СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Черчению 9 класс ФГОС

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по Черчению 9 класс ФГОС.  Учебник для общеобразовательного учреждения. В.Н. Виноградова и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Черчению 9 класс ФГОС»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Варламовская средняя общеобразовательная школа

ПРИНЯТО на педагогическом совете:

Протокол №____ от

«__»__________20__ г.

руководитель МО

____________________


У


тверждаю:

директор И.А. Колчина

«__»_________ 20__ г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Черчение» 9 класс

Составил: учителя физики Носенко Е. П.















с. Варламово

2018 - 2019 учебный год

Пояснительная записка.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Закон РФ « Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 с измениниями) и согласован с основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Варламовской СОШ;

  • Примерные программы по черчению, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 год с изменениями 2017 год;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) у использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Локальные акты школы.

Актуальность программы в том, что графическая деятельность школьников неотделима от развития мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.

Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса черчения рассчитано на один год обучения, один час в неделю. Всего за год 34 часа.


Цели курса:

Усвоение учащимися основных положений чтения и выполнения чертежей деталей и сборочных единиц, а также умение применять графические знания при решении задач с творческим содержанием

Задачи курса

1. Сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

2. Ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

3. Бучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

4. Развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

5. Обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;

6. Прививать культуру графического труда.



Содержание тем учебного курса.

Правила оформления чертежей (6 часов)

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.

Инструменты. Принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.

Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).

Применение и обозначение масштаба.

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

Графическая работа №1 «Линии чертежа»


Способы проецирования (8 часов).

Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.

Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.

Графическая работа №2 «Моделирование по чертежу»


Чтение и выполнение чертежей деталей (15 часов).

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части). Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знак квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.

Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения.

Чтение чертежей.

Выполнение эскиза детали (с натуры).

Решение графических задач, в том числе творческих.

Графическая работа №3 «Построение чертежа по аксонометрической проекции».

Графическая работа №4 «Построение третьего вида по двум данным».

Графическая работа №5 «Выполнения чертежа детали с использованием геометрических построений».

Графическая работа №6 «Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции».

Практическая работа №1 «Чтение чертежей»



Сечения и разрезы (5).

Эскиз детали с выполнением сечений. Разрезы. Сравнение изображений, дополнений разрезов штрихами. Выполнение разрезов. Условности и упрощения на чертежах. Чтение чертежей. Эскизы деталей с включением сечений или разрезов.

Графическая работа №7 «Эскиз детали с выполнение сечений».

Графическая работа №8 Эскиз детали с натуры. (Итоговая работа)


Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала.

Темы.

Количество часов

В том числе.

Уроки

Графические работы

1

Правила оформления чертежей

6

5

1

2

Способы проецирования

8

7

1

3

Чтение и выполнение чертежей деталей

15

11

4

4

Сечение и разрезы.

5

3

2


Всего

34

26

8

Примечание. Графические работы выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса черчения.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности.

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции будущей социализации;

-развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

-осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий;

-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры

-проявление технико-технологического и экономического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Метапредметные результаты:

- самостоятельное определение цели своего обучения постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности.

- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

- выявление потребностей проектирование и создание объектов имеющих потребительскую стоимость, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

- виртуальное и натуральное моделирование технических объектов, продуктов и технических процессов;

проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия;

- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий;

- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;

- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешение противоречий в выполняемых технологических процессах;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;


Критерии оценивания по черчению.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.


При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;

б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.



Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления.:

Выпускник научится

 приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека;

 рациональным приемам работы с чертежными инструментами;

 пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой;  выполнять простейшие геометрические построения;

 выполнять графические работы с использованием инструментов и приспособлений;

 соблюдать требования к оформлению чертежей.

Выпускник получит возможность научиться:

 сформировать начальные представления о черчении;

 подробно ознакомиться с историей развития чертежа и вкладом выдающихся русских изобретателей и инженеров в развитие чертежа;

 приводить примеры графических изображений, применяемых в практике. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Выпускник научится:

 выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже отдельного предмета;

 определять необходимое и достаточное число видов на чертежах и правильно располагать их на формате;

 читать и выполнять виды на комплексных чертежах отдельных предметов; Выпускник получит возможность:

 познакомиться с историей машинной графики, возможностями компьютерной графики, технологией проектирования с помощью средств компьютерной графики.

Аксонометрические проекции. Технический рисунок.

Выпускник научится:

 выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски, используя для пространственной передачи объёма предмета различные виды штриховки.

Выпускник получит возможность:

 развивать пространственные представления, наблюдательность, глазомер, измерительные навыки.

Чтение и выполнение чертежей.

Выпускник научится:

 анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

 анализировать графический

состав изображений;

 выполнять геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей;

 читать и выполнять чертежи и наглядные изображения несложных предметов;

 наносить размеры с учётом формы предмета;

 осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

 применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием. Выпускник получит возможность:

 анализировать различные виды чертежей с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике основных норм современного технического языка;

 подготовиться к конструкторско-технологической и творческой деятельности, различным видам моделирования. Эскизы. Выпускник научится:

 читать и выполнять эскизы несложных предметов;

 проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ. Выпускник получит возможность:

 выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;

 применять разрезы в аксонометрических проекциях. Выпускник получит возможность:

 закрепить и расширить знания о разрезах и сечениях;

 совершенствовать пространственное воображение. Определение необходимого количества изображений. Выпускник научится:

 правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали.

Сборочные чертежи.

Выпускник научится:

 различать типы разъемных и неразъемных соединений;

 изображать резьбу на стержне и в отверстии,

 понимать условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;

 читать обозначение метрической резьбы;

 выполнять несложные сборочные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.

 выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;

 читать и детализовать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из 3-6 деталей.

Выпускник получит возможность:

 анализировать и устанавливать связь обучения с техникой, производством, технологией;

 ознакомиться с устройством деталей машин и механизмов;

 опознавать, анализировать, классифицировать виды чертежей, оценивать их с точки зрения нормативности;

 различать функциональные разновидности чертежа и технически моделировать в соответствии с задачами общения.

Чтение строительных чертежей.

Выпускник научится:

 читать несложные архитектурно-строительные чертежи;

 выполнять несложные строительные чертежи;

 ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов;

 выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;


Учебно - методического обеспечения.

Для учителя

1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.

2.Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями.

3.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.

4.Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.

5.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

6.Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978.

7.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991

Для учащихся

1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.

2.Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.

3.Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1991.

4.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.

5.Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.

Учебные таблицы Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!