МБОУ Татарско – Сайманская СШ
Утверждаю
Директор школы _____Думбалова Р.Т.
Приказ № ___от______2017г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству для 2 класса
срок реализации 2017 -2018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений для начальной школы «Планета знаний»
под редакцией И.А.Петровой
Разработчик программы: Яфясова А.К.
Учитель начальных классов первой квалификационной категории
Рассмотрена на заседании ТМГ Согласована Учителей начальных классов Зам.директора по УВР
Протокол №1 от ______2017г. _________Иванова Н.Ш.
Руководитель _________Шамшетдинова Р.Р. ________________2017г.
1. Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе документов:
ст.47; п.1 ч.1 ст.48)
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189); Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2..2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в образовательных организациях»;
Приказа Минобрнауки РФ № 459 от 21 апреля 2016 года «О внесении изменений федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа; 2 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: примерная основная образовательная программа: (сборник),-
М:АСТ: Астрель, 2011.-479, (1)с.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
Сокольникова Н. М., Ломов С.П. «Изобразительное искусство 2 класс» - учебник - Москва: АСТ. Астрель, 2012 г.,
искусство». 2 класс Москва: АСТ. Астрель, 2016г.,
Технические средства обучения
Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/,
planetaznaniy.astrel.ru
Образовательный ресурс «Начальная школа» http://interneturok.ru/http://www.nachalka.com/http://www.zankov.ru
![]()
2. Содержание учебного предмета.
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка. Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства. В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Внутри каждой из структурных линий изучаются основы художественного языка на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом осуществляется связь художественного творчества с окружающей жизнью. Раздел «Мир изобразительного искусства» включает изучение видов и жанров, художественного языка в процессе бесед об искусстве, индивидуального и коллективного художественного творчества. Учащиеся знакомятся с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством известных художников, их манерой работы и высказываниями об искусстве. Эта деятельность направлена на духовно-нравственное развитие детей и освоение средств художественной выразительности. Через творчество мастеров ребёнок постигает жизненно важные для него ценности, запечатлённые в шедеврах искусства. Раздел программы «Мир народного искусства» знакомит с ведущими традиционными народными художественными народными промыслами (Каргополь, Скопин, Полхов- Майдан, Мезень, Северная Двина). Особое внимание обращается на изучение способов изготовления, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства. В разделе программы «Мир декоративного искусства» дети изучают традиционные знаки и символы орнаментов, композиционные схемы размещения орнаментов — ленточный, замкнутый (квадрат, прямоугольник, круг), основные виды орнамента по характеру мотивов (геометрический, растительный). Знакомство с декоративным искусством, его видами (художественные стекло, керамика, камень, металл, ткачество, кожа и др.) осуществляется с 1 по 4 классы. Учащиеся на доступном уровне осваивают такие техники, как витраж, мозаика, гобелен, лоскутное шитьё и др. В каждом классе изучают «Азбуку декора». Дети осваивают различные способы декорирования поверхности (печать разнообразными материалами, монотипия, набрызг, коллаж, орнаментирование и др.), особенности размещения декора на раз личных формах. Учащиеся 1–4 классов изучают и создают орнаментальные и сюжетные, плоскостные и объёмные композиции, эскизы оформления ковров, платков, посуды, украшают декором изделия. Богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы используется для стилизации. Овладевая приёмами декорирования поверхности, художественной обработки ткани, кожи, меха, войлока, пластика, природных и других материалов, имитируя технологии мозаики, витража, гобелена, батика, младшие школьники учатся находить характерные особенности видового образа, осваивать выразительные средства и образно - сюжетное содержание изделий художников декоративно- прикладного искусства. Раздел программы «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся выполняют ряд практических заданий по проектированию и моделированию объектов архитектуры и дизайна на основе животных, растительных, геометрических и любых причудливых форм. Наряду с уроком как основной формой организации учебного процесса рекомендуется проводить экскурсии в художественные
краеведческие музеи; использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям. Кроме этого, для успешного прохождения программы важно реализовывать межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и тела), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Данная программа предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой по изобразительному искусству, включающей разнообразную проектную деятельность. Учитель использует в своей практике технологии, методы и формы работы, предусмотренные новыми стандартами обучения: исследовательские, творческие, методы проектной деятельности; парные, групповые
индивидуальные формы организации деятельности. Беседы на уроках изобразительного искусства сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций картин, фотографий, слайдов, видеофильмов, литературных и музыкальных произведений, схем, рисунков педагога и учащихся). Используются на уроках Цифровые образовательные ресурсы: видео и аудиоаппаратура, компьютер, пользование Интернетом, мультимедиа-проектор и наглядные пособия. На уроках изобразительного искусства особая роль отводится показу видеофильмов и презентаций. Это позволяет учащимся окунуться в обстановку, творческую атмосферу художественных мастерских, увидеть, какими материалами работают художники, какую технику, приёмы используют. Методика показа фильмов разнообразна. Это могут быть фрагменты, более продолжительные просмотры, показ в сопровождении медитативной музыки. На уроках применяется исследовательский метод. Включение в содержание занятий изобразительным искусством проблемного изложения, использование проблемных ситуаций создаёт очень хорошие условия для развития творчества. Например, превратить кляксу на бумаге в какие-нибудь образы (фантастическое существо, рыбку, бабочку
т.д.), кусочек бумаги в крону дерева или цветочную клумбу, составить из геометрических фигур архитектурное сооружение. К наиболее сложным проблемным задачам относятся задачи, направленные на формирование умения находить оригинальное композиционное решение, выразительности образа, способов передачи движения. На уроках широко использую игровые технологии. Игра для младших школьников - естественная форма познавательной деятельности. Художественно-дидактические игры и упражнения использую в начале урока, для объяснения нового, для закрепления (стихи-загадки, ребусы, кроссворды). Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, метод проекта. Коллективные формы работы и проектная деятельность могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества
уверенность в своих силах. Каждая большая тема заканчивается итоговым уроком – это, как правило, нетрадиционные уроки: урок-путешествие, урок-праздник, урок-диспут, интегрированный урок. Необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей.
«Живопись. В мастерской художника-живописца» (9 ч.)Что может кисть. Гуашь.
Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Акварель. Тёплый цвет. Небо на закате. Холодный цвет. Облака. Зимнее окно. Краски и настроение.
«Графика. В мастерской художника-графика» (6 ч.). Выразительные средства графики.
Ветвистое дерево. Что может карандаш. Тушь и перо. Нарядные ёлочки. Кувшин и яблоко. Осенний листок. Сказочное окошко.
«Скульптура. В мастерской художника-скульптора» (3 ч.).Лепка декоративной чаши. Лепка рельефа «Птичка». Котик и медвежонок.
«Мир народного и декоративного искусства» (11ч).
«Декоративное искусство. Декор вокруг нас» (6ч.). Декоративное рисование. Грибы и ёлочки. Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. Монотипия. Бабочка. «Волшебные ладошки». Печать предметами. Печать осенними листьями. Декоративные эффекты. Рисуем солью. Коллаж. Грибы. Аппликация из листьев «Лесные человечки». Декоративная бумага для подарков. Декоративные ракушки. Коллаж «Море».
«Народное искусство» (5 ч.). Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Птица сирин. Пермогорские узоры. Борецкая роспись. Прялки. Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Кар-гопольская игрушка. Полкан. Тетёрки. Птица счастья.
«Мир архитектуры и дизайна» (5ч)
«Форма и цвет в дизайне и архитектуре».Дизайн и архитектура.
Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Пирамиды. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. Конусы. Петушок. Весёлая мышка. Цилиндры. Весёлые зверята. Гусеничка. Подарочная упаковка.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
Учащиеся получат возможность для формирования:
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
Учащиеся получат возможность научиться:
называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
(акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать цель выполняемых действий,
понимать важность планирования работы;
выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
различать и соотносить замысел и результат работы;
Познавательные
Учащиеся научатся:
различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства;
группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
учитывать мнения других в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
Учащиеся получат возможность научиться:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
Тематическое планирование
№п/п | Дата | Название раздела, тема урока | Количество часов |
примерная | фактическая |
| | | Живопись | 9 |
1 | | | Учимся у мастеров – живописцев.Основы цветоведения | 1 |
2 | | | В мастерской художника-живописца. В мастерской юного живописца. | 1 |
3 | | | Что может кисть.Гуашь | 1 |
4 | | | Учимся у мастеров.Школа живописи. Рисование сказки «Гуси-лебеди». | 1 |
5 | | | Акварель.Учимся у мастеров.Тёплый цвет. | 1 |
6 | | | Учимся у мастеров. Холодный цвет. | 1 |
7 | | | Школа живописи. Краски неба. Облака.Небо на закате. | 1 |
8 | | | Школа живописи. Зимнее окно. (гуашь) | 1 |
9 | | | Школа живописи. Краски и настроение. Радость. | 1 |
| | | Графика | 6 |
10 | | | В мастерской художника-графика. В твоей мастерской.Выразительные средства графики. | 1 |
11 | | | Учимся у мастеров.Что может карандаш. | 1 |
12 | | | Тушь и перо. Разные штрихи. | 1 |
13 | | | Школа графики. Ветвистое дерево. | 1 |
14 | | | Школа живописи и графики. Осенний листок. (живопись и графика) | 1 |
15 | | | Школа графики. Нарядные ёлочки (выполнение штриховки). Кувшин и яблоко (перо и тушь) | 1 |
| | | Скульптура | 3 |
16 | | | В мастерской художника-скульптора. В твоей мастерской. | 1 |
17 | | | Учимся у мастеров. Школа лепки. «Чаша» щипковым методом. «Чаша» по шаблону | 1 |
18 | | | Твои творческие достижения.«Птичка» (пластилин). «Котик», «Межвежонок» (солёное тесто) | 1 |
| | | Декоротивное искусство. Декоративное рисование. | 1 |
19 | | | Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. | 1 |
| | | Монотипия | 1 |
20 | | | Школа декора. Печать предметами. Печать листьями. | 1 |
| | | Декоративные эффекты | 1 |
21 | | | Рисуем кляксами. Рисуем солью | 1 |
| | | Коллаж | 3 |
22 | | | Коллаж «Грибы». | 1 |
23 | | | Аппликация из осенних листьев. Аппликация из листьев «Лесные человечки» | 1 |
24 | | | Твои творческие достижения | 1 |
| | | Народное искусство.Росписи Северной Двины | 2 |
25 | | | Пермогорская роспись. «Птица Сирин»Школа народного искусства «Цветок» | 1 |
26 | | | Мезенская роспись. Прялки. Школа народного искусства. | 1 |
| | | Каргопольская игрушка | 3 |
27 | | | Школа народного искусства. Каргопольские узоры.Глиняные игрушки. | 1 |
28 | | | Школа народного искусства. «Тетёрки» | 1 |
29 | | | Школа народного искусства «Птица Счастья».Твои творческие достижения. | 1 |
| | | Мир дизайна и архитектуры.Призмы. | 1 |
30 | | | Школа дизайна. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей | 1 |
| | | Пирамиды. | 1 |
31 | | | Школа дизайна. Конструируем упаковку. Игрушки-пирамидки. | 1 |
| | | Конусы. | 1 |
32 | | | Школа дизайна. «Петушок», «Весёлая мышка», «Волшебные цветы» | 1 |
| | | Цилиндры. | 2 |
33 | | | Школа дизайна. «Весёлые зверята», «Гусеничка» | 1 |
34 | | | Твои творческие достижения | 1 |
Лист корректировки рабочей программы.
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |