.

2



91-93

ГущыIэухыгъэм хэт член шъхьаIэхэр.

2



94

УплъэкIун тетхыкIын.

1



95-96

Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын. Член гуадзэхэр.

2



97

Жабзэм ихэгъэхъон. сурэтымкIэ рассказ "Пцэжъыяшэхэр".

1



98

ГущыIэухыгъэм хэт ичлен шъхьаIэхэмрэ ичлен гуадзэхэмрэ.

1



99

Жабзэм ихэгъэхъон. сурэтымкIэ рассказ.

1



100

УплъэкIун диктант. ШIэныгъэу илъэсым акIугъэм иуплъэкIужьын.

1



101

Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын. ГущыIэухыгъэм ичленхэр.

1



102

Зэфэхьысыжь урок

1