Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями приказ от 31.12.2015 г. № 1577), основной образовательной программой основного общего образования МОБУ «Сенькинская СОШ»», на основе: Информатика. Программы для основной школы: 5-6 классы,7-9 классы. Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.-3-е изд.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г.
Содержание реализуется с помощью учебника: Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – 7-е изд., стереотип.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2018.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты :
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
В результате изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе обучающийся научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ;
определять значение логического выражения;
строить таблицы истинности;
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.)
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
оперировать алгоритмическими конструкциями: «следование»,
«ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
понимать термины: «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.;
понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке; исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;
работать с формулами;
визуализировать соотношения между числовыми величинами;
осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
основам организации и функционирования компьютерных сетей;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
В результате изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе обучающийся получит возможность научиться:
определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
решать логические задачи с использованием таблиц истинности, путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
строить математическую модель задачи - выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в их цепочке, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
II. Содержание учебного предмета.
Тема 1. Математические основы информатики.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Тема 2. Основы алгоритмизации.
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Тема 3. Начала программирования.
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
Проект: «Языки программирования и их создатели».
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
| Математические основы информатики | 12 |
| Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность. Общие сведения о системах счисления. | 1 |
| Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Марийская система счисления. | 1 |
| Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | 1 |
| Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 1 |
| Представление целых и вещественных чисел | 1 |
| Множества и операции с ними. | 1 |
| Высказывание. Логические операции. | 1 |
| Построение таблиц истинности для логических выражений | 1 |
| Свойства логических операций | 1 |
| Решение логических задач. Составление задач с краеведческим содержанием. | 1 |
| Логические элементы | 1 |
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа №1. | 1 |
| Основы алгоритмизации | 11 |
| Анализ контрольной работы. Алгоритмы и исполнители. Примеры выполнения алгоритмов в повседневной жизни. | 1 |
| Способы записи алгоритмов | 1 |
| Объекты алгоритмов | 1 |
| Алгоритмическая конструкция следование | 1 |
| Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления | 1 |
| Неполная форма ветвления | 1 |
| Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | 1 |
| Цикл с заданным условием окончания работы | 1 |
| Цикл с заданным числом повторений | 1 |
| Алгоритмы управления | 1 |
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа | 1 |
| Начала программирования. | 10 |
| Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 |
| Организация ввода и вывода данных | 1 |
| Программирование линейных алгоритмов. Алгоритм численности населения республики. | 1 |
| Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | 1 |
| Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений | 1 |
| Программирование циклов с заданным условием продолжения работы | 1 |
| Программирование циклов с заданным условием окончания работы | 1 |
| Программирование циклов с заданным числом повторений | 1 |
| Различные варианты программирования циклического алгоритма | 1 |
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа. Составление задач с краеведческим содержанием. | 1 |
| Повторение | 1 |
| Повторение. | 1 |
| Итого | 34 |
IV. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Дата |
План | Факт | План | Факт |
| Математические основы информатики | 12 | | | |
| Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность. Общие сведения о системах счисления. | 1 | | | |
| Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Марийская система счисления. | 1 | | | |
| Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | 1 | | | |
| Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 1 | | | |
| Представление целых и вещественных чисел | 1 | | | |
| Множества и операции с ними. | 1 | | | |
| Высказывание. Логические операции. | 1 | | | |
| Построение таблиц истинности для логических выражений | 1 | | | |
| Свойства логических операций | 1 | | | |
| Решение логических задач. Составление задач с краеведческим содержанием. | 1 | | | |
| Логические элементы | 1 | | | |
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа №1. | 1 | | | |
| Основы алгоритмизации | 11 | | | |
| Анализ контрольной работы. Алгоритмы и исполнители. Примеры выполнения алгоритмов в повседневной жизни. | 1 | | | |
| Способы записи алгоритмов | 1 | | | |
| Объекты алгоритмов | 1 | | | |
| Алгоритмическая конструкция следование | 1 | | | |
| Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления | 1 | | | |
| Неполная форма ветвления | 1 | | | |
| Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | 1 | | | |
| Цикл с заданным условием окончания работы | 1 | | | |
| Цикл с заданным числом повторений | 1 | | | |
| Алгоритмы управления | 1 | | | |
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа | 1 | | | |
| Начала программирования. | 10 | | | |
| Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | | | |
| Организация ввода и вывода данных | 1 | | | |
| Программирование линейных алгоритмов. Алгоритм численности населения республики. | 1 | | | |
| Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | 1 | | | |
| Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений | 1 | | | |
| Программирование циклов с заданным условием продолжения работы | 1 | | | |
| Программирование циклов с заданным условием окончания работы | 1 | | | |
| Программирование циклов с заданным числом повторений | 1 | | | |
| Различные варианты программирования циклического алгоритма | 1 | | | |
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа. Составление задач с краеведческим содержанием. | 1 | | | |
| Повторение | 1 | | | |
| Повторение. | 1 | | | |
| Итого | 34 | | | |
11