СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии в 8-9 классах

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии в 8-9 классах»

Аннотация к рабочей программе по химии (8- 9 класс ФГОС)


  1. Полное наименование программы

Программа курса химии для 8- 9 класса ФГОС.


2. Нормативная основа разработки программы

Рабочая программа по химии построена на основе Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2013 №273-ФЗ; Фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897; «Примерной основной программы основного общего образования» от 8 апреля 2015 №1/15; Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2017-2018 учебный год.


3. Количество часов для реализации программы

Программа по химии 8 класс предусматривает обучение химии в объеме 2 часа в неделю (68 часов), 9 класс 2 часа в неделю (68 часов)


4. Цель реализации программы

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).


5. Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения химии

Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

● Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

● Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

● Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

● Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

● Проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • Признавать право каждого на собственное мнение;

  • Уметь слушать и слышать другое мнение;

  • Уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

  • Уметь реализовывать теоретические познания на практике;


Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

  • Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.

  • Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

  • Планировать ресурсы для достижения цели.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.

  • Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.

  • Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.

  • Вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию .

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

  • Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

  • Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

  • Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  • способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.


Предметные результаты обучения

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.


6. Используемые технологии

1. Обучение на основе проблемных ситуаций

2. Проектная деятельность

3. Уровневая дифференциация

4. Информационно-коммуникационные.

5. Теория активизации познавательной деятельности.


7. Ведущие формы организации деятельности

1. Индивидуальная работа

2. Работа в парах.

3. Групповая работа.


8. Межпредметные связи учебного предмета, курса

Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.


9. Методы и формы оценки результатов освоения.

Устный опрос, практические работы, проверочные работы, тестовые работы, контрольная работа.


10. Используемые учебники и пособия:

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа;

2. Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.

3. Габриелян О.С. Химия: 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.

3. Габриелян О.С. Изучаем химию в 8 кл.: дидактические материалы / О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова. – М.: Блик плюс

4. Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М. : Дрофа;

5. Габриелян О.С., Вискобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа;

6. Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.


































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения:

1 . Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

2. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные результаты освоения:

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты 8 класс

Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

  • различать химические и физические явления;

  • называть химические элементы;

  • определять состав веществ по их формулам;

  • определять валентность атома элемента в соединениях;

  • определять тип химических реакций;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  • составлять формулы бинарных соединений;

  • составлять уравнения химических реакций;

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

  • раскрывать смысл закона Авогадро;

  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»

  • раскрывать смысл понятия «раствор»;

  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

  • раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

  • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;

  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

  • определять степень окисления атома элемента в соединении;

  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

  • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;

  • определять окислитель и восстановитель;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

9 класс

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • характеризовать физические и химические свойства воды;

  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

  • классифицировать химические реакции по различным признакам


Выпускник получит возможность научиться:

8 класс

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

9 класс

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

Содержание учебного предмета

8 класс

Введение (6 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практические работы. 1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

ТЕМА 1. Атомы химических элементов (10 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

ТЕМА 2. Простые вещества (7 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

ТЕМА 3 Соединения химических элементов (14 ч)

Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.

Бинарные соединения неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. их состав и названия. Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле, составление формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств вещества от строения. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси.

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Практические работы. 1. Очистка загрязненной поваренной соли. 2. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.


ТЕМА 4. Изменения, происходящие с веществами (12ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами.

Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Условия протекания реакций обмена, замещения. Реакции нейтрализации. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества. Практические работы. 1. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. 2. Признаки протекания химических реакций.


ТЕМА 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (19 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. Практические работы. 1. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 2. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»


9 класс

Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева (11 ч)

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации.

Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.

Металлы (19 ч.)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 .

Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации.

Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.

Практические работы.

1. Осуществление цепочки химических превращений. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.

Неметаллы (29 ч.)

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода.

Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов.

Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства.

Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера.

Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот.

Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).

Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор.

Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод.

Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний.

Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации.

Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Практические работы

1.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» 2.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». 3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода». 4. Получение, собирание и распознавание газов.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы ( 9 ч.)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.

Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.





Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

8 класс

Тема.

