СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 4 класс (пнш)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 4 класс (пнш)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новотырышкинская СОШ»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

Будницкая И.Б. /__________/

Протокол № 1 от

30 августа 2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Климцева Н.В. /__________/


31 августа 2019г

«Утверждено»

Директор МБОУ

« Новотырышкинская СОШ»

Горяева Л.В. /_______________/

Приказ № 100/1-р от 31 августа 2019г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета


«Информатика и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)»»


(34 часа)


4 класс









Составитель: Жукова Галина Анатольевна,

учитель начальных классов






2019 г

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), с учетом примерной программы начального общего образования, на основе аавторской программы Е.П.Бененсон, А.Г.Паутовой. (УМК «Перспективная начальная школа»)

Целью изучения предмета «Информатика и ИКТ» в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).

Основные задачи курса:

– научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;

– сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;

– дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

– подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;

– дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.

    1. общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ» раскрывается через описание основных содержательных линий:

- Информационная картина мира.

- Компьютер – универсальная машина по обработке информации.

- Алгоритмы и исполнители.

- Объекты и их свойства.

- Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

1.2. место учебного предмета

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика». В 4 классе количество часов на изучение предмета составляет 34 часа.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Нравственно-этическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.

Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.

Метапредметные результаты

В процессе изучения предмета « Информатика и ИКТ» формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).

Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения:

- ставить учебные цели;

- использовать внешний план для решения поставленной задачи;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

- сличать результат действий с эталоном (целью),

- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.

К окончанию начальной школы в процессе изучения предмета «Информатика и ИКТ» у ученика будет сформирован ряд познавательных и коммуникативных УУД, например:

— поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;

— составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации»), пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», «Алгоритмы и исполнители»);

— использование готовых графических моделей процессов для решения задач;

— оставление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком, и т.д.);

— использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами; — одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (например, рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;

— выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов;

— анализ объектов с целью выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы»);

— задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов;

— синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера “Малыш”», «Художник»; создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);

— построение логической цепи рассуждений;

— аргументация своей точки зрения; — осознанное построение речевых высказываний.

По окончании изучения предмета «Информатика и ИКТ» выпускник научится:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;

— осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя ее в виде списков, таблиц, деревьев;

— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

— основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи, из разных источников;

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

— выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов; — устанавливать аналогии;

— строить логическую цепь рассуждений;

— осуществлять подведение под понятия на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

— обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

— осуществлять синтез как составление целого из частей.

Выпускник получит возможность научиться:

— осуществлять выбор эффективных способов решения задач;

— осознанно владеть общими приемами решения задач;

— формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Информатика и ИКТ» к концу 3-го года обучения

Выпускник должен иметь представление:

— о достоверности информации;

— о ценности информации для решения поставленной задачи;

— о направлениях использования компьютеров;

— о понятии «дерево» и его структуре; — о понятии «файл» (при наличии оборудования); — о структуре файлового дерева (при наличии оборудования);

— о циклическом повторении действий;

— о действии как атрибуте класса объектов; — о системе координат, связанной с монитором.

Выпускник научится:

— использовать правила цитирования литературных произведений;

— приводить примеры информации разных видов и называть технические средства для работы с информацией каждого вида;

— находить пути в дереве от корня до указанной вершины;

— создавать небольшой графический или текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);

— запускать программы из меню Пуск (при наличии оборудования);

— записывать файл в личную папку с помощью учителя (при наличии оборудования);

— приводить примеры использования компьютера для решения различных задач;

— использовать простые циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;

— составлять и исполнять простые алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;

— приводить примеры различных алгоритмов с одним и тем же результатом;

— приводить примеры действий объектов указанного класса.

Выпускник получит возможность научиться:

— создавать графический или текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог;

— записывать файл в личную папку;

— использовать компьютер для решения различных задач;

— использовать циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;

— составлять и исполнять алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;

— приводить примеры различных алгоритмов с одним и тем же результатом;

— приводить примеры действий объектов указанного класса.

  1. Содержание учебного предмета


  1. Информационная картина мира

Виды информации

Текстовая, численная, графическая, звуковая информация. Технические средства передачи, хранения и обработки информации разного вида (телефон, радио, телевизор, компьютер, калькулятор, фотоаппарат). Сбор информации разного вида, необходимой для решения задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования. Достоверность полученной информации. Поиск и отбор нужной информации в учебниках энциклопедиях, справочниках, каталогах, предложенных учителем. Ценность информации для решения поставленной задачи.

