МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕРЕЖКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МКОУ «Бережковская ООШ»
Калужская область Кировский район д. Бережки
Рабочая программа
по алгебре в 7 классе
на 2025-2026 учебный год
по учебнику “Математика. Алгебра 7 класс”
под редакцией С.А. Теляковского
авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова
(3 часа в неделю всего 102 часа)
учитель: Архипкина Л.В.
2025
Пояснительная записка.
Рабочая программа по алгебре для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Программа ориентирована на использование учебника «Алгебра» для 7 класса под редакцией С. А. Теляковского (издательство «Просвещение», 2024 год).
Цели и задачи обучения алгебре в 7 классе
Цель обучения алгебре в 7 классе — сформировать у учащихся систему знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Задачи обучения:
овладение системой алгебраических знаний и умений, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин; формирование умений выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственных представлений; воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с историей развития алгебры как науки;
формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Место предмета в учебном плане:
на изучение алгебры в 7 классе отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.
Особенности рабочей программы:
рабочая программа составлена с учётом возрастных особенностей учащихся и уровня их математической подготовки. Она включает в себя все основные разделы курса алгебры для 7 класса:
числовые выражения;
уравнения с одной переменной; функции и их графики;
степень с натуральным показателем; многочлены;
формулы сокращённого умножения; системы линейных уравнений с двумя переменными.
В программе предусмотрены различные формы организации учебного процесса: уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации, уроки контроля и оценки знаний.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения алгебры в 7 классе ученик должен:
знать основные понятия и определения; уметь выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств; строить графики функций;
применять полученные знания и умения для решения задач повседневной жизни.
Формы и методы контроля:
для контроля знаний и умений учащихся предусмотрены различные формы контроля: устный опрос, письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, тесты), математические диктанты.
Методические подходы:
при организации учебного процесса используются различные методические подходы: объяснительно-иллюстративный метод (объяснение нового материала с использованием иллюстраций, примеров, моделей);
репродуктивный метод (воспроизведение учащимися полученных знаний и умений); проблемный метод (постановка перед учащимися проблемных вопросов и задач, требующих самостоятельного решения);
исследовательский метод (проведение учащимися самостоятельных исследований, наблюдений, экспериментов).
Выбор методов и форм обучения зависит от конкретных целей и задач урока, уровня подготовки учащихся и их индивидуальных особенностей.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
рабочая программа обеспечена учебником «Алгебра» для 7 класса под редакцией С. А. Теляковского, а также другими учебно-методическими материалами, необходимыми для организации учебного процесса.
Система оценки достижения планируемых результатов:
оценка достижения планируемых результатов осуществляется в соответствии с системой оценки, предусмотренной Примерной основной образовательной программой основного общего образования. Система оценки включает в себя различные виды контроля и формы оценки, позволяющие получить объективную информацию об уровне подготовки учащихся.
Рабочая программа по алгебре для 7 класса (3 часа в неделю)
Формирование у учащихся систематизированных знаний и умений в области алгебры.
Развитие логического мышления, алгоритмической культуры и интуиции.
Овладение символическим языком алгебры, выработка формально-оперативных алгебраических умений и применение их к решению математических и нематематических задач.
Систематизировать знания учащихся о числовых и буквенных выражениях, переменных и уравнениях.
Познакомить учащихся с основными свойствами алгебраических операций и их применением.
Развить навыки решения линейных уравнений и систем уравнений.
Сформировать умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений.
Познакомить с начальными понятиями функции и графика функции.
Развить математическую речь и логическое мышление учащихся.
Выражения, тождества, уравнения (21 час)
Числовые и буквенные выражения.
Понятие тождества и тождественных преобразований.
Уравнения с одной переменной. Линейные уравнения.
Решение задач с помощью уравнений.
Основные виды деятельности учащихся: решение примеров и задач, выполнение тождественных преобразований, решение линейных уравнений, составление уравнений по условиям задач.
Функции (12 часов)
Понятие функции. Способы задания функции.
График функции.
Линейная функция и её график.
Основные виды деятельности учащихся: исследование функций, построение графиков, определение свойств функций по графику.
Степень с натуральным показателем (11 часов)
Определение степени с натуральным показателем.
Свойства степени.
Одночлены. Сложение, вычитание, умножение одночленов.
Основные виды деятельности учащихся: вычисление значений степеней, применение свойств степеней для упрощения выражений, выполнение операций с одночленами.
Многочлены (18 часов)
Многочлены. Сложение, вычитание, умножение многочленов.
Разложение многочленов на множители.
Основные виды деятельности учащихся: выполнение арифметических операций с многочленами, разложение многочленов на множители, применение разложения для упрощения выражений.
Формулы сокращённого умножения (18 часов)
Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности, разность квадратов.
Применение формул сокращённого умножения для преобразования выражений.
Основные виды деятельности учащихся: применение формул сокращённого умножения для упрощения выражений, доказательство тождеств, решение уравнений с использованием формул.
Системы линейных уравнений (15 часов)
Системы линейных уравнений с двумя переменными.
Решение систем линейных уравнений.
Основные виды деятельности учащихся: решение систем линейных уравнений различными методами, применение систем уравнений для решения задач.
Повторение (7 часов)
Основные виды деятельности учащихся: обобщение и систематизация знаний по нескольким темам одновременно.
Личностные результаты:
Формирование ответственного отношения к учению.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Предметные результаты:
Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания.
Умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики.
Развитие навыков решения задач, применения алгебраических методов для решения математических и практических задач.
На уроках алгебры в 7 классе используются различные методы и формы обучения, включая:
Объяснительно-иллюстративный метод (объяснение нового материала учителем с использованием наглядных пособий).
Репродуктивный метод (решение типовых задач и упражнений).
Проблемный метод (постановка перед учащимися проблемных вопросов и задач).
Исследовательский метод (самостоятельное решение задач и проведение исследований).
Формы обучения включают:
Фронтальная работа (работа со всем классом).
Индивидуальная работа (работа с отдельными учениками).
Групповая работа (работа в парах или небольших группах).
Оценка достижений учащихся осуществляется через:
Текущий контроль (проверка выполнения домашних заданий, устный опрос, письменные работы).
Тематический контроль (контрольные работы, тесты).
Итоговый контроль (итоговая контрольная работа за учебный год).
Домашнее задание включает в себя:
Выполнение упражнений из учебника.
Решение задач и примеров.
Подготовку к контрольным работам и тестам.
Использовать учебник «Алгебра 7 класс» под редакцией С. А. Теляковского как основной источник информации.
Активно использовать наглядные пособия (таблицы, схемы, графики).
Поощрять самостоятельную работу учащихся.
Организовывать групповую работу для развития коммуникативных навыков.
Тематическое планирование по алгебре для 7 класса
(3 часа в неделю)
Цель: формирование у учащихся систематизированных знаний и умений в области алгебры, развитие логического мышления, алгоритмической культуры и интуиции.
Период: 2025-2026 учебный год.
Учебник: «Алгебра 7 класс» под редакцией С. А. Теляковского (Москва, «Просвещение», 2024 год).
тема | деятельность |
Повторение (1 час) | познакомить учащихся с основами алгебры, ввести основные понятия и определения, определить уровень подготовки учеников к дальнейшему изучению предмета. |
Выражения, тождества, уравнения (21 час) | числовые и буквенные выражения. Основные понятия: числовые выражения, буквенные выражения, переменная. понятие тождества и тождественных преобразований. Основные понятия: тождество, тождественные преобразования. уравнения с одной переменной. линейные уравнения. Основные понятия: уравнение, корень уравнения, линейное уравнение. решение задач с помощью уравнений. Основные понятия: текстовая задача, составление уравнения по условию задачи. |
Функции (12 часов) | понятие функции. Способы задания функции. Основные понятия: функция, аргумент, область определения функции. Способы задания функции (аналитический, графический, табличный). график функции. Основные понятия: график функции, координатная плоскость. |
Степень с натуральным показателем (11 часов) | определение степени с натуральным показателем. Основные понятия: степень, основание степени, показатель степени. свойства степени. Основные понятия: свойства степени (произведение степеней, частное степеней, степень степени). одночлены. Сложение, вычитание, умножение одночленов. Основные понятия: одночлен, стандартный вид одночлена, сложение, вычитание, умножение одночленов. |
Многочлены (18 часов) | многочлены. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Основные понятия: многочлен, стандартный вид многочлена, сложение, вычитание, умножение многочленов. разложение многочленов на множители. Основные понятия: разложение многочлена на множители, способы разложения (вынесение общего множителя за скобки, группировка, применение формул сокращённого умножения). |
Формулы сокращённого умножения (18 часов) | формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности. Основные понятия: формулы сокращённого умножения, квадрат суммы, квадрат разности. разность квадратов. Основные понятия: разность квадратов. |
Системы линейных уравнений (15 часов) | системы линейных уравнений с двумя переменными. Основные понятия: система линейных уравнений, решение системы линейных уравнений. решение систем линейных уравнений. Основные понятия: методы решения систем линейных уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). |
Повторение (6 часов) | Обобщение и систематизация знаний по нескольким темам одновременно. |
Календарно-тематическое планирование по алгебре для 7 класса (3 часа в неделю)
№ урока п/п | Содержание | Количество часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
Повторение. (1 час) |
1 | Повторение | 1 | | |
Глава 1. Выражения, тождества, уравнения. (21 час) |
§1. Числа и выражения (8 ч) |
2-3 | Рациональные числа | 2 | | |
4-5 | Числовые выражения | 2 | | |
6-7 | Выражения с переменными | 2 | | |
8-9 | Сравнение значений выражений. | 2 | | |
§2. Преобразование выражений (5 ч) |
10 | Свойства действий над числами | 1 | | |
11-13 | Тождества. Тождественные преобразования выражений | 3 | | |
14 | Контрольная работа № 1 по теме: «Преобразование выражений» | 1 | | |
15 | Уравнение и его корни | 1 | | |
16-18 | Линейное уравнение с одной переменной | 3 | | |
19-21 | Решение задач с помощью уравнений | 3 | | |
22 | Контрольная работа № 2 по теме: «Линейное уравнение с одной переменной» | 1 | | |
23 | Числовые промежутки | 1 | | |
24 | Что такое функция | 1 | | |
25-26 | Вычисление значений функции по формуле | 2 | | |
27 | График функции | 1 | | |
28-29 | Прямая пропорциональность и её график | 2 | | |
30-33 | Линейная функция и её график | 4 | | |
34 | Контрольная работа № 3 по теме: «Функции и их графики» | 1 | | |
35 | Определение степени с натуральным показателем | 1 | | |
36-37 | Умножение и деление степеней | 2 | | |
38-39 | Возведение в степень произведения и степени | 2 | | |
40 | Одночлен и его стандартный вид | 1 | | |
41-42 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. | 2 | | |
43-44 | Функции у= и у= и их графики | 2 | | |
45 | Контрольная работа №4 по теме: «Степень с натуральным показателем» | 1 | | |
46-47 | Многочлен и его стандартный вид | 2 | | |
48-49 | Сложение и вычитание многочленов | 2 | | |
50-52 | Умножение одночлена на многочлен | 3 | | |
53-55 | Вынесение общего множителя за скобки | 3 | | |
56 | Контрольная работа № 5 по теме: «Произведение одночлена и многочлена» | 1 | | |
57-59 | Умножение многочлена на многочлен | 3 | | |
60-62 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 3 | | |
63 | Контрольная работа № 6 по теме: «Произведение многочленов» | 1 | | |
64-65 | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений | 2 | | |
66-68 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 3 | | |
69-70 | Умножение разности двух выражений на их сумму | 2 | | |
71-72 | Разложение разности квадратов на множители | 2 | | |
73 | Разложение на множители суммы и разности кубов | 1 | | |
74 | Контрольная работа № 7 по теме: «Формулы сокращенного умножения» | 1 | | |
75-77 | Преобразование целого выражения в многочлен | 3 | | |
78-80 | Применение различных способов для разложения на множители | 3 | | |
81 | Контрольная работа № 8 по теме: «Преобразование целых выражений» | 1 | | |
82-83 | Линейное уравнение с двумя переменными | 2 | | |
84 | График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | | |
85-86 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 2 | | |
87-89 | Способ подстановки | 3 | | |
90-92 | Способ сложения | 3 | | |
93-95 | Решение задач с помощью систем уравнений | 3 | | |
96 | Контрольная работа № 9 по теме: «Линейные уравнения с двумя переменными» | 1 | | |
97 | Повторение по теме: «Выражения, тождества, уравнения» | 1 | | |
98 | Повторение по теме: «Функции» | 1 | | |
99 | Повторение по теме: «Многочлены» | | | |
100 | Повторение по теме: «Формулы сокращённого умножения» | 1 | | |
101 | Контрольная работа № 10 по теме: «Итоговое повторение» | 1 | | |
102 | Повторение по теме: «Системы линейных уравнений» | 1 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика. Алгебра: 7-й класс: базовый уровень: учебник, 7 класс/ Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И.
и другие; под ред. Теляковского С.А., Москва: Просвещение, 2024
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК