СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Черчение" 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Черчение" составлена с учётом требований ФГОС, рассчитана на 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Черчение" 8 класс»

Министерство образования и науки РФ

Администрация Новосибирского района Новосибирской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области

«Толмачевская средняя общеобразовательная школа № 61»

633101 Новосибирская область, Новосибирский район, село Толмачево, улица Советская 52

Email:[email protected]; ICQ 404-894-511; тел. 8(38373)50-997, т 8(383)295-71-80






«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»

Директор МКОУ НР НС на заседании ШМС на заседании ШМО

«Толмачевская СОШ № 61» Протокол №1 Протокол № 1

_______И.Г. Вьюгова от . .2017г. от . .2015г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


предмета «Черчение»,

предметная область «Черчение»

для основного общего образования

8 класс







Составитель: Осипенко А. А.

учитель технологии

высшей квалификационной категории









2017 -2018 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕРЧЕНИЕ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа предмета «Технология. Технологии ведения дома» обязательной предметной области «Технология» для основного общего образования разработана на основе - нормативных документов:

1.Концепции духовно-нравственного, Фундаментального ядра содержания общего образования;

2.Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения;

3. Программы «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 19934

4.Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

5.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

6. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253г. Москва.

7.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776.

8.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

9. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 « О внесение изменений в приказ Минобрнауки от 17.10.2010 « Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»

10.Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ

« Толмачёвская СОШ № 61».


Цели учебного предмета


Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;

-прививать культуру графического труда.


Общая характеристика учебного предмета


Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся.

Занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом


Место учебного предмета в учебном плане


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов и курсов из вариативной части по выбору участников образовательного процесса. Предмет «Черчение» относится к этой части.

В учебном плане основного общего образования на изучение предмета «Черчение» отводится в 8 классах – 36 часов (1 час в неделю).


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Учебный предмет «Черчение» в общеобразовательной школе направлен на формирование графических знаний учащихся как неотъемлемой части знаний технологических.

В число целей-ориентиров политехнической подготовки входят:

- ознакомление учащихся с основами производства,

- развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве,

- установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся.

- подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Реализация ценностных ориентиров на уроках черчения обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Результаты освоения учебного предмета «Черчение» в основной общеобразовательной школе

Личностные результаты:

У учащихся будут сформированы:

- познавательные интересы и творческая активность в данной области предметной деятельности;

- желание учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- развитость воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;

- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;

- способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией;

- наличие мотивации к графическому труду, работе на результат.

Могут быть сформированы:

1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.

2. Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

4. Проявление технико-технологического и пространственного мышления при организации своей деятельности.


Метапредметные результаты:

Научатся:

-  умению самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат;

- умению определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения;

- использовать для решения графических задач средства информационных и коммуникационных технологий;

- использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность.

Получат возможность научиться:

- Планировать процесс познавательной деятельности.

- Определять адекватные условия способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

- Аргументировано защищать в устной или письменной форме результаты своей деятельности.

- Выбирать различные источники информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы

данных.


Предметные результаты:

Научатся:

- основами графической грамоты;

- оформлять чертежи согласно требованиям ЕСКД;

- уверенно работать чертёжными инструментами;

- приемам выполнения технических рисунков;

- основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и понятиям о способах построения несложных аксонометрических изображений;

- выбирать необходимое число видов на чертежах;

- осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;

- воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы

- методам чтения и способам графического представления технической и технологической информации.

Получат возможность научиться:

- устанавливать логические связи черчения с другими предметами политехнического цикла;

- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

- самостоятельно работать со справочной и специальной литературой;

- развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью.



Система оценки достижения основных результатов


Итоговая оценка определяется по результатам

  • промежуточной

  • итоговой аттестации обучающихся.

Результаты промежуточной аттестации отражают динамику формирования индивидуальных образовательных достижений обучающихся по учебному предмету изобразительное искусство, их способности к решению учебно-практических, учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности.

Итоговая аттестация включает в себя персонифицированный контроль, что позволяет оценить метапредметные и предметные результаты обучающегося.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.


Учебный план.


Содержание

Кол-во часов

Форма

контроля

Правила оформления чертежей

7

Графическая работа

Способы проецирования

9

Графическая работа

Чтение и выполнение чертежей деталей

19

Графическая работа

Обобщение знаний

1

Контрольная работа

Всего

36




Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса


Для реализации целей обучения черчению по данной программе используются следующий учебно-методический комплект:

Для учителя

1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.

2.Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями.

3.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.

4.Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.

5.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

6.Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978.

7.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.

Для обучающихся

1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.

2.Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.

3.Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1991.

4.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

5.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.

6.Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.

7.Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках черчения, относятся:

- DVD-плеер, телевизор;

- Компьютер;

- Мультимедийный проектор.


Содержание тем учебного курса


Правила оформления чертежей (7 часов)

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.

Инструменты. Принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.

Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).

Применение и обозначение масштаба.

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.


Способы проецирования (9 часов)

Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.

Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.


Чтение и выполнение чертежей деталей (19 часов)

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части). Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих их поверхностей тел, составляющих форму предмета.

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знак квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.

Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения.

Чтение чертежей.

Выполнение эскиза детали (с натуры).

Решение графических задач, в том числе творческих.


Обобщение знаний (1 час)

Контрольная работа




Развёрнутый тематический план

№ урока


Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
деятельности учащихся

Правила оформления чертежей (7 часов)


1.

Введение. Учебный предмет «Черчение». Инструменты, принадлежности, материалы. Приемы работы чертежными инструментами.

.

Ознакомить учащихся с новым предметом, его значением, практической деятельностью людей. Ознакомить с историей развития чертежей. Рассказать об инструментах и материалах

Формирование навыков организационной работы на уроке.

Работа чертёжными инструментами

2.

Понятие о ГОСТах. Формат, рамка, основная надпись. Линии чертежа.


Дать понятие о стандартизации, её роли во взаимозаменяемости.

Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.

Составление таблицы с названием и назначением линий

3.

Графическая работа №1.

Линии чертежа.


Графическая работа. Способствует привитию культуры труда при выполнении графических работ. Закреплять навыки оформления чертежей: вычерчивание рамки, основной надписи, линий чертежа согласно требованиям ГОСТа.

графическая работа (проверка знаний)

4-5

Чертёжный шрифт. Нанесение размеров. Масштабы.

Применение и обозначение масштаба.

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).


Выполнение чертежа, нанесение размеров и толщины детали. Выполнение окружностей, дуг, нанесение на них размеров

6-7

Графическая работа №2

Чертеж плоской детали.



Закрепление основных правил оформления чертежей, нанесения размеров.

Отрабатывание приемов работы чертежными инструментами

Выполнение графической работы

Способы проецирования (9 часов)


8

Общие сведения о проекциях.



Дать понятие о способах проецирования, методе проекций. Центральное параллельное проецирование

Закрепление навыков вычерчивания линий, нанесения размеров.

Формирование интереса, аккуратности, пространственного мышления.

9

Прямоугольное проецирование как основной способ получения изображений на плоскости.


Познакомить с элементами прямоугольного проецирования на одну и две плоскости. Показать необходимость проецирования на три плоскости проекций


Графические упражнения, трехгранный угол,

карточки-задания.

Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач.

10

Расположение видов на чертеже. Местные виды

Правила расположения видов на чертеже. Что такое местные виды.

Выполнение упражнений. Формирование познавательных интересов к предмету, самостоятельность суждений, активность.

11-12

Аксонометрические проекции деталей. Аксонометрические проекции плоских фигур.




Дать понятие об аксонометрии как изображении.

Учить строить оси аксонометрии и плоские фигуры в аксонометрии.

Построение плоских фигур в аксонометрии.

Развитие образного мышления, формирования интереса к предмету.

13-14

Аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов




Порядок построения аксонометрических проекций объемных плоскогранных предметов.

Знакомство с методом отсечения и суммы при построении аксонометрии.


Построение аксонометрических проекций по чертежу деталей

Развитие пространственного мышления

15

Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами.


Построение окружности в изометрии.

Знакомство с понятиями – овал, эллипс.


Построение овала.

Развитие пространственного представления и мышления.

16

Технический рисунок. Приемы от руки и на глаз.


Основные понятия о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов.

Приемы от руки и на глаз.

Углубить знания по теме: «Аксонометрические проекции»

Чтение и выполнение чертежей деталей (19 часов)


17

Анализ геометрической формы предмета.


Чертежи, наглядные изображения и развертки геометрических тел. Чертежи группы геометрических тел.


Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части).

Выполнение упражнений

18

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел

Проекции геометрических тел, группы геометрических тел

Решение занимательных задач

Развитие интереса к предмету


19-20

Проекции вершин, ребер, граней и точек.

-Показать, что -Формирование навыков построения проекций этих элементов.

-Развивать мышление и интерес к поиску геометрических тел.


В основе построения чертежей предмета лежит процесс построения проекций гране, ребер, вершин.


Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.

Выполнение упражнений


21

Графическая работа №3

Чертеж и наглядное изображение детали

Выявление знаний по теме: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции

Графическая работа Совершенствование навыков построения трех видов детали и аксонометрической проекции.

Закрепление навыков анализа геометрической формы предмета, приемов работы чертежными инструментами.

22-24

Порядок построения изображений на чертежах. Вырезы на геометрических телах.


Порядок построения изображений на чертежах. Построение вырезов на геометрических телах. Построение третьего вида.

Выполнение чертежей деталей имеющих вырезы, преобразование формы деталей.

Закрепление знаний по теме: «Проецирование».

Развитие образного мышления, творческих способностей.

25

Графическая работа №4

Чертеж детали в трех видах по двум данным.

Закрепление навыков построения проекций предметов

Графическая работа.

Отработка последовательности выполнения чертежей, анализа формы детали.

Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие пространственного мышления.

26

Нанесение размеров с учётом формы предмета

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.


Выполнение упражнений

Закрепление умений пользоваться знаками

27-29

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей

Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения.

Закрепление навыков деления отрезка, окружности и угла на равные части;

Выполнение сопряжений

30

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел

Построение чертежей развёрток поверхностей геометрических тел. Правила нанесения надписей на развёртках.

Закрепление навыков выполнения развёрток

31

Порядок чтения чертежей деталей

Познакомить с понятием «чтение чертежей», порядком чтения чертежей.

Закрепление навыков чтения чертежей

32

Практическая работа №5

Чтение чертежей



Чтение чертежей. Закрепление знаний по пройденным темам

Выполнение практической работы.

Развитие пространственного и логического мышления.

33

Выполнение эскизов деталей

Понятие эскиз. Порядок выполнения эскизов.

Выполнение эскиза одной из деталей по наглядному изображению.

34

Графическая работа №6

Эскиз и технический рисунок детали

Закрепление и выявление знаний по изученному материалу

Графическая работа. Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие пространственного мышления.

35

Закрепление изученного материала

Закрепление и выявление знаний по изученному материалу за первый год обучения черчению.


Работа по карточкам

36

Графическая работа №7 (контрольная)

Чертеж детали


Закрепление и выявление знаний по изученному материалу за первый год обучения черчению.


Выполнение графической работы. Формирование познавательных интересов к предмету.

Развитие культуры труда, самостоятельности, активности.




7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!