Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку для 10-11 класс является составной частью Основной образовательной программы среднего общего образования и учитывает ее цели. Программа является продолжением программы «Английский язык» для основного общего образования и составной частью Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ №26» и учитывает ее цели. Преемственность рассматривается как необходимое основание, позволяющее обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Изучение иностранного языка на базовом и углубленном уровнях среднего общего образования обеспечивает достижение следующих целей:
– дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции;
– развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний.
Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие языковых навыков (грамматика, лексика, фонетика и орфография) и коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме. Предметное содержание речи содержит лексические темы для общения в различных коммуникативных ситуациях. Освоение учебного предмета «Иностранный язык» на базовом уровне направлено на достижение обучающимися порогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями к предметным результатам ФГОС СОО, достижение которых позволяет выпускникам самостоятельно общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство коммуникации, и в соответствии с «Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком».
Освоение учебного предмета «Иностранный язык» на углубленном уровне направлено на достижение обучающимися уровня, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля владения иностранным языком в соответствии с требованиями к предметным результатам ФГОС СОО и «Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком». Уровневый подход, примененный в данной программе, соответствует шкале «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком» – документу, принятому рядом международных институтов, выдающих соответствующие сертификаты об уровне владения языком. Пороговый уровень, которого достигает выпускник, освоивший программу предмета «Иностранный язык» (базовый уровень), соответствует уровню B1 по шкале «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком». Выпускник, освоивший программу предмета «Иностранный язык» (углубленный уровень), достигает уровня владения иностранным языком, превышающим пороговый.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты
Универсальные учебные действия:
1.Регулятивные:
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные:
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.Коммуникативные:
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Базовый уровень
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь |
Вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной тематики; – при помощи разнообразных языковых средств без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на темы, включенные в раздел «Предметное содержание речи»; – выражать и аргументировать личную точку зрения; – запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики; – обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию. | Вести диалог/полилог в ситуациях официального общения в рамках изученной тематики; кратко комментировать точку зрения другого человека; – проводить подготовленное интервью, проверяя и получая подтверждение какой-либо информации; – обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую информацию. |
Говорение, монологическая речь |
Формулировать несложные связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика) в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; – передавать основное содержание прочитанного/ увиденного/услышанного; – давать краткие описания и/или комментарии с опорой на нелинейный текст (таблицы, графики); – строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы. | Резюмировать прослушанный/прочитанный текст; – обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста. |
Аудирование |
Понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов различных стилей и жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики с четким нормативным произношением; – выборочное понимание запрашиваемой информации из несложных аутентичных аудиотекстов различных жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики, характеризующихся четким нормативным произношением | Полно и точно воспринимать информацию в распространенных коммуникативных ситуациях; – обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной задачей/вопросом. |
Чтение |
Читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи; – отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и жанров главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты. | Читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и отвечать на ряд уточняющих вопросов. |
Письмо |
Писать несложные связные тексты по изученной тематике; – писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка; – письменно выражать свою точку зрения в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи», в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры. | Писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу. |
Языковые навыки. Орфография и пунктуация |
Владеть орфографическими навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; – расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации. | Произносить звуки английского языка четко, естественным произношением, не допуская ярко выраженного акцента. |
Фонетическая сторона речи |
Владеть слухопроизносительными навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; – владеть навыками ритмико-интонационного оформления речи в зависимости от коммуникативной ситуации. | Владеть орфографическими навыками; – расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации. |
Лексическая сторона речи |
Распознавать и употреблять в речи лексические единицы в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; – распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы; – определять принадлежность слов к частям речи по аффиксам; – догадываться о значении отдельных слов на основе сходства с родным языком, по словообразовательным элементам и контексту; – распознавать и употреблять различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (firstly, to begin with, however, as for me, finally, at last, etc.). | Использовать фразовые глаголы по широкому спектру тем, уместно употребляя их в соответствии со стилем речи; – узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы (collocations). |
Грамматическая сторона речи |
Оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтактическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей; – употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), отрицательные, побудительные (в утвердительной и отрицательной формах); – употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке (We moved to a new house last year); – употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so, for, since, during, so that, unless; – употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or; – употреблять в речи условные предложения реального (Conditional I – If I see Jim, I’ll invite him to our school party) и нереального характера (Conditional II – If I were you, I would start learning French); – употреблять в речи предложения с конструкцией I wish (I wish I had my own room); – употреблять в речи предложения с конструкцией so/such (I was so busy that I forgot to phone my parents); – употреблять в речи конструкции с герундием: to love / hate doing something; stop talking; – употреблять в речи конструкции с инфинитивом: want to do, learn to speak; – употреблять в речи инфинитив цели (I called to cancel our lesson); – употреблять в речи конструкцию it takes me … to do something; – использовать косвенную речь; – использовать в речи глаголы в наиболее употребляемых временных формах: Present Simple, Present Continuous, Future Simple, Past Simple, Past Continuous, Present Perfect, Present Perfect Continuous, Past Perfect; – употреблять в речи страдательный залог в формах наиболее используемых времен: Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Present Perfect; – употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени – to be going to, Present Continuous; Present Simple; – употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may, can/be able to, must/have to/should; need, shall, could, might, would); – согласовывать времена в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого; – употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения; – употреблять в речи определенный/неопределенный/нулевой артикль; – употреблять в речи личные, притяжательные, указательные, неопределенные, относительные, вопросительные местоимения; – употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения; – употреблять в речи наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, а также наречия, выражающие количество (many / much, few / a few, little / a little) и наречия, выражающие время; – употреблять предлоги, выражающие направление движения, время и место действия. | Использовать в речи модальные глаголы для выражения возможности или вероятности в прошедшем времени (could + have done; might + have done); – употреблять в речи структуру have/get + something + Participle II (causative form) как эквивалент страдательного залога; – употреблять в речи эмфатические конструкции типа It’s him who… It’s time you did smth; – употреблять в речи все формы страдательного залога; – употреблять в речи времена Past Perfect и Past Perfect Continuous; – употреблять в речи условные предложения нереального характера (Conditional 3); – употреблять в речи структуру to be/get + used to + verb; – употреблять в речи структуру used to / would + verb для обозначения регулярных действий в прошлом; – употреблять в речи предложения с конструкциями as … as; not so … as; either … or; neither … nor; – использовать широкий спектр союзов для выражения противопоставления и различия в сложных предложениях. |
Углубленный уровень
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь |
Кратко комментировать точку зрения другого человека; – проводить подготовленное интервью, проверяя и получая подтверждение какой-либо информации; – обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую информацию; – выражать различные чувства (радость, удивление, грусть, заинтересованность, безразличие), используя лексико-грамматические средства языка | Бегло говорить на разнообразные темы, четко обозначая взаимосвязь идей; – без подготовки вести диалог/полилог в рамках ситуаций официального и неофициального общения; – аргументированно отвечать на ряд доводов собеседника. |
Говорение, монологическая речь |
Резюмировать прослушанный/прочитанный текст; – обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста; – формулировать вопрос или проблему, объясняя причины, высказывая предположения о возможных последствиях; – высказывать свою точку зрения по широкому спектру тем, поддерживая ее аргументами и пояснениями; комментировать точку зрения собеседника, приводя аргументы за и против; – строить устное высказывание на основе нескольких прочитанных и/или прослушанных текстов, передавая их содержание, сравнивая их и делая выводы. | Высказываться по широкому кругу вопросов, углубляясь в подтемы и заканчивая соответствующим выводом; – пояснять свою точку зрения по актуальному вопросу, указывая на плюсы и минусы различных позиций; – делать ясный, логично выстроенный доклад, выделяя важные элементы. |
Аудирование |
Полно и точно воспринимать информацию в распространенных коммуникативных ситуациях; – обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной задачей/вопросом; – детально понимать несложные аудио- и видеотексты монологического и диалогического характера с четким нормативным произношением в ситуациях повседневного общения. | – Следить за ходом длинного доклада или сложной системы доказательств; – понимать разговорную речь в пределах литературной нормы, в том числе вне изученной тематики. |