Содержание.

Характеристика видов деятельности учащихся.

Введение (6 ч)

Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент.

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.


Различают предметы изучения естественных наук Описание и сравнение веществ.

Классификация веществ. Описание форм существования химических элементов.

Физические и химические явления. Роль химии в нашей жизни.


Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии

Закрепляют понятия из предыдущего урока. Определения понятий «химические явления» и «физические явления». Объяснение сущности химических явлений. Составление плана текста.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки элементов.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий

Определения понятий «хим.знак», «коэффициент», «индекс».

Описание ПСХЭ. Д.И.Менделеева.

Описание положения элементов в П.С. Использования знакового моделирования.

Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная масса.

Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы.

Определения понятий «химическая формула», «относительная атомная и молекулярная массы». Вычисление относительной молекулярной массы вещества

Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Практическая работа

Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. Выполнение простейших приемов обращения с лабораторным оборудованием штативом, со спиртовкой.

Массовая доля элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ.

Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Определение понятия «массовая доля элемента».Вычисление массовой доли элементов в химических элементах.

ТЕМА 1. Атомы химических элементов (10 часов)

Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы.

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента

Определения понятий «протон», «нейтрон», «электрон», «изотоп». Моделировать строение атома. Описывать состав элемента

Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).


Определения понятий «электронный слой», «энергетический уровень». Составление схем распределения электронов по электронным слоям в электронной оболочке.

Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах

Объяснение изменения химических элементов в П.С. в периодах и группах Составление характеристики химических элементов в П.С. Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер.

Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Описывать и характеризовать структуру таблицы

Строение молекул. Ионная связь

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Определения понятий «ионная связь», «ионы».

Составление схем образования ионной связи. Использования знакового моделирования Определения типа химической связи по формуле.

Ковалентная неполярная связь

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы

Определения понятий «Ковалентная неполярная связь»,составление схем образования ковалентно- неполярной связь связи. Использования знакового моделирования. Определения типа химической связи по формуле.

Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная полярная связь

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Определения понятий «ковалентная полярная связь», «электроотрицательность», «валентность».Составление схем образования Ковалентной полярной связи. Использования знакового моделирования.Определения типа химической связи по формуле.

Металлическая связь

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов.

Определение понятия «металлическая связь». Составление схем образования металлической связи.

Определения типа химической связи по формуле.

Использования знакового моделирования.

Определения типа химической связи по формуле. Установление причинно-следственных связей.

Систематизация знаний по теме « Атомы химических элементов».


Выполняют тестовую работу, анализируют результаты

ТЕМА 2. Простые вещества ( 7 часов)

Простые вещества – металлы.

Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Определение понятий «металлы», «пластичность», «тепло- и электропроводимость»

Описание положения металлов в П.С.

Характеристика общих физических свойств.

Простые вещества – неметаллы, их сравнение с металлами. Аллотропия.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия.

Определения понятий «неметаллы», «аллотропия», «аллотропные видоизменения».

Моль – единица количества вещества.. Молярная масса.


Определяют понятия «моль», «количество вещества», «молярная масса». Работают с текстом учебника

Решение расчётных задач на нахождение количества вещества.


Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса».

Закон Авогадро. Молярный объем газообразных веществ.


Определяют понятия «молярный объем газов», «нормальные условия», « постоянная Авогадро».

Решение задач с использованием понятий «постоянная Авогадро», «молярный объем газов».


Расчеты с использованием понятий «молярный объем газов», «постоянная Авогадро». Работа с дополнительной литературой

Систематизация знаний по теме « Простые вещества».


Выполняют самостоятельную работу. Обсуждают результаты работы

ТЕМА 3. Соединения химических элементов ( 14 часов)

Степень окисления. Валентность. Основы номенклатуры бинарных соединений.

Составление формул бинарных соединений, Определение степени окисления элементов по химической формуле,

Определяют понятия «степень окисления», «валентность». Сравнивают валентность и степень окисления

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов

Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.

Классифицировать изучаемые вещества по составу. Определение понятия «оксиды». Определение валентности и степени окисления.

Составление формул

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция.

Определение понятия «основания», щелочи», «индикатор». Определение валентности и степени окисления.

Составление формул и названия.

Использования таблицы растворимости для определения растворимых оснований.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная

Определение понятия «кислоты», «кислотная среда, щелочная и нейтральная среда».

Определение валентности и степени

окисления. Составление формул и названия.

Использования таблицы растворимости для определения растворимости кислот

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей

Определение понятия «соли». Определение валентности и степени окисления.

Составление формул и названия.

Использования таблицы растворимости для определения растворимых солей

Основные классы неорганических веществ.

Оксиды, кислоты, основания

Классификация сложных неорганических веществ. Сравнение веществ: оксидов, оснований, кислот, солей. Выполняют самостоятельную работу

Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Аморфные и кристаллические вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения

Определения основных понятий: кристаллическая решетка и ее типы: АКР, МКР, МеКР и ИКР. Работа с текстом учебника, составление таблицы.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Примеры жидких, твердых и газообразных смесей

Определения понятий « смеси», «выпаривание, фильтрование, кристаллизация, возгонка вещества». Работа с учебником, составление опорного конспекта.

Анализ почвы и воды


Выполняют практическую работу. Работа с лабораторным оборудованием. Делают выводы из результатов проведенных экспериментов

Массовая и объемная доли компонентов смеси

Массовая и объемная доли компонента смеси

Решение задач на

массовую долю растворенного вещества.

Р.з. на нахождение массовой доли и объёмной доли в растворе


Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе


Работа с лабораторным оборудованием. Выполняют практическую работу. Делают выводы из результатов проведенных экспериментов

Р.з. на нахождение массовой доли и объёмной доли в растворе.


Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

ТЕМА 4. Изменения, происходящие с веществами ( 12 часов)

Химические реакции. Условия возникновения и признаки протекания химических реакций.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания

Определение понятий: химическая реакция. Ее виды. Реакции: экзо-эндотермические, горения. Наблюдения и описания признаков

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Определение понятия «химическое уравнение. Объяснение закона сохранения массы веществ».

Составление формул веществ и химических уравнений.

Составление уравнений химических реакций


Составление формул веществ и химических уравнений.

Названия на основе закона.

Расчеты по химическим уравнениям

Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества.

Выполнение расчетов по химическим уравнениям

Реакции разложения и соединения. Понятие о катализаторе

Типы химических реакций

Наблюдение и описание признаков

условий и течений реакций., Выводы.

Наблюдение за горящей свечой


Работа с лабораторным оборудованием. Выполняют практическую работу. Делают выводы из результатов проведенных экспериментов

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Условия протекания реакций замещения

Классификация хим-х реакций по числу и составу исходных веществ.

Наблюдение и описание признаков условий и течений реакций. Выводы.

Реакции обмена

Условия протекания реакций обмена. Реакции нейтрализации

Определения понятий: реакция обмена, реакции нейтрализации.

Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе


Определение понятия «гидролиз»

Признаки химических реакций


Выполняют практическую работу. Работа с лабораторным оборудованием. Делают выводы из результатов проведенных экспериментов

ТЕМА 5.Растворы. Свойства растворов электролитов (19 часов)

Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов.

Растворение как физико-химический процесс. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Определения понятий: раствор, насыщенные, ненасыщенные растворы, растворимость.

Определение растворимости веществ с использованием таблицы растворимости.

Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы.

Сильные и слабые электролиты

Определения понятий: электролиты, неэлектролиты, катионы, анионы

Электролитическая диссоциация

Понятие об электролитической диссоциации. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации

Определения понятий: степень элетролитической диссоциации, электролитическая диссоциация.

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.


Составление электролитической диссоциации кислот, оснований и солей.

Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена

Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений

Определение «ионные уравнения»

Составление молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений. Характеризовать условия течения реакций до конца в растворах электролитов.

Получение и применение кислот. Химические свойства кислот в свете ТЭД.

Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами.

Составление характеристики общих химических свойств кислот с помощью ТЭД. Составление молекулярных , полных и сокращенных ионных уравнений с участием кислот.

Получение и применение кислот. Химические свойства кислот в свете ТЭД.

Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Наблюдение и описание реакций

между электролитами с помощью с помощью языка химии.

Получение и применение оснований. Химические свойства оснований в свете ТЭД

Свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями.

Составление характеристики общих химических свойств оснований с помощью ТЭД. Составление молекулярных , полных и сокращенных ионных уравнений с участием кислот.

Получение и применение оснований. Химические свойства оснований в свете ТЭД

Разложение нерастворимых оснований при нагревании

Наблюдение и описание реакций

между электролитами с помощью с помощью языка химии.

Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах

Определение понятий несолеобразующие оксиды, солеобразующие оксиды и кислотные оксиды. Составление характеристики общих химических свойств оксидов с помощью ТЭД. Составление молекулярных, полных, полных и сокращенных ионных уравнений с участием оксидов.

Получение и применение солей. Химические свойства солей в свете ТЭД.

Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями.

Определение понятий: средние соли, кислые соли основные соли.

Составление характеристики общих химических свойств оксидов с помощью ТЭД. Составление молекулярных ,полных, полных и сокращенных ионных уравнений

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей


Выполняют практическую работу. Описывать результаты наблюдений.

опытов. Записывать уравнения реакций.

Формулировать выводы. Самостоятельно проводить опыты

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ

Составление уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочки») превращений неорганических веществ различных классов. Определение понятия «генетическая связь».

Решение экспериментальных задач


Выполняют практическую работу. Работа с лабораторным оборудованием. Делают выводы из результатов проведенных экспериментов

Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Определение понятий «ОВР», «окислитель», «восстановитель», «окисление» «восстановление»

Окислительно-восстановительные реакции

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Составление уравнений ОВР, используя метод электронного баланса. Определение окислителя, восстановителя, окисления и восстановления.

Обобщение знаний по теме: « Свойства растворов электролитов»


Получение химической информации из различных источников.




9 класс

Тема.

Содержание.

Характеристика видов деятельности учащихся.

Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева (11 ч)

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе

Д. И. Менделеева

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ.

Характеристика химиче­ского элемента по положенияю в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Демонстрация: модели атомов элементов 1-3 –го периодов

Классифицировать изученные химические элементы и их соединения.

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления

Химические свойства ок­сидов, оснований , кислот, солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления- восстановления


Амфотерные оксиды и гидроксиды


Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.


Периодический

закон и Периодическая система

Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома

Структура ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома. Физический смысл порядкового номера, номера периода, номера группы хи­мического элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Причины изменения свойств химиче­ских элементов и их соеди­нений в периодах и группах, главных подгруппах ПСХЭ Д.И. Менделеева

Описывать и характеризовать структуру таблиц «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Моделировать строение атома.

Химическая

организация живой и неживой природы

Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.


Классификация

химических реакций по различным основаниям

Классификация химических реакций по различным основаниям:

составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту,

направлению, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, фазе, использованию катализатора

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного ( русского, родного) языка и языка химии.

Понятие о скорости

химической реакции

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Исследовать и описывать условия, влияющие на скорость химической реакции.

Катализаторы

Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты


Обобщение и систематизация знаний



Металлы (19ч.)

Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева.

Положение металлов в Периодической системе химических элементов

Д. И. Менделеева.

Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе

Физические свойства металлов. Сплавы.

Металлическая

кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение


Химические свойства металлов

Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения электрохимическом ряду напряжений металлов.

Исследовать свойства изучаемых веществ

Металлы в природе. Общие

способы их получения

Металлы в природе. Общие способы их получения.


Коррозия металлов.

Коррозия металлов и способы борьбы с ней


Щелочные металлы

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов.

Щелочные металлы — простые вещества

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе

Соединения щелочных металлов

Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями

Щелочноземельные металлы: общая характеристика

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные

металлы — простые вещества.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе

Соединения щелочноземельных металлов.

Важнейшие соединения щелочноземельных

металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями

Осуществление цепочки химических превращений

Осуществление цепочки химических превращений

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводить опыты

Алюминий – переходный элемент. Физические и химические свойства алюминия. Получение и применение алюминия

Строение атома, физические и химические свойства алюминия как простого вещества

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Соединения алюминия —

оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями

Железо – элемент VIIIгруппы побочной подгруппы. Физические и химические свойства железа. Нахождение в природе.

Расположение железа в ПСХЭД.И. Менделеева и строение его атома. Физиче­ские и химические свойства железа — простого вещества

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями

Соединения железа +2,+3 их качественное определение.

Генетические ряды Fe2+и Fe3+ Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями

Получение и свойства соединений металлов

Получение и свойства соединений металлов


Исследовать свойства изучаемых веществ

Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ

Решение экспериментальных

задач на распознавание и получение соединений металлов

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводить опыты

Обобщение и систематизация знаний по теме


Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и группах периодической системы

Неметаллы (29ч.)

Общая характеристика неметаллов

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов

Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых

веществ. Аллотропия. Физические

свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл»

Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе

Водород. Водородные соединения неметаллов

Общие химические свойства неметаллов. Положение водорода в Периодичеcкой системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение


Вода


Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее

получение и применение.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями

Галогены: общая характеристика

Общая характеристика галогенов: строение атомов; простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и

их соединений в народном хозяйстве.


Решение задач по уравнениям реакций: одно из исходных веществ взято в избытке



Галогеноводородные кислоты и их соли.

Основные соединения галогенов: галогеноводороды, соли галогеноводородных кислот.


Получение галогенов. Значение галогенов



Кислород

Строение атома и аллотропия кислорода; свойства и применение его аллотропных модификаций.


Сера, ее физические и химические свойства

Строение атома и аллотропия серы;

свойства и применение ромбической серы.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями

Оксиды серы. Серная, сернистая, сероводородные кислоты и их соли

Оксиды серы (IV) и (VI); их получение, свойства и применение Серная кислота как электролит и ее

соли, их применение в народном хозяйстве. Серная кислота как окислитель. Производство серной кислоты и ее применение

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями

Азот и его свойства


Строение атома и молекулы азота;

свойства азота как простого вещества


Аммиак и его свойства

Аммиак, строение, свойства, получение и применение.


Соли аммония

Соли аммония, их свойства и применение


Оксиды азота. Азотная кислота и её соли.

Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота как электролит, ее

свойства и применение Нитраты и нитриты, проблема их содержания в с/х продукции. Азотные удобрения.


Фосфор.

Строение атома и аллотропия фосфора, свойства белого и красного фосфора, их применение


Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и её соли.

Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кис-

лота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями

Углерод. Аллотропия углерода: алмаз, графит.

Строение атома и аллотропия углерода, свойства его модификаций и их применение


Угарный, углекислый газы. Угольная кислота и её соли.

Оксиды углерода (II) и (IV), их

свойства и применение. Угольная кислота. Соли угольной

кислоты: кальцит, сода, поташ, их

значение и природе и жизни человека.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями

Кремний. Оксид кремния. Кремневая кислота

Строение атома кремния; кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные

разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями

Силикатная промышленность

Понятие о силикатной промышленности. Стекло, цемент, керамика.


Обобщение знаний по химии за курс основной школы ( 9 ч.)

Периодический закон и Периодическая система

Д. И. Менделеева в свете теории строения атома

Периодический закон и Периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы.



Закономерности

изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического

закона

Закономерности

изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона


Виды химических связей и типы кристаллических решеток.

Взаимосвязь

строения и

свойств веществ

Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ



Классификация

химических реакций по различным признакам.


Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз;

тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания).


Скорость

химических реакций

Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее


Классификация

неорганических веществ


Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы , состав, классификация


Свойства неорганических веществ


Общие химические свойства оксидов и гидроксидов (оснований, кислот, амфотерных гидроксидов), соли в свете ТЭД



Генетические

ряды металла,

неметалла и переходного металла

Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла









26