СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 10-12 класс (ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа отражает обязательное для усвоения в средней школе содержание обучения литературе и реализует основные идеи и установки Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 10-12 класс (ФГОС)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ЛИТЕРАТУРА

10 - 12 КЛАСС


  1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ (цели, задачи, УУД)


Рабочая программа отражает обязательное для усвоения в средней школе содержание обучения литературе и реализует основные идеи и установки Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Цели обучения. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной и зарубежной культуры, признание ценности российско-монгольского сотрудничества в сфере образования;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

  • овладение важнейшими универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.


Задачи обучения литературе в средней школе состоят в том, чтобы:

  • познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, гуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства;

  • дать определённый круг знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • обучить способам правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • обучить способам устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; научить свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  • выработать навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, обучить способам давать характеристику героя;

  • научить писать сочинения по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений, отзыв и рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; обучить способам свободного владения письменной речью;

  • формировать и развивать следующие предметные компетенции: коммуникативную, языковую, культуроведческую;

  • формировать ИКТ-компетентность и навыки речевой культуры, необходимые в практической деятельности.


Структура курса разработана в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода, предполагающего формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.


Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (универсальные учебные действия).


Формирование УУД

10-12 КЛАСС

Личностные

1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание патриотизма, уважительного отношения к российской и мировой художественной литературе, к культуре разных народов;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; осознание своего места в поликультурном мире;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, представленных в образцах художественной литературы;

5) сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

7) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.


Регулятивные

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, представленных в образцах художественной литературы;

4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

5) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Познавательные

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

2) осознание значимости чтения для личного развития; сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;

3) достижение необходимого уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

5) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

6) умение анализировать литературное произведение: определять жанрово-родовую принадлежность, понимать и формулировать тему, идею, пафос, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

7) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; создавать устные монологические высказывания разного типа; написание сочинений и творческих работ, рефератов;

8) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

9) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

10) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


Коммуникативные

1) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

2) умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

3) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

4) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

5) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

  • разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

  • умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

6) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.




  1. СОДЕРЖАНИЕ


10 КЛАСС

2 3 часа в неделю × 33 недели =66 99 часов


10.1. ВВЕДЕНИЕ

10.1.1. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

10.1.2. Шедевры русской литературы.

10.1.3. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).


10.2. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

10.2.1. Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

10.2.2. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.


10.3. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

10.3.1. Характеристика русской литературы XVIII века.

10.3.2. Гражданский пафос русского классицизма.

10.3.3. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

10.3.4. Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

10.3.5. Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

10.3.6. Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).


10.4 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

10.4.1. Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

10.4.2. Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

10.4.3. Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

10.4.4. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

10.4.5. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

10.4.6. Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.

10.4.7. Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

10.4.8. Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

10.4.9. Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

10.4.10. Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

10.4.11. Из поэзии XIX века. Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.


10.5. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

10.5.1. Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

10.5.2 Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

10.5.3. Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

10.5.4. Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

10.5.5. Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия).


10.6. ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX ВЕКА

10.6.1. Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

10.6.2. Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

10.6.3. Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

10.6.4. Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

10.6.5. Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

10.6.6. Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

10.6.7. Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

10.6.8. Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

10.6.9. Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).


10.7. ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX—XX ВЕКОВ

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.


10.8. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

10.8.1. Античная лирика.

10.8.2. Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).


10.9. ИТОГОВЫЙ УРОК



11 КЛАСС

3 часа в неделю × 33 недели = 99 часов


11.1. ВВЕДЕНИЕ

11.1.1. Историко-литературный процесс 19 века.

11.1.2. Становление и развитие реализма в русской литературе. Национальное своеобразие и эволюция русского реализма.


11.2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА 2-ОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

11.2.1. Расстановка общественных сил в 50-60-е годы 19 века. Споры западников и славянофилов.

11.2.2. Идейное и творческое размежевание в русской критике. «Эстетическая критика» либеральных западников. «Реальная критика» революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов. Литературно-критическая программа почвенников.


11.3. ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

11.3.1. Художественный мир писателя. Особенности реализма писателя. Эстетические и этические позиции И. С. Тургенева, его участие в журнальной полемике. Главные идеи цикла «Записки охотника». «Ася» - повесть о трагическом смысле любви. Романы Тургенева 50-х годов («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»), отражение в них общественно-политической полемики. Разрыв с «Современником».

11.3.2. «Отцы и дети». Смысл названия романа. Споры о путях спасения России. Полемический пафос произведения. Идея разрыва связи времен.

11.3.3. Противоречивость позиции Базарова. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора. Своеобразие композиции и функция природы в романе. Портретные характеристики персонажей.

11.3.4. Творчество Тургенева в восприятии читателей разных эпох.


11.4. НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

11.4.1. Судьба Н.Г. Чернышевского. «Новые люди» в социальной прозе 1860-х годов.

11.4.2. Роман «Что делать?», его жанровое своеобразие, композиция произведения, «новые» и «старые» люди, «особенный человек», образ социальной утопии (четвертый сон Веры Павловны). Общественная полемика вокруг романа Чернышевского.


11.5. ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ

11.5.1. Художественный мир писателя. «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека.

11.5.2. «Обломов». Место романа в трилогии. Функция экспозиции. Художественное время и пространство в романе. Обломов и Захар - удвоение темы духовного омертвения. Принцип сюжетной антитезы (Обломов - Штольц, Обломов - Ольга). Переосмысление проблемы любви в романе.

11.5.3. Творчество Гончарова в восприятии читателей разных эпох.


11.6. АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ

11.6.1. Художественный мир драматурга. Особенности типизации, нарицательность образов, мастерство драматически напряженной композиции, живописность языка.

11.6.2. «Гроза». Смысл названия (символико-мифологический подтекст). Прием антитезы (Катерина- Кабаниха, Кулигин - Дикой).

11.6.3. Творчество Островского в восприятии читателей разных эпох.


11.7. ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

11.7.1. Художественный мир поэта. Философское откровение как поэтическая формула («Видение»). Космическая тема, восходящая к натурфилософам-любомудрам («Не то, что мните вы, природа...»). Любовь и мотивы разрушения целостности личности («Silentium!»). Драматизм конфликтов любви и гибельность страстей («О, как убийственно мы любим...»).

11.7.2. Нарушение гармонии между лирическим героем и природой («Певучесть есть в морских волнах...»). Преодоление трагического миросозерцания, мотив воскрешения («Умом Россию не понять...»).


11.8. НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ

11.8.1. Художественный мир поэта. Соотношение гражданственности и искусства («Поэт и гражданин»). Драматизация гражданской позиции. Полемика с представителями «Искусства для искусства».

11.8.2. Формы народного мышления и элементы народно-поэтической стилистики («Кому на Руси жить хорошо»). «Некрасовская школа» в русской поэзии.


11. 12. НРК. Тема родины в творчестве монгольских поэтов.


11.13. АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ

11.13.1. Художественный мир поэта. Картина мира в лирике Фета («Шепот, робкое дыханье…»).

11.13.2. Идея утверждения вечной красоты. Автор и его лирический герой («Одним толчком согнать ладью живую…»).


11.14. АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ

Художественный мир поэта. Идея утверждения любви как высшей ценности в лирике А.К.Толстого («Меня во мраке и пыли…»). Автор и его лирический герой («Двух станов не боец, только гость случайный…»).


11.15. МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

11.15.1. Художественный мир писателя. Сатирические сказки. Эзопов язык. Светлый идеал писателя-сатирика.

11.15.2. «История одного города» как антиутопия. Роль гротеска в образной структуре романа. Образ Угрюм-Бурчеева – образ-предупреждение.


11.16. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНА 19 ВЕКА

11.16.1. Ф. Стендаль. «Красное и черное», «Пармская обитель».

11.16.2. О. де Бальзак. «Человеческая комедия», «Евгения Гранде», «Отец Горио».

11.16.3. Ч. Диккенс. Рождественские повести. «Домби и сын».


11.17. ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

11.17.1. Художественный мир писателя. Особенность творческой манеры писателя.

11.17.2. «Преступление и наказание». Нравственно-философская проблематика. Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова.

11.17.3. Трагические противоречия характера главного героя. Преступления и наказания в романе. Аллегорическая функция снов (сны Раскольникова, Свидригайлова). Идейные и психологические, двойники Раскольникова.

11.17.4. Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская концепция писателя. Петербург Достоевского - город униженных и оскорбленных.

11.17.5. «Братья Карамазовы». Идейно-философская направленность романа: проблема смысла человеческого бытия, богоборчества, духовного единения людей, возвышенной любви. Композиционная роль «Легенды о Великом Инквизиторе».

11.17.6. Особенности поэтики романов Достоевского: психологический гиперболизм, полифоничность художественной структуры, диалогичность, символика. Творчество Достоевского в восприятии читателей разных эпох.


11.18. НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ

11.18.1. Художественный мир писателя. Своеобразие повествовательной манеры. Жанр сказа.

11.18.2. «Очарованный странник». Фольклорная интерпретация героя как первопричина его «приговорённости» к подвигам. Влияние былинного эпоса. Иван Флягин - воплощение положительных качеств русского народа.


11.19. ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

11.19.1. Художественный мир писателя. Своеобразие творческой манеры. Религиозно-нравственные искания.

11.19.2. «Война и мир». Жанровая специфика. Философско-художественная интерпретация вечных проблем. Символическое значение понятий «война» и «мир».

11.19.3. Внутренние побуждения героев и объективный результат их поступков. Поиски «мира» и своего места в мире Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.

11.19.4. Толстовский идеал семьи.

11.19.5. Значение образа Платона Каратаева. Выход за пределы обособленного бытия - «мысль народная».

11.19.6. Образы героев, бедных человеческим содержанием (Элен, Анатоль, Берг).

11.19.7. Утверждения Толстого о фатальном законе, определяющем судьбы людей и народов. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона.

11.19.8. Толстовский закон «текучести» человека. «Диалектика души» и проблема свободной воли в романе.

11.19.9. Творчество Толстого в восприятии читателей разных эпох.


11.20. АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

11.20.1. Художественный мир писателя. Жанровое своеобразие прозы А.П.Чехова. Трансформация традиционных тем и образов русской литературы XIX века («Смерть чиновника»).

11.20.2. Тема разрушающих личность социальных условностей и предрассудков («Ионыч»).

11.20.3. Трагизм социального бытия («Палата №6»).

11.20.4. Вопрос о назначении человека («маленькая трилогия»). Композиционная и образная структура рассказов, сочетание реального и художественно обобщенного. Чеховская деталь, формы выражения авторской позиции. Принцип объективности письма, лиризм и экспрессивность.

11.20.5. Новаторство чеховской драматургии. «Децентрализация» системы персонажей, «бессюжетность» пьес. Перенесение событий за пределы драматического действия. Роль авторских ремарок. Символическая функция пейзажа.

11.20.6. «Вишневый сад». Своеобразие жанра. Лирико-психологический подтекст. Интерпретация темы разрушения «дворянских гнезд». Утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности. Функция символики. Время и пространство в пьесах Чехова. Споры о жанровой природе драм писателя, своеобразие его комедий. Лиризм пьес Чехова.


11.21. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА 19-ГО – НАЧАЛА 20-ГО ВЕКА

11.21.1. Принципы «новой драмы» в пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом» («Нора»).

11.21.2. Художественное своеобразие новеллы Г. де Мопассана «Ожерелье».

11.21.3. Переосмысление античного мифа в пьесе Б.Шоу «Пигмалион».


11.22. НРК. Монгольская литература от мифов и легенд до современной литературы


11.23. ИТОГОВАЯ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ. Гуманистические традиции русской классической литературы.


11.24. РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ



12 КЛАСС

3 часа в неделю × 33 недели = 99 часов


12.1. ВВЕДЕНИЕ

12.1.1. Русская литература в контексте мировой художественной культуры 20 столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в 20 веке. Поиск нравственного и эстетического идеалов. Теория литературы. Историко-литературный процесс (углубление представлений).

12.1.2. Изучение языка художественной литературы. Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка. Теория литературы. Лингвистический анализ художественного текста.


12.2. МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА

12.2.1. Поэзия Т.-С. Элиота: «Люди 14 года».

12.2.2 Э.-М. Ремарк. «На Западном фронте без перемен»: «потерянное поколение».

12.2.3. Ф. Кафка. «Превращение»: абсурд бытия. Теория литературы. Модернизм. Символизм. Экспрессионизм. Категория абсурда в литературе.


12.3. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА

Стремление к творческому преображению мира. Литературные искания сторонников революционного движения. Направление философской мысли начала века. Своеобразие реализма. Теория литературы. Модернизм и реализм.


12.4. РУССКАЯ ПРОЗА НАЧАЛА 20 ВЕКА

12.4.1. Уникальность литературы Русского зарубежья.

12.4.2. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. Бунин-поэт. Роль малой родины и дворянских традиций. Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений, лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Повести и рассказы: «Деревня» (обзор), «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Новое качество прозы. Братья Красовы- два типа русского человека. Обращение к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско»: «полый» человек — создание механической цивилизации. Тема любви в прозе Бунина. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры Бунина. Теория литературы. Психологизм (углубление представлений).

12.4.3. Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. Повести «Олеся» (обзор), «Поединок» (обзор), рассказ «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Традиции русской прозы в творчестве Куприна. Теория литературы. Художественная деталь (углубление представлений).

12.4.4. Леонид Николаевич Андреев. Жизнь и творчество. Драма «Жизнь человека» (обзор). Рассказ «Большой шлем». На перепутьях реализма и модернизма. Писатель-экспрессионист. Теория литературы. Экспрессионизм.

12.4.5. Иван Сергеевич Шмелев. Личность писателя. Повесть «Солнце мёртвых» (обзор). Язык произведений Шмелёва. Теория литературы. Позиция писателя.

12.4.6. Борис Константинович Зайцев. Личность писателя. Повесть ««Преподобный Сергий Радонежский» (обзор). Обретение религиозного сознания. Беллетризованные биографии. Теория литературы. Позиция писателя (углубление представлений).

12.4.7. Аркадий Тимофеевич Аверченко. Личность писателя. Журнал «Сатирикон». Мастер юмористического рассказа. Сборник «Дюжина ножей в спину революции» (обзор). Политическая сатира. Теория литературы. Сатира и юмор (углубление представлений).

12.4.8. Тэффи. Художественный мир Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Рассказ «Дураки». Грустный смех. Героини Тэффи. Теория литературы. Сатира и юмор (углубление представлений).

12.4.9. Владимир Владимирович Набоков. Россия Набокова. Набоков и классическая традиция. Рассказ «Облако, озеро, башня». «Одиночки» и «толпа». «Алгебра великолепной техники». Теория литературы. Мастерство писателя (углубление представлений).


12.5. ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ НАЧАЛА 20 ВЕКА

12.5.1. Модернизм: путь к новой гармонии. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века. Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм.

12.5.2. Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля. Урбанистическая тема творчества. Теория литературы. Символизм (углубление представлений).

12.5.3. Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Сборник «Будем как солнце» (обзор). Идеи и образы творчества. Мироощущение лирического героя. Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Теория литературы. Символизм (углубление представлений).

12.5.4. Федор Сологуб. Личность писателя (Федор Кузьмич Тетерников). Стихотворение «Чертовы качели», роман «Мелкий бес» (обзор). Темы и образы поэзии. Проза поэта. Теория литературы. Символизм в прозе (углубление представлений).

12.5.5. Андрей Белый.Слово о поэте (Борис Николаевич Бугаев). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение поэта. Сборник «Золото в лазури» (обзор). Творческая зрелость. Теория литературы. Символизм (углубление представлений).

12.5.6. Иннокентий Федорович Анненский.Слово о поэте. Стихотворение «Поэзия». Творческие искания. Теория литературы. Символизм (углубление представлений).

12.5.7. Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Стихотворения: «Жираф», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай». Романтический герой лирики Гумилева. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию 20 века. Теория литературы. Символизм и акмеизм (углубление представлений).

12.5.8. Игорь Северянин. Слово о поэте (Игорь Васильевич Лотарев). Сборник «Ананасы в шампанском» (обзор). Эгофутуризм. Поиски новых поэтических форм. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта. Теория литературы. Эгофутуризм.

12.5.9. Владислав Фелицианович Ходасевич. Слово о поэте. Сборник «Путем Зерна»: духовные противоречия и свершения. Теория литературы. Литература Серебряного века (углубление представлений).


12.6. МАКСИМ ГОРЬКИЙ

12.6.1. Жизнь и творчество (Алексей Максимович Пешков). Рассказ «Старуха Изергиль», роман «Фома Гордеев» (обзор), пьеса «На дне». Гуманистическая позиция романтического героя. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Мечта и действительность в романе «Фома Гордеев».

12.6.2. «На дне» как социально-философская драма. Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога. Философский подтекст пьесы.

12.6.3. Отношение писателя к Октябрьской революции: «Несвоевременные мысли». Творчество периода второй эмиграции: роман «Жизнь Клима Самгина» — образное воплощение истории. Теория литературы. Социально-философская драма.


12.7. АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК

12.7.1. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»; поэма «Двенадцать». Романтический мир раннего Блока в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме». Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока.

12.7.2. Поэт и революция. История создания поэмы «Двенадцать» и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Многозначность финала. Влияние Блока на русскую поэзию 20 века. Теория литературы. Символизм (углубление представлений). Лирический цикл.


12.8. НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ

12.8.1. Николай Алексеевич Клюев. Слово о поэте. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: славянский фольклор, древнерусская книжность, традиции поэзии 19 века. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Поэма «Погорелыцина» (обзор). Теория литературы. Новокрестьянская поэзия.

12.8.2. Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. Есенин — русская художественная идея. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», поэма «Анна Снегина» (обзор). Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Есенин и имажинизм. Любовная тема в лирике Есенина. Поэтика цикла «Персидские мотивы». Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. «Анна Снегина»: анализ лиро-эпической поэмы. «Отговорила роща золотая...» (филологический анализ текста). Теория литературы. Новокрестьянская поэзия, имажинизм.


12.9. ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ

12.9.1. Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Вам!», «Левый марш», «Лиличка!», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»; поэма «Облако в штанах». Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа.

12.9.2. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность образов, метафоричность, необычность строфики и графики). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия. Традиции Маяковского в российской поэзии 20 столетия. Теория литературы. Кубофутуризм. Тоническое стихосложение. Неологизмы.


12.10. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1920-Х ГОДОВ

12.10.1. Общая характеристика литературного процесса. Проза дневников, писем, новый вид плачей. «Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы. Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д.А. Фурманова, «Железный поток» А.С. Серафимовича). Литературные группировки: ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др. Теория литературы. Орнаментальная проза.

12.10.2. Александр Александрович Фадеев. Личность писателя. Роман «Разгром» (обзор). Тема Гражданской войны.

12.10.3. Исаак Эммануилович Бабель. Личность писателя. Сборники «Конармия», «Одесские рассказы» (обзор). Образ рассказчика в новелле «Мой первый гусь».

12.10.4. Евгений Иванович Замятин. Личность писателя. Роман-антиутопия «Мы». Образ Единого государства. Теория литературы. Антиутопия.

12.10.5. Михаил Михайлович Зощенко. Личность писателя. Зощенко-сатирик. Рассказ «Аристократка». Зощенковский герой. Теория литературы. Сказ (углубление представлений).


12.11. ЛИТЕРАТУРА 1930-Х ГОДОВ

12.11.1. Тридцатые годы как продолжение и одновременно противоположность 1920-х. Николай Островский. Литература на стройках пятилетки. Интимная лирика 1930-х. Лирический перелом в поэзии Бориса Корнилова и Павла Васильева. Тема коллективизации в литературе. Первый съезд Союза писателей СССР (1934).

12.11.2. Андрей Платонович Платонов. Личность писателя (А.П.Климентов). Повести «Сокровенный человек», «Котлован» (обзор). Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести «Котлован». Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя.

12.11.3. Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть «Собачье сердце» (обзор); пьеса «Дни Турбиных» и роман «Белая гвардия»; роман «Мастер и Маргарита». Сочетание реальности и фантастики. История создания романа «Белая гвардия». Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Театр Булгакова. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Теория литературы. Традиции и новаторство в литературе.

12.11.4. Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», «Стихи к Пушкину». Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи. Тема Родины. Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии творца и мира обывателей. Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии 20 века. Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия).

12.11.5. Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Silentium», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез». Культурологические истоки творчества поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Поэт и «век-волкодав». Традиции Мандельштама в русской поэзии 20 века. Теория литературы. Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

12.11.6. Алексей Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. Рассказ «День Петра», роман «Петр Первый» (обзор). Образ Петра Первого. Работа над романом «Петр Первый». Историзм и злободневность. Становление личности. Народ в романе. Новаторство Толстого. Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия).

12.11.7. Михаил Михайлович Пришвин. Личность писателя. Повести «Жень-шень», «Кладовая солнца» (обзор). Особенности художественного мироощущения Пришвина. Природа — зеркало человека. Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия).

12.11.8. Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»; роман «Доктор Живаго» (обзор). Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Философская глубина раздумий. История создания и публикации романа «Доктор Живаго». Жанровое своеобразие романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака. Теория литературы. Традиции и новаторство в литературе (углубление понятия).

12.11.9. Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», поэмы «Реквием», «Поэма без героя» (обзор). Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Слияние темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции «Поэма без героя». Теория литературы. Сюжетность лирики (развитие представлений).

12.11.10. Николай Алексеевич Заболоцкий. Личность поэта. Стихотворения: «Я воспитан природой суровой...», «Не позволяй душе лениться», «Некрасивая девочка». Мысль, образ и музыка в поэзии Заболоцкого. Теория литературы. Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).


12.12. МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ

12.12.1. Жизнь и творчество. Рассказ «Родинка», роман «Тихий Дон». «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи.

12.12.2. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Женские судьбы в романе.

12.12.3. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Функция пейзажа в произведении. Художественное своеобразие шолоховского романа. Шолоховские традиции в русской литературе 20 века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия).


12.13. ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1930-Х ГОДОВ

Олдос Хаксли. «О дивный новый мир»: антиутопия. Хаксли и Замятин. Теория литературы. Антиутопия (закрепление понятия).


12.14. АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Я знаю, никакой моей вины...», «Дробится рваный цоколь монумента...»; поэмы «Василий Теркин», «По праву памяти» (обзор). Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия).


12.15. ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

12.15.1. Человек на войне, правда о нем (очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова и др.). Органическое сочетание патриотических чувств с личными переживаниями лирического героя (лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, М. Исаковского, А. Суркова, К. Симонова и др.). Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны (драматургия К. Симонова, Л. Леонова). Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».

12.15.в. Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины 20 века.


12.16. АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН

12.16.1. Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича»; рассказ «Матренин двор». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича». Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни.

12.16.2. Малая проза Солженицына - рассказы «Матрёнин двор», «Захар-Калита», серия миниатюр «Крохотки». Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. «Архипелаг ГУЛАГ» — летопись страданий. Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия).


12.17. ИЗ МИРОВОЙ ПОСЛЕВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

12.17.1. Альбер Камю. Повесть «Посторонний»: экзистенциализм и отчуждение.

12.17.2. Эрнест Хемингуэй. Новелла «Кошка под дождем»: роль подтекста. Повесть «Старик и море»: «человек выстоит». Теория литературы. Экзистенциализм. Подтекст.


12.18. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА

12.18.1. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели», время «поэтического бума» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников.

12.18.2. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики (Н. Рубцов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, Б. Слуцкий и др.).

12.18.3. «Новая волна» (А. Ерёменко и др.). Постмодернизм (Д.А. Пригов и др.). Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). «Метаметафоризм». Центон.

12.18.4. Иосиф Александрович Бродский. Личность поэта. Стихотворения из книги «Часть речи» (обзор). Опыт изгнанничества и поэтическое мироощущение Бродского. Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия).


12.19. ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА

12.19.1. Франсуаза Саган. Повесть «Немного солнца в холодной воде»: «молодёжные шестидесятые».

12.19.2. Габриэль Гарсия Маркес. «Магический реализм» в романе «Сто лет одиночества».

12.19.3. Умберто Эко. Роман «Имя Розы»: постмодернизм. Теория литературы. Экзистенциализм. Миф. Цитатность.


12.20. РУССКАЯ ПРОЗА В 1950 – 1990-Е ГОДЫ

12.20.1. Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны, предшествующий «оттепели». Виктор Платонович Некрасов (1911 — 1987) и его повесть «В окопах Сталинграда» (1946). «Оттепель» (1953—1956) — начало самовосстановления литературы и нового типа литературного развития.

12.20.2. «Деревенская проза». Повести Б. Можаева «Живой» (1966) и В. Белова «Привычное дело» (1966): глубина и цельность нравственного мира человека от земли. Характеры и сюжеты Василия Шукшина (1929—1974). Василий Шукшин и Александр Вампилов: общее понимание сложности современного быта. Проза Виктора Петровича Астафьева (1924—2001) и Фёдора Александровича Абрамова (1920—1983).

12.20.3. «Лейтенантская» проза. Повести Ю.Бондарева «Горячий снег», К. Воробьёва «Убиты под Москвой» (1961), Вяч. Кондратьева «Сашка» (1979).

12.20.4. Юрий Трифонов (1925—1981) и новый персонажный ряд городской прозы. Самопознание личности в прозе Андрея Битова. Фантастика городского и барачного быта в повестях Вл. Маканина (род. 1937). Историческая романтика 1960—1980-х. От реализма к постмодернизму. Теория литературы. Традиции и новаторство в литературе (углубление понятия).

12.20.5. Валентин Григорьевич Распутин. Жизнь и творчество. Повесть «Прощание с Матерой». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». Связь основных тем повести с традициями русской классики. Теория литературы. Традиции и новаторство в литературе (углубление понятия).


12.21. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ РОМАН

Обзор русской прозы начала 21 века. Творчество В. Пелевина, Л. Улицкой, Д. Рубиной, А. Иванова, Е. Водолазкина: проблематика, жанровые особенности произведений, типология героев. Теория литературы. Традиции и новаторство в литературе (углубление понятия).


12.22. НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Монгольская литература от мифов и легенд до современной литературы.


12.23. ИТОГОВАЯ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Гуманистические традиции русской классической литературы и вызовы современности. Теория литературы. Традиции и новаторство в литературе (углубление понятия).


12.24. РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ



  1. МЕТОДИКА И ТСО


    1. Стратегия преподавания


Стратегическая цель обучения – это предусматриваемый, планируемый результат коллективных педагогических усилий и действий, который приводит к качественным изменениям в образовательном процессе, способствует дальнейшему успешному саморазвитию и самовоспитанию обучающихся.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы, изучение отдельных этапов творчества писателей, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям. Актуальность изучения литературы в том, что в старших классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной литературы. В 12 классе закрепляются общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в 20 веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.



    1. ТСО, оборудование


Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. Использование ТСО на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала, использовать разнообразить иллюстративно-информационный материал.


Перечень ресурсного обеспечения


  1. Компьютер.

  2. Цифровой фотоаппарат.

  3. DVD-плеер, видеомагнитофон.

  4. Телевизор.

  5. Интерактивная доска.


Интернет-ресурсы для ученика и учителя


1.school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2.wiki.tgl.net.ru/ - Ресурсы Интернета для преподавателей русского языка и литературы

3.www.s10034.edu35.ru/?page_id=170 – Электронные образовательные ресурсы

4.www.openclass.ru/node/180810 - Цифровые образовательные ресурсы по литературе

5.www.alleng.ru/edu/liter5.htm - ЕГЭ 2020 - литература

6.www.alleng.ru/d/lit/lit72.htm - Все сочинения по литературе

7.http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей

8.www.examen.ru/add/ege/ege-po-literature - Подготовка к ЕГЭ по литературе

9.www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory. - ЕГЭ\ демоверсии, спецификации, кодификаторы

10.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie – Итоговое сочинение (изложение)



    1. Особенность преподавания предмета


Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Курс литературы в старших строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, же­стокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.). Ведущая проблема изучения литературы в старших классах — литература и ее роль в духовной жизни человека.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.



  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностные результаты; метапредметные результаты или освоение универсальных способов деятельности; предметные результаты. Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится на основании сочинений и других проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» (высокий уровень) оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов,  свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» (повышенный уровень) оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» (базовый уровень) оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» (низкий уровень) оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений

Рекомендуемый (примерный) объем сочинений для 10 класса – 3 – 4 страницы, для 11 класса – 4 – 5 страниц, для 12 класса – 5 – 7 страниц. Любое сочинение проверяется не позднее 10 дней и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» (высокий уровень) ставится за сочинение:

- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

- стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» (повышенный уровень) ставится за сочинение:

- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

- логичное и последовательное изложение содержания;

- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» (базовый уровень) ставится за сочинение, в котором:

- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

- обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» (низкий уровень) ставится за сочинение, которое:

-не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

-характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Устный пересказ

Высокий уровень (отметка «5») ставится, если

1) содержание работы полностью соответствует теме и заданию;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических

конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Повышенный уровень (отметка «4») ставится, если

1) содержание работы в основном соответствует теме и заданию (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Базовый уровень (отметка «3») ставится, если

1) в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Низкий уровень (отметка «2») ставится, если

1) работа не соответствует теме и заданию;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

Выразительное чтение наизусть

Критерии выразительного чтения: правильная постановка логического ударения, соблюдение пауз, правильный выбор темпа, соблюдение нужной интонации, безошибочное чтение.

Отметка «5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

Отметка «4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

Отметка «3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

Отметка «2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

Тестирование

Высокий уровень (отметка «5»). Выполнено 90-100% заданий теста.

Повышенный уровень (отметка «4»). Выполнено 70-89% заданий теста.

Базовый уровень (отметка «3»). Выполнено 50-69% заданий теста.

Низкий уровень (отметка «2»). Выполнено менее 50% заданий теста.

Контрольная работа

Контрольная работа состоит из теста и краткого ответа на один из проблемных вопросов (по выбору ученика)

Высокий уровень (отметка «5») ставится за правильное выполнение 100% заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, стройный по композиции, логичный и последовательный в изложении мыслей; написанный правильным литературным языком и стилистически соответствующий содержанию.

Повышенный уровень (отметка «4») ставится за правильное выполнение 90% заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, достаточно полно и убедительно раскрывающий тему, обнаруживающий хорошее знание литературного материала, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанный правильным литературным языком, стилистически соответствующий содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Базовый уровень (отметка «3») ставится за правильное выполнение 65%- 90% заданий тестовой части.

Низкий уровень (отметка «2») ставится за правильное выполнение менее 65% заданий тестовой части.

Итоговая оценка

За учебную четверть (полугодие) и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень речевой и правописной грамотности в творческих работах.