СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и авторской программы по литературному чтению (Л.А.Ефросинина)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»»













Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом:

- Федерального Закона «Об образовании в РФ»№273-фз ОТ 29.12. 2012г.

- ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции от 28.10.2015г. № 08-1786),

- ООП НОО МБОУ «Каратузская СОШ»,

- Устава школы,

- учебного плана МБОУ «Каратузская СОШ», годового календарного графика школы на 2018-2019 учебный год, утверждённых приказом № 03-02-292 от 31.08.2018г.,

- примерной программы «Литературное чтение» Л. А. Ефросининой.

Цели и задачи обучения

Основная цель урока литературного чтения в начальных классах - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Задачи курса «Литературное чтение»:

обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

научить понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

I..

систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользо­ваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотро­вым);

включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соот­ветствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.



Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он спосо­бен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фак­тов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); вос­создавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подроб­но, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.

В третьем классе формирование читателя продолжается на более сложных (но дос­тупных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читатель­ский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение ста­новится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются опреде­ленные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Де­ти знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), вы­деляют особенности жанров.

Место предмета в учебном плане.

В третьем классе рабочая программа по предмету «Литературное чтение» рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).


Планируемые

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения предмета.

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио­нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского об­щества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга­ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру­гих народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и разви­вающемся мире;


5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том чис­ле в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со­циальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных соци­альных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных си­туаций;


10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотива­ции к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и ду­ховным ценностям.

Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится:

1) овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель­ности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуника­ционных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, органи­зации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и по­знавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окру­жающих;

13) формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процес­сов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) формирование умения работать в материальной и информационной среде началь­ного общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержани­ем конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится формирование:

1) понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства со­хранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; форми­рование потребности в систематическом чтении;

3) понимания роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изу­чающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содер­жание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновы­вать нравственную оценку поступков героев;

4) достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской ком­петентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, на­учно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Основные требования к результатам обучения в третьем классе

Учащиеся должны научиться:

  • читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее . 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);

  • читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;

  • определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;

  • пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;

  • самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разде­лами, темами, жанрами, писателями;

  • работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;

  • отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлеж­ности;

  • пользоваться справочной литературой.

Аудирование. Слушание литературного произведения

воспринимать произведения разных жанров из круга чтения; понимать главную мысль;

изучать произведения одного и того же жанра или несколько произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произве­дения, изображение героев);

сравнивать героев разных произведений, анализировать их поступки, выделять дета­ли для характеристики;

определять время и место событий, выделять описания пейзажа и портрета героя; выявлять авторскую позицию и формировать свое отношение к произведению и ге­роям.

Чтение

читать вслух и молча (про себя) небольшие произведения или главы из произведений целыми словами;

читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом

осознавать последовательность и смысл событий; вычленять главную мысль текста;

определять поступки героев и их мотивы; сопоставлять и оценивать поступки персо­нажей;

находить в произведении слова и выражения, характеризующие героев и события; вы­являть авторскую позицию и свое отношение к событиям и персонажам; работать со структурой текста: начало, развитие, концовка; делить текст на части и озаглавливать их; составлять план текста под руководством учителя; пересказывать содержание текста (подробно и кратко) по готовому плану; самостоятельно выполнять задания к тексту.

Круг чтения

читать произведения устного народного творчества русского народа и других наро­дов; стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей; художественные и научно-популярные рассказы и очерки;

понимать тему чтения: произведения о Родине, о героических подвигах во имя Роди­ны, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах лю­дей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т.д.);

анализировать более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой);

понимать замедленность действия народной сказки за счет повторов, включения пе­сенок и прибауток;

анализировать наличие волшебных превращений;

приводить примеры присказки, зачинов и их вариантов, особых концовок;

осознавать идею победы добра над злом, правды над кривдой, реальность и нереальность событий, положительных и отрицательных героев народной сказки;

понимать особенности изображения персонажей былины (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы;

анализировать и кратко характеризовать особенности литературной (авторской сказки, сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания;

приводить примеры художественных рассказов и давать характеристику их особенностей; изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений и устойчивых выражений;

понимать особенности жанра рассказа-описания (научно-художественного рассказа) как промежуточного жанра между художественными и научно-популярными рассказами: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации;

пользоваться справочной литературой: словарями, детскими энциклопедиями, книгами-справочниками.

Литературоведческая пропедевтика

ориентироваться в литературных понятиях: литература, фольклор, литературное произведение;

перечислять литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль;

объяснять, что такое присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное);

приводить примеры героев (персонажей); находить в тексте портрет героя, пейзаж;

перечислять основные признаки стихотворения: рифма, строка, строфа;

называть средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

развивать интерес к художественному слову;

сочинять (по аналогии с произведениями фольклора) загадки, потешки, небылицы, сказки, забавные истории с героями изученных произведений;

«дописывать», «досказывать» известные сюжеты;

принимать участие в коллективной творческой работе по изученным произведени­ям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литера­турном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д.

участвовать в литературных играх, конкурсах, утренниках, уроках-отчетах.

Чтение: работа с информацией

пользоваться информацией о книге, произведении, авторе произведения или книги;

получать информацию с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, анно­тация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»);

пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произве­дениях и книгах;

оформлять информацию в виде моделей, схем, таблиц;

использовать готовые таблицы с информацией для характеристики героев, книг, про­изведений.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (136 ЧАСОВ)


Круг чтения. Учебный материал для чтения и обсуждения в 3 классе:

  • произведения устного творчества русского и других народов;

  • стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;

  • художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Основные разделы

Устное народное творчество. Пословицы, скороговорки, загадки, русские народи сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитер-Немудрен»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни. Эзоп «Лисица и виноград»; И.А. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и лисица»'

Произведения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою; Зимою...»; А. Майков «Осень», А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин «Русь», «Утро»; И.З. Суриков «Детство»; С.Д Дрожжин «При­вет», «Зимний день».

Произведения Л.Н. Толстого «Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (от­рывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуков­ский «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова. Рассказы «Степь», «Ванька». Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех», «Приёмыш».

Произведения А.И. Куприна «Синяя звезда», «Барбос и Жулька».

Произведения С.А. Есенина «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».

Произведения К.Г. Паустовского «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева «Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П. Гайдара «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его коман­да» (отрывок); С.В. Михалков «Аркадий Гайдар». К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М. Пришвина «Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине».

Произведения зарубежных писателей Ш. Перро «Подарки феи»; Ц. Топелиус «Сол­нечный Луч в ноябре»; Дж. Лондон «Волк»; Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении).


п/п

Содержание программного материала

Количество

часов

1

Устное народное творчество

16

2

Басни

5

3

Произведения А.С. Пушкина

10

4

Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета

5

5

Произведения Л.Н. Толстого

11

6

Произведения Н.А. Некрасова

7

7

Произведения А.П.Чехова

6

8

Сказки зарубежных писателей

4

9

Стихи русских поэтов

7

10

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

7

11

Произведения А.И. Куприна

7

12

Стихи С.А.Есенина

7

13

Произведения К.Г. Паустовского

12

14

Произведения С.Я. Маршака

4

15

Произведения Л. Пантелеева

6

16

Произведения А.П. Гайдара

5

17

Произведения М.М. Пришвина

7

18

Произведения зарубежных писателей

10


ИТОГО

136




Примерное планирование проверочных и контрольных работ

п/п

Компетенция. Вид проверки

Время выполнения

Первое полугодие

1

Навык чтения вслух. Текущая проверка


Сентябрь

2

Навык чтения молча. Текущая проверка

Октябрь

3

Выразительность чтения. Текущая проверка

Сентябрь – ок­тябрь

4

Начитанность и читательские умения. Текущая проверка

Октябрь - ноябрь

5

Тест (вид текущей проверки)

Сентябрь - октябрь

6

Литературная эрудиция - литературные диктанты. Текущая про­верка

В течение полу­годия

7

Сформированность учебной и читательской деятельности - диаг­ностические тесты и задания. Текущая проверка

В конце четверти

8

Навык чтения вслух. Итоговая проверка

Ноябрь

9

Навык чтения молча. Итоговая проверка

Ноябрь - декабрь

10

Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка

Декабрь

11

Тест (вид итоговой проверки)

Декабрь

12

Литературная эрудиция - литературные диктанты. Текущая про­верка

В течение полугодия

13

Сформированность учебной и читательской деятельности - диаг­ностические тесты и задания. Итоговая проверка

В конце полугодия

Второе полугодие

1

Навык чтения вслух. Текущая проверка

Январь - февраль

2

Навык чтения молча. Текущая проверка

Февраль

3

Выразительность чтения изученных произведений. Текущая проверка

Один раз в чет­верть

4

Начитанность и читательские умения. Текущая проверка

Март

5

Тест (вид текущей проверки)

Март

6

Сформированность учебной и читательской деятельности - диаг­ностические тесты и задания. Текущая проверка

В конце четверти

7

Навык чтения вслух. Итоговая проверка

Апрель

8

Навык чтения молча. Итоговая проверка

Май

9

Выразительность чтения подготовленного текста. Итоговая проверка

Апрель - май

10

Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка

Май

11

Тест (вид итоговой проверки)

Май

12

Литературная эрудиция - литературные диктанты. Текущая про­верка

В течение полугодия

13

Сформированность учебной и читательской деятельности - диаг­ностические тесты и задания. Итоговая проверка

В конце года





Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

План


Факт

Коррекция

(№ приказа)

1

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик».

3.09

3.09



2

Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнитель­ное чтение. Загадки, пословицы.

4.09

4.09



3,4

Русские народ­ные сказки. «Самое доро­гое», «Про Лени­вую и Радивую».

6.09

7.09

6.09

7.09



5

Слушание и ра­бота с детскими книгами. Сказки о животных. Дополнитель­ное чтение. Русские народ­ные сказки. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич».

10.09

10.09



6

Сказки с загад­ками. «Дочь-семилетка». Русская народ­ная сказка.

Проверка навыка чтения вслух

11.09

11.09



7,8

Волшебные сказки.

«Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народ­ная сказка. О присказках.

13.09

14.09

13.09

14.09



9

Слушание и работа с дет­скими книгами. Дополнитель­ное чтение. Русские народ­ные сказки. «Елена Премуд­рая», «Умная внучка» (в пересказе А. Платонова), ненецкая сказка «Хозяин ветров», чукотская сказка «Девушка и Месяц».

17.09

17.09



10


Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора.


18.09

18.09



11


Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Тест

20.09

20.09



12

Былины.

Стартовая диагностика.

21.09

21.09



13-14

«Добрыня и Змея»,

«Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула».

24.09

25.09

24.09

25.09



15

Слушание и работа с дет­скими книгами. Былины. Дополнитель­ное чтение. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович».

27.09

27.09



16

Урок-обобщение по теме «Были­ны» («Проверьте себя»). Лексический диктант

28.09

28.09



17

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и вино­град».

1.10

1.10



18

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Дополнитель­ное чтение. Эзоп. «Ворон и Лисица».

2.10

2.10



19

Дополнительное чтение. И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник». Проверка навыка чтения молча

4.10

4.10



20

Слушание и ра­бота с детской книгой.

Дополнительное чтение. Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхво­стая Лисица» А.Е.Измайлов. «Филин и чиж».

5.10

5.10



21

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Информационный диктант

8.10

8.10



22

Отрывок из по­эмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...».

9.10

9.10



23

Отрывок из по­эмы «Руслан и Людмила». Дополнитель­ное чтение. «Бой Руслана с гигантской головой».

11.10

11.10



24

«Сказка о царе Салтане...».

12.10

12.10



25

«Сказка о царе Салтане...» (продолжение).

15.10

15.10



26

«Сказка о царе Салтане...» (окончание).

16.10

16.10



27, 28

Слушание и ра­бота с детской книгой. К.Г. Паустов­ский. «Сказки Пушкина». Дополнитель­ное чтение. «Сказка о мёрт­вой царевне и о семи богаты­рях».

Э. Бабаев. «Там лес и дол виде­ний полны...».Техника чтения

18.10

19.10

18.10

19.10



29

А.С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер».


22.10

22.10



30

А.С. Пушкин. «Няне».

23.10

23.10



31

Урок-обобщение по разделам 1 четверти.

Комплексная контрольная работа

25.10

25.10



32

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначаль­ной...», «Чародейкою зимою...»

26.10

26.10



33

А.Н. Майков. «Осень».

6.11

6.11



34

А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»

8.11

8.11



35

Слушание и ра­бота с детской книгой. Стихи русских поэтов.

Дополнитель­ное чтение. И.А. Бунин. «Листопад».

9.11

9.11



36

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Литературный диктант

12.11

12.11



37

«Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня).

13.11

13.11



38, 39

Слушание и ра­бота с детскими книгами. Дополнитель­ное чтение. Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан».

15.11

16.11

15.11

16.11



40

Научно-познава­тельные и худо­жественные рассказы. «Лебеди», «Зайцы».

Проверка навыка чтения молча

19.11

19.11



41

Дополнитель­ное чтение. «Лев и собачка».

20.11

20.11



42, 43, 44

Разножанровые произведения. Рассказ «Пры­жок». Былина «Как боролся русский бога­тырь».

22.11

23.11

26.11

22.11

23.11

26.11



45, 46

Слушание и ра­бота с детской книгой. Книги Л.Н. Толстого.

Дополнитель­ное чтение: «Ореховая ветка».

А. Сергеенко «Как Л.Н. Тол­стой рассказы­вал сказку об огурцах».

27.11

29.11

27.11

29.11



47

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Литературный диктант

30.11

30.11



48

Стихи Н.А. Некрасова о детях.

«Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок».

3.12

3.12



49

Слушание и ра­бота с детской книгой.

Дополнитель­ное чтение. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокра­щении).

4.12

4.12



50, 51

Стихи Н.А. Некрасова о природе

«Славная осень...». Дополнитель­ное чтение. «Зелёный Шум». К.И. Чуковский. «Зелёный Шум».

6.12

7.12

6.12

7.12



52

Стихи Н.А. Некрасова о природе. «Мороз-воево­да» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

10.12

10.12



53

Слушание и ра­бота с детской книгой.

К.И. Чуковский. «О стихах Н.А. Некрасова». Дополнительное чтение. Н.А. Некрасов. «Саша», «Перед дождём».

11.12

11.12



54

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Тест

13.12

13.12



55, 56

Повесть «Степь» (отрывок). Дополнитель­ное чтение. А.П. Чехов. «Белолобый»; И.С. Тургенев. «Лес и степь».

14.12

17.12

14.12

17.12



57

А.П. Чехов. «Ванька». Дополнитель­ное чтение. Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».

18.12


18.12




58 ,59

Работа над ошибками.

Слушание и ра­бота с детскими книгами. Книги о живот­ных.

Дополнитель­ное чтение. Л. Андреев. «Кусака».



20.12 21.12


20.12 21.12



60

Урок-обобщение по разделу.

Итоговая проверка выразительности и навыка чтения вслух

24.12

24.12



61

Ш. Перро. «Подарки феи».

25.12

25.12



62

Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». Дополнитель­ное чтение. Ц. Топелиус. «Зимняя сказка».

27.12

27.12



63

Слушание и ра­бота с книгами зарубежных сказочников. Дополнитель­ное чтение. Х.-К. Андерсен. «Снеговик»; братья Гримм. «Умная дочь крестьянская».

28.12

28.12



64

Урок-утренник «В мире сказок».

10.01

10.01


65

«В мире сказок».

11.01

11.01


66

И.С. Никитин. «Русь».

14.01

14.01


67

И.С. Никитин. «Утро».

15.01

15.01


68

И.3. Суриков. «Детство».

17.01

17.01


69

Слушание и ра­бота с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнитель­ное чтение. И.С. Никитин. «Помню я: быва­ло, няня...».

18.01

18.01


70

С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

21.01

21.01


71

Слушание и ра­бота с детскими книгами. Дополнитель­ное чтение. Ф.Н. Глинка. «Москва».

22.01

22.01


72

Рассказ «Приёмыш».

24.01

24.01


73, 74

Рассказ «Приёмыш» (продолжение).

25.01

25.01


75

Сказка «Умнее всех».

28.01

28.01


76

Слушание и ра­бота с детской книгой.

Дополнитель­ное чтение. Рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко».

29.01

31.01

29.01

31.01


77

Рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко» (окончание).

1.02

1.02


78

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Проверка навыка чтения молча

4.02

4.02


79

Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Синяя звезда».

5.02

5.02


80, 81

Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Синяя звезда» (продолжение).

7.02

7.02


82

Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька».

8.02

8.02


83

Рассказ «Барбос и Жулька» (окончание). Дополнитель­ное чтение. «Собачье счастье».

11.02

12.02

11.02

12.02


84

Слушание и ра­бота с детскими книгами о живот­ных.

Дополнитель­ное чтение. «Ю-ю».

14.02

14.02


85

Урок-обобщение по разделам «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка», «Произведения А.И. Куприна» («Проверьте себя»). Тест

15.02

15.02


86

Стихи С.А. Есенина. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...».

18.02

18.02


87

Стихи С.А. Есенина. «Нивы сжаты, рощи голы...».

19.02

19.02


88

Стихи С.А. Есенина. «Берёза». Дополнитель­ное чтение. Стихи о берёзе (отрывки).

20.02

20.02


89

Стихи С.А. Есенина. «Бабушкины сказки».

22.02

22.02


90

Слушание и ра­бота с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнитель­ное чтение. С.А. Есенин. «Топи да боло­та...», «Сыплет черёмуха сне­гом...»; И.С. Тургенев. «Деревня».

25.02

25.02


91

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Литературный диктант

26.02

26.02


92

Стихи рус­ских поэтов.

28.02

28.02


93

Сказка «Сталь­ное колечко».

1.03

1.03


94

Сказка «Сталь­ное колечко» (продолжение).

4.03

4.03


95

Сказка «Сталь­ное колечко» (окончание).

5.03

5.03


96

Юмористические рассказы. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».




97

Научно-познавательные рассказы. К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». Информационный диктант

7.03

7.03


98

Дополнитель­ное чтение. «Заячьи лапы».

11.03

11.03


99

Слушание и ра­бота с книгами К.Г. Паустов­ского.

Дополнитель­ное чтение. «Тёплый хлеб».

12.03

12.03


100

Комплексная контрольная работа по темам четверти

14.03

14.03


101

Слушание и работа с детскими книгами о природе и животных. Дополнитель­ное чтение. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

15.03

15.03


102

Слушание и работа с детскими книгами о природе и животных. Дополнитель­ное чтение. И.С. Тургенев.

«Воробей», «Перепёлка».

18.03

18.03


103

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

Итоговая проверка выразительности и навыка чтения вслух

19.03


19.03



104

«Моя любимая книга».

21.03

21.03


105

Произве­дения С.Я. Маршака. Стихотворение «Урок родного языка».

22.03

22.03


106

Произве­дения С.Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш».

1.04

1.04


107

Слушание и ра­бота с книгами С.Я. Маршака. Дополнитель­ное чтение. Пьеса-сказка «Кошкин дом».

2.04

2.04


108

Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги

С.Я. Маршака»; В. Субботин. «С Маршаком».


4.04

4.04


109

Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово».

5.04

5.04


110

Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово».

8.04

8.04


111

Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель».

9.04

9.04


112

Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель».

11.04

11.04


113

Слушание и ра­бота с детской книгой.

Дополнитель­ное чтение. «Фенька», «Новенькая».

12.04

12.04


114

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Тест

15.04

15.04


115

Произве­дения А.П. Гайдара о детях. Рассказ «Горячий камень».

16.04

16.04


116, 117

Произве­дения А.П. Гайдара о детях. Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы).

18.04

18.04


118

Стихотворение С.В. Михалкова «Аркадий Гай­дар».

Очерк К.Г. Паустов­ского «Об Арка­дии Петровиче Гайдаре».

Дополнитель­ное чтение. С.