РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по черчению 9-е классы
ПЕДАГОГА ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ХРОМОВОЙ НИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по направлению «Технология» (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004г. №1089).
Составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №4 г. Вельска»
Учебником «Черчение». Авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С.Вышнепольский Москва. 2009.
Программа рассчитана на 34 часа в год (один час в неделю).
Рабочей программой предусмотрено проведение 9 графических работ, 2-х практических и 1 контрольной работы в конце учебного года.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения черчения на данной ступени образования, заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, ключевых компетенций и развития самостоятельности детей в приобретении графических знаний и их применении на практике.
Цель и задачи курса. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие у них мышления и творческого потенциала личности.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
- формирование у обучающихся технического мышления, пространственных представлений , а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений;
- развитие познавательного интереса в черчении через активизацию деятельности школьников, позволяющую учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание детей;
- формирование у детей знаний об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- развитие статических и динамических пространственных представлений, образного мышления на основе анализа формы предметов и её конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и др.;
- ознакомление обучающихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими школьными предметами, что будет способствовать улучшению общей графической грамотности детей;
- обучение школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
- формирование умений применять графические знания в новых ситуациях при решении задач с творческим содержанием;
- обучение детей выполнять необходимые сечения и разрезы, чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
- подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса «Черчение» используются следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, решение пропедевтических творческих задач, выполнение практических и графических работ, работа с учебником и справочным материалом.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по черчению предлагает основные разделы в 9-ом классе:
№ ! Разделы Всего часов
Введение 2
Метод проецирования и графические способы построения изображений 8
Чтение и выполнение чертежей 8
Сечения и разрезы 8
Сборочные чертежи 8
Итого: 34
Тематическое планирование
№ урока ! Название темы ! Страницы учебника
1 четверть
Учебный предмет «черчение».Инструменты. Стандарты. Форматы. С.3-17
Линии чертежа. Чертёжный шрифт. Графическая работа №1 «Линии чертежа». Стр. 18-25
Нанесение размеров. Масштаб. Стр. 26-29
Графическая работа № 2. Чертёж плоской детали. Стр. 30-31
Понятие о проецировании. Виды проецирования. Проецирование
на одну плоскость проекций. Выбор главного вида. Стр. 32-36
Проецирование предмета на две плоскости проекций. Стр. 36-38
Проецирование предмета на три плоскости проекций.
Расположение видов на чертеже. Местные виды. Стр. 38-41
Практическая работа «Моделирование по чертежу» Стр. 44-45
Графическая работа № 3 «Построение трёх видов детали
по её наглядному изображению». Стр. 79 Рис 99
Аксонометрические проекции. Стр.46-52
2 четверть
Аксонометрия объёмных тел. Окружность в изометрии. Стр.53-57; 80-84
Технический рисунок. Стр. 57-58
Анализ геометрической формы предметов. Проекции
геометрических тел. Развертки поверхностей
геометрических тел. Стр. 59-68; 108-110
Проекции вершин, рёбер и граней предмета.
Построение третьего вида по двум заданным. Стр. 69-78; 86-88
Графическая работа № 4 «Построение аксонометрической
проекции детали по её ортогональному чертежу и
нахождение проекций точек.» Стр.79 Рис.98
Геометрические построения: деление окружностей, отрезков
прямых и углов на равные части. Стр. 99-102
Сопряжения. Стр. 103-106
Графическая работа № 5 «Выполнение чертежа детали
с сопряжениями» Стр. 107. Рис. 138
3 четверть
Эскизы. Выполнение с натуры эскиза детали. Стр. 119-122
Сечения. Стр. 128-135
Графическая работа № 6 «Выполнение чертежа детали
с необходимыми сечениями» Стр. 136, рис. 177
Разрезы. Отличие разреза от сечения.
Правила выполнения разрезов. Стр. 132-146
Соединение вида и разреза. Местный разрез.
Разрезы в аксонометрических проекциях. Стр.147-153
Графическая работа № 7 «Выполнение разреза в
аксонометрии». Стр.154, рис. 201
Выбор количества изображений. Чтение чертежей. Стр.111-114; 155-157
Практическая работа «Чтение чертежей» Стр. 115
Общие сведения о соединении деталей. Разъёмные
и неразъёмные соединения. Изображение и обозначение
резьбы. Стр.161-167
Болтовое соединение. Стр. 168-170
Шпилечное соединение. Стр.171-173
4 четверть
Графическая работа № 8 «Резьбовое соединение». Стр.173
Шпоночное и штифтовое соединения. Стр.173-178
Сборочные чертежи. Условности и упрощения на
сборочных чертежах Стр.178-185; 190-191
Чтение сборочных чертежей Стр. 185-190
Деталирование. Стр. 200-207
Графическая работа № 9 «Задания на конструирование» Стр. 208-210
Контрольная работа. Стр.208
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Итого: 34 урока
Из них: 9 графических работ, 2 практических и 1 контрольная.
ПЕРЕЧЕНЬ учебно-методического обеспечения ( УМК):
А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. Учебник «Черчение». АСТ Астрель. Москва, 2009
Н.Г. Преображенская Учебник «Черчение» . Издательский центр «Вентана-Граф». Москва. 2004
А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский Методическое пособие к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва. 2006.
ПЕРЕЧЕНЬ материально-технического обеспечения учителя:
- Банк разработок «Черчение»
- Модели
- Таблицы
- Компьютер с подключением к Интернету
- Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (30, 60, 90 градусов), угольник (45,45,90градусов), циркуль
ИНСТРУМЕНТЫ, принадлежности и материалы для черчения у обучающихся:
Учебник «Черчение»;
Тетрадь в клетку формата А-4;
Чертёжная бумага плотная нелинованная – формат А-4;
Миллиметровая бумага;
Калька;
Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
Линейка 30 см.;
Чертёжные угольники с углами:
а) 90, 45. 45 – градусов;
б) 90, 30. 60 – градусов;
9. Транспортир;
10. Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
11. Простые карандаши – «Т»(«Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
12. Ластик для карандаша (мягкий);
13. Инструмент для заточки карандашей.
ТРЕБОВАНИЯ к уровню усвоения обучающимися учебного предмета:
= Знать и понимать:
- технологические понятия: графическая документация, чертёж, эскиз, технический рисунок, сборочный чертёж, схема и развёртка, стандартизация;
=Уметь:
- выбирать способы графического отображения объекта или процесса;
- выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки;
- соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
= Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники;
- чтения и выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков деталей и изделий;
- организации рабочего места при выполнении графических и практических работ;
= Уметь использовать условно – графические символы и обозначения для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
= Применять компьютерные технологии при выполнении графических работ.
= Знать правила выполнения чертежей, установленные государственными стандартами ЕСКД.