Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Куликова, д. 16
тел.8(496) 540-41-46, факс 8(496) 540-41-46
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №14
___________________ И. В. Горшкова
«29» августа 2018 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии на 2018- 2019 учебный год
9 А класс
Составитель: Ткаченко Надежда Александровна
учитель географии
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 03 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74);
федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года, № 164, от 31 августа 2009 года, № 320, от 19 октября 2009 года, № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 5-11 классов),
1. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №14;
2. Учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ СОШ №14;
3.УМК Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Население и хозяйство.
Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2015г.
Курс «Население и хозяйство России» является составной частью двухгодичного курса «География России», который занимает центральное место в географическом образовании в школе. Он опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-8 классах, и развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, курс влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Основные цели и задачи курса:
сформировать целостный географический образ своей Родины;
дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
сформировать необходимые географические умения и навыки;
воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
Содержание данного курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Согласно программе Домогацких Е.М. в 8 классе изучается природа России, а в 9 классе – население и хозяйство, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины. Изучение отдельных отраслей физической географии заменено внутрипредметной интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства на Земле.
Поскольку в учебном плане МБОУ СОШ №75/62г. Пензы изучение географии своего региона вынесено в отдельный курс, на рассмотрение разделов «Население» и «Хозяйство» выделено больше часов для более детального рассмотрения материала.
Общая характеристика курса
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Место предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане изучение курса «География России» проходит в 8 и 9 классах, 136 часов за два учебных года. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России (68 часов), а в 9 классе населения и хозяйства (68 часов), таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.
Программа соответствует учебнику География: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015.
Содержание учебного курса
Часть 1. Общий обзор России (7 часов)
Введение. Экономическая и социальная география (1 час)
Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.
Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.
Тема 1. Россия на карте (5 часов)
Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.
Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.
Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.
Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.
Тема 2. Природа и человек.(5 часов)
Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.
Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.
Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.
Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.
Тема 3. Население России (9 часов)
Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.
Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.
Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.
Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.
Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.
Тема 4. Отрасли хозяйства России (20 часов)
Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.
Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.
Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика России (22 часа)
Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.
Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.
Калининградская область – самая западная территория России.
Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.
Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.
Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.
Европейский Юг (целесообразнее называть вместо Северного Кавказа после присоединения Крыма), его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.
Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.
Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.
Заключение. Место России в хозяйственной системе современного мира (4 часа)
Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне
Резерв 2 часа
Планируемые результаты изучения учебного курса
1. Знать (понимать):
– географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
– причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
– связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
– факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
– основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
– крупнейшие городские агломерации нашей страны;
– причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
–географию народов, населяющих нашу страну.
2. Уметь:
– давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
– приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
– объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
5. Календарно-тематическое планирование.
Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 68 учебных часов. В соответствии образовательной программой основного общего образования по ФГОС ООО, на преподавание географии в 9 «А» классе выделяется 2 часа в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика | Сроки прохождения |
Плановые | Скорректированные |
Часть 1. Общий обзор России. (7 часов) |
1 четверть |
Введение (1час) |
1 | Что изучает экономическая и социальная география России. | Знать: состав вторичного сектора экономики Уметь: определять принадлежность производств к секторам экономики | 03.09 | |
Тема 1. Россия на карте (5 часов) |
2 | Экономико- географическое положение России. Политико- географическое положение России. | Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономическому, транспортно –географическому, геополитическому и эколого –географическому положению России. | 05.09 | |
3 | Формирование территории России | Знать: Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в Уметь: находить и анализировать информацию из различных источников | 10.09 | |
4 | Административно- территориальное устройство России | Знать: специфику административно-территориального устройства Уметь : называть и показывать федеральные округа, республики | 12.09 | |
5 | Районирование территории России. | Знать : Экономические районы России, специализация Уметь: называть и показывать экономические районы | 17.09 | |
6 | Обобщение и повторение по теме: «Россия на карте» | | 19.09 | |
Тема 2. Природа и человек (5 часов) |
7 | Природные условия России | Знать : Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Уметь: Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых. | 24.09 | |
8 | Природные ресурсы России | 26.09 | |
9 | Хозяйственная деятельность и изменение природной среды. | 01.10 | |
10 | Экологической ситуации отдельных частей территории России | | 03.10 | |
11 | Обобщение и повторение по теме: «Природа и человек» | | 08.10 | |
Тема 3. Население России (9 часов) |
12 | Численность населения России | Знать: Численность населения России. Особенности воспроизводства российского Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий Этнический состав населения России. Причины миграций и основные направления миграционных Географические особенности размещения населения. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны | 10.10 | |
13 | Естественный прирост, рождаемость, смертность. Показатели естественного прироста, смертности, рождаемости России. | 15.10 | |
14 | Размещение населения России | 17.10 | |
15 | Миграции населения | 22.10 | |
16 | Сельская форма расселения | | 24.10 | |
2 четверть |
17 | Городская форма расселения | Уметь: Определять место России в мире по численности. Наблюдать динамику численности населения России.Выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Выявлять особенности населения по статистическим и картографическим данным. | 05.11 | |
18 | Этнический и религиозный состав населения | 07.11 | |
29 | Трудовые ресурсы и рынок труда | 12.11 | |
20 | Обобщение и контроль знаний по теме: «Население России» | 14.11 | |
Тема 4. Отрасли хозяйства России (20 часов) |
21 | Национальная экономика | Знать: состав и специфику ТЭК, основные проблемы и перспективы его развития. основные месторождения нефти, газа, угля. Важнейшие газо- и нефтепроводы.Уметь: анализировать экономические карты и статистические данные, показывать на карте основные месторождения нефти, газа, угля, важнейшие газо- и нефтепроводы, анализировать экономические карты и статистические данные. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики одного из угольных бассейнов. | 19.11 | |
22 | Факторы размещения производства | 21.11 | |
23 | Топливно- энергетический комплекс (ТЭК). Нефтяная и газовая промышленность. | 26.11 | |
24 | ТЭК. Угольная промышленность | 28.11 | |
25 | ТЭК. Электроэнергетика | Знать: преимущества и недостатки разных типов электростанций, принципы их размещения. Крупнейшие электростанции страны. Уметь: приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов | 03.12 | |
26 | Обобщение по разделу: «Топливно- энергетический комплекс». | | 05.12 | |
27 | Металлургический комплекс. Черная металлургия. | Знать: состав, место и значение отраслей в хозяйстве страны, факторы размещения предприятий, типы предприятий, основные металлургические базы. Уметь: показывать на карте основные центры производства, объяснять принципы размещения предприятий, определять меры по сохранению природы | 10.12 | |
28 | Металлургический комплекс. Цветная металлургия. | 12.12 | |
29 | Машиностроительный комплекс | Знать: основные географические названия и термины, состав, место и значение машиностроения в хозяйстве страны, основные производства и факторы их размещения. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии Уметь: называть и показывать на карте основные центры машиностроения, объяснять роль машиностроения в современной экономике страны. Показывать на карте главные районы и центры наукоёмкого, металлоёмкого и трудоёмкого машиностроения, объяснять факторы их размещения. | 17.12 | |
30 | Машиностроительный комплекс | 19.12 | |
31 | Химическая промышленность | Знать: специфику химической промышленности, важнейшие центры. Уметь: называть и показывать на карте основные центры производства, объяснять принципы размещения предприятий, определять меры по сохранению природы .Использовать различные источники географической информации для составления характеристики основных баз. | 24.12 | |
32 | Лесная промышленность
| Знать: состав, место и значение лесной промышленности в хозяйстве страны, основные производства и факторы их размещения. специфику химической промышленности, важнейшие центры Уметь: называть и показывать на карте основные центры лесной промышленности,. | 26.12 | |
3 четверть |
33 | Обобщение по разделу: «Отрасли хозяйства». | | 14.01 | |
34 | Агропромышленный комплекс. Растениеводство | Знать: состав, место и значение сельского хозяйства в хозяйстве страны, основные производства и факторы их размещения. специфику отраслей, важнейшие сельскохозяйственные районы Уметь: называть и показывать на карте основные сельскохозяйственные районы, | 16.01 | |
35 | Агропромышленный комплекс. Животноводство | 21.01 | |
36 | Зональная специализация сельского хозяйства | 23.01 | |
37 | Пищевая и легкая промышленность | Знать: специфику отраслей, состав, место и значение в хозяйстве страны, географию основных отраслей. Проблемы лёгкой и пищевой промышленности Уметь: показывать основные районы отраслей, формулировать проблемы лёгкой и пищевой промышленности | 28.01 | |
38 | Транспортный комплекс. | Знать: различные виды транспорта, их преимущества и недостатки, технико-экономические показатели различных видов транспорта. Бассейны океанов, крупные порты, северный морской путь, основные судоходные реки. Уметь: показывать на карте крупнейшие транспортные магистрали, крупные порты, северный морской путь, основные судоходные реки.Формулировать основные проблемы комплекса. | 30.01 | |
39 | Нематериальная сфера хозяйства | Знать: состав сферы услуг, особенности размещения предприятий жилищного и рекреационного хозяйства, Уметь: объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения. Развитие рекреационного хозяйства и его значение.Приводить примеры технополисов | 04.02 | |
40 | Обобщение и контроль знаний по теме: «Отрасли хозяйства России» | | 06.02 | |
Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика России (22 часа) |
41 | Европейский Север. Общие сведения. | Знать: влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию. Минеральные, топливные, лесные и водные. Различия в рельефе и «наборе» полезных ископаемых Города региона. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы региона. Уметь: давать оценку влияния ГП на природу, население, хозяйство, сравнивать особенности двух территорий: Анализировать карты, показывать главные объекты. Объяснять связь ТПК района, называть важнейшие отрасли и центры. | 11.02 | |
42 | Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 13.02 | |
43 | Европейский Северо- Запад. Общие сведения | Знать: Состав района, особенности ЭГП, его влияние на формирование района на разных этапах развития.Специфику природы района. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование. Северо-Запад – район древнего заселения. Качество жизни населения. Историко- географические этапы в развитии хозяйства района. Главные отрасли и центры хозяйства. Место района в хозяйстве страны. Санкт-Петербург. Калининградская область. Уметь: давать оценку ЭГП для его формирования и развития; объяснять специфику природы района, роль городов в размещении населения и формирования культуры; приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте.Составлять характеристику территорий на основе разных источников географической информации и форм её представления. | 18.02 | |
44 | Европейский Северо- Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 20.02 | |
45 | Центральная Россия. Общие сведения | Знать: Состав района. Выгоды географического положения – важнейший фактор развития. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Особенности демографической ситуации Количество и качество трудовых ресурсов.Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях. Особенности и факторы размещения отраслей промышленности Агропромышленный комплекс. Внутрирегиональные различия. Очаги старинных промыслов. Уметь: анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших развитию района; и затрудняющих его. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы.Сравнивать планировки городов Москвы и Санкт-Петербурга; Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы её представления. | 25.02 | |
46 | Центральная Россия. Население и природные ресурсы | 27.02 | |
47 | Центральная Россия. Хозяйство | 04.03 | |
48 | Европейский Юг. Общие сведения | Знать: Состав района. Разнообразные минеральные, агроклиматические и рекреационные ресурсы. Плотность и этническое разнообразие населения Христианство и ислам. Многонациональность и межнациональные проблемы. Агропромышленный комплекс Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Структура хозяйства района: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения социально-экономических проблем республик Северного Кавказа. Уметь: объяснять уникальность района, достоинства и сложности географического положения района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России. Выявлять и анализировать условия для рекреационного хозяйства на Европейском Юге; объяснять причины многонациональности населения района, влияние природы на формирование культуры народов. Объяснять специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда объяснять уникальность района, достоинства и сложности географического положения района, роль Крыма в геополитических интересах РоссииУметь формулировать основные экономические, социальные и экологич.проблемы региона. | 06.03 | |
49 | Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство | 11.03 | |
50 | Поволжье. Общие сведения | Знать: Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины, Роль Волги в территориальной организации населения и хозяйства района. Природные ресурсы.Многонациональный состав населения. География важнейших отраслей. АПК – важная роль в структуре хозяйства позиции. Экологические и водные проблемы. | 13.03 | |
51 | Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство | Уметь: составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определять по картам природные ресурсы района.Уметь показывать на карте крупные города, Определять по картам основные с/х районы и сравнивать их. Уметь формулировать основные экономические, социальные и экологические проблемы региона, возможные пути их решения | 18.03 | |
52 | Урал. Общие сведения | Знать: Состав и границы Урала. Географическое положение Урала Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы. Влияние природных условий на развитие и размещение промышленности на Урале.Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства: Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. | 20.03 | |
4 четверть |
53 | Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство | Уметь: по карте определять особенности ГП, называть и показывать формы рельефа, объяснять различия в природе Урала. Объяснять пестроту и проблемы населения. формулировать основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. | 03.04 | |
54 | Обобщение и контроль знаний по разделу: «Природно- хозяйственная характеристика европейской части России» | | 08.04 | |
55 | Западная Сибирь. Общие сведения | Знать: особенности ГП, природных ресурсов.Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Западной Сибири. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Особенности его структуры и размещения.. Основные направления транспортировки нефти и газа. ТЭК региона и его проблемы. Современные проблемы и перспективы развития районаУметь: по карте определять особенности ГП, показывать на картах природные ресурсы Западной Сибири показывать крупные города, объяснять диспропорции в площади региона и в численности населения, направления трубопроводов, прогнозировать развитие хозяйства в будущем | 10.04 | |
56 | Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 15.04 | |
57 | Восточная Сибирь. Общие сведения. | Знать: особенности природы района, влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей,географию основных отраслей хозяйства, особенности территориальной организации хозяйства. Географические аспекты основных экономических проблем района Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсамиопределять по картам особенности размещения населения и хозяйства | 17.04 | |
58 | Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство | 22.04 | |
59 | Дальний Восток. Общие сведения | Знать: состав района и уникальность ЭГП, Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения, его относительная молодость. Миграции и потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.Уметь: давать оценку ЭГП, прогнозировать развитие экономикиобъяснять неравномерное размещение населения, показывать на кате месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. | 24.04 | |
60 | Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство | 29.04 | |
61 | Ообобщение и повторение по теме: «Природно- хозяйственная характеристика России» | | 06.05 | |
62 | Обобщение и контроль знаний по теме: «Природно- хозяйственная характеристика России» | | 08.05 | |
Заключение (4 часа) |
63 | Место России в мировой экономике | | 13.05 | |
64 | Повторение темы: «Отрасли хозяйства России» | | 15.05 | |
65 | Повторение темы: «Природно- хозяйственная характеристика России» | | 20.05 | |
66 | Обобщение и повторение курса. | | 22.05 | |
Резерв 2 часа
6. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Программы |
Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения (личностные, метапредметные и предметные); представлены содержание основного общего образования по математике, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса |
Учебники |
География: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. - М.: ООО «Русское слово-РС», 2015. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Алексеев А.И., Низовцев В.А. Ким Э.В. География России в 2-кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник для8-9 классов. //М., Дрофа, 2005. | В учебниках реализована главная цель, которую ставили перед собой авторы, — развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе. В учебниках представлен материал, соответствующий программе и позволяющий учащимся 5—9 классов выстраивать индивидуальные траектории изучения математики за счёт обязательного и дополнительного материала, маркированной разно-уровневой системы упражнений, организованной помощи в разделе «Ответы, советы и решения», дополнительного материала: различных практикумов, исследовательских и практических работ, домашних контрольных работ, исторического и справочного материала и др. |
Дидактические материалы |
Барабанов В.В. Тематический тестовый контроль по экономической и социальной географии России. // М., Творческий центр, 2000. Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География: 9 класс. // М., ВАКО, 2012. | Дидактические материалы обеспечивают диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, закреплёнными в стандарте. Пособия содержат проверочные работы: тесты, самостоятельные и контрольные работы, дополняют задачный материал учебников и рабочих тетрадей, содержат ответы ко всем заданиям |
Дополнительная литература для учащихся |
Лобжанидзе А.А. География России. Эколого-экономические аспекты. Учебное пособие для 8-9 классов. // М., Просвещение, 1996. | Список дополнительной литературы необходим учащимся для лучшего понимания идей математики, расширения спектра изучаемых вопросов, углубления интереса к предмету, а также для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ, проектов и др. В список вошли справочники, учебные пособия, сборники олимпиад, книги для чтения и др. |
Методические пособия для учителя |
Солонько А.В. Современный урок географии. Часть 4. Методические разработки уроков по географии в 9 классе: деловые игры (под ред. Бариновой И.И.). // М., Школьная Пресса, 2002. Петрова Н.Н., Сиротин В.И. Настольная книга учителя географии. Справочно-методическое пособи. // М., Астрель, 2002. Баринова И.И.., Ром В.Я. География России. Методическое пособие. 8-9 классы. // М., Дрофа, 2000. | В методических пособиях описана авторская технология обучения математике. Пособия построены поурочно и включают примерное тематическое планирование, самостоятельные и контрольные работы, математические диктанты, тесты, задания для устной работы и дополнительные задания к уроку, инструкции по проведению зачётов, решения задач на смекалку и для летнего досуга |
Печатные пособия |
Плисецкий Е.Л. Социально-экономическая география России. Справочное пособие (в таблицах, картах, диаграммах, графиках). // М., Дрофа, «Изд-во ДИК», 2004. | Комплекты таблиц справочного характера охватывают основные вопросы по географии каждого года обучения. Таблицы помогут не только сделать процесс обучения более наглядным и эффективным, но и украсят кабинет. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения |
География. 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий | Мультимедийные обучающие программы носят проблемно-тематический характер и обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов математики. Диски разработаны для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс оснащён компьютерами) или в домашних условиях. Материал по основным вопросам географии основной школы представлен на дисках |
Технические средства |
Персональный компьютер Мультимедиапроектор с экраном и интерактивная доска | |
Согласовано на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла Протокол № 1 от «27» августа 2018 года _______________(Палагина Т.В.) | Согласовано Зам. директора по УВР _________________(Бирюкова Т.В.) «28» августа 2018 года |
6