Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Алгебра» в 9 классе МАОУ «СОШ №1» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1) Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 (с изменениями и дополнениями), основной образовательной программы МАОУ «СОШ №1».
3) Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н. Макарычева и других.
7-9 классы: пособие для учителей образовательных учреждений/ Н.Г.Миндюк. - М.:Просвещение, 2018.
4) Учебник для общеобразовательных учреждений: Ю.Н. Макарычев, Миндюк Н. Г.,
К.И.Нешков, С.Б.Суворова под ред. Теляковского.-7-е изд. - М.: Просвещение, 2019.
5) Дидактические материалы. Алгебра 9 класс. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б. Крайнева
-М.: Просвещение, 2018.
6) Учебный план МАОУ «СОШ №1» на 2020 – 2021 учебный год.
7)Календарный учебный график МАОУ «СОШ №1» на 2020 – 2021 учебный год.
Программа по алгебре в 9 классе рассчитана на 102 часа (34 учебные недели, 3 часа в неделю).
Планируемые результаты изучения курса алгебры в 7-9 классах
Рациональные числа.
Выпускник научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин ,процентами, в ходе решения математических задач, выполнять несложные практические расчёты.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа.
Выпускник научится:
использовать начальные представления о множестве действительных чисел.
владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Выпускник получит возможность
развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике.
развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел.
Измерения, приближения, оценки
Выпускник научится:
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Выпускник получит возможность:
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения.
Понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Алгебраические выражения.
Выпускник научится:
владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
выполнять разложение многочленов на множители;
Выпускник получит возможность:
научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов ;
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса;
Уравнения
Выпускник научится:
решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными;
Выпускник получит возможность:
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений ;
уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
Неравенства
Выпускник научится:
понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства; свойства числовых неравенств;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
применять аппарат неравенств, для решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
разнообразным приемам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств, для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования неравенств, содержащих буквенные коэффициенты
Основные понятия. Числовые функции.
Выпускник научится:
понимать и использовать функциональные понятия и язык;
строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса;
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики;
Числовые последовательности
Выпускник научиться:
понимать и использовать язык последовательностей;
применять формулы, связанные с арифметикой и геометрической прогрессией, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстов из реальной жизни;
Выпускник получит возможность научиться:
решать комбинаторные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых членов арифметической и геометрической прогрессий; применяя при этом аппарат уравнений и неравенств.
понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую – с экспоненциальным ростом.
Описательная статистика
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ;
Случайные события и вероятность
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность :
приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе, с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов
Комбинаторика
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Алгебра» в 9 классе
(Личностные, метапредметные и предметные результаты)
В результате освоения учащимися 9 класса рабочей программы по алгебре будут достигнуты следующие личностные результаты:
1. сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
2. сформированность компонентов целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3. сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5. представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
6. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
7. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметными результатами освоения учащимися 7 класса рабочей программы по алгебре являются:
1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5. умение устанавливать причинно-следственные связи, проводить логическое рассуждение, строить умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определение целей, распределение функций и ролей участников, их взаимодействия и общих способов работы в группе; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8. сформированность и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9. сформированность первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметными результатами освоения учащимися 7 класса рабочей программы по алгебре являются:
1. умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2. владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, иметь представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения;
3. умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4. умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5. умение решать линейные уравнения, а также приводимые к ним уравнения, применять графические представления для решения и исследования уравнений, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6. овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
7. умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Содержание тем учебного курса
1. Квадратичная функция(22ч). Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + вх + с, ее свойства и график. Степенная функция.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной(14ч). Целые уравнения. Дробные
рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными(17ч). Уравнение с двумя переменными и
его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений
второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
4. Прогрессии(15ч). Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы п-го члена и
суммы первых п членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей(13ч). Комбинаторное правило
умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность
случайного события.
6. Повторение(21ч)
Основное содержание программы
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Количество к/р |
1 | Квадратичная функция | 22 | 2+1вх/кр |
2 | Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | 1 |
3 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | 1 |
4 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 | 2 |
5 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | 1 |
6 | Итоговое повторение | 21 | 2 |
| Итого | 102 | |
Тематическое планирование 9 класс (102 часа)
в 2020-2021 учебном году
№ п/п урока | Название раздела, главы Темы уроков | Кол- во часов | |
1-4 | Повторение изученного в 8 классе | 4 |
Глава I.Квадратичная функция(22 ч) |
§1.Функции и их свойства(5ч) |
5-7 | Функция. Область определения и область значений функции | 3 |
8 | Свойства функций | 1 |
9 | Контрольная работа по теме "Повторение изученного в 8 классе " | 1 |
§2.Квадратный трехчлен(4ч) |
10-11 | Квадратный трехчлен и его корни | 2 |
12-13 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 3 |
14 | Контрольная работа №1 по теме «Свойства функций " | 1 |
§3. Квадратичная функция и ее график(8ч). |
15-16 | Функция у=ах2, ее график и свойства | 2 |
17-18 | Графики функций у=ах2+n и у= а(х-m)2 | 2 |
19-22 | Построение графика квадратичной функции | 4 |
§4. Степенная функция. Корень n-й степени(3ч) |
23 | Функция у=хn | 1 |
24-25 | Корень n-й степени | 2 |
26 | Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная функция» | 1 |
Глава II . Уравнения и неравенства с одной переменной(14 ч). |
§5.Уравнения с одной переменной(8ч) |
27-30 | Целое уравнение и его корни | 4 |
31-33 | Дробные рациональные уравнения. | 3 |
34 | Самостоятельная работа по теме: «Дробные рациональные уравнения» | 1 |
§6.Неравенства с одной переменной(5ч) |
35-37 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 3 |
38-39 | Решение неравенств методом интервалов | 2 |
40 | Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной» | 1 |
Глава III. Уравнения и неравенства с двумя переменными(17ч) |
§7.Уравнения с двумя переменными и их системы(10ч) |
41-42 | Уравнение с двумя переменными и его график | 2 |
43-44 | Графический способ решения систем уравнений | 2 |
45-47 | Решение систем уравнений второй степени | 3 |
48-50 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 3 |
§8. Неравенства с двумя переменными и их системы(6ч) |
51-53 | Неравенства с двумя переменными | 3 |
54-56 | Системы неравенств с двумя переменными | 3 |
57 | Контрольная работа №4 теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | 1 |
Глава IV. Арифметическая и геометрическая прогрессии(15ч) |
§9.Арифметическая прогрессия(7ч) |
58 | Последовательности | 1 |
59-60 | Определение арифметической прогрессии. Формула n-члена арифметической прогрессии | 2 |
61-64 | Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии | 4 |
65 | Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия» | 1 |
§10.Геометрическая прогрессия(6ч) |
66-68 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-члена геометрической прогрессии | 3 |
69-71 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии | 3 |
72 | Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая прогрессия» | 1 |
Глава V. Элементы комбинаторики и теории вероятностей(13ч) |
§11.Элементы комбинаторики(9ч) |
73-74 | Примеры комбинаторных задач | 2 |
75-76 | Перестановки | 2 |
77-78 | Размещения | 2 |
79-81 | Сочетания | 3 |
§12.Начальные сведения из теории вероятностей(3) |
82 | Относительная частота случайного события | 1 |
83-84 | Вероятность равновозможных событий | 2 |
85 | Контрольная работа №7 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» | 1 |
Повторение(21ч) |
86 | Рациональные дроби | 1 |
87 | Квадратные корни | 1 |
88 | Квадратные уравнения | 1 |
89 | Неравенства | 1 |
90 | Степень с целым показателем | 1 |
91 | Функции | 1 |
92 | Квадратный трехчлен | 1 |
93 | Построение графика квадратичной функции | 1 |
94 | Дробные рациональные уравнения | 1 |
95 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 |
96 | Решение систем уравнений второй степени | 1 |
97 | Арифметическая прогрессия | 1 |
98 | Геометрическая прогрессия | 1 |
99-100 | Итоговая контрольная работа | 2 |
101-102 | Подготовка к итоговой аттестации | 2 |