Способы организации информации

Организация информации в виде дерева. Создание деревьев разной структуры вручную или с помощью компьютера (дерево деления понятий, дерево каталогов). Дерево решений. Запись дерева решений простых игр.

Содержание учебного предмета

  1. Компьютер — универсальная машина для обработки информации Фундаментальные знания о компьютере

Профессии компьютера. Программы обработки текстовой, графической и численной информации, создания мультимедийных презентаций и области их применения. Компьютеры и общество. Система координат, связанная с монитором. Координаты объекта на мониторе в символьном и графическом режиме. Гигиенические нормы работы на компьютере.

Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)

Запуск программ из меню «Пуск». Хранение информации на внешних носителях в виде файлов. Структура файлового дерева. Поиск пути к файлу в файловом дереве. Запись файлов в личный каталог. Создание текстовых и графических документов и сохранение их в виде файлов. Инструменты рисования (окружность, прямоугольник, карандаш, кисть, заливка).

  1. Алгоритмы и исполнители

Циклический алгоритм

Циклические процессы в природе и в деятельности человека. Повторение действий в алгоритме. Циклический алгоритм с послеусловием. Использование переменных в теле цикла. Алгоритмы упорядочивания по возрастанию или убыванию численной характеристики объектов. Создание и исполнение циклических алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью циклических алгоритмов.

Вспомогательный алгоритм

Основной и вспомогательный алгоритмы. Имя вспомогательного алгоритма. Обращение к вспомогательному алгоритму.

  1. Объекты и их свойства

Изменение значения свойств объекта

Действия, выполняемые объектом или над объектом. Действие как атрибут объекта. Действия объектов одного класса. Действия, изменяющие значения свойства объектов. Алгоритм, изменяющий свойства объекта, как динамическая информационная модель объекта. Разработка алгоритмов, изменяющих свойства объекта, для формальных исполнителей и человека.

5. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность Действия над файлами (создание, изменение, копирование, удаление). Права пользователя на изменение, удаление и копирование файла. Правила цитирования литературных источников.

  1. Тематическое планирование



п/п


Тема урока


Колво часов


Алгоритм с циклом


1

Алгоритм с ветвлением (повторение)

1

2

Алгоритм с циклом

1

3

Составление алгоритмов с циклом

1

4

Алгоритм упорядочивания объектов

1

5

Составление и исполнение алгоритмов с циклом

1

6

Составление и исполнение алгоритмов с циклом

1


Организация информации в виде дерева. Исполнитель алгоритмов Путешественник


7

Организация информации в виде дерева. Исполнитель алгоритмов Путешественник

1

8

Дерево деления объектов на подклассы

1

9

Файловое дерево

1


Вспомогательный алгоритм. Исполнители алгоритмов Чертежник и Художник


10

Вспомогательный алгоритм

1

11

Вспомогательный алгоритм с параметром

1

12

Исполнитель алгоритмов Художник

1

13

Составление и исполнение алгоритмов Художником

1

14

Составление и выполнение алгоритмов с циклом для Художника

1

15

Итоговое обобщение по материалу первого полугодия

1

16

Твои успехи

1


Виды информации. Обработка графической информации в графическом редакторе Paint


17

Виды информации. Обработка графической информации

1

18

Создание рисунков с помощью инструментов редактора Paint

1

19

Копирование фрагмента рисунка в редакторе Paint

1

20

Вставка рисунков из файла. Перемещение рисунков в редакторе Paint

1


Текстовая информация. Обработка информации в текстовом процессоре Word


21

Текстовая информация. Обработка текста на компьютере

1

22

Редактирование и форматирование текста в ТП MS Word

1

23

Дополнительные возможности текстового процессора

1

24

Обобщение темы «Обработка текстовой информации на компьютере

1


Численная информация. Вычисления на компьютере


25

Численная информация. Вычисления на компьютере

1

26

Двоичное кодирование чисел

1


Действия объекта. Действия над объектом


27

Действия объекта

1

28

Действия над объектом

1

29

Влияние действий на значение свойства объекта

1

30

Циклические процессы в природе и технике

1

31

Использование компьютеров в жизни общества

1

32

Итоговое обобщение по материалу второго полугодия

1

33

Твои успехи

1

34

Итоговое обобщение по курсу начальной школы. Настольная игра «Путешествие по Компьютерной Долине»

1