СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена по учебнику В.Я. Коровиной, В приложении даны критерии оценивания знаний по предмету, а также тестовые задания для проведения итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Класс: 6

Уровень общего образования: общеобразовательный, базовый

Сроки реализации: 2018-2019 учебный год

Общее количество часов: 105




Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.П. Полухиной и др. (М.: Просвещение, 2013).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Планируемый результат освоения учебной программы

Личностными результатами выпускников 6 класса основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

- формирование навыков самоанализа и самоконтроля;

- формирование навыков к самосовершенствованию;

- овладение техникой художественного пересказа, выразительного чтения баллады;

- формирование познавательного интереса, навыков сопоставления;

- формирование познавательного процесса и навыков саморегуляции;

- формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России;

- формирование навыков анализа текста, расширение кругозора;

- воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны;

- формирование системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений;

- формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества;

Метапредметными результатами:

Коммуникативные:

- уметь определять общую цель и пути ее достижения;

- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- уметь читать вслух и понимать прочитанное;

- формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия;

- уметь определять меры усвоения изученного материала;

- уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение;

- уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы;

- уметь обосновывать и доказывать свое мнение;

Познавательные:

- узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием;

- уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме;

- уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста;

- уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа;

- уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя, давать оценку его поступкам;

- уметь формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования;

- уметь объяснять особенности текста литературной сказки начала XIX в.;

- познакомиться с элементами жизни и быта русского и украинского народа, уметь пересказывать содержание текста;

- уметь составлять план и пересказывать содержание текста по плану;

- уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей;

Регулятивные:

- уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения;

- уметь анализировать стихотворный текст;

- формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт;

- формировать навыки самоконтроля, выполнять учебные действия;

- уметь определять меры усвоения изученного материала;

- уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания;

- формировать ситуацию рефлексии-самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности;

- уметь выделить то, что еще подлежит усвоению;

- уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели;

- уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом;

Предметными результатами:

- научиться понимать информацию, представленную в древнерусском тексте, составлять текст с использованием слов притчи;

- научиться понимать и воспроизводить тексты древнерусской литературы, научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор);

- научиться понимать иносказательный текст басен и их мораль, научиться выразительно читать басни по ролям (инсценированному чтению), выявлять способы самообразования;

- научиться навыкам проектной деятельности;

- научиться определять (выделять) черты народной сказки, видеть особенности авторской сказки;

- научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы;

- научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, определять влияние народного творчества на формирование взглядов поэта;

- познакомиться с миром пушкинской сказки, с героями и сюжетами произведений;

- научиться выделять основные части сказки, отвечать на поставленные вопросы по ее содержанию, оценивать поступки и поведение сказочных героев, составлять план рассказа о герое, сопоставлять содержание сказки и музыкальных произведений – иллюстраций к сказке;

- научиться составлять первичный проект (индивидуальный, коллективный), электронную презентацию «Иллюстрации к сказке».


Содержание тем учебного курса

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. 1 час

Устное народное творчество ( 3часа)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы (2 часа)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)


Из русской литературы XVIII века. (1 час)


Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца.«Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р.Р. Выразительное чтение басни Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.


Из русской литературы XIX века. (54 часа)

Иван Андреевич Крылов.(3ч) Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. (18 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). К.Р. Контрольная работа № 3 по повести А.С Пушкина «Барышня-крестьянка». Контрольная работа 4 по повести АС. Пушкина «Дуброве кий». P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.


Михаил Юрьевич Лермонтов.(4ч) Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев.(5 ч)Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев.(3ч) Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет.(2ч) Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.


Николай Алексеевич Некрасов.(6ч) Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Р.Р. Устный и письменный анализ стихотворений

Николай Семенович Лесков (6 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). КР № 7 по произведениям Н. А. Некрасова и Н. С. Лескова. Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Антон Павлович Чехов.(3) Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий). P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (4 ч)

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...*, «Посмотри, какая мгле»..»; Е.А. Баратынский «Весят, весят! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..*. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений). КР № 8 по стихотворениям русских поэтов XIX века

РР Составление план письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений

Из русской литературы XX века (28 ч)

Александр Иванович Куприн (3 ч)

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов.. Участие в коллективном диалоге.

Андрей Платонович Платонов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

Александр Степанович Грин (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).

