СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс (ФГОС)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 9 класс (ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс (ФГОС)»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Куликова, д. 16
тел.8(496) 540-41-46, факс 8(496) 540-41-46



Утверждаю


Директор МБОУ СОШ №14

___________________ И. В. Горшкова


«29» августа 2018 года

МП








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по географии на 2018- 2019 учебный год



9 А класс




Составитель: Ткаченко Надежда Александровна
учитель географии







2018 год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образо­вании в Российской Федерации»;

  • федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Ми­нистерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Фе­дерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 03 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74);

  • федеральным компонентом государственного стандарта общего образо­вания, утвержденным приказом Министерства образования Российской Феде­рации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компо­нента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года, № 164, от 31 августа 2009 года, № 320, от 19 октября 2009 года, № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 5-11 классов),

  • 1. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №14;

  • 2. Учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ СОШ №14;

  • 3.УМК Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Население и хозяйство.

  • Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2015г.


Курс «Население и хозяйство России» является составной частью двухгодичного курса «География России», который занимает центральное место в географическом образовании в школе. Он опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-8 классах, и развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, курс влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Основные цели и задачи курса:

  • сформировать целостный географический образ своей Родины;

  • дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

  • сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

  • сформировать необходимые географические умения и навыки;

  • воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

  • воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Содержание данного курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Согласно программе Домогацких Е.М. в 8 классе изучается природа России, а в 9 классе – население и хозяйство, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины. Изучение отдельных отраслей физической географии заменено внутрипредметной интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства на Земле.

Поскольку в учебном плане МБОУ СОШ №75/62г. Пензы изучение географии своего региона вынесено в отдельный курс, на рассмотрение разделов «Население» и «Хозяйство» выделено больше часов для более детального рассмотрения материала.


Общая характеристика курса

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Место предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане  изучение курса «География России» проходит в 8 и 9 классах, 136 часов за два учебных года. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России (68 часов), а в 9 классе населения и хозяйства (68 часов), таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.

Программа соответствует учебнику География: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015.


Содержание учебного курса


Часть 1. Общий обзор России (7 часов)

Введение. Экономическая и социальная география (1 час)

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.

Тема 1. Россия на карте (5 часов)

Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Тема 2. Природа и человек.(5 часов)

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Тема 3. Население России (9 часов)

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.

Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Тема 4. Отрасли хозяйства России (20 часов)

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.



Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика России (22 часа)

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.

Калининградская область – самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

Европейский Юг (целесообразнее называть вместо Северного Кавказа после присоединения Крыма), его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Заключение. Место России в хозяйственной системе современного мира (4 часа)

Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне

Резерв 2 часа


Планируемые результаты изучения учебного курса


1. Знать (понимать):

– географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

– причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

– связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

– факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

– основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

– крупнейшие городские агломерации нашей страны;

– причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

–географию народов, населяющих нашу страну.

2. Уметь:

– давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

– приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

– объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.


5. Календарно-тематическое планирование.

    Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 68 учебных часов. В соответствии образовательной программой основного общего образования по ФГОС ООО, на преподавание географии в 9 «А» классе выделяется 2 часа в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.

уроков

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов

деятельности ученика

Сроки прохождения

Плановые


Скорректированные

Часть 1. Общий обзор России. (7 часов)

1 четверть

Введение (1час)

1

Что изучает экономическая и социальная география России.

Знать: состав вторичного сектора экономики

Уметь: определять принадлежность производств к секторам экономики

03.09


Тема 1. Россия на карте (5 часов)

2

Экономико- географическое положение России. Политико- географическое положение России.

Знать: основные осо­бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значи­тельных размеров тер­ритории, субъекты РФ, их различия.

Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономическому, транспортно –географическому, геополитическому и эколого –географическому положению России.


05.09


3

Формирование территории России

Знать: Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в Уметь: находить и анализировать информацию из различных источников

10.09


4

Административно- территориальное устройство России

Знать: специфику административно-территориального устройства

Уметь : называть и показывать федеральные округа, республики

12.09


5

Районирование территории России. 

Знать : Экономические районы России, специализация Уметь: называть и показывать экономические районы

17.09


6


Обобщение и повторение по теме: «Россия на карте»


19.09


Тема 2. Природа и человек (5 часов)

7

Природные условия России

Знать : Границы производящей и потребляющей зон, эта­пы формирования хозяй­ства.

Уметь: Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.


24.09


8

Природные ресурсы России

26.09


9


Хозяйственная деятельность и изменение природной среды.


