Черемшанская средняя общеобразовательная школа имени Сергея Павлова
филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Тюменцевской средней
общеобразовательной школы Тюменцевского района Алтайского края
Принята на заседании педагогического совета «_____»_________20 г. | Утверждаю Директор школы__________(Т.Ф.Калужина) Приказ №____ от «____»_________20 г. |
Рабочая программа
по информатике
для 8 класса
Составитель: Рем Ирина Дмитриевна,
учитель информатики
с. Черемшанка
2020
Пояснительная записка
1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа составлена на основе:
Авторской программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. ,М.Н. Бородин– 2-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.
1.2. Общие цели учебного предмета
Цели:
освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира и составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях;
формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;
формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;
осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;
овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет информатика изучается с 7 класса по 9. Учебный план составляет 140 часов. В том числе в 8 классе 35 часов из расчета 1 час в неделю.
1.4. УМК.
УМК для учителя:
Программа | Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. ,М.Н. Бородин– 2-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. |
Учебник | Семакин И. Г. ,Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 |
Рабочая тетрадь | Информатика и ИКТ: задачник – практикум в 2-х т. /Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннрера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 |
Методическое пособие | Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 |
Содержание УМК для учащихся
Учебник | Семакин И. Г. ,Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 |
Планируемые результаты образования.
Личностные образовательные результаты:
п риобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и
управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера; организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.
Метапредметные образовательные результаты:
получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную
безопасность;
владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.; умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов; умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий; в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в учебном процессе, трудовой деятельности; в сфере коммуникативной деятельности:
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
в сфере трудовой деятельности:
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
рациональное использование технических средств информационных технологий для решения задач учебного процесса (компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
приближенное определение пропускной способности используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;
создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений.
в сфере эстетической деятельности:
знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания.
в сфере охраны здоровья:
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Предметные результаты, формирующиеся при изучении курса «Информатика» согласно требованиям ФГОС.
1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
Формирование информационной и алгоритмической культуры.
Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.
Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства.
Формирование представления о понятии информации и ее свойствах.
Формирование представления о понятии алгоритма и его свойствах.
Формирование представления о понятии модели и ее свойствах.
3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.
Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя.
Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.
Формирование знаний о логических значениях и операциях.
Знакомство с одним из языков программирования.
Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета, курса.
№ | Наименование темы (раздела) программы | Краткая характеристика содержания предмета |
1 | Передача информации в компьютерных сетях. | | Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. |
2 | Информационное моделирование. | | Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. |
3 | Хранение и обработка информации в базах данных. | | Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Си-стемы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете). |
4 | Табличные вычисления на компьютере. | Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. |
4.Тематическое поурочное планирование.
№ п/п | Название разделов и тем уроков | Кол-во часов |
Передача информации в компьютерных сетях (8 часов). |
1 | Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. | 1 |
2 | Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. | 1 |
3 | Электронная почта, телеконференция, обмен файлами. Работа с электронной почтой. Лабораторная работа «Работа с электронной почтой». | 1 |
4 | Интернет. Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете. | 1 |
5 | Работа с WWW: использование URL – адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем. Практическая работа «Поиск информации в Интернете». | 1 |
6 | Создание простейшей Web – страницы с использованием текстового редактора. Практическая работа «Создание простейшей Web – страницы с использованием текстового редактора». | 1 |
7 | Практическая работа «Архивирование и разархивирование файлов с использованием программы-архиватора». | 1 |
8 | Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях». | 1 |
Информационное моделирование (4 часа). |
9 | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели. | 1 |
10 | Табличные модели. Практическая работа «Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора MicrosoftWord». | 1 |
11 | Информационное моделирование на компьютере. Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью. Лабораторная работа «Информационное моделирование на компьютере». | 1 |
12 | Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование» | 1 |
Хранение и обработка информации в базах данных (10 часов). |
13 | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных. | 1 |
14 | Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. Лабораторная работа «Знакомство с СУБД Access» | 1 |
15 | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. Практическая работа «Проектирование однотабличной базы данных». | 1 |
16 | Условия поиска информации, простые логические выражения. Лабораторная работа «Поиск информации в БД». | 1 |
17 | Формирование простых запросов к готовой базе данных. | 1 |
18 | Логические операции. Сложные условия поиска. | 1 |
19 | Практическая работа «Формирование сложных запросов к готовой базе данных». | 1 |
20 | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки. Лабораторная работа «Сортировка, удаление и добавление записей в БД». | 1 |
21 | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение. | 1 |
22 | Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». | 1 |
Табличные вычисления на компьютере (10 часов). |
23 | Системы счисления. Двоичная система счисления. | 1 |
24 | Представление чисел в памяти компьютера. | 1 |
25 | Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблицы. | 1 |
26 | Лабораторная работа «Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование». | 1 |
27 | Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы. | 1 |
28 | Лабораторная работа «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц». | |
29 | Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени. | 1 |
30 | Лабораторная работа «Использование абсолютной адресации и функции времени». | 1 |
31 | Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. Лабораторная работа «Работа с диаграммами». | 1 |
32 | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели. | 1 |
33 | Практическая работа «Использование условных и логических функций при решении задач. Построение графиков и диаграмм». | 1 |
34 | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере». | 1 |
35 | Итоговый тест по курсу 8 класса. | 1 |
Лист внесения изменений
№ п/п | Дата | Характер изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменения |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |