СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений для начальной школы «Планета знаний»

под редакцией И.А.Петровой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса»

МБОУ Татарско – Сайманская СШ

Утверждаю

Директор школы _____Думбалова Р.Т.

Приказ № ___от______2017г.









Рабочая программа

по изобразительному искусству для 2 класса


срок реализации 2017 -2018 учебный год





Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений для начальной школы «Планета знаний»

под редакцией И.А.Петровой






Разработчик программы: Яфясова А.К.

Учитель начальных классов первой квалификационной категории








Рассмотрена на заседании ТМГ Согласована Учителей начальных классов Зам.директора по УВР

Протокол №1 от ______2017г. _________Иванова Н.Ш.

Руководитель _________Шамшетдинова Р.Р. ________________2017г.




1. Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе документов:


  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ч.7 ст.28; ст.30; п.5 ч.3

ст.47; п.1 ч.1 ст.48)


  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);


  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;


  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»


  • Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189); Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2..2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в образовательных организациях»;


  • Приказа Минобрнауки РФ № 459 от 21 апреля 2016 года «О внесении изменений федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»


  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа; 2 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: примерная основная образовательная программа: (сборник),-


М:АСТ: Астрель, 2011.-479, (1)с.


  • учебного плана МБОУ Татарско-Сайманской СШ

  • Основной образовательной программы МБОУ Татарско-Сайманской СШ


Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.


  • Сокольникова Н. М., Ломов С.П. «Изобразительное искусство 2 класс» - учебник - Москва: АСТ. Астрель, 2012 г.,


  • Сокольникова Н. М., Ломов С.П. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное


искусство». 2 класс Москва: АСТ. Астрель, 2016г.,


  • - Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство 2 класс»: программа, методические рекомендации для учителя поурочные разработки .Москва: АСТ. Астрель, 2012 г.


Технические средства обучения

  • Персональный компьютер


  • Мультимедийный проектор

  • Мультимедийные (образовательные) ресурсы


Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/,


planetaznaniy.astrel.ru


Образовательный ресурс «Начальная школа» http://interneturok.ru/http://www.nachalka.com/http://www.zankov.ru


2. Содержание учебного предмета.


Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка. Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства. В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Внутри каждой из структурных линий изучаются основы художественного языка на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом осуществляется связь художественного творчества с окружающей жизнью. Раздел «Мир изобразительного искусства» включает изучение видов и жанров, художественного языка в процессе бесед об искусстве, индивидуального и коллективного художественного творчества. Учащиеся знакомятся с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством известных художников, их манерой работы и высказываниями об искусстве. Эта деятельность направлена на духовно-нравственное развитие детей и освоение средств художественной выразительности. Через творчество мастеров ребёнок постигает жизненно важные для него ценности, запечатлённые в шедеврах искусства. Раздел программы «Мир народного искусства» знакомит с ведущими традиционными народными художественными народными промыслами (Каргополь, Скопин, Полхов- Майдан, Мезень, Северная Двина). Особое внимание обращается на изучение способов изготовления, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства. В разделе программы «Мир декоративного искусства» дети изучают традиционные знаки и символы орнаментов, композиционные схемы размещения орнаментов — ленточный, замкнутый (квадрат, прямоугольник, круг), основные виды орнамента по характеру мотивов (геометрический, растительный). Знакомство с декоративным искусством, его видами (художественные стекло, керамика, камень, металл, ткачество, кожа и др.) осуществляется с 1 по 4 классы. Учащиеся на доступном уровне осваивают такие техники, как витраж, мозаика, гобелен, лоскутное шитьё и др. В каждом классе изучают «Азбуку декора». Дети осваивают различные способы декорирования поверхности (печать разнообразными материалами, монотипия, набрызг, коллаж, орнаментирование и др.), особенности размещения декора на раз личных формах. Учащиеся 1–4 классов изучают и создают орнаментальные и сюжетные, плоскостные и объёмные композиции, эскизы оформления ковров, платков, посуды, украшают декором изделия. Богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы используется для стилизации. Овладевая приёмами декорирования поверхности, художественной обработки ткани, кожи, меха, войлока, пластика, природных и других материалов, имитируя технологии мозаики, витража, гобелена, батика, младшие школьники учатся находить характерные особенности видового образа, осваивать выразительные средства и образно - сюжетное содержание изделий художников декоративно- прикладного искусства. Раздел программы «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся выполняют ряд практических заданий по проектированию и моделированию объектов архитектуры и дизайна на основе животных, растительных, геометрических и любых причудливых форм. Наряду с уроком как основной формой организации учебного процесса рекомендуется проводить экскурсии в художественные

  • краеведческие музеи; использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям. Кроме этого, для успешного прохождения программы важно реализовывать межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и тела), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).


Данная программа предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой по изобразительному искусству, включающей разнообразную проектную деятельность. Учитель использует в своей практике технологии, методы и формы работы, предусмотренные новыми стандартами обучения: исследовательские, творческие, методы проектной деятельности; парные, групповые


  • индивидуальные формы организации деятельности. Беседы на уроках изобразительного искусства сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций картин, фотографий, слайдов, видеофильмов, литературных и музыкальных произведений, схем, рисунков педагога и учащихся). Используются на уроках Цифровые образовательные ресурсы: видео и аудиоаппаратура, компьютер, пользование Интернетом, мультимедиа-проектор и наглядные пособия. На уроках изобразительного искусства особая роль отводится показу видеофильмов и презентаций. Это позволяет учащимся окунуться в обстановку, творческую атмосферу художественных мастерских, увидеть, какими материалами работают художники, какую технику, приёмы используют. Методика показа фильмов разнообразна. Это могут быть фрагменты, более продолжительные просмотры, показ в сопровождении медитативной музыки. На уроках применяется исследовательский метод. Включение в содержание занятий изобразительным искусством проблемного изложения, использование проблемных ситуаций создаёт очень хорошие условия для развития творчества. Например, превратить кляксу на бумаге в какие-нибудь образы (фантастическое существо, рыбку, бабочку


  • т.д.), кусочек бумаги в крону дерева или цветочную клумбу, составить из геометрических фигур архитектурное сооружение. К наиболее сложным проблемным задачам относятся задачи, направленные на формирование умения находить оригинальное композиционное решение, выразительности образа, способов передачи движения. На уроках широко использую игровые технологии. Игра для младших школьников - естественная форма познавательной деятельности. Художественно-дидактические игры и упражнения использую в начале урока, для объяснения нового, для закрепления (стихи-загадки, ребусы, кроссворды). Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, метод проекта. Коллективные формы работы и проектная деятельность могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества


  • уверенность в своих силах. Каждая большая тема заканчивается итоговым уроком – это, как правило, нетрадиционные уроки: урок-путешествие, урок-праздник, урок-диспут, интегрированный урок. Необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей.





«Живопись. В мастерской художника-живописца» (9 ч.)Что может кисть. Гуашь.


Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Акварель. Тёплый цвет. Небо на закате. Холодный цвет. Облака. Зимнее окно. Краски и настроение.


«Графика. В мастерской художника-графика» (6 ч.). Выразительные средства графики.


Ветвистое дерево. Что может карандаш. Тушь и перо. Нарядные ёлочки. Кувшин и яблоко. Осенний листок. Сказочное окошко.

«Скульптура. В мастерской художника-скульптора» (3 ч.).Лепка декоративной чаши. Лепка рельефа «Птичка». Котик и медвежонок.


«Мир народного и декоративного искусства» (11ч).


«Декоративное искусство. Декор вокруг нас» (6ч.). Декоративное рисование. Грибы и ёлочки. Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. Монотипия. Бабочка. «Волшебные ладошки». Печать предметами. Печать осенними листьями. Декоративные эффекты. Рисуем солью. Коллаж. Грибы. Аппликация из листьев «Лесные человечки». Декоративная бумага для подарков. Декоративные ракушки. Коллаж «Море».


«Народное искусство» (5 ч.). Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Птица сирин. Пермогорские узоры. Борецкая роспись. Прялки. Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Кар-гопольская игрушка. Полкан. Тетёрки. Птица счастья.


«Мир архитектуры и дизайна» (5ч)

«Форма и цвет в дизайне и архитектуре».Дизайн и архитектура.


Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Пирамиды. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. Конусы. Петушок. Весёлая мышка. Цилиндры. Весёлые зверята. Гусеничка. Подарочная упаковка.




3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:


ЛИЧНОСТНЫЕ


У учащихся будут сформированы:


  • положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;


  • осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;


  • внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;


  • эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.


Учащиеся получат возможность для формирования:


  • чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;


  • понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;


  • положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;


  • интереса к посещению художественных музеев, выставок;


  • представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.


ПРЕДМЕТНЫЕ


Учащиеся научатся:


  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

  • составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;


  • определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);


  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;


  • использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);


  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.


Учащиеся получат возможность научиться:


  • называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);

  • учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;


  • правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы


(акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);


  • изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;


  • выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;


  • понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;


  • выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;

  • подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


Регулятивные


Учащиеся научатся:

  • понимать цель выполняемых действий,

  • понимать важность планирования работы;

  • выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;


  • осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;


  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;

  • осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

  • решать творческую задачу, используя известные средства;


Учащиеся получат возможность научиться:

  • продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

  • объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

  • различать и соотносить замысел и результат работы;


  • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).


Познавательные

Учащиеся научатся:


  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;


  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

  • характеризовать персонажей произведения искусства;

  • группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

  • конструировать объекты дизайна.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;


  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;


  • сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.



Коммуникативные


Учащиеся научатся:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

  • уметь слышать, точно реагировать на реплики;

  • учитывать мнения других в совместной работе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;


  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).


Учащиеся получат возможность научиться:


  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;


  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;


  • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.

Тематическое планирование

п/п

Дата

Название раздела, тема урока

Количество часов

примерная

фактическая




Живопись

9

1



Учимся у мастеров – живописцев.Основы цветоведения

1

2



В мастерской художника-живописца. В мастерской юного живописца.

1

3



Что может кисть.Гуашь

1

4



Учимся у мастеров.Школа живописи. Рисование сказки «Гуси-лебеди».

1

5



Акварель.Учимся у мастеров.Тёплый цвет.

1

6



Учимся у мастеров. Холодный цвет.

1

7



Школа живописи. Краски неба. Облака.Небо на закате.

1

8



Школа живописи. Зимнее окно. (гуашь)

1

9



Школа живописи. Краски и настроение. Радость.

1




Графика

6

10



В мастерской художника-графика. В твоей мастерской.Выразительные средства графики.

1

11



Учимся у мастеров.Что может карандаш.

1

12



Тушь и перо. Разные штрихи.

1

13



Школа графики. Ветвистое дерево.

1

14



Школа живописи и графики. Осенний листок. (живопись и графика)

1

15





Школа графики. Нарядные ёлочки (выполнение штриховки). Кувшин и яблоко (перо и тушь)

1




Скульптура

3

16



В мастерской художника-скульптора. В твоей мастерской.

1

17



Учимся у мастеров. Школа лепки. «Чаша» щипковым методом. «Чаша» по шаблону

1

18



Твои творческие достижения.«Птичка» (пластилин). «Котик», «Межвежонок» (солёное тесто)

1




Декоротивное искусство. Декоративное рисование.

1

19



Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент.

1




Монотипия

1

20



Школа декора. Печать предметами. Печать листьями.

1




Декоративные эффекты

1

21



Рисуем кляксами. Рисуем солью

1




Коллаж

3

22



Коллаж «Грибы».

1

23



Аппликация из осенних листьев. Аппликация из листьев «Лесные человечки»

1

24



Твои творческие достижения

1




Народное искусство.Росписи Северной Двины

2

25



Пермогорская роспись. «Птица Сирин»Школа народного искусства «Цветок»

1

26



Мезенская роспись. Прялки. Школа народного искусства.

1




Каргопольская игрушка

3

27



Школа народного искусства. Каргопольские узоры.Глиняные игрушки.

1

28



Школа народного искусства. «Тетёрки»

1

29



Школа народного искусства «Птица Счастья».Твои творческие достижения.

1




Мир дизайна и архитектуры.Призмы.

1

30



Школа дизайна. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей

1




Пирамиды.

1

31



Школа дизайна. Конструируем упаковку. Игрушки-пирамидки.

1




Конусы.

1

32



Школа дизайна. «Петушок», «Весёлая мышка», «Волшебные цветы»

1




Цилиндры.

2

33



Школа дизайна. «Весёлые зверята», «Гусеничка»

1

34



Твои творческие достижения

1















Лист корректировки рабочей программы.


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту