Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Видновская средняя общеобразовательная школа № 11"
| | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Видновская СОШ №11» /_________/ О.В. Доманевская от «03 » сентября 2018 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Литература»
уровень основного общего образования
9 " А" класс
Составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, образовательной программы общеобразовательных учреждений по литературе для 9 класса под редакцией В.Я. Коровиной
Составила:
Нарышкина Л.Ю., учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории
2018 -2019 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ от 05.03.2004. №1089) и с учетом примерной программы по литературе.
Изучение литературы на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Основные задачи рабочей программы заключаются в следующем:
навыки самостоятельного анализа лирического произведения, эпизода из эпического и драматического произведения, навыки сопоставления образов, написания сочинения-характеристики одного персонажа, сопоставительной характеристики, групповой характеристики, обобщающей характеристики;
формирование знаний о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения художественных и научно-популярных текстов, в том числе и чтения наизусть;
свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;
навыки написания отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
овладение способами свободного владения письменной речью;
развитие общеучебных навыков: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный, интерактивный методы обучения, дистанционные формы обучения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Чему должен научиться ученик 9 класса:
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
К важнейшим результатам изучения литературы в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
•осознание своей идентичности как человека русской культуры, наследника классической гуманитарной традиции;
•освоение нравственно - эстетических ценностей нации и человечества, гуманистических традиций родной литературы;
•осмысление художественно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своего отношения к идеалам автора, пониманию собственной и чужой позиции;
•понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 класс
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетиче
ский жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
№ п/п | Содержание | Количество часов по программе |
| Введение. | 1 |
| Литература Древней Руси | 7 |
| Русская литература ХVIII века | 9 |
| Из русской литературы I половины ХIХ века | 3 |
| А.С.Грибоедов «Горе от ума» | 7 |
| Творчество А.С.Пушкина | 18 |
| Творчество М.Ю.Лермонтова | 9 |
| Творчество Н.В.Гоголя | 4 |
| Русская литература второй половины ХIХ века | 7 |
| Русская литература ХХ века. Проза | 11 |
| Русская литература ХХ века. Поэзия | 15 |
| Из зарубежной литературы | 6 |
| Итоговые занятия по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 2 |
| Итого | 99 |
4. Календарно-тематическое планирование
I ПОЛУГОДИЕ
№ урока | Раздел | Тема урока | Дата урока план | Дата по факту | Примечание (корректировка КТП) |
1 | Введение | 03.09.18 | |
| Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | | 03.09.18 | |
2-8 | Литература Древней Руси | 05. 09.18-19. 09.18 | |
| Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы | | 05. 09.18 | |
| «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | | 06. 09.18 | |
| Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения | | 10. 09.18 | |
| Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения | | 12. 09.18 | |
| Поэтическое искусство автора в «Слове…» | | 13. 09.18 | |
| РР Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны» | | 17. 09.18 | |
| РР Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…» | | 19. 09.18 | |
9-17 | Русская литература XVIII века | 20. 09.18-17.10.18 | |
| Характеристика русской литературы ХVIII века | | 20. 09.18 | |
| М.В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка | | 24. 09.18 | |
| М.В. Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды. | | 26. 09.18 | |
| Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»). | | 27. 09.18 | |
| Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. (Стихотворение «Памятник»). | | 01.10.18 | |
| А.Н. Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»), Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения. | | 03.10.18 | |
| А.Н. Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения. | | 04.10.18 | |
| Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. | | 15.10.18 | |
| Н.М. Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. (Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека) | | 17.10.18 | |
18-20 | Из русской литературы I половины XIX века | 18.10.18-12.11.18 | |
| Золотой век русской литературы (обзор) | | 18.10.18 | |
| В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. | | 22.10.18 | |
| В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) | | 24.10.18 | |
21-27 | А.С. Грибоедов «Горе от ума» | | 25.10.18 | |
| А.С. Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии. | | 29.10.18 | |
| «К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н. Грибоедова «Горе от ума». | | 31.10.18 | |
| «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии | | 01.11.18 | |
| «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия | | 05.11.18 | |
| «Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия | | 07.11.18 | |
| РР И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой | | 08.11.18 | |
| РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н. Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума» | | 12.11.18 | |
28-45 | Творчество А.С.Пушкина | | |
| А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина | | 14.11.18 | |
| Основные мотивы лирики А.С. Пушкина | | 15.11.18 | |
| Развитие темы свободы в творчестве А.С. Пушкина | | | |
| Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина | | | |
| Любовная лирика А.С. Пушкина | | | |
| Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения | | | |
| РР анализ лирического стихотворения А.С. Пушкина (по выбору учащихся) | | | |
| Контрольная работа Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века. | | | |
| «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. | | | |
| «Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | | | |
| Онегин и столичное дворянское общество | | | |
| Онегин и поместное дворянское общество | | | |
| Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | | | |
| Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | | | |
| «Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин | | | |
| Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». | | | |
| «Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства» | | | |
| РР Подготовка к сочинению по роману. | | | |
II ПОЛУГОДИЕ
№ урока | Раздел | Тема урока | Дата урока план | Дата по факту | Примечание (корректировка КТП) |
46-54 | Творчество М.Ю. Лермонтова | | |
| Лирика М.Ю. Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. | | | |
| Образ поэта – пророка в творчестве М.Ю. Лермонтова. | | | |
| Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. | | | |
| Эпоха безвременья в лирике поэта. | | | |
| Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | | | |
| Печорин как представитель «портрета поколения». | | | |
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. | | | |
| Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г. Белинского. | | | |
| Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | | | |
55-58 | Творчество Н.В. Гоголя | | |
| Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». | | | |
| Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. | | | |
| Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. | | | |
| РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. | | | |
59-65 | Русская литература второй половины XIX века | | |
| А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии. | | | |
| Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести. | | | |
| А.П. Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника». | | | |
| Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. | | | |
| Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. | | | |
| РР Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? (На примере одного-двух произведений). | | | |
| Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. | | | |
66-76 | Русская литература ХХ века. Проза | | |
| Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. | | | |
| И.А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | | | |
| И.А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | | | |
| М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. | | | |
| М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. | | | |
| М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | | | |
| М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | | | |
| А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | | | |
| Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. | | | |
| РР Контрольная работа Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века. | | | |
| РР Контрольная работа Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века. | | | |
77-91 | Русская литература ХХ века. Поэзия | | |
| Русская поэзия Серебряного века. | | | |
| А.А. Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта. | | | |
| Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие лирических интонации. | | | |
| С.А. Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе, человеке. | | | |
| С.А. Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе, человеке. | | | |
| В.В. Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. | | | |
| М.И. Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | | | |
| М.И. Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | | | |
| Н.А. Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. | | | |
| А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | | | |
| А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | | | |
| Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность. | | | |
| А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. | | | |
| А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. | | | |
| РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению. | | | |
92-97 | Из зарубежной литературы | | |
| Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…» | | | |
| Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер. | | | |
| У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм общечеловеческое значение героев. (Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы.) | | | |
| У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм общечеловеческое значение героев. (Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы.) | | | |
| И.В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. (Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы). | | | |
| И.В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. (Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы). | | | |
98-99 | Итоговые занятия по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся | | |
| Итоговые занятия по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. | | | |
| Итоговые занятия по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. | | | |
Рассмотрено | Согласовано |
Руководитель ШМО гуманитарного цикла | Заместитель директора |
_______/Робу И.В. | _____/Нарышкина Л.Ю. |
Протокол №_______ | |
от «03__» сентября 2018 | от «_03_» сентября 2018 |
20