Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ревякинская средняя школа»
Ясногорского района Тульской области
| УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 28 августа 2015 г., приказ МОУ «Ревякинская средняя школа» от 01.09.2015 № 58/20) Директор: Ю.В. Истратова | | |
Рабочая программа
элективного курса по математике
для учащихся 11 класса
«Решение нестандартных задач»
Учитель: Дагаева Татьяна Ивановна,
первая квалификационная категория
2018 - 2019 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа описывает элективный курс математики «Решение нестандартных задач», предназначенный для изучения в 11 классе.
Предполагаемый объем учебного времени 2 часа в неделю, 68 часов в год. Данный курс позволяет наиболее оптимально готовить выпускников к сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения, повысит уровень их математической культуры.
Преподавание курса строится как углубленное изучение некоторых вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применение высокой логической и операционной культуры. Особое место занимают задачи, требующие применение учащимися знаний в нестандартных ситуациях.
Основной целью изучения курса является систематизация и углубление знаний, закрепление и упрочнение умений, необходимых для продолжения обучения в вузах.
В тоже время курс направлен на выполнение следующих задач:
расширение представления об уравнениях, неравенствах, системах и методах их решения;
развитие логической культуры, составляющей существенный компонент культуры мышления, рассматриваемой в рамках общей культуры;
овладение общими приемами организации действий: планирование, осуществление плана, анализ и представление результатов действий;
развитие внутренней мотивации и фактора поисковой активности в предметной деятельности, формирование устойчивого и осознанного интереса к ней.
Изучение данного курса способствует развитию у учащихся следующих компетенций:
Предметные:
умение проводить логически грамотные преобразования выражений и эквивалентные преобразования алгебраических задач (уравнений, неравенств, систем, совокупностей);
умение использовать основные методы при решении алгебраических задач с различными классами функций;
умение понимать и правильно интерпретировать алгебраические задачи, умение применять изученные методы исследования и решения алгебраических задач.
Общеинтеллектуальные:
умение анализировать различные задачи и ситуации, выделять главное;
умение логически обосновывать свои суждения;
умение конструктивно подходить к предлагаемым задачам;
умение планировать свою деятельность, проверять и оценивать её результаты.
Общекультурные:
восприятие математики как развивающейся фундаментальной науки, являющейся неотъемлемой составляющей науки, цивилизации, общечеловеческой культуры во взаимосвязи и взаимодействии с другими областями мировой культуры.
2. Результаты освоения учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
В результате изучения курса учащиеся должны:
- понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения боли величины;
- уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
- знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
В результате изучения курса учащиеся:
Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
Выработают умения:
самоконтроль времени выполнения заданий;
оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
прикидка границ результатов;
прием «спирального движения» (по тесту).
Содержание программы состоит из 4 тем:
Алгебраические уравнения, неравенства и системы (16 часов).
В этой теме повторяются основные принципы и методы решения алгебраических уравнений, неравенств, систем (линейные, квадратные, рациональные, дробно-рациональные, с модулем).
Особое внимание уделяется решению уравнений и неравенств с параметрами.
Тригонометрические уравнения, неравенства и системы (15 часов).
Повторяем основные методы и принципы решения тригонометрических уравнений, неравенств и систем.
Особое внимание уделяется правилам отбора корней в тригонометрическом уравнении, решению уравнений и неравенств с параметрами, методам оценки в уравнениях и неравенствах с параметрами.
Иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, неравенства и системы (16 часов).
Рассматриваются основные методы и принципы решения данных уравнений, неравенств, систем.
Особое внимание уделяется решению уравнений и неравенств смешанных типов и решению уравнений и неравенств с параметрами.
Нестандартные уравнения, неравенства, системы (15 часов).
В этой теме рассматриваются уравнения и неравенства, решение которых основано на использовании монотонности и ограниченности, входящих в них функций; графические методы решения; нестандартные по формулировке задачи; применение производной к решению уравнений и неравенств с параметрами (задания группы С)
Резервное время — 6 часов.
Тематическое планирование материала элективного курса
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов |
| 1. Алгебраические уравнения, неравенства, системы. | 16 часов |
1 | Общие сведения об уравнениях. Основные принципы решения уравнений: равносильные преобразования и преобразования, при которых возможно появление посторонних корней, и потеря корней. | 1 ч |
2 | Основные методы решения уравнений: разложение на множители, замена переменной. | 1 ч |
3-4 | Системы уравнений, общие принципы и основные методы решения. | 2 ч |
5 | Алгебраические уравнения, сводящиеся к системам уравнений. | 1 ч |
6-7 | Общие принципы решения неравенств. Основной метод решения неравенств — метод интервалов. | 2 ч |
8-11 | Алгебраические уравнения и неравенства с модулями. | 4 ч |
12-15 | Алгебраические уравнения и неравенства с параметрами. | 4 ч |
16 | Зачетная работа №1 | 1 ч |
| 2. Тригонометрические уравнения, неравенства, системы. | 15 часов |
17-18 | Основные методы решения тригонометрических уравнений: разложение на множители, замена неизвестного. | 2 ч |
19-20 | Отбор корней в тригонометрическом уравнении и запись ответа. | 2 ч |
21-22 | Основные методы и принципы решения систем тригонометрических уравнений. Запись ответа. | 2 ч |
23-24 | Тригонометрические неравенства и методы их решения. | 2 ч |
25-28 | Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами. Условия существования решений тригонометрических уравнений и неравенств с параметрами. | 4 ч |
29 | Метод оценки в тригонометрических уравнениях и неравенствах с параметрами. | 1 ч |
30 | Существование решений уравнения, содержащего обратные тригонометрические функции. | 1 ч |
31 | Зачетная работа №2 | 1 ч |
| 3. Иррациональные, показательные, логарифмические уравнения, неравенства и системы. | 16 часов |
32-34 | Основные методы решения иррациональных уравнений и неравенств. | 3 ч |
35-37 | Основные принципы и методы решения показательных и логарифмических уравнений: логарифмирование, потенцирование, замена неизвестного, переход к одному основанию. | 3ч |
38-40 | Показательные и логарифмические неравенства, основные методы решения: логарифмирование, потенцирование, замена неизвестного, метод интервалов. | 3 ч |
41-42 | Уравнения, системы уравнений, неравенства смешанных типов (включающие алгебраические, показательные, логарифмические выражения). | 2 ч |
43-46 | Иррациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства с параметрами. | 4 ч |
47 | Зачетная работа №3. | 1 ч |
| 4. Нестандартные уравнения, неравенства и системы. | 15 часов |
48-51 | Уравнения и неравенства, решение которых основано на использовании монотонности и ограниченности входящих в них функций. | 4 ч |
52-53 | Графические методы решения, оценка числа корней уравнений и неравенств. | 2 ч |
54-55 | Нестандартные по формулировке задачи, связанные с уравнениями и неравенствами: нахождение числа корней, определение целочисленных корней и т.д. | 2 ч |
56-58 | Уравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами, в которых требуется определить зависимость числа решений от параметра, при которых решение удовлетворяет заданным условиям. | 3 ч |
59-61 | Применение производной к решению задач с параметрами. | 3 ч |
62 | Зачетная работа №4. | 1 ч |
63-68 | Итоговое повторение. Решение заданий ЕГЭ по математике. | 6 часов |