Чтение |
Читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и отвечать на ряд уточняющих вопросов; – использовать изучающее чтение в целях полного понимания информации; – отбирать значимую информацию в тексте / ряде текстов. | Детально понимать сложные тексты, включающие средства художественной выразительности; – определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий; – прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий; – определять замысел автора. |
Письмо |
Писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу; – описывать явления, события, излагать факты, выражая свои суждения и чувства; расспрашивать о новостях и излагать их в электронном письме личного характера; – делать выписки из иноязычного текста; – выражать письменно свое мнение по поводу фактической информации в рамках изученной тематики; – строить письменное высказывание на основе нескольких прочитанных и/или прослушанных текстов, передавая их содержание и делая выводы. | Описывать явления, события; излагать факты в письме делового характера; – составлять письменные материалы, необходимые для презентации проектной и/или исследовательской деятельности. |
Языковые навыки Фонетическая сторона речи |
Произносить звуки английского языка четко, не допуская ярко выраженного акцента; – четко и естественно произносить слова английского языка, в том числе применительно к новому языковому материалу. | Передавать смысловые нюансы высказывания с помощью соответствующей интонации и логического ударения. |
Орфография и пунктуация |
Соблюдать правила орфографии и пунктуации, не допуская ошибок, затрудняющих понимание. | Создавать сложные связные тексты, соблюдая правила орфографии и пунктуации, не допуская ошибок, затрудняющих понимание |
Лексическая сторона речи |
Использовать фразовые глаголы по широкому спектру тем, уместно употребляя их в соответствии со стилем речи; – узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы (collocations); – распознавать и употреблять в речи различные фразы-клише для участия в диалогах/полилогах в различных коммуникативных ситуациях; – использовать в пересказе различные глаголы для передачи косвенной речи (reporting verbs — he was asked to…; he ordered them to…). | Узнавать и употреблять в речи широкий спектр названий и имен собственных в рамках интересующей тематики; – использовать термины из области грамматики, лексикологии, синтаксиса; – узнавать и употреблять в письменном и звучащем тексте специальную терминологию по интересующей тематике. |
Грамматическая сторона речи |
Употреблять в речи артикли для передачи нюансов; – использовать в речи широкий спектр прилагательных и глаголов с управлением; – употреблять в речи все формы страдательного залога; – употреблять в речи сложное дополнение (Complex object); – использовать широкий спектр союзов для выражения противопоставления и различия в сложных предложениях; – использовать в речи местоимения «one» и «ones»; – использовать в речи фразовые глаголы с дополнением, выраженным личным местоимением; – употреблять в речи модальные глаголы для выражения догадки и предположения (might, could, may); – употреблять в речи инверсионные конструкции; – употреблять в речи условные предложения смешанного типа (Mixed Conditionals); – употреблять в речи эллиптические структуры; – использовать степени сравнения прилагательных с наречиями, усиливающими их значение (intesifiers, modifiers); – употреблять в речи формы действительного залога времен Future Perfect и Future Continuous; – употреблять в речи времена Past Perfect и Past Perfect Continuous; – использовать в речи причастные и деепричастные обороты (participle clause); – использовать в речи модальные глаголы для выражения возможности или вероятности в прошедшем времени (could + have done; might + have done). | Использовать в речи союзы despite / in spite of для обозначения контраста, а также наречие nevertheless; – распознавать в речи и использовать предложения с as if/as though; – распознавать в речи и использовать структуры для выражения сожаления (It’s time you did it/ I’d rather you talked to her/ You’d better…); – использовать в речи широкий спектр глагольных структур с герундием и инфинитивом; – использовать в речи инверсию с отрицательными наречиями (Never have I seen… /Barely did I hear what he was saying…); – употреблять в речи страдательный залог в Past Continuous и Past Perfect, Present Continuous, Past Simple, Present Perfect |
3. Содержание учебного предмета
Английский язык
10 класс
Базовый уровень
Предметное содержание речи
Учащиеся должны уметь общаться со своими зарубежными сверстниками и взрослыми в наиболее распространенных стандартных ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер в рамках следующей тематики:
Образование: Образовательная система в разных странах. Школа прошлого. Учебный процесс. Школьная форма. Школьные правила. Взаимоотношения с одноклассниками. Школьный обмен. Спортивные занятия в школе. Конфликты с одноклассниками и способы их решения.
Здоровье: Активный отдых. Экстремальные виды спорта. Здоровый образ жизни. Посещение врача. Полезные и вредные продукты. Правильное и неправильное питание. Режим дня. Вредные привычки.
Повседневная жизнь: Домашние обязанности. Покупки. Карманные деньги. Общение в семье и в школе. Семейные традиции. Общение с друзьями и знакомыми. Переписка с друзьями.
Научно-технический прогресс: Прогресс и наука. Космос. Известные ученые. Новые информационные технологии. Цивилизация и прогресс. Новые гаджеты.
Современная молодежь: Увлечения и интересы. Связь с предыдущими поколениями. Образовательные поездки. Мир возможностей. Выбор профессии.
Страны изучаемого языка: Географическое положение, климат, население, крупные города, достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом. Праздники и знаменательные даты в России и странах изучаемого языка. Известные люди.
11 класс.
Иностранные языки: Изучение иностранных языков. Иностранные языки в профессиональной деятельности и для повседневного общения. Выдающиеся личности, повлиявшие на развитие культуры и науки России и стран изучаемого языка. Обучение за рубежом. Российские и международные экзамены и сертификаты по иностранным языкам. Филология как сфера профессиональной деятельности (литератор, переводчик, лингвист, преподаватель языка, библиотекарь).
Профессии: Современные профессии. Планы на будущее, проблемы выбора профессии. Образование и профессии. Выбор будущей профессии. Современный мир профессий, рынок труда и проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Возможности продолжения образования в высшей школе в России и за рубежом.
Научно-технический прогресс: Современные технологии. Современные виды связи в жизни подростков в США и России. Достижения науки XX века. Клонирование: за и против. Нанотехнологии. Новые информационные технологии. Интернет–ресурсы в образовании. Иностранные языки и их роль в профессиональной сфере.
Здоровье: Медицина: традиционная и новые технологии в медицине. Генно-модифицированные (GM) продукты: «за» и «против». Современные технологии и окружающая среда. Открываем путь в цифровую эпоху. Современные технологии в медицине. Привычки, влияющие на жизнь современного поколения. Курение: «за» и «против».
Городская и сельская жизнь: Город и село. Интересы и увлечения. Круг моих друзей. Разные страны - разная жизнь. Восточный и западный стили жизни. Соблюдение традиций. Традиционные празднества в разных странах мира. Местные праздники. Любимый семейный праздник. Повседневная жизнь семьи, ее доход, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской местности. Семейные традиции в изучаемых культурах. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нем, медицинские услуги, проблемы экологии и здоровья.
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи в ситуациях официального и неофициального общения. Умение без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на темы, включенные в раздел «Предметное содержание речи». Умение выражать и аргументировать личную точку зрения, давать оценку. Умение запрашивать информацию в пределах изученной тематики. Умение обращаться за разъяснениями и уточнять необходимую информацию. Типы текстов: интервью, обмен мнениями, дискуссия. Диалог/полилог в ситуациях официального общения, краткий комментарий точки зрения другого человека. Интервью. Обмен, проверка и подтверждение собранной фактической информации.
Монологическая речь
Совершенствование умения формулировать несложные связные высказывания в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи». Использование основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика). Умение передавать основное содержание текстов. Умение кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т.п.). Умение описывать изображение без опоры и с опорой на ключевые слова/план/вопросы. Типы текстов: рассказ, описание, характеристика, сообщение, объявление, презентация. Умение предоставлять фактическую информацию.
Аудирование
Совершенствование умения понимать на слух основное содержание несложных аудио- и видеотекстов различных жанров (радио- и телепрограмм, записей, кинофильмов) монологического и диалогического характера с нормативным произношением в рамках изученной тематики. Выборочное понимание деталей несложных аудио- и видеотекстов различных жанров монологического и диалогического характера. Типы текстов: сообщение, объявление, интервью, тексты рекламных видеороликов. Полное и точное восприятие информации в распространенных коммуникативных ситуациях. Обобщение прослушанной информации.
Чтение
Совершенствование умений читать (вслух и про себя) и понимать простые аутентичные тексты различных стилей (публицистического, художественного, разговорного) и жанров (рассказов, газетных статей, рекламных объявлений, брошюр, проспектов). Использование различных видов чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи. Умение отделять в прочитанных текстах главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты, выражать свое отношение к прочитанному. Типы текстов: инструкции по использованию приборов/техники, каталог товаров, сообщение в газете/журнале, интервью, реклама товаров, выставочный буклет, публикации на информационных Интернет-сайтах. Умение читать и достаточно хорошо понимать простые аутентичные тексты различных стилей (публицистического, художественного, разговорного, научного, официально-делового) и жанров (рассказ, роман, статья научно-популярного характера, деловая переписка).
Письмо
Составление несложных связных текстов в рамках изученной тематики. Умение писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе. Умение описывать явления, события. Умение излагать факты, выражать свои суждения и чувства. Умение письменно выражать свою точку зрения в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры. Типы текстов: личное (электронное) письмо, тезисы, эссе, план мероприятия, биография, презентация, заявление об участии. Написание отзыва на фильм или книгу. Умение письменно сообщать свое мнение по поводу фактической информации в рамках изученной тематики.
Языковые навыки
Орфография и пунктуация
Умение расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка. Владение орфографическими навыками.
Фонетическая сторона речи
Умение выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации, в том числе интонации в общих, специальных и разделительных вопросах. Умение четко произносить отдельные фонемы, слова, словосочетания, предложения и связные тексты. Правильное произношение ударных и безударных слогов и слов в предложениях. Произношение звуков английского языка без выраженного акцента.
Грамматическая сторона речи
Распознавание и употребление в речи основных синтаксических конструкций в соответствии с коммуникативной задачей. Распознавание и употребление в речи коммуникативных типов предложений, как сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных), так и простых. Распознавание и употребление в устной и письменной коммуникации различных частей речи. Употребление в речи эмфатических конструкций (например, „It’s him who took the money”, “It’s time you talked to her”). Употребление в речи предложений с конструкциями … as; not so … as; either … or; neither … nor.
Лексическая сторона речи
Распознавание и употребление в речи лексических единиц в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи», в том числе в ситуациях формального и неформального общения. Распознавание и употребление в речи наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета. Распознавание и употребление в речи наиболее распространенных фразовых глаголов (look after, give up, be over, write down get on). Определение части речи по аффиксу. Распознавание и употребление в речи различных средств связи для обеспечения целостности высказывания. Распознавание и использование в речи устойчивых выражений и фраз (collocations – get to know somebody, keep in touch with somebody, look forward to doing something)
Углубленный уровень
Предметное содержание речи
Учащиеся должны уметь общаться со своими зарубежными сверстниками и взрослыми в наиболее распространенных стандартных ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер в рамках следующей тематики:
10 класс
Современная молодежь: Образование и культура. Известные деятели искусства. Направления в искусстве. Известные художники. Известные картины. Архитектура как часть искусства. Шедевры архитектуры. Молодежные субкультуры. Система ценностей. Планы на будущее. Выбор профессии. Филология как сфера профессиональной деятельности (литератор, переводчик, лингвист, преподаватель языка, библиотекарь). Возможности продолжения образования в высшей школе в России и за рубежом.
Окружающая среда и здоровье: Экология. Экологические проблемы страны и мира. Влияние экологической обстановки на человека. Здоровый образ жизни и правильное питание. Привычки. Современные тенденции: йога, вегетарианство, фитнес. Популярные виды спорта.
Повседневная жизнь: Общество потребления. Самоопределение человека. Религия и светская жизнь. Основные религии мира. Самостоятельная жизнь. Отношения поколений в семье. Традиции и обычаи. Семейные истории. Круг друзей. Дружба и любовь.
Человек и научно-технический прогресс: Великие изобретения. Рукотворные чудеса. Известные ученые. Наука и образование. Дистанционное образование. Нанотехнологии. Робототехника. Архитектура. Основные культурно-исторические вехи в развитии изучаемых стран и России. Вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и культуры. Социально-экономические и культурные проблемы развития современной цивилизации.
Страны изучаемого языка: Политические и экономические системы. Выдающиеся личности в истории стран изучаемого языка. Выдающиеся деятели искусства. Музеи и картинные галереи.
11 класс
Городская и сельская жизнь: Развитие города и регионов. Жизнь в городе. Жизнь в деревне. Отличия жизни в городе и деревне. Перспективы жизни в деревне для молодых людей. Социализация в городе. Развлечения в городе и деревне. Семейные традиции в изучаемых культурах. Межличностные отношения с друзьями и знакомыми.
Природа и экология: Заповедники России. Энергосбережение. Последствия изменения климата. Деятельность различных организаций по защите окружающей среды. Экотуризм. Среда проживания, ее фауна и флора. Природа и научно-технический прогресс.
Современные профессии: Профессии будущего. Карьера и семья. Успех в профессии. Женские и мужские профессии. Молодежь в современном обществе. Молодые люди России и стран изучаемого языка. Досуг молодых людей: посещение кружков, спортивных секций, клубов по интересам. Современный мир профессий, рынок труда и проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, планы на будущее.
Иностранные языки: Развитие языка. Диалекты. Молодежный сленг. Профессиональный язык. Профессии, связанные с иностранным языком. Языки международного общения и их роль в многоязычном мире.
Культура и искусство: Классическое и современное искусство. Изобразительные (живопись, архитектура, скульптура, графика) и неизобразительные (музыка, театр, кино, хореография) виды искусства. Мода и дизайн как часть культуры. Альтернативные виды искусства: граффити, декоративно-прикладное искусство. Интерактивные выставки и музеи. Произведения искусства и отношение к ним. Знакомство с культурным наследием стран и континентов. Субкультуры современного общества: что привлекает молодых людей в той или иной субкультуре. История и современность субкультур. Семейные традиции в соизучаемых культурах.
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Подготовленное интервью. Умение кратко комментировать точку зрения другого человека. Типы текстов: интервью, модерация, обсуждение. Умение бегло говорить на различные темы в ситуациях официального и неофициального общения, в том числе и в рамках выбранного профиля. Аргументированные ответы на ряд доводов собеседника.
Монологическая речь
Умение предоставлять фактическую информацию. Умение детально высказываться по широкому кругу вопросов, в том числе поясняя свою точку зрения. Умение делать ясный, логично выстроенный доклад. Типы текстов: обращение к участникам мероприятия, изложение содержания материалов по конкретной проблеме, выступление с докладом.
Аудирование
Совершенствование умения понимать на слух основное содержание несложных аудио- и видеотекстов различных жанров (радио- и телепрограмм, записей, кинофильмов; объявлений по громкоговорителю – информации, правил, предупреждений) монологического и диалогического характера с нормативным произношением в рамках изученной тематики. Умение в общих чертах следить за основными моментами долгой дискуссии или доклада. Типы текстов: выступление на конференции, ток-шоу, теледебаты, обращение к участникам мероприятия, репортаж. Доклад. Сложная система доказательств. Разговорная речь в пределах литературной нормы.
Чтение
Умение читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей (публицистического, художественного, разговорного, научного, официально-делового). Изучающее чтение в целях полного понимания информации. Типы текстов: аннотация, статья/публикация в журнале, документация, отчет, правила (законодательные акты), договор/соглашение, диаграмма / график / статистика / схема, словарная статья в толковом словаре, дискуссии в блогах, материалы вебинаров. Детальное понимание сложных текстов. Анализ текстов с точки зрения содержания, позиции автора и организации текста.
Письмо
Написание отзыва на фильм или книгу. Умение письменно сообщать свое мнение по поводу фактической информации в рамках изученной тематики. Написание текстов с четкой структурой, включающих аргументы, развернутые рассуждения, примеры и выводы, на широкий спектр тем. Типы текстов: официальное/неофициальное приглашение, резюме, аннотация к публикациям в Интернете, отчет о ходе/результатах проекта/исследования, протокол обсуждения задач, реферат по конкретному вопросу, комментарий, аргументация точки зрения.
Языковые навыки
Фонетическая сторона речи
Произношение звуков английского языка без выраженного акцента. Умение передавать смысловые нюансы высказываний с помощью интонации и логического ударения.
Орфография и пунктуация
Орфографические и пунктуационные навыки. Умение создавать тексты без орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих понимание.
Грамматическая сторона речи
Распознавание и употребление в речи основных синтаксических конструкций в соответствии с коммуникативной задачей. Распознавание и употребление в речи коммуникативных типов предложений, как сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных), так и простых. Распознавание и использование в речи различных союзов и средств связи (to begin with, as follows, in conclusion). Распознавание и употребление в устной и письменной коммуникации различных частей речи. Употребление в речи эмфатических конструкций. Употребление в речи предложений с конструкциями … as; not so … as; either … or; neither … nor. Распознавание и употребление в речи инверсии. Распознавание и употребление в речи широкого спектра глагольных структур.
Лексическая сторона речи
Распознавание и использование в речи устойчивых выражений и фраз (collocations) в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи». Распознавание и употребление широкого спектра лексических единиц, связанных с выбранным профилем. Распознавание и употребление в речи пословиц, идиом, крылатых выражений.
4. Тематическое планирование
Английский язык
10 класс
Базовый уровень (102 часа)
Тема | Основное содержание по темам | Часы |
Взаимоотношения с людьми. | Новая школа – новые ожидания и тревоги. Особенности школьного образования в США и Великобритании. Школа вчера и сегодня. Как эффективно организовать своё время. Школьная форма. Имидж молодого человека. Спорт в жизни подростка. Современные и популярные виды спорта. Олимпийские игры. Спортивные занятия в школе, их организация. Досуг молодёжи. Письмо в молодёжный журнал. Музыка в культуре и жизни разных стран. Повседневная жизнь подростка. Отношения с друзьями. Как управлять своим временем. История моей семьи: связь поколений. Памятная семейная дата. Культурные традиции России и Хакасии. Культурные особенности стран изучаемого языка. | 47 |
Цивилизация и прогресс. | Что такое цивилизация? Как археологические открытия помогают узнать историю Земли. Древние цивилизации (Майя), развитие и причины упадка. Влияние изобретений на развитие человечества. Высокие технологии как часть нашей жизни: может ли современный человек обойтись без компьютера? Влияние человека на окружающую среду и жизнь планеты в целом. Нравственный аспект технического прогресса: приз для прославивших человеческий дух. Рукотворные чудеса света: всемирно известные сооружения 20 века. Перспективы технического прогресса. Роботы будущего. Преимущества и недостатки новых изобретений в области техники. | 33 |
Мир возможностей. | Мир возможностей: путешествие как способ расширить свой кругозор. Известные программы обмена для школьников за рубежом. Твой опыт путешественника: маршрут, транспорт, впечатления. Лондонское метро: история и современность. Стиль поведения: что такое хорошие манеры? Некоторые особенности поведения в разных странах. Что может удивить иностранца в публичном поведении россиян? «Small talk» и его особенности. Культурный шок как восприятие нами непонятных явлений другой культуры. Основные правила вежливости. Заметки для путешественника, посещающего другую страну. | 22 |
10 класс
Углублённый уровень (170 часов)
Тема | Основное содержание по темам | Часы |
Человек-творец | Введение в тему «Мир искусства». Знаменитые картины. Известные художники. Красота, сотворенная вручную. Картины и их создатели. Разница в употреблении в речи слов-синонимов. Способы образования сложных прилагательных в английском языке. Употребления фразового глагола “to die”. Написание личного письма по теме “Путешествие по музеям мира”. Употребления местоимения “one”. Употребление существительных только в единственном или множественном числе. Составление резюме. Посещение выставок. Употребление определительных союзов who, which, that. Употребление конструкций as… as, not so ….as, either… or, neither … nor. Префиксы и случаи их употребления. Понимание структурно-смысловых связей в процессе чтения. Употребление артиклей. Любимый художник. Составление описания. Суффиксы и случаи их употребления. Разница в употреблении в речи слов-синонимов. Употребление предлогов в определенных сочетаниях с существительными. Неопределенные местоимения и их производные. Официально- деловые стили: научный, публицистический, культурно- литературный, разговорный. Известные британские художники. | 45 |
Человек верующий. | Религия. Суеверия. Известные религиозные деятели. Основные религии мира. Словообразование. Религиозные праздники Великобритании и США. Религиозные праздники России. Настоящее завершено- длительное время. Фразовый глагол to carry. Наречия и прилагательные. Прилагательное как часть составного глагольного сказуемого. Порядок употребления нескольких прилагательных, стоящих перед существительным. Место наречия в предложении. Личное письмо по теме: «Мое отношение к религиозным праздникам». Эссе по теме “Религиозные праздники должны праздноваться только верующими”. Условные предложения реального и нереального характера (Conditional I and II). Я и мой внутренний мир. | 35 |
Человек – дитя природы. | Природа и экология. Загрязнение окружающей среды. Исчезновение тропических лесов. Вулканы, природные катастрофы. Деятельность человека: вред или польза для окружающей среды? Модальные глаголы долженствования. Разница в употреблении местоимений so и such. Идиоматические выражения с глаголом “to scratch”. Случаи инверсии в английском языке. Экологические проблемы и их решение. Экология в нашем городе, крае. Систематическая деградация земных ресурсов. Времена активного залога. Употребление союза цели so that в придаточных цели и unless в условных придаточных. Видовременные формы глагола. Употребление в речи причастий I и II. Употребление конструкций Had better и It’s time. Будущее завершено длительное время. Употребление предлогов for, during, while. | 50 |
Человек - искатель счастья. | Ознакомление с лексикой по теме “Человек- искатель счастья”. Что такое счастье? Счастливый человек. Примеры человеческого счастья в кино. Постарайся научиться быть счастливым. Почему некоторые люди несчастны. Памятка туриста. Случаи употребления герундия. Словообразование: усечение формы слова. Употребление наречий many /much few/a few little/ a little, выражающих количество. Фразовый глагол to stick. Инфинитив. Структура have+ V/Ving. Длительные времена английского глагола. Употребление конструкций Used to do sth. и To be/get used to doing sth. Телевидение в жизни людей. Основные типы лексических единиц: омонимия, синонимия, полисемия, иноязычные заимствования. Употребление в речи сложного дополнения после глаголов восприятия и глаголов let и make. Где лучше жить: в большом или маленьком городе? Мой любимый вид спорта. Здоровье. | 40 |
11 класс
Базовый уровень (102 часа)
Тема | Основное содержание по темам | Часы |
Молодежь в современном мире | Зачем мы изучаем английский? Что нужно, чтобы стать хорошим и способным учеником, изучающим английский язык? Какой язык должен быть официальным для малых народов? Как меняется английский язык? Сколькими языками надо владеть, чтобы стать успешным? Иностранные языки в моей жизни. Плюсы и минусы глобализации. Классическая и популярная музыка как элемент глобализации. Антиглобалистское движение. Почему люди мигрируют? Кто населяет Россию? Права и обязанности молодёжи. Понятие свободы у современной молодежи. Твоё участие в жизни общества. Отношение к политике. Вклад людей разных профессий в жизнь общества. Известные общественные деятели. Как защитить Землю от людей? Мелкие преступления против планеты. Антисоциальное поведение и твоё отношение к нему. Культура пользования мобильной связью. | 27 |
Профессия твоей мечты. | Влияние семьи, друзей и личных качеств на выбор профессии. Призвание и карьера. «Мужские» и «женские» профессии. Традиции образования в России. Сотрудничество школ и университетов в твоём регионе. Колледж – альтернатива высшему образованию. Известные люди, получившие среднее профессиональное образование. Профессиональное образование в США и России. Традиционные и виртуальные университеты. Непрерывное образование как условие успешности. Система школьных экзаменов. Образование в XXI веке. | 22 |
Современные технологии и наша жизнь. | Современные виды связи в жизни подростков в США и России. Технологии будущего. Незаурядные умы человечества. Плюсы и минусы инженерных профессий. Секреты античного компьютера. Клонирование: за и против. Есть ли будущее у клонирования? Медицина: традиции и новые технологии. Типичные мнения о здоровье. Энциклопедия народных рецептов. Генно-модифицированные продукты. Нанотехнологии и их применение в медицине. Современные технологии и окружающая среда. Специфика твоего региона: угрозы среде и их устранение. Интернет в жизни современного поколения. Как Интернет влияет на жизнь человека. | 32 |
Образ жизни в разных странах (в городе и селе) | Чем отличаются люди в городе и селе? Интересы и увлечения. Как проводят свободное время в Британии и в России? Учёные о пользе видеоигр. Твоё хобби. Круг друзей. Мысли великих людей о друзьях и дружбе. Дружба и любовь в художественной литературе. Разные страны – разная жизнь. Каков стиль жизни в твоём регионе?Может ли современный человек жить в гармонии с природой? Соблюдение традиций. Традиции стран мира. | 21 |
11 класс
Углублённый уровень (170 часов)
Тема | Основное содержание по темам | Часы |
Звуки музыки. | Введение в тему раздела. Русские композиторы. Первый из великих романтиков. Сергей Васильевич Рахманинов Пение комической песни. Игра на волынке. Сказка о сове и глупых горожанах. Известные музыканты России. Главные периоды в истории развития музыки. Направления современной музыки. Ознакомление с семантической структурой многозначных слов. Синонимы слова «смех». Смысловой глагол to hit с послелогами. Классификация предложений по цели высказывания. Образование дериватов от корневых морфем. Сослагательное наклонение. Что музыка значит для вас? Литературная смесь. | 45 |
Городская архитектура. | Введение в тему «Городская архитектура». Сэр Кристофер Рен. «Органичная» архитектура». Описания английских городов . Русские архитекторы. Микеланджело — гениальный архитектор. Архитектурные стили. Преимущества и недостатки жизни в больших городах Фразовый глагол to carry. Основные типы придаточных предложений: изъяснительные (Reported clauses), определительные (Relative clauses), обстоятельственные (Adverbial clauses). Анализ стихотворения. Как написать аргументированное сочинение. | 35 |
Чудеса света. | Чудеса древнего мира и чудеса средневекового мира. Александрийский маяк. Статуя Зевса в Олимпии. Семь новых чудес света. Два настоящих чуда / Два чуда природы. Озера и водопады. Чудеса России. Собор Василия Блаженного. Два из семи новых чудес света (Великая китайская стена и скала Петра в Греции). Отрывок из романа Агаты Кристи «В конце приходит смерть». Фразовый глагол to tear. Типы придаточных предложений (придаточные причины, цели, уступительные). Модальные глаголы и использование их в речи. Синонимы слова «surprise». Анализ стихотворений английских поэтов «Upon Westminster Bridge», Уильям Вордсворт; «Venice», Сэмуэль Роджерс. | 55 |
Человек – самое большое чудо света. | Человек каменного века в Британии. Пять древних легенд. Мать Тереза. Индейская легенда о двух влюбленных. Вечная тема любви и долга. Крейсер «Варяг». Символ мужества и патриотизма. Отрывок из известных сказок Оскара Уайлда «Счастливый принц» и «Эгоистичный великан». Знакомство с синонимами глагола to shy. Фразовый глагол to sink. Правила английской пунктуации. Образование дериватов от корневых морфем. Повторение модальных глаголов и их эквивалентов: must, have to, needn’t, mustn’t, don’t have to. | 35 |