СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по крымоведению

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по крымоведению»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Почтовская средняя общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

___________ Э.Э. Менадиева

Протокол №____________

от «____»_________2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ Л.Я. Дерменджи

«_____»___________2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

__________ Л.А. Гончар

Приказ №_____

от «_____»________2022 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КРЫМОВЕДЕНИЮ

3-А КЛАСС

НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД



НАПРАВЛЕНИЕ: духовно-нравственное


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1; всего за год 34.

УЧИТЕЛЬ: Семенчук Нина Ивановна

КАТЕГОРИЯ : высшая




СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Программа учебного курса «Крымоведение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.



п. Почтовое, 2022




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа учебного курса «Крымоведение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Определяет цель, задачи, планируемые результаты и содержание курса, на основании примерной образовательной программы учебного курса для начальной школы (2-4кл.) (авторы – Рудяков А.Н. – доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО. Наумова Л.В. – проректор КРИППО, Супрычев А.В. – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО. -2016г.).

Основное назначение реализации программы состоит в формировании природоведческой, обществоведческой и исторической компетенций младшего школьника, экологической культуры, воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю.

Спецификой данного курса является:

  • интеграция с изучаемыми предметами в начальной школе;

  • цикличный принцип построения программы, когда знания детей расширяются и пополняются в каждом классе, что выражается в обязательных тематических линиях (разделах) программы;

  • формирование расширенных представлений об уникальности Крымского полуострова;

  • приобретение дополнительных знаний о многообразии и целостности природного и историко-культурного наследия Крыма;

  • учет возрастных и психологических особенностей младших школьников;

  • направленность курса на воспитательный эффект.

Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе краеведческого подхода.

Задачи:

  • сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историко-культурных богатствах Крымского полуострова;

  • раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного отношения к природе родного края;

  • развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи;

  • формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Место Программы учебного курса в учебном плане

Включение курса «Крымоведение» в учебный план способствует не только формированию у учащихся начальной школы новых глубоких и прочных знаний и навыков, но и позволит воспитать и укрепить чувство патриотизма, национального единства и любви к Крыму – неотъемлемой части Российской Федерации.

В процессе изучения предмета формируется духовно-нравственное воспитание, закладываются базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, ценность жизни, добра, природы, нравственно-эстетические и семейные ценности, духовность. Курс способствует формированию у обучающихся этнического и национального самосознания, культуры межэтнических отношений, здорового образа жизни.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


Личностные результаты:

  • формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма;

  • формирование целостного взгляда на мир;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма.


Метапредметные результаты:

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;

  • освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.


Предметные результаты:

  • формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова;

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

  • освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;

  • формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме;

  • воспитание чувства гордости за Республику Крым.


В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения:

  • пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;

  • осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет;

  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым – орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие Крыма», «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона».


Введение. «Волшебный край, очей отрада…». (1час)

Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова.

Цели и задачи курса.


Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (4 часа)

Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым.

Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты.

Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село).

Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.


Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (17 часов)

Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины.

Ущелья, каньоны овраги, балки.

Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры.

Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые.

«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова.

Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.

Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод.

Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий.

Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека».

Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова.

Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые.

Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.

Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники.

Известные парки и музеи природы.

Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы.




Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4 часа)

Экскурсия, путешествие, туризм. Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).

Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.

Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».


Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» (4 часа)

Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова.

Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры.

Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои.

Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме».


Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4 часа).

Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия.

Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.

«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы.

Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова.



























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Учебные часы

Проекты

Введение. «Волшебный край, очей отрада…»

1


Раздел I. «Крым – орден на груди планеты Земля»

4


Раздел II. «Природные особенности и богатства Крыма»

17


Раздел III. «Учимся путешествовать и дружить с природой»

4

1

Раздел IV. «Историко-культурное наследие Крыма»

4

1

Раздел V. «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»

4



Итого

34

2









































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п.п.

Сроки

выполнения

Название раздела,

темы, количество часов

Примечания

план

факт

план

Факт

Введение. «Волшебный край, очей отрада…» (1 час)

1


06.09


Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова. Цели и задачи курса.


Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (4 часа)

2


13.09


Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым.


3


20.09


Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты.


4


27.09


Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село).


5


04.10


Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.


Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (17часов)

6


11.10


Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины.


7


18.10


Ущелья, каньоны, овраги, балки.


8


25.10


Крымские вулканы и гейзеры.


9


08.11


Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры.


10


15.11


Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые.


11


22.11


«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова.


12


29.11


Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.


13


06.12


Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод.


14


13.12


Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий.


15


20.12


Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях.


16


27.12


Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека».


17


10.01


Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова.


18


17.01


Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые.


19


24.01


Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.


20


31.01


Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники.


21


07.02


Известные парки и музеи природы.


22


14.02


Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы.


Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4 часа)

23


21.02


Экскурсия, путешествие, туризм. Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).


24


28.02


Правила поведения на природе во время экскурсий и походов.


25


07.03


Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.


26


14.03


Твоя посильная помощь живой природе.

Проект «Как украсить школьный двор».


Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» (4 часа)

27


28.03


Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова.


28


04.04


Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры.


29


11.04


Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои.


30


18.04


Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей.

Проект «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме».


Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4 часа)

31


25.04


Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия.


32


02.05


Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.


33


16.05


«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы.


34


23.05


Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова.