Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»
В результате обучения обучающиеся на уровне начального общего образования начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности и:
– получат первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладеют умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
– приобретут навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
- раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
- ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;
- характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе).
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
- отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;
- организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- измерять показатели физического развития (рост, масса тела и др.), показатели развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация, равновесие, гибкость), в том числе показатели подготовки к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), вести систематические наблюдения за динамикой показателей.
Выпускник получит возможность научиться:
- вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
- целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
- выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
- выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
- выполнять организующие строевые команды и приёмы;
- выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
- выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно);
- выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объёма);
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
- сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
- выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
- играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
- выполнять передвижения на лыжах.
-выполнять тестовые нормативы по физической подготовке, в том числе входящие в программу ВФСК «ГТО»;
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. История древних Олимпийских игр: возникновение первых соревнований и миф о Геракле, появление мяча и игр с мячом. Зарождение и история футбола, баскетбола. Эмблемы футбольных и баскетбольных клубов России.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Особенности физической культуры разных народов. Её связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Подготовка к нормам и сдаче Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Подготовка к нормам и сдаче Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение. Подготовка к нормам и сдаче Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры разных народов.
Общеразвивающие упражнения
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающее в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координациюс асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лёжа; отжимание лёжа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках(с продвижением вперёд поочерёдно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх‑вперёд толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнёра в парах.
На материале лёгкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных
положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6‑минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см);передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузокв горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двухтрёх шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Для подготовки и сдачи норм ГТО в начале и в конце учебного года учащиеся сдают упражнения (мониторинг) для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и пола, в количестве – 3 заданий (Бег 30 м., прыжок в длину с места, подтягивание: на высокой перекладине из виса (мальчики), поднимание туловища (девочки).
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
Тема планирования | Основные виды учебной деятельности | Кол-во часов |
Знания о физической культуре |
Физическая культура | | |
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах Организация мест занятий физической культурой и спортом. Причины возникновения травм при занятиях физическими упражнениями и их предупреждение. Подбор специальной одежды и обуви для занятий физической культурой и спортом. Разновидности физических упражнений, их отличие от обычных движений. | Знать физическую культуру как систему разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах. Знать и соблюдать правила техники безопасности при занятиях физическими упражнениями. Подбирать спортивную форму в соответствии с разделами программы и температурным режимом, в том числе для занятий футболом и баскетболом. Уметь определять виды физических упражнений и применять их в повседневной жизни. | В процессе урока |
История физической культуры | | |
История развития физической культуры и первых соревнований. Особенности физической культуры разных народов. Её связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. История древних Олимпийских игр: возникновение первых соревнований и миф о Геракле, появление мяча и игр с мячом. Зарождение и история футбола, баскетбола, волейбола. Эмблемы футбольных и баскетбольных, волейбольных клубов России. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Страницы истории ГТО – прошлое и настоящее. Задачи и цели комплекса ГТО. Нормативы ГТО – как правильно выполнять. Подготовка к сдаче нормативов. Регистрация на сайте ГТО. | Знать историю развития физической культуры и первых соревнований, особенности физической культуры разных народов. Знать исторические и мифологические аспекты возникновения Олимпийских игр. Иметь представление: об истории зарождения игровых видов спорта на примере футбола и баскетбола; о современном развитии футбола, волейбола и баскетбола, правилах игры. Знать и отличать футбольные, волейбольные и баскетбольные клубы по их символике. Знать когда и зачем разработан и внедрён комплекс ГТО. Уметь самостоятельно регистрироваться на сайте ГТО, ориентироваться в нормативах ГТО. Уметь организовать самостоятельные занятия по тренировке тестовых упражнений. Соблюдать технику безопасности при занятиях физкультурой. Знать все ступени сдачи Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». | В процессе урока |
| 1.3 Физические упражнения | |
Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений. | Знать и уметь применять Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Уметь проявлять физическую подготовку и её связь с развитием основных физических качеств. Знать характеристику основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Уметь определить физическую нагрузку и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений. | В процессе урока |
Способы физкультурной деятельности |
| 2.1 Самостоятельные занятия | |
Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). | Знать о правильном планировании режима дня и соблюдать в повседневной жизни. Знать, понимать значение закаливающих процедур для укрепления здоровья. Включать в собственный режим дня закаливающие процедуры, различные комплексы физических упражнений, в том числе на формирование осанки, профилактике плоскостопия упражнения с предметом и без него. | В процессе урока и самостоятельных занятий |
| 2.2 Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. | |
Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. | Уметь измерять длину и массу тела, показатели осанки и физические качества. Уметь проводить измерение ЧСС во время выполнения физических упражнений. | В процессе урока и самостоятельных занятий |
| 2.3 Самостоятельные игры и развлечения. | |
Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). | Уметь самостоятельно организовать и провести подвижные игры (на спортивных площадках и в спортивных залах). | В процессе урока и самостоятельных занятий |
Физическое совершенствование |
| 3.1 Физкультурно оздоровительная деятельность. | |
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. | Уметь самостоятельно составлять комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Составлять комплексы упражнений на развитие физических качеств, комплексы дыхательных упражнений, гимнастика для глаз. | В процессе урока и самостоятельных занятий |
| 3.2 Спортивно оздоровительная деятельность. | |
| 3.2.1 Гимнастика с основами акробатики. | 10 |
История гимнастики. Основная гимнастика. Спортивная гимнастика. Художественная гимнастика. Аэробика. Спортивная акробатика. Правила техники безопасности и страховки во время занятий физическими упражнениями. Техника выполнения физических упражнений. Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Гимнастическая комбинация. Подводящие упражнения для опорного прыжка: с разбега через гимнастического козла. Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Подготовка к нормам и сдаче Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; | Изучать историю гимнастики и запоминать имена выдающихся отечественных спортсменов. Различать предназначение каждого из видов гимнастики. Овладевать правилами техники безопасности и страховки во время занятий физическими упражнениями. Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений. Осваивать упражнения, предназначенные для растягивания мышц, связок и сухожилий, для развития гибкости, которая дает возможность эффективнее выполнять упражнения из любого вида спорта. Уметь взаимодействовать в парах и группах при выполнении учебных заданий. Уметь описывать технику акробатических упражнений. Составляют акробатические комбинации из числа разученных упражнений. Знать нормативы для сдачи Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; | |
| 3.2.2 Лёгкая атлетика. | 28 |
История лёгкой атлетики. История Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне). Общепринятая терминология и команды. Виды легкой атлетики (беговые, технические). Правильная последовательность и технические особенности выполнения легкоатлетических упражнений. История олимпийских игр. Олимпийская символика. Лёгкая атлетика и олимпийские игры. Определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками; их применением на практике. Определение уровня физического состояния, самоконтроль. Участие в сдаче норм комплекса ВФСК «ГТО». | Знать историю легкой атлетики; Рассказывать об истории Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Знать историю олимпийских игр, символику олимпийских игр. Уметь определять и характеризовать общеразвивающие упражнения и их направленность; виды легкой атлетики; Объяснять последовательность выполнения упражнений; технические особенности. Уметь использовать получаемые знания, умения и навыки в повседневной жизни; при организации самостоятельных занятий; физкультминуток, динамических часов; организации активного отдыха и участии в спортивных и оздоровительных мероприятиях. Понимать и контролировать ход выполняемых действий и оценивать итоги. Знать формы контроля самочувствия. Уметь анализировать результаты тестирования своей двигательной подготовленности и проводить сравнение с нормативами ВФСК «ГТО» соответствующей возрастной категории. | |
Строевые упражнения. Повороты на месте и в движении. Построения (шеренгу, колону) и перестроения на месте и движении. Упражнения на формирование осанки, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата. Общеразвивающие упражнения на месте, в движении, с предметами и без, у гимнастической стенки и в парах. Разновидности ходьбы - обычная, походная строевая, спортивная; с изменением ширины и частоты шага; спиной вперёд; на носках; на пятках; на внутренней и внешней стороне стопы; выпадами вперёд; выпадами в стороны; с подскоком; с выпрыгиванием; с маховыми движениями рук и ног; с различными движениями рук; с поворотами туловища; с наклонами вперёд и другие с выполнением дополнительных заданий. Бег - обычный, семенящий, прыжками; приставными шагами; с изменением направления, спиной вперёд; с выполнением прыжка (подскока) по сигналу; с выполнением дополнительных заданий. Прыжки на одной и двух ногах на месте; с продвижением вперёд или назад; боком; в длину; с высоты; в высоту; через препятствия. Метание мяча на точность и дальность, в цель, по стоящим и движущимся мишеням, на точность и дальность отскока. Запрыгивание на гимнастические маты, скамейку, тумбу. Специальные беговые и прыжковые упражнения. Упражнения для метания. Лазание (гимнастической стенке, канату, шесту и т.п.) и переливания различными способами. Упражнения на преодоление собственного веса (подтягивание на низкой и высокой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, сопротивления партнёра, перенос и перекладывание снарядов (мячей и т.п.) Эстафеты и игры с элементами бега, прыжков и метания. | Знать и выполнять строевые упражнения; перестроения; комплексы упражнений направленные на формирование осанки и укрепление мышц опорно-двигательного аппарата. Самостоятельно осваивать упражнения различной оздоровительной направленности, составлять индивидуальные комплексы (утренней гимнастики и т.д.) с учётом функционального состояния. Различать и технически грамотно выполнять различные варианты ходьбы. Научатся выполнять и применять в повседневной жизни упражнения, направленные на укрепление бедренных и икроножных мышц, а также на укрепление связок коленного и голеностопного сустава. Различать технические особенности выполнения двигательных действий (бег, прыжки, метания), их направленность. Знать технические особенности выполнения специальных беговых и прыжковых упражнений, а также упражнения для метания и уметь применять полученные знания на практике. Использовать получаемые знания, умения и навыки при подготовке и сдаче норм комплекса ВФСК «ГТО». | |
Развитие скоростно-силовых способностей Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных исходных положений, толчки и броски набивных мячей весом 1 кг с учётом возрастных и половых особенностей. | Применять разученные упражнения для развития скоростно-силовых способностей. | |
Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены. | Раскрывать значение легкоатлетических упражнений для укрепления здоровья и основных систем организма и для развития физических способностей. Соблюдать технику безопасности. Осваивать упражнения для организации самостоятельных тренировок. Раскрывать понятие техники выполнения легкоатлетических упражнений и правила соревнований. | |
| 3.2.3 Лыжные гонки. | 23 |
История развития лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России. Знаменитые Российские спортсмены-лыжники. Правила безопасности на уроках лыжной подготовки и соблюдение правил дорожного движения при переходе к месту занятий. Лыжный инвентарь. Подбор, перенос и транспортировка палок и лыж. Личная гигиена - одежда и обувь для занятий на лыжах. Оказание первой помощи при травмах и обморожении. | Знать историю развития лыж и лыжного спорта, в том числе в России. Знать биографии и узнавать Российских спортсменов-лыжников. Соблюдать правила поведения на улице во время движения к месту занятия. Применять правила подбора экипировки для занятий по лыжной подготовке. Выполнять правила обращения с лыжами, транспортировки лыжного инвентаря. | |
Виды лыжного спорта. Влияние занятий лыжными гонками на укрепление здоровья. Режим и питание лыжника. Развитие выносливости во время самостоятельных занятий. | Составление рационального режима дня. Демонстрировать правильную технику, понимать её значение для достижения результативности. Знать и демонстрировать основные классические способы передвижения на равнине, подъемах, спусках, повороты. | |
Подготавливать лыжный инвентарь и экипировку. Принятие участие в сдаче норм ВФСК «ГТО». Применение закаливающих процедур и ведение здорового образа жизни. Изучение оздоровительных форм занятий в режиме учебного дня, рекомендуемые Положением ВФСК «ГТО» | Формирование патриотизма и ответственности. Научатся поддерживать и укреплять иммунную систему организма. Планировать недельный двигательный режим с учетом различных форм двигательной активности. | |
Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы. Подъём «полуёлочкой». Торможение «плугом». Повороты пе-реступанием. Прохождение дистанции 3 км. Одновременный двухшажный и бесшажный ходы. Подъёмы «ёлочкой». Торможение и поворот упором. Прохождение дистанции 3,5 км. Игры: «Остановка рывком», «Эстафета с передачей палочек», «С горки на горку». Одновременный одношажный ход. Подъём в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Повороты на месте махом. Прохождение дистанции 4 км. Игры: «Гонки с преследованием», «Гонки с выбыванием». | Описывать технику изучаемых лыжных ходов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники лыжных ходов, соблюдать правила безопасности. Моделировать технику освоенных лыжных ходов, варьировать её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе прохождения дистанций. | |
| 3.2.4 Подвижные и спортивные игры. | 41 |
История древних Олимпийских игр: возникновение первых соревнований и миф о Геракле, появление мяча и игр с мячом. Зарождение и история футбола, баскетбола и волейбола. Эмблемы футбольных, баскетбольных и волейбольных клубов России. | Знать исторические и мифологические аспекты возникновения Олимпийских игр. Иметь представление: об истории зарождения игровых видов спорта на примере футбола, волейбола и баскетбола; о современном развитии футбола, волейбола и баскетбола, правилах игры. Знать и отличать футбольные, волейбольные и баскетбольные клубы по их символике. | |
Организация мест занятий физической культурой и спортом. Причины возникновения травм при занятиях физическими упражнениями и их предупреждение. Подбор специальной одежды и обуви для занятий физической культурой и спортом. Основные положения тела человека в пространстве и виды передвижений. Оказание первой помощи при травмах и ушибах на занятиях по спортивным играм. Правила безопасности на занятиях спортивными играми. | Знать и соблюдать правила техники безопасности при занятиях физическими упражнениями. Подбирать спортивную форму в соответствии с разделами программы и температурным режимом, в том числе для занятий футболом, волейболом и баскетболом. Знать простейшее строение человека, положение его тела в пространстве и виды передвижений. Знать и в случае необходимости применять правила первой помощи при травмах и ушибах на занятиях физической культурой и в повседневной жизни. | |
| 3.2.4.1 Футбол. | 11 |
Требования к технике безопасности. История футбола. Основные правила игры в футбол. Основные приёмы игры в футбол. Подвижные игры для освоения передвижения и остановок. Правила техники безопасности. | Изучать историю футбола и запоминать имена выдающихся отечественных футболистов. Овладевать основными приёмами игры в футбол. Соблюдать правила, чтобы избежать травм при занятиях футболом. Выполнять контрольные упражнения и тесты. | |
| 3.2.4.2 Баскетбол. | 15 |
Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности. История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приёмы игры. Правила техники безопасностию. | Изучать историю баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов — олимпийских чемпионов. Овладевать основными приёмами игры в баскетбол. | |
| 3.2.4.3 Волейбол. | 15 |
Требования к технике безопасности. История волейбола. Основные правила игры в волейбол. Основные приёмы игры в волейбол. Правила техники безопасности. | Изучать историю волейбола и запоминают имена выдающихся отечественных волейболистов — олимпийских чемпионов. Овладевать основными приёмами игры в волейбол. | |
Итого: | 102 |
Приложение к рабочей программе
Календарно – тематическое планирование уроков физической культуре
№ | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Легкая атлетика - 16 часов. |
1 | Инструктаж по ТБ. История развития физической культуры. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Страницы истории ГТО – прошлое и настоящее. Задачи и цели комплекса ГТО | 1. | 03.09.18 | |
2 | Низкий старт. | 1. | 06.09.18 | |
3 | Бег 30м. Подготовка к сдачи норм ГТО. | 1. | 07.09.18 | |
4 | Прыжки в длину с места. | 1. | 10.09.18 | |
5 | Беседа о физической нагрузки и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Высокий старт с пробеганием отрезков по 100 м. | 1. | 13.09.18 | |
6 | Низкий старт, 30м. Сдача норм ГТО. | 1. | 14.09.18 | |
7 | Метание мяча на дальность. | 1. | 17.09.18 | |
8 | Техника броска набивного мяча. | 1. | 20.09.18 | |
9 | Бросок набивного мяча (1 кг). | 1. | 21.09.18 | |
10 | Челночный бег (3х10). | 1. | 24.09.18 | |
11 | Техника передачи эстафетной палочки. | 1. | 27.09.18 | |
12 | Прыжок в длину с места. Подготовка к сдачи норм ГТО. | 1. | 28.09.18 | |
13 | Прыжок в длину с места Сдача норм ГТО. | 1. | 01.10.18 | |
14. | Метание малого мяча. | 1. | 04.10.18 | |
15. | Эстафетный бег | 1. | 05.10.18 | |
16. | Бег 1000 м. с высокого старта. | 1. | 08.10.18 | |
Подвижные игры с элементами баскетбола - 15 ч. |
17 | Инструктаж по технике безопасности. Краткая характеристика вида спорта. История баскетбола. | 1. | 11.10.18 | |
18 | Стойки и передвижения, повороты, остановки. История древних Олимпийских игр: возникновение первых соревнований и миф о Геракле, появление мяча и игр с мячом. Зарождение и история баскетбола. Эмблемы баскетбольных клубов России. | 1. | 12.10.18 | |
19 | Ловля и передача мяча. | 1. | 15.10.18 | |
20 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах на месте. | 1. | 18.10.18 | |
21 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах в движении. | 1. | 19.10.19 | |
22 | Ведение мяча. | 1. | 22.10.18 | |
23 | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке правой и левой рукой шагом и бегом по прямой. | 1. | 25.10.18 | |
24 | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке правой и левой рукой с изменением направления движения и скорости. | 1. | 26.10.18 | |
25 | Бросок мяча. | 1. | 05.11.18 | |
26 | Бросок мяча одной и двумя руками в движении после ведения. | 1. | 08.11.18 | |
27 | Наведение защитника на центрового игрока. | 1. | 09.11.18 | |
28 | Заслон с выходом на получение мяча от центрального игрока. | 1. | 12.11.18 | |
29 | Отвлекающие действия на получение мяча с последующим проходом по щит, передачи через центрового игрока. | 1. | 15.11.18 | |
30 | Техника борьбы за мяч, отскочившего от щита. | 1. | 16.11.18 | |
31 | Прием нормативов. | 1. | 19.11.18 | |
Гимнастика -10 ч. |
32 | История гимнастики. Основная гимнастика. Спортивная гимнастика. Художественная гимнастика. Аэробика. Спортивная акробатика. Правила техники безопасности и страховки во время занятий физическими упражнениями. | 1. | 22.11.18 | |
33 | Составление комплексов дыхательных упражнений. Строевые упражнения. | 1. | 23.11.18 | |
34 | Акробатические упражнения. | 1. | 26.11.18 | |
35 | Упражнения в упорах. | 1. | 29.11.18 | |
36 | Кувырок вперёд. | 1. | 30.11.18 | |
37 | Кувырок назад. | 1. | 03.12.18 | |
38 | Стойка на лопатках. | 1. | 06.12.18 | |
39 | Подтягивание на высокой перекладине (мальчики) и сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки). Сдача норм ГТО. | 1. | 07.12.18 | |
40 | Упражнения на равновесие. | 1. | 10.12.18 | |
41 | Упражнения на равновесие. Наклоны туловища вперед из положения стоя. Сдача норм ГТО. | 1. | 13.12.18 | |
Лыжная подготовка - 23 ч. |
42 | История развития лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России. Знаменитые Российские спортсмены-лыжники. Правила безопасности на уроках лыжной подготовки и соблюдение правил дорожного движения при переходе к месту занятий. Лыжный инвентарь. | 1. | 14.12.18 | |
43 | Скользящий шаг. | 1. | 17.12.18 | |
44 | Развитие кондиционных и координационных способностей. | 1. | 20.12.18 | |
45 | Обучение переносу массы тела. Подготовка к сдаче норм ГТО. | 1. | 21.12.18 | |
46 | Попеременный двухшажный ход. | 1. | 24.12.18 | |
47 | Спуск в основной стойке. | 1. | 27.12.18 | |
48 | Спуск в основной стойке с переходом в поворот переступанием в движении. | 1. | 28.12.18 | |
49 | Одновременный бесшажный ход. | 1. | 10.01.19 | |
50 | Подъем «лесенкой» прямо. | 1. | 11.01.19 | |
51 | Постановка палок в одновременном бесшажном ходе. | 1. | 14.01.19 | |
52 | Спуск в основной стойке. Бег 1000 м. Сдача норм ГТО. | 1. | 17.01.19 | |
53 | Развитие выносливости. | 1. | 18.01.19 | |
54 | Подъем «лесенкой» прямо. | 1. | 21.01.19 | |
55 | Попеременный двухшажный ход. | 1. | 24.01.19 | |
56 | Подседание и быстрое разгибание ноги при отталкивании. | 1. | 25.01.19 | |
57 | Попеременный двухшажный ход. Наклон туловища и движение рук. | 1. | 28.01.19 | |
58 | Поворот переступанием при спуске. | 1. | 31.01.19 | |
59 | Отталкивание ногой в скользящем шаге. | 1. | 01.02.19 | |
60 | Прохождение дистанции до 1000м в умеренном темпе. | 1. | 04.02.19 | |
61 | Подъёмы «лесенкой». | 1. | 07.02.19 | |
62 | Подъёмы «ёлочкой». | 1. | 08.02.19 | |
63 | Спуски с пологих склонов. | 1. | 11.02.19 | |
64 | Игры-эстафеты со спусками и подъёмами. | 1. | 14.02.19 | |
Подвижные игры с элементами волейбола - 15 ч. |
65 | История волейбола. Основные правила игры в волейбол. Правила техники безопасности. | 1. | 15.02.19 | |
66 | Подача мяча. | 1. | 18.02.19 | |
67 | Прием и передача мяча сверху двумя руками. Прием мяча снизу над собой. | 1. | 21.02.19 | |
68 | Эстафеты | 1. | 22.02.19 | |
69 | Прямой нападающий удар | 1. | 25.02.19 | |
70 | Позиционное нападение без изменения позиций игроков | 1. | 28.02.19 | |
71 | Верхний прием. | 1. | 01.03.19 | |
72 | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром | 1. | 04.03.19 | |
73 | Эстафеты на основе волейбола. | 1. | 07.03.19 | |
74 | Прием и передача мяча сверху двумя руками. | 1. | 08.03.19 | |
75 | Передача мяча снизу. | 1. | 11.03.19 | |
76 | Нижняя прямая подача мяча. | 1. | 14.03.19 | |
77 | Игра от стены верхним и нижним приемом. | 1. | 15.03.19 | |
78 | Комбинации из освоенных элементов: приём, передача, удар. | 1. | 18.03.19 | |
79 | Тактика игры. | 1. | 21.03.19 | |
Футбол 11 ч. |
80 | Зарождение и история футбола, эмблемы футбольных клубов России. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1. | 22.03.19 | |
81 | Изучение упражнения «контроль мяча». | 1. | 01.04.19 | |
82 | Рывки по диагоналям 3 раза, футбол, «контроль мяча». | 1. | 04.04.19 | |
83 | Челночный бег + удары по воротам, футбол. | 1. | 05.04.19 | |
84 | Отработка техники передвижения и владения мячом: остановка прием мяча. | 1. | 08.04.19 | |
85 | Удары по мячу внутренней частью стопы, ведение мяча по кругу. | 1. | 11.04.19 | |
86 | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. | 1. | 12.04.19 | |
87 | Обучение ударом по неподвижному мячу, чеканка мяча. | 1. | 15.04.19 | |
88 | Отработка ударов по мячу из различных положений, комбинации ударов. | 1. | 18.04.19 | |
89 | Упражнение «квадрат». Двусторонняя учебная игра. | 1. | 19.04.19 | |
90 | Обводка с помощью обманных движений, отработка изученных ударов. | 1. | 22.04.19 | |
Легкая атлетика - 12 ч. |
91 | История лёгкой атлетики. История Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Общепринятая терминология и команды. Виды легкой атлетики (беговые, технические). | 1. | 25.04.19 | |
92 | Высокий старт. | 1. | 26.04.19 | |
93 | Развитие координационных способностей. Эстафеты. | 1. | 29.04.19 | |
94 | Скоростной бег до 30 метров. Подготовка к сдачи норм ГТО. | 1. | 02.05.19 | |
95 | Бег от 800 до 1000 м. | 1. | 03.05.19 | |
96 | Метание в горизонтальную и вертикальную цель. | 1. | 06.05.19 | |
97 | Метание теннисного мяча с места. | 1. | 09.05.19 | |
98 | Метание мяча на дальность. | 1. | 10.05.19 | |
99 | Метание мяча на дальность с 4 – 5 шагов разбега. | 1. | 13.05.19 | |
100 | Прыжки на заданную длину по ориентирам. | 1. | 16.05.19 | |
101 | Прыжок в длину с разбега. | 1. | 17.05.19 | |
102 | Тест по прыжкам в длину с места учёт по челночному бегу. | 1. | 20.05.19 | |