СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по кружку "Весёлые кисточки" - 1-2 классы

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кружку "Весёлые кисточки" - 1-2 классы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Семендяевская основная общеобразовательная школа

Калязинского района Тверской области

171580, Тверская область, Калязинский район, с Семендяево, ул. Речная, д. 27 сайт школы: http://schoolsim.tver.edu.ru; телефон/факс (848249) 6-36-37; e-mail: semendyaevo@mail.ru



Согласовано

Заместитель директора по

образовательному процессу

___________Т.В. Бобикова

16 августа 2024 г.

Принято

На педагогическом совете

Протокол

№ 1 от 16 августа 2024 г.

Утверждаю

Директор МОУ

Семендяевская оош:_________

Н. В. Беленкова


№ 195 от 20 августа 2024 г.








Программа кружка по изобразительному искусству:

«Весёлые кисточки»

на 2024-2025 учебный год

1-2 класс










Составитель:

А.А. Аксенова








С. Семендяево

2023 г.

  1. Пояснительная записка


Авторская рабочая программа кружка «Весёлые кисточки» составлена на основании нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ №373 от 6 октября 2009г.),

  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).

  4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях (Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.06.2002г. №30-51-433/16)

  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.04.2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении».

  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

  7. Устав школы.

  8. Учебный план школы.


Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с младшими школьниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у школьников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Капитошка» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования ­­- это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий.

 Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.


Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе: развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.


Новизной и отличительной особенностью программы «Весёлые кисточки» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. На большинстве занятий предполагается предварительное изучение техники. Дети сначала отвечают себе на вопрос: Как рисовать? Лишь затем выясняют, что же они нарисовали? На занятии нет образца, готового рисунка сделанного педагогом. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.


Цель программы:

Создание условий образовательного пространства, способствующего проявлению задатков, творчества обучающихся через изобразительное искусство. Воспитание творческой личности, способной реализовать свой потенциал нетрадиционными средствами изобразительного искусства.


Задачи программы:

- Познакомить детей с возможностями изобразительного и декоративно-прикладного искусства как средства выражения чувств и отношений к окружающему миру;

- Научить восприятию и отображения цвета и формы предметов;

- Сформировать представление о различных техниках художественного творчества;

- Помочь освоить детям различные виды нетрадиционной художественной деятельности (тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск различными предметами, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, техника «пуантуризма», рисование по рельефной поверхности, техника рисования по «мокрому», чёрно-белый граттаж, цветной граттаж и множество других).

- Дать дополнительные знания в области литературы, окружающего мира, музыки и т.д. при проведении интегрированных занятий;

- Научить детей создавать выразительных образы;

-Сформировать у детей устойчивый интерес к художественному труду, усидчивость, настойчивость;

- Воспитывать художественный вкус, умение понимать цветовые сочетания;

- Формировать творческую направленность личности;

- Развивать творческий потенциал детей средствами изобразительного искусства;

- Развивать креативные способности и творческую активность;

-Самостоятельность творческого подхода при выполнении заданий;

- Развивать умение наблюдать окружающий мир, воспринимать его красоту, видеть гармонию цветовых и пластических сочетаний.

- воспитывать любовь к искусству;

- развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии;

- обучение разнообразным изобразительным приемам, знакомство с принадлежностями для рисования.




  1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Срок реализации программы – 1 учебный год. Курс обучения рассчитан на 34 часа во 2 классе и 33 часа в 1 классе. Всего 67 часов Занятия по 40 минут проходят 1 раз в неделю для каждой группы. Место проведения занятий – классная комната. Курс не требует от детей специальной предварительной подготовки.

В программе предусмотрена теоретическая и практическая деятельность детей, но приоритетной является практическая: изучение новых техник рисования, использование привычных инструментов для рисования в новом качестве, изучение дополнительных средств выразительности, активизация творческих способностей через правополушарное рисование.

Позиция педагога – показать способ рисования, а не рисунок для копирования. Создать ситуацию творчества. В этом случае занятие направлено на снятие стереотипов видения и мышления, тонкой синхронизации центральной нервной системы и моторики, обретения чувства вдохновения. Затем наблюдение за использованием разных живописных приемов и «видение» возникновения отличающихся друг от друга фактур. В ходе занятий выполняются работы, в процессе над которыми снимается барьер перед рисованием и стимулирующие образно-пространственное восприятие, конкретное, а не схематическое видение. Эти способности включаются при научении особому взгляду, через специальную технику работы с цветом, пространством, светом. Кроме того, упражнения с цветом, с красками непосредственно связаны с эмоциональной сферой и позволяют проективными методами попадать в глубокие слои подсознания, снижать напряжение, уровень тревожности, агрессии.

Используемые в программе методики рисования позволяют с уверенностью говорить об активизации творческих способностей учеников. Об этом можно судить при сравнении исходных и выпускных работ.

Курс обучения предполагает следующие формы деятельности: беседы, выполнение творческих индивидуальных и групповых работ.


  1. Описание места курса в плане внеурочной деятельности.


Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35-40 минут, 33 часа в год в 1 классе, 34 часа в год во 2 классе. Всего 67 часов.

В кружке занимаются все желающие учащиеся не зависимо от способностей и талантов. Формы занятий: беседы, выставки, конкурсы, экскурсии, практические занятия


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:


Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

- понимание чувств других людей, сопереживание им.


Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- различать способ и результат действия;

- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.


Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.


Способы проверки результативности

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

  • Тематические выставки

  • Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.

  • Творческий отчет учителя - руководителя кружка.


Для проверки результативности занятий и выявления эстетического и культурного развития учащихся учитель – руководитель кружка может провести как наблюдение, так и диагностику по показателям развития детского творчества.


Общие показатели развития детского творчества:

  • компетентность (эстетическая компетентность);

  • творческая активность;

  • эмоциональность (возникновение умных эмоций);

  • креативность (творческость)

  • производительность и свобода поведения;

  • инициативность;

  • самостоятельность и ответственность;

  • способность к самооценке.

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:

  • Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.

  • Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.

  • Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.

  • Индивидуальный «почерк» детской продукции.

  • Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.

  • Общая ручная умелость.


Ожидаемый результат

  • Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

  • Расширение и обогащение художественного опыта.

  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

  • Овладение простейшими операциями

  • Сформируются навыки художественной изобразительной деятельности


В результате реализации программы дети приобретают умения и навыки:

  • Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.  Ребёнку  предоставляется возможность экспериментирования (смешивание  краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы  и  т.д.).

  • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой  зоны коры головного мозга.

  • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)

  • Тактильной  чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук  с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);

  • Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают  задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация  словаря.



Способ проверки результативности реализации программы.

В начале и конце года проводится диагностика знаний, умений навыков детей. В ходе диагностики оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения работы (разнообразное использование материала, переданы ли характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы). Учитывается также техника выполнения работы разнообразным художественным материалом и аккуратность выполненной работы, умение дополнять свою работу и производить самоанализ.

При определении критериев оценивания нужно не разъединять критерии оценки детского рисунка и детского художественного творчества, а обозначать их условно, ибо творческий процесс – целостный и обязательно включает в себя конечный продукт (в данном случае детский рисунок), без которого вообще нет смысла говорить о каком-либо творчестве. Результатом же творчества определять те качественные приращения личности (личные достижения учащихся), которые осознаются личностью как положительный и значимый для нее результат. Кроме того, рисование и другая изобразительная деятельность есть вершина взаимодействия детей с художественной средой. И здесь мало созерцать художественную среду, необходимо учить детей её отражать в соответствии с их идеалом, в чём видна возможность развития их творчества.

Здесь всю познавательную и созидательную деятельность школьника на занятии я предлагаю оценивать по четырем критериям:

  • готовность к сотрудничеству с учителем;

  • отношение, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве;

  • мастерство (способы творческих действий) с учетом качества детской продукции;

  • общественно-полезная значимость результатов художественного труда школьников, важна значимость результата, как для развития школьника, так и окружающих.

Под критерием готовность к сотрудничеству с учителем имеется ввиду наличие необходимых художественных материалов, разноуровневый объем выполненного задания, поисково-исследовательская деятельность.

Второй критерий ‑ отношение, интересы – отражает степень увлеченности, вдохновения и стремления школьником выразить свое отношение к воспринимаемому и изображаемому в работе через определение уровней:

‑ эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому явлению (мотивы деятельности, их изменение, если есть, доставляющие детям удовольствие от работы и удовлетворение своими результатами);

‑ волевых свойств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов (упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения);

‑ возникновения потребностей, интересов к творчеству (в связи с различными видами художественной деятельности).

Третий критерий – мастерство (способы творческих действий) ‑ призван определить уровень владения школьником художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте, через передачу формы, состоящей из линии (абриса), поверхности, и необходимыми навыками использования образных средств изображения и выражения в передаче данной формы. Составляющими являются:

‑ передача чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема; цветового решения и эмоционального использования цвета, гармоничного цветового строя; особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита);

‑ сложность замысла ‑ предварительной продуманности школьником использования образных средств изображения и выражения (уровень соответствия детской работы художественным элементарным требованиям: композиционное решение замысла – выделение главного в композиции (фронтальное и угловое размещение предметов, наличие количества объектов, фигур людей от замысла, передача их величин, их взаимосвязь, связь композиционного центра со зрительным восприятием);

‑ сложности применяемых техник и приемов (особенность использования изобразительных средств в композиции: линии, мазка и т.д.);

‑ оригинальность, непосредственность, индивидуальность характера отражения своего отношения к данной теме.

Третий критерий по своей сути отражает оценку созидательной деятельности учащегося через учебную или творческую работу (упражнение, рисунок и др.). В начальной школе оценивается совместно с учеником, в средней школе – учеником.

Четвертый критерий – общественно полезная значимость результатов художественного труда школьников ‑ включает в себя:

‑ соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся);

‑ сопоставление самооценки учащегося с оценкой учителя (данная составляющая оценивается учителем).

Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в разноуровневых выставках. Оно является итоговым, дает полное представление о значимости детских работ (их ценности), о возможности их участия в тех или иных выставках, без чего творческая деятельность считается неполной, т.е. незавершённой. Кроме того, участие в выставках детей является непременным условием в критериях оценки творческой деятельности детских коллективов (студий, кружков, художественных школ). Таким образом, совокупность применения данных критериев будет способствовать оцениванию познавательной и созидательной деятельности ученика, т.е. будет оценен не сам исполнитель, а выполненная им работа.


  1. Содержание программы


Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.


Основные разделы программы

1 класс

2 класс

1

Основные приёмы рисования

8 ч

8 ч

2

Знакомство с необычными техниками рисования

8 ч

8 ч

3

Рисование с элементами аппликации

9 ч

10 ч

4

Закрепление пройденного материала

8

8 ч


Всего

33 ч

34 ч


Описание разделов программы по классам


№ п/п

Разделы программы

Всего часов

Темы для изучения.

1, 2 класс

1

Основные приёмы рисования

8

Рисование используя штрихи, линии, пятна. Рисование цветными карандашами и фломастерами.

2

Знакомство с необычными техниками рисования

8

Рисуем по рельефной поверхности. Чувство цвета. Рисуем ватной палочкой. Кляксография с трубочкой. Рисование ребром картона. Свеча плюс акварель.

3

Рисование с элементами аппликации

9 (1 класс), 10 (2 класс)

Смешение цветов. Трафареты, аппликация из бумаги. Штриховка и тонировка фломастерами. Восковые мелки и акварель. Знакомая форма – новый образ. Рисование по мокрому или по влажному. Монотипия.

4

Закрепление пройденного материала

8

Повторение пройденного материала за учебный год.



  1. Календарно – тематическое планирование.(приложение)


  1. Планируемые результаты изучения программы


Кружковцы будут владеть следующими знаниями, умениями и навыками:

- Освоят различные виды нетрадиционной художественной деятельности: изобразительной, декоративной, конструктивной.

- Будут знать понятия композиция, перспектива, светотень, сюжет и т. д.

- научаться работать с различными материалами: бумагой, картоном, природными материалами.

- Овладеют различными приёмами работы и техниками: тактильного рисования, нанесение оттиска различными предметами и материалами с использованием дополнительных средств выразительности, смешение техник

- Научатся планировать свою деятельность с учётом общей цели, распределять операции.

- Научатся работать с различными инструментами: карандашом, кистью, бумагой, воском, картоном, пластилином, стекой, плёнкой, штампами и другими предметами.

- Будут знать правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами.

- В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться с интересной профессией художника, познакомиться и опробовать различные художественные материалы.

- Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания.

- Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.

- Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии.

Прогнозируемые результаты:

Закончив обучение в кружке учащиеся должны

ЗНАТЬ:

1) разные приёмы рисования;

2) понятие «стилизация»;

3) нетрадиционные техники рисования;

4) воздушную и линейную перспективу.

УМЕТЬ:

1) работать в различной технике рисования;

2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;

3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;

4) творчески подходить к выполнению работы.


По окончании обучения учащиеся оформляют большую выставку. Распространёнными формами подведения итогов реализации программы является выставка изделий учащихся.

Список литературы:

1. М.Михейшина «Уроки рисования для младших школьников», 2005г.

2.А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе», 2007г.

3. О. Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.

4. О Шматова «Самоучитель по рисованию гуашью», 2007г.

5. О. Шматова «Самоучитель по рисованию цветными карандашами и фломастерами», 2007г.

6. Бэтти Эдвардс «Открой в себе художника»

7. «Проблемы оценивания художественно-творческой деятельности учащихся на уроке ИЗО» Юдина Наталья Александровна, учитель ИЗО и МХК

Методические пособия:

1. Детские рисунки в различных техниках.

2. Книги, иллюстрации, репродукции картин.

3. Опоры на доску: этапы работы на занятии, план работы над различными техниками.

4. Образцы работ в различных техниках.

5. Мои методические разработки и материалы открытых занятий.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на занятиях кружка по изобразительному искусству, относятся:

  • мультимедийный проектор

  • компьютеры.


Информационное обеспечение:


  • Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

  • Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету


  1. Календарно – тематическое планирование


Основные виды деятельности на занятиях:

- изображение рисунка на всей площади листа бумаги;
-передача пропорций отдельных характерных деталей;
-подбор оттенков как средства передачи предметного признака и эмоционально-нравственной характеристики образа;
- расположение изображения на листе бумаги;
- смешивание гуаши для получения новых цветов и оттенков;

- приготовление смесей для рисования в различных техниках;
- работа кистью при рисовании линий в разных направлениях;
- строить планы по всему листу;
-изображение узких и широких полос (концом кисти, плашмя), кольца, дуги, точки;
-украшение основ (чередование, простейшая симметрия цветовых пятен геометрического узора);
-создание элементов узоров всем ворсом кисти и его кончиком;
- рисование простым карандашом, цветными мелками, восковыми мелками, цветными карандашами, свечой;

- рисование ребром картона, ватными палочками, смятой бумагой, губкой, и любыми другими подручными средствами;
-сочетание знакомых техник и освоение новых;
-развитие композиционных умений;
-размещение объектов в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности;
-создание композиции в зависимости от сюжета;
-изменение формы и взаимного размещения объектов в соответствии с их сюжетными действиями;
-изображение предметов дальнего и близкого плана без изменения их размеров;
- освоение многоплановости в композиции;
-нахождение главных и второстепенных элементов;
-композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
-ориентирование на большом и малом пространстве листа бумаги;
-упражнение кисти руки с закреплением правильного положения при рисовании горизонтальных и вертикальных линий карандашом и красками;
- рисования широких и тонких линий;
- равномерное размещение однородных элементов по всей плоскости или в центре листа;
- объединение образов в сюжет на общей основе;
-создание образов в динамике;
- создание декоративных рисунков или эскизов декорированных изделий (посуда, маски, лепные орнаменты, здания и пр.);

Календарно-тематическое планирование 1 класс


п/п

Тема занятия

Практическое задание

Часы.

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Традиционные типы штриховки

Цветные карандаши: красный, синий, жёлтый. Смешение цветов.

1

2

Рисуем смешных «пушистиков»

Цветные карандаши. Смешение цветов.

1

3

Карандашная пыль. Одуванчик

Цветные карандаши. Способы растушевки.

1

4

Изображать можно линией

Простой карандаш, цветные карандаши.

1

5

Изображать можно пятном

Цветные карандаши

1

6

Знакомство со своими фломастерами. Рисуем деревья

Стержень сложной формы. Смешение цветов.

1

7

Знакомство со своими фломастерами. Динозавр стегозавр

Рисование контура, аккуратное раскрашивание

1

8

Повторение изученного материала


1

9

Пуантилизм

Чувство цвета. Рисуем ватной палочкой.

1

10

Кляксография . «Узоры на окнах».

Кляксография с трубочкой.

1

11

Штамп (оттиск) – как способ нанесения изображения.

Рисование ребром картона и смятым листом бумаги. Гуашь.

1

12

Техника Граттаж

Восковые мелки, гуашь

1

13

Техника Граттаж

Восковые мелки, гуашь

1

14

Приёмы рисования по мокрому

Вода, кисть, акварель

1

15

Приёмы рисования по мокрому

Вода, кисть, акварель

1

16

Зимние узоры

Свеча плюс акварель

1

17

Новогодняя ёлка

Вода, акварель, цветная бумага

1

18

Зимний лес

Вода, акварель, цветная бумага

1

19

Трафареты.

Акварель, трафареты

1

20

В глубинах океана

Вода, акварель, цветная бумага, клей

1

21

В глубинах океана

Вода, акварель, цветная бумага, клей

1

22

Ваза с цветами

Трубочка, гуашь, цветная бумага

1

23

Открытки к 8 марта

Цветные карандаши, цветная бумага, картон

1

24

Наступила весна!

Трафарет, акварель, фломастеры

1

25

Наступила весна!

Трафарет, акварель, фломастеры

1

26

Кисонька-Марусенька

Штриховка, растушёвка


27

Космос

Оттиск, аппликация, акварель

1

28

Чудо ладошки.

Портрет в моей ладошке.

1

29

Весенний пейзаж

Восковые мелки, аппликация

1

30

Голубь мира

Оттиск ладошки, восковые мелки

1

31

Коллективная работа «Вечный огонь»

Смешенные техники

1

32

«Я – юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка.

Смешение техник

1

33

Подведение итогов.


1


Календарно-тематическое планирование 2класс


Тема кружкового часа

Практическое занятие

Часы

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Традиционные типы штриховки.

Цветные карандаши: красный, синий, жёлтый. Смешение цветов.

1

2

Рисуем смешных «пушистиков».

Цветные карандаши. Смешение цветов.


3

Карандашная пыль. Одуванчик.

Цветные карандаши. Способы растушевки.

1

4

Изображать можно линией

Простой карандаш, цветные карандаши.

1

5

Изображать можно пятном

Цветные карандаши

1

6

Знакомство со своими фломастерами. Рисуем деревья.

Стержень сложной формы. Смешение цветов.

1

7

Знакомство со своими фломастерами. Динозавр стегозавр

Рисование контура, аккуратное раскрашивание

1

8

Повторение изученного материала


1

9

Пуантилизм.

Чувство цвета. Рисуем ватной палочкой.

1

10

Кляксография . «Узоры на окнах»

Кляксография с трубочкой.

1

11

Штамп (оттиск) – как способ нанесения изображения

Рисование ребром картона и смятым листом бумаги. Гуашь.

1

12

Техника Граттаж

Восковые мелки, гуашь

1

13

Техника Граттаж

Восковые мелки, гуашь

1

14

Приёмы рисования по мокрому

Вода, кисть, акварель

1

15

Приёмы рисования по мокрому

Вода, кисть, акварель

1

16

Зимние узоры

Свеча плюс акварель

1

17

Новогодняя ёлка

Вода, акварель, цветная бумага

1

18

Зимний лес

Вода, акварель, цветная бумага

1

19

Трафареты

Акварель, трафареты

1

20

В глубинах океана

Вода, акварель, цветная бумага, клей

1

21

В глубинах океана

Вода, акварель, цветная бумага, клей

1

22

Открытки к 23 февраля

Цветные карандаши, цветная бумага, картон


23

Ваза с цветами

Трубочка, гуашь, цветная бумага

1

24

Открытки к 8 марта

Цветные карандаши, цветная бумага, картон

1

25

Наступила весна!

Трафарет, акварель, фломастеры

1

26

Наступила весна!

Трафарет, акварель, фломастеры

1

27

Кисонька-Марусенька

Штриховка, растушёвка

1

28

Космос

Оттиск, аппликация, акварель

1

29

Чудо ладошки

Портрет в моей ладошке.

1

30

Весенний пейзаж

Восковые мелки, аппликация

1

31

Голубь мира

Оттиск ладошки, восковые мелки

1

32

Коллективная работа «Вечный огонь»

Смешенные техники

1

33

«Я – юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка

Смешение техник

1

34

Подведение итогов


1


26