Михаил Михайлович Пришвин.(4ч) Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Произведения о Великой Отечественной войне (2ч)

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений). P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев (3 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления). К. р. контрольная работа № 9 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин. (3 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Родная природа в русской поэзии ХХ века (4ч)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Николай Михайлович Рубцов. (1 ч)

Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)К.Р. Контрольная работа N° 10 по стихотворениям о природе поэтов XX в. P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.


Писатели улыбаются (5 ч)

Василий Макарович Шукшин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Фазиль Искандер.(2 ч)

Краткий рассказ о писателе .«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. Р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России (2 ч)

Габдулла Тукай (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.«Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.

Кайсын Кулиев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», « Каким бы малым ни был мой народ..*. Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа. Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Из зарубежной литературы (10 часов)

Мифы Древней Греции (2 ч)«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот (1 ч)«Легенда об Арионе».Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер (1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).\

Мигель де Сервантес Сааведра (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервнтеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения)Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер (1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Подведение итогов за год (2 ч)Итоговый тест.


  1. Тематическое планирование:

№ п/п

Разделы

Всего часов

В том числе:

уроки

Развитие речи, сочинения

Введение.

1

1


Устное народное творчество.

4

3

1

Из древнерусской литературы.

2

2


Из русской литературы XVIII века

1

1


Из русской литературы XIX века.

54

46

8

Из русской литературы XX века.

32

30

2

Зарубежная литература.

10

10

-

Итоговый урок

1

1



Всего часов:

105

94

11



Организационно-педагогические условия реализации учебной программы

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе:

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Коровина В. Я. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.

2. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 2 4 0 с .

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2006 г.

3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.6 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.

6. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.


Интернет ресурсы:

Художественная литература:

1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов


Справочно-информационные и методические материалы:


1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»


Учебно – справочные материалы:

  1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).


Приложение


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



тема

К-во часов



Домашнее задание




План

факт



ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)





Художест­венное про­изведение. Содержание и форма

1



Стр.3- 5(изучить)

Устное народное творчество (4ч

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

1



С 6-12 пересказ

«Что за роскошь, что за смысл…Что за золото!» (А.С. Пушкин Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.

1



С 13-17 отв . на вопросы

Загадки

1



Подготовиться к контрольной работе, повторить материал

Контрольная работа №1 по теме УНТ




Сочинение. В чем красота и мудрость русского  фольклора? С 16 зад

Раздел 3. Из древнерусской литературы (2 ч.)Из «Повести временных лет». От­ражение ис­торических событий и вымысел в летописи

1



Стр  18- 25 пересказ

«Ска­зание о бел­городском киселе». Раз­витие пред­ставлений о русских летописях

1



С 25

Из древнерусской литературы XVIII века. (1ч)Русские басни. И.И. Дми­триев «Муха». Противопо­ставление труда и без­делья

1



С 26-30 наизусть

Из русской литературы XIX века. (54ч)

Иван Андреевич Крылов (3ч)

Басни И.А. Крыло­ва. «Листы и Корни», «Ларчик»

1



 С 31-43 выразит чт, проект  «Иллюстрации к басням»

И.А. Кры­лов. Бас­ня «Осел и Соловей». Комическое изображение невежест­венного су­дьи.

1



   Выразит.чтение басен

Контрольная работа №2 по теме «Басни» Р.Р Сочинение. Какие человеческие пороки осуждает  И. Крылов в  своих баснях

1




Александр Сергеевич Пушкин (18 ч)

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Лирика А.С. Пуш­кина

1



 Отвеч на вопросы с 45-52

«Узник» А.С. Пуш­кина. Воль­нолюбивые устремления поэта

1



наизусть

А.С. Пушки­н. Стихо­творение «Зимнее утро». Моти­вы единства красоты человека и природы

1



С 52-57 выр чт

А.С. Пуш­кин. Сти­хотворение «И.И. Пущину». Светлое чувство то­варищества и дружбы в стихотворении

1



С 58-59

А.С. Пуш­кин. Цикл «Повести покойно­го Ивана Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка»

1



«Инсценировка  эпизода   по теме « Повести Белкина»


«Барышня-крестьянка». Образ автора-повествователя

1



Ответить на вопросы к повести

Контрольная работа № 3по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

1




Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе





Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

1



Гл  1-4 пересказ

Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»




Гл 5-10 пересказ

Бунт кресть­ян в повести А.С. Пушки­на «Дубров­ский»

1



 Гл 11-14 пересказ

Осуждение произвола и деспотиз­ма в повести А.С. Пушки­на «Дубров­ский»

1



Гл 15-17 пересказ

Защита чести, неза­висимости личности в повести А.С. Пушки­на «Дубров­ский»

1



 Пересказ отрывка с 121-140 практ. работа

Романтиче­ская исто­рия любви Владимира и Маши в повести А.С. Пушки­на «Дубров­ский»

1



Гл 18-19 пересказ

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

1



С 142-143

Авторское отношение к героям по­вести «Дуб­ровский»

1



Что я думаю о героях повести?

Контрольная работа №4 по повести А. С. Пушкина «Дубровский». Урок развития речи.Сочинение — сравнитель­ная характе­ристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

1




Анализ к\р, работа над ошибками

1




Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч.)

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Чувство одиноче­ства и тоски в стихо­творении

«Тучи» М.Ю. Лер­монтова

1



С146-150 наизусть

Тема красо­ты и гармо­нии с миром

в стихо­творениях М.Ю. Лер­монтова

«Листок», «На севере диком...»

1



Выучить стихотворение

Особенности выражения темы одино­чества в сти­хотворениях М.Ю. Лер­монтова «Утес», «Три пальмы»

1



Выучить стихотворение

Контрольная работа № 5 по стихо­творениям М.Ю. Лер­монтова

1




Иван Сергеевич Тургенев (5 ч)

И.С. Тур­генев. Ли­тературный портрет пи­сателя

1




Сочув­ственное отношение к крестьян­ским детям в рассказе И.С. Турге­нева «Бежин луг»

1




Портреты и рассказы мальчиков в произ­ведении И.С. Турге­нева «Бежин луг»

1




Роль картин природы в рассказе И.С. Турге­нева «Бежин луг»

1




Составление электронно­го альбома «Словесные и живопис­ные портре­ты русских крестьян» (по расска­зам из цикла «Записки охотника»). Проект

1




Федор Иванович Тютчев (3 ч)

Федор Иванович Тютчев. Литератур­ный портрет поэта

1



 С 193 -194 пересказ

Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в стихо­творениях Ф.И. Тютче­ва «Листья», «Неохотно и несмело...»

1



 С 195-200 наизусть

 

Противо­поставле­ние судеб человека и коршуна: земная обре­ченность че­ловека в сти­хотворении Ф.И. Тютче­ва «С поля­ны коршун поднялся...»

1



Стр.  197

Афанасий Афанасьевич Фет (2 ч.)

Жизнеутвер­ждающее на­чало в сти­хотворениях А.А. Фета «Ель ру­кавом мне тропинку завесила...», «Еще май­ская ночь», «Учись у них — у дуба, у бе­резы...»

1



С 201-209

Краски и звуки в пейзаж­ной лирике А.А. Фета

1



С 210-220

Николай Алексеевич Некрасов (6 ч.)

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

1



С 210-221 выр чт.

Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1



Отв на вопросы

Мечта поэта о прекрас­ной поре в жизни на­рода в сти­хотворении Н.А. Некра­сова «Желез­ная дорога»

1



С 220 твор зад.

Своеобразие языка и ком­позиции. Сочетание реалистиче­ских и фан­тастических картин в стихо­творении Н.А. Некра­сова «Желез­ная дорога»

1



С 220 отв на вопросы

Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

1



Подгот к к.р.

Контрольная работа по  творчеству М. Лермонтова , И.Тургенева, Ф.Тютчева, Н.Некрасов,  А.Фет

1




Николай Семенович Лесков (6 ч)

Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова. Ли­тературный портрет пи­сателя

1



 Гл 1-5 пересказ-

Гордость Н.С. Леско­ва за народ в сказе «Лев­ша»

1



 С 6 гл -10 гл пересказ

Особенности языка сказа Н.С. Леско­ва «Левша»

1



С 11 гл -15 гл

Комический эффект, со­здаваемый народной этимологи­ей, игрой слов в сказе «Левша» Н.С. Лес­кова

1



Вспомнить определения, найти примеры в тексте

Сказовая форма пове­ствования. Проект

1



С  16-20 гл

Контрольная работа № 7 по произ­ведениям Н.С. Лес­кова .Р.Р.  Сочинение. Какие лучшие качества  русского народа  изображены  в произведениях  Н. Некрасова и  Н. Лескова

1



С 253-259

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (4 ч)

Я.П. По­лонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмо­три — какая мгла...». Вы­ражение пе­реживаний и мироощу­щения в сти­хотворениях о родной природе




С 282-288 выр чт.

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Чудный град порой сольется...». Особенности пейзажной лирики




«Родная природа в стихотворениях русских поэтов, полотнах и романсах русских композиторов»

А. К. Тол­стой. «Где гнутся над омутом лозы...».Проект





Контрольная работа № 8 по стихотво­рениям поэ­тов XIX в.





Антон Павлович Чехов (3 ч)

Жизненный и творческий путь А.П. Чехова.

1



С 275 зад.

Речь героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористи­ческая си­туация

1



 С 280-281 пересказ отв  на вопросы

Разобла­чение ли­цемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль худо­жественной детали

1




Русская литература ХХ в. (32ч)

Александр Иванович Куприн (3 ч)

Жизненный и творческий путь А.И. Ку­прина. Реаль­ная основа и содержа­ние рассказа «Чудесный доктор»

1



С 3-16 пересказ

Образ глав­ного героя в рассказе А.И. Купри­на «Чудес­ный доктор»

1



Отв на вопросы 15-16

Тема служе­ния людям в рассказе А.И. Купри­на «Чудес­ный доктор»

1



Подготовить пересказ эпизода

Андрей Платонович Платонов (3 ч)Жизненный и творчески путь А.П. Пла­тонова. Литературный портрет пи­сателя

1



 С 42-50 твор. Зад

«Неизвест­ный цветок» А.П. Пла­тонова. Прекрасное вокруг нас

1



Ответить на вопросы

«Ни на кого не похо­жие» герои А.П. Плато­нова

1




Александр Степанович Грин (3 ч.)

Жизненный и творческий путь А.С. Грина. Жестокая реальность и романти­ческая мечта в повести А.С. Грина «Алые пару­са»

1



 С 17- 30 зад 4

Душевная чистота главных героев в по­вести «Алые паруса» А.С. Грина

1



 С 31-39 отв на вопросы с 40-

Отношение автора к ге­роям пове­сти «Алые паруса» Составление таблицы  Сравнительная характеристика Грея и Ассоль.

1



С 40-41 выр чт по ролям

Произведения о Великой Отечественной войне (2 ч)

К.М. Си­монов. «Ты помнишь,

Алеша, до­роги Смоленщины...».Солдатские

будни в сти­хотворениях о войне

1



 С 52- 61 выр чт

 

Д.С. Самой­лов. «Сороковые».

Любовь к Родине в годы воен­ных испыта­ний

1



Подбор цитат  «Роль антитезы в стихотворениях о войне»

Виктор Петрович Астафьев (3 ч)

Жизненный и творческий путь В.П. Астафьева. Изображе­ние быта и жизни сибирской

Деревни в предво­енные годы в рассказе В. П. Астафь­ева «Конь с розовой гривой»

1



Стр. 62-71 пересказ

Яркость и самобыт­ность героев

Рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой

гривой». Юмор в рас­сказе

1



Стр.82 твор. зад. -83

Контрольная работа № 9 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

1



Проект: «Составить словарь  «сибирских» диалектных слов в рассказе»

М.М. Пришвин. (4ч)

М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».





Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.





Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».





«Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина „Кладовая солнца“».





Валентин Григорьевич Распутин (3 ч)

Жизненный и творческий путь В.Г. Распутина. Отражение трудностей военного времени

в повести «Уроки француз­ского» В.Г. Распутина

1



Стр. 85-95  переказ

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распу­тина «Уроки француз­ского»

1



Стр. 96-110 пересказ

Нравствен­ная про­блематика рассказа В.Г. Распу­тина «Уроки француз­ского». Про­ект

1



Стр.111-120, вопросы 8,9 устно

Родная природа в русской поэзии XX века (3 ч)

А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Чувство радости и печали, любви к род­ной природе и Родине

1



С158-161 отв на вопросы.

С.А. Есенин. «Мелколе­сье. Степь и дали...», «Поро­ша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмо­циональным состоянием лириче­ского ге­роя. А.А. Ах­матова. «Перед вес­ной бывают дни такие...»

1



С 164-166 отв на вопросы.

Человек и природа в «тихой» лирике Н.М.Руб­цова

1



Анализ стихотворения

Писатели улыбаются (5ч)

В.М. Шукшин (2 ч)

Жизненный и творческий путь В.М. Шукшина. Особенности шукшинских героев -«чудиков»

в рассказах «Чудик» и «Критики»

1



Стр. 124-138  отв на вопросы

Человече­ская откры­тость миру

как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шук­шина

1



С 138  отв на вопросы.

Фазиль Искандер (3ч.)

Влияние учителя на формирование детского

Характера в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла»

1



Прочитать рассказ

Чувство юмора как одно из ценных качеств

Человека в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадца­тый подвиг Геракла»

1



Смешной случай из вашей жизни.

Чувство юмора как одно из ценных качеств

Человека в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадца­тый подвиг Геракла»

1



Ответы на вопросы к рассказу(один вопрос письменно)

Промежуточная аттестация

1




Из литературы народов России (2 ч

)Габдулла Тукай. Сти­хотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой ро­дине и сво­ему родному краю

1



Стр. 169-175, тв.. зад

Кайсын Ку­лиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был ма­лым мой на­род...». Тема

бессмертия народа

1



С 175 ответ на вопрос.

Зарубежная литература (10ч)

Мифы Древней Греции (2 ч

)Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия»

1



Стр.  176-180  пересказ

Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид»

1



 С 181-183  пересказ.

Геродот (1 ч.)

Геродот. «Легенда об Арионе»

1



С 185-187 тв. Зад с 187.

Гомер (2 ч.) «Илиада» и «Одиссея» Гомера как эпические поэмы

1



 С 188- 201 твор. Зад.

«Илиада» и «Одиссея» Гомера как эпические поэмы





Мигель де Сервантес Сааведра (1 ч)

Мигель де Сервантес Сааведра. Пародия на рыцар­ские рома­ны. «Дон Кихот»

1



Стр. 218 -227 выр чтение

Фридрих Шиллер (1ч)

Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка»

1



Стр. 218 -227 выр чтение

Проспер Мериме (1ч)

Изображе­ние дикой природы в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе»

1



Стр. 228,-248  пересказ

Антуан де Сент-Экзюпери (2ч)

А. де Сент- Экзюпери. «Маленький принц» как философ­ская сказка и мудрая притча




Прочитать рассказ.

«Маленький принц» как философ­ская сказка и мудрая притча




Стр. 270, вопросы 6-11

Итоговый тест.








Норма оценок по литературе

Оценка устных ответов учащихся

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном  о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической  литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


ОЦЕНКА ЗА СОЧИНЕНИЕ

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение:

Глубоко и аргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается:

 1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение:

В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки

«2»

С Ставится за сочинение:

Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и  обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается:

777 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических  и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок



ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ( 6 класс)


ВАРИАНТ 1


  1. Пословица – это :

1.краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

2.краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

3.выражение насмешки.

  1. Какой из этих размеров стиха является двусложным:

1)дактиль, 2) ямб, 3) анапест?


  1. Назовите имя русского баснописца:

  1. М.В.Ломоносов

  2. В.А.Жуковский

  3. И.И.Дмитриев

  4. А.П.Платонов


  1. Произведение А.С.Пушкина «Дубровский»:

  1. Это повесть

  2. Это рассказ

  3. Это роман

  4. Это новелла

  1. Тема рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» :

1.встреча одноклассников

2.неравноправие людей

3.приспособленчество

  1. Назовите стихотворение М.Ю.Лермонтова:

  1. «Зимнее утро»

  2. «Узник»

  3. «И.И.Пущину»

  4. «Три пальмы.»

  1. От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:

  1. От лица самого Тургенева

  2. От лица охотника

  3. От лица крестьян

  4. От лица помещиков.

  1. Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:

  1. Автор, который повествует о событиях

  2. Крестьянские дети

  3. Взрослые крепостные крестьяне

  4. Помещики

  1. Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

  1. А.А.Фет

  2. Ф.И.Тютчев

  3. А.С.Пушкин

  4. М.Ю.Лермонтов.

  1. Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:

  1. Дубровский и Маша

  2. Сильвио и графиня Б..

  3. Грей и Ассоль

  4. Ромео и Джульетта


11. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1)П. Мериме а) « Железная дорога»

2) В.Г. Распутин б) «Уроки французского»

3) А.С. Пушкин в) «Барышня-крестьянка»

4) Н.А.Некрасов г) «Маттео Фальконе»


12.Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

2) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»

3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...»


13. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Марья Кириловна а) «Дубровский»

2) Грэй б) «Кладовая солнца»

3) Настя и Митраша в) «Алые паруса»

4) Лидия Михайловна г) «Уроки французского»


14. Какой художественный приём использует автор:

Неохотно и несмело

Солнце СМОТРИТ на поля…..( Ф.И.Тютчев)


15. Какой художественный приём использует автор:

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит... (Н.А. Некрасов)


16. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1- «Уроки французского»

2- «Кладовая солнца»

3- «Тринадцатый подвиг Геракла»

4- «Срезал.»


17 Кто автор «Илиады»:

1- Гомер

2- Софокл

3- Еврипид

4- Аристофан


18. Выберите определение, соответствующее понятию «Аллегория»:

1) построение художественного произведения;

2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты





ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ( 6 класс)

ВАРИАНТ 2

1. Поговорка- это

1.меткое , яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

2.вид художественного произведения

3.сказания, передающие представления древних народов о мире.

2. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:

1.хорей

2. амфибрахий

3. Ямб

3. . Определите жанр произведения Н.С.Лескова «Левша»:

1.Сказка, 3. сказ

2. притча, , 4. рассказ.

4.Тема стихотворения « Железная дорога»

Н.А. Некрасова:

1.любовь к Родине

2. быт и нравы крестьян при крепостном праве

3.тяжелый труд крепостных

5.Назовите имя русского баснописца:

1- И.И.Дмитриев

2- В.А.Жуковский

3- А.А.Блок

4- В.М.Шукшин

6. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1- «Тринадцатый подвиг Геракла»

2- «Маленький принц»

3- «Уроки французского»

4- «Срезал»

7.Повествование в произведении « Кладовая солнца» ведется от лица:

1. Митраши 3.Насти

2.геологов 4.жителей деревни

8.Произведение Грина «Алые паруса» относится:

1- К романтическим произведениям

2- К реалистическим произведениям

3- К фантастическим произведениям

4- К приключенческим произведениям.

9. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1. А.П.Чехов а. «Дубровский»

2.А.С.Пушкин б. « Толстый и тонкий»

3. В.М.Шукшин в. « Бежин луг»

4. И.С.Тургенев г. « Срезал»

10. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.


1) «......была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы......отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки....»

2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»

3) «.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».


11. Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

1- А.С.Пушкин

2- А.А.Фет

3- Ф.И.Тютчев

4- М.Ю.Лермонтов.

12. Главные герои произведения А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»:

1- Дубровский и Маша

2- Алексей и Лиза

3- Ромео и Джульетта

4- Грей и Ассоль

13. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1)Платов а) «Левша»

2) Ассоль б) «Конь с розовой гривой»

3) Санька в)«Дубровский»

4)Троекуров г) «Алые паруса»

14. Какой художественный прием использует автор:

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. ( А.А.Ахматова)


15. Какой художественный приём использует автор:

С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская…

( М.Ю. Лермонтов)


16. Назовите стихотворение А.А.Фета:

1. «Зимнее утро»

2. «Листья»

3. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

4. «Утес»


17 Кто автор «Одиссея»:

1- Еврипид

2- Софокл

3- Гомер

4- Аристофан


18. Выберите определение, соответствующее понятию: « Антитеза»

  1. выражение , употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

  2. противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

  3. Изображение одного предмета путем сравнения его с другим


Ключи к итоговой работа по литературе 6 класс



Вариант 1


1. 1

2. 2

3. 3

4. 3

5. 3

6. 4

7. 2

8. 2

9. 1

10. 3

11. 1-г , 2-б, 3-в, 4-а

12. 1- Митраша ( Пришвин « Кладовая солнца)

2. Левша ( Лесков « Левша»)

3. Троекуров – старший ( Кирила Петрович)

( Пушкин « Дубровский»)

13. 1-а, 2 -в, 3- б, 4-г

14. Олицетворение

15. Сравнение

16. 3

17. 1

18. 3


Вариант 2


  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 3

  5. 1

  6. 1

  7. 2

  8. 1

  9. 1-б, 2-а, 3-г, 4-в

  10. 1. Настя ( Пришвин « кладовая солнца»)

2. Лидия Михайловна – учительница фр.языка ( Распутин « Уроки фр.языка»)

3. Владимир Дубровский ( Пушкин « Дубровский»)

  1. 2

  2. 2

  3. 1-а, 2-г, 3-б, 4-в.

  4. Эпитет

  5. Олицетворение

  6. 3

  7. 3

  8. 2