01.10


10

Экологической ситуации отдельных частей территории России


03.10


11

Обобщение и повторение по теме: «Природа и человек»


08.10


Тема 3. Население России (9 часов)

12

Численность населения России

Знать: Численность населения России. Особенности воспроизводства российского Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий

Этнический состав населения России. Причины миграций и основные направления миграционных

Географические особенности размещения населения. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны


10.10


13

Естественный прирост, рождаемость, смертность.

Показатели естественного прироста, смертности, рождаемости России.

15.10


14

Размещение населения России

17.10


15

Миграции населения

22.10


16

Сельская форма расселения


24.10


2 четверть

17

Городская форма расселения

Уметь: Определять место России в мире по численности. Наблюдать динамику численности населения России.Выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны.

Выявлять особенности населения по статистическим и картографическим данным.

05.11


18

Этнический и религиозный состав населения

07.11


29

Трудовые ресурсы и рынок труда

12.11


20

Обобщение и контроль знаний по теме: «Население России»

14.11


Тема 4. Отрасли хозяйства России (20 часов)

21

Национальная экономика

Знать: состав и специфику ТЭК, основные проблемы и перспективы его развития. основные месторождения нефти, газа, угля. Важнейшие газо- и нефтепроводы.Уметь: анализировать экономические карты и статистические данные, показывать на карте основные месторождения нефти, газа, угля, важнейшие газо- и нефтепроводы, анализировать экономические карты и статистические данные. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики одного из угольных бассейнов.

19.11


22

Факторы размещения производства

21.11


23


Топливно- энергетический комплекс (ТЭК). Нефтяная и газовая промышленность.


26.11


24

ТЭК. Угольная промышленность

28.11


25

ТЭК. Электроэнергетика

Знать: преимущества и недостатки разных типов электростанций, принципы их размещения. Крупнейшие электростанции страны. Уметь: приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов

03.12


26

Обобщение по разделу: «Топливно- энергетический комплекс».


05.12


27

Металлургический комплекс. Черная металлургия.

Знать: состав, место и значение отраслей в хозяйстве страны, факторы размещения предприятий, типы предприятий, основные металлургические базы. Уметь: показывать на карте основные центры производства, объяснять принципы размещения предприятий, определять меры по сохранению природы

10.12


28

Металлургический комплекс. Цветная металлургия.

12.12


29

Машиностроительный комплекс

Знать: основные географические названия и термины, состав, место и значение машиностроения в хозяйстве страны, основные производства и факторы их размещения. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии Уметь: называть и показывать на карте основные центры машиностроения, объяснять роль машиностроения в современной экономике страны. Показывать на карте главные районы и центры наукоёмкого, металлоёмкого и трудоёмкого машиностроения, объяснять факторы их размещения.

17.12


30

Машиностроительный комплекс

19.12


31

Химическая промышленность

Знать: специфику химической промышленности, важнейшие центры. Уметь: называть и показывать на карте основные центры производства, объяснять принципы размещения предприятий, определять меры по сохранению природы .Использовать различные источники географической информации для составления характеристики основных баз.

24.12


32

Лесная промышленность



Знать: состав, место и значение лесной промышленности в хозяйстве страны, основные производства и факторы их размещения. специфику химической промышленности, важнейшие центры Уметь: называть и показывать на карте основные центры лесной промышленности,.

26.12


3 четверть

33

Обобщение по разделу: «Отрасли хозяйства».


14.01


34


Агропромышленный комплекс. Растениеводство


Знать: состав, место и значение сельского хозяйства в хозяйстве страны, основные производства и факторы их размещения. специфику отраслей, важнейшие сельскохозяйственные районы Уметь: называть и показывать на карте основные сельскохозяйственные районы,

16.01


35


Агропромышленный комплекс. Животноводство


21.01


36

Зональная специализация сельского хозяйства

23.01


37


Пищевая и легкая промышленность


Знать: специфику отраслей, состав, место и значение в хозяйстве страны, географию основных отраслей. Проблемы лёгкой и пищевой промышленности Уметь: показывать основные районы отраслей, формулировать проблемы лёгкой и пищевой промышленности

28.01


38

Транспортный комплекс.

Знать: различные виды транспорта, их преимущества и недостатки, технико-экономические показатели различных видов транспорта. Бассейны океанов, крупные порты, северный морской путь, основные судоходные реки. Уметь: показывать на карте крупнейшие транспортные магистрали, крупные порты, северный морской путь, основные судоходные реки.Формулировать основные проблемы комплекса.

30.01


39

Нематериальная сфера хозяйства

Знать: состав сферы услуг, особенности размещения предприятий жилищного и рекреационного хозяйства, Уметь: объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения. Развитие рекреационного хозяйства и его значение.Приводить примеры технополисов

04.02


40

Обобщение и контроль знаний по теме: «Отрасли хозяйства России»


06.02


Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика России (22 часа)

41

Европейский Север. Общие сведения.

Знать: влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию. Минеральные, топливные, лесные и водные. Различия в рельефе и «наборе» полезных ископаемых Города региона. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы региона. Уметь: давать оценку влияния ГП на природу, население, хозяйство, сравнивать особенности двух территорий: Анализировать карты, показывать главные объекты. Объяснять связь ТПК района, называть важнейшие отрасли и центры.

11.02


42

Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство.

13.02


43

Европейский Северо- Запад. Общие сведения

Знать: Состав района, особенности ЭГП, его влияние на формирование района на разных этапах развития.Специфику природы района. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование. Северо-Запад – район древнего заселения. Качество жизни населения. Историко- географические этапы в развитии хозяйства района. Главные отрасли и центры хозяйства. Место района в хозяйстве страны. Санкт-Петербург. Калининградская область. Уметь: давать оценку ЭГП для его формирования и развития; объяснять специфику природы района, роль городов в размещении населения и формирования культуры; приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте.Составлять характеристику территорий на основе разных источников географической информации и форм её представления.

18.02


44

Европейский Северо- Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство.

20.02


45

Центральная Россия. Общие сведения

Знать: Состав района. Выгоды географического положения – важнейший фактор развития. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Особенности демографической ситуации Количество и качество трудовых ресурсов.Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях. Особенности и факторы размещения отраслей промышленности Агропромышленный комплекс. Внутрирегиональные различия. Очаги старинных промыслов. Уметь: анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших развитию района; и затрудняющих его. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы.Сравнивать планировки городов Москвы и Санкт-Петербурга; Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы её представления.

25.02


46

Центральная Россия. Население и природные ресурсы

27.02


47

Центральная Россия. Хозяйство

04.03


48

Европейский Юг. Общие сведения

Знать: Состав района. Разнообразные минеральные, агроклиматические и рекреационные ресурсы. Плотность и этническое разнообразие населения Христианство и ислам. Многонациональность и межнациональные проблемы. Агропромышленный комплекс Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Структура хозяйства района: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения социально-экономических проблем республик Северного Кавказа. Уметь: объяснять уникальность района, достоинства и сложности географического положения района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России. Выявлять и анализировать условия для рекреационного хозяйства на Европейском Юге; объяснять причины многонациональности населения района, влияние природы на формирование культуры народов. Объяснять специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда объяснять уникальность района, достоинства и сложности географического положения района, роль Крыма в геополитических интересах РоссииУметь формулировать основные экономические, социальные и экологич.проблемы региона.

06.03


49

Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство

11.03


50

Поволжье. Общие сведения

Знать: Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины, Роль Волги в территориальной организации населения и хозяйства района. Природные ресурсы.Многонациональный состав населения. География важнейших отраслей. АПК – важная роль в структуре хозяйства позиции. Экологические и водные проблемы.

13.03


51

Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство

Уметь: составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определять по картам природные ресурсы района.Уметь показывать на карте крупные города, Определять по картам основные с/х районы и сравнивать их. Уметь формулировать основные экономические, социальные и экологические проблемы региона, возможные пути их решения

18.03


52

Урал. Общие сведения

Знать: Состав и границы Урала. Географическое положение Урала Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы. Влияние природных условий на развитие и размещение промышленности на Урале.Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства: Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

20.03


4 четверть

53

Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство

Уметь: по карте определять особенности ГП, называть и показывать формы рельефа, объяснять различия в природе Урала. Объяснять пестроту и проблемы населения. формулировать основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

03.04


54

Обобщение и контроль знаний по разделу: «Природно- хозяйственная характеристика европейской части России»


08.04


55

Западная Сибирь. Общие сведения

Знать: особенности ГП, природных ресурсов.Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Западной Сибири. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Особенности его структуры и размещения.. Основные направления транспортировки нефти и газа. ТЭК региона и его проблемы. Современные проблемы и перспективы развития районаУметь: по карте определять особенности ГП, показывать на картах природные ресурсы Западной Сибири показывать крупные города, объяснять диспропорции в площади региона и в численности населения, направления трубопроводов, прогнозировать развитие хозяйства в будущем

10.04


56

Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство. 

15.04


57

Восточная Сибирь. Общие сведения.

Знать: особенности природы района, влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей,географию основных отраслей хозяйства, особенности территориальной организации хозяйства. Географические аспекты основных экономических проблем района Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсамиопределять по картам особенности размещения населения и хозяйства

17.04


58

Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство

22.04


59

Дальний Восток. Общие сведения

Знать: состав района и уникальность ЭГП,

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения, его относительная молодость. Миграции и потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.Уметь: давать оценку ЭГП, прогнозировать развитие экономикиобъяснять неравномерное размещение населения, показывать на кате месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

24.04


60

Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство

29.04


61

Ообобщение и повторение по теме: «Природно- хозяйственная характеристика России»


06.05


62

Обобщение и контроль знаний по теме: «Природно- хозяйственная характеристика России»


08.05


Заключение (4 часа)

63

Место России в мировой экономике


13.05


64

Повторение темы: «Отрасли хозяйства России»


15.05


65

Повторение темы: «Природно- хозяйственная характеристика России»


20.05


66

Обобщение и повторение курса.


22.05


Резерв 2 часа

6. Материально-техническое обеспечение учебного процесса


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Программы

Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010


В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения (личностные, метапредметные и предметные); представлены содержание основного общего образования по математике, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники

География: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. - М.: ООО «Русское слово-РС», 2015.


Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику


Алексеев А.И., Низовцев В.А. Ким Э.В. География России в 2-кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник для8-9 классов. //М., Дрофа, 2005.




В учебниках реализована главная цель, которую ставили перед собой авторы, — развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе. В учебниках представлен материал, соответствующий программе и позволяющий учащимся 5—9 классов выстраивать индивидуальные траектории изучения математики за счёт обязательного и дополнительного материала, маркированной разно-уровневой системы упражнений, организованной

помощи в разделе «Ответы, советы и решения», дополнительного материала: различных практикумов, исследовательских и практических работ, домашних контрольных работ, исторического и справочного материала и др.

Дидактические материалы

Барабанов В.В. Тематический тестовый контроль по экономической и социальной географии России. // М., Творческий центр, 2000.

Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География: 9 класс. // М., ВАКО, 2012.



Дидактические материалы обеспечивают диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, закреплёнными в стандарте. Пособия содержат проверочные работы: тесты, самостоятельные и контрольные работы, дополняют задачный материал учебников и рабочих тетрадей, содержат ответы ко всем заданиям

Дополнительная литература для учащихся

Лобжанидзе А.А. География России. Эколого-экономические аспекты. Учебное пособие для 8-9 классов. // М., Просвещение, 1996.



Список дополнительной литературы необходим учащимся для лучшего понимания идей математики, расширения спектра изучаемых вопросов, углубления интереса к предмету, а также для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ, проектов и др. В список вошли справочники, учебные пособия, сборники олимпиад, книги для чтения и др.

Методические пособия для учителя

Солонько А.В. Современный урок географии. Часть 4. Методические разработки уроков по географии в 9 классе: деловые игры (под ред. Бариновой И.И.). // М., Школьная Пресса, 2002.

Петрова Н.Н., Сиротин В.И. Настольная книга учителя географии. Справочно-методическое пособи. // М., Астрель, 2002.

Баринова И.И.., Ром В.Я. География России. Методическое пособие. 8-9 классы. // М., Дрофа, 2000.


В методических пособиях описана авторская технология обучения математике. Пособия построены поурочно и включают примерное тематическое планирование, самостоятельные и контрольные работы, математические диктанты, тесты, задания для устной работы и дополнительные задания к уроку, инструкции по проведению зачётов, решения задач на смекалку и для летнего досуга

Печатные пособия

Плисецкий Е.Л. Социально-экономическая география России. Справочное пособие (в таблицах, картах, диаграммах, графиках). // М., Дрофа, «Изд-во ДИК», 2004.


Комплекты таблиц справочного характера охватывают основные вопросы по географии каждого года обучения. Таблицы помогут не только сделать процесс обучения более наглядным и эффективным, но и украсят кабинет.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

География. 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий

Мультимедийные обучающие программы носят проблемно-тематический характер и обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов математики. Диски разработаны для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс оснащён компьютерами) или в домашних условиях. Материал по основным вопросам географии основной школы представлен на дисках

Технические средства

Персональный компьютер

Мультимедиапроектор с экраном и интерактивная доска






Согласовано


на заседании ШМО учителей

естественно-научного цикла


Протокол № 1

от «27» августа 2018 года

_______________(Палагина Т.В.)


Согласовано


Зам. директора по УВР



_________________(Бирюкова Т.В.)


«28» августа 2018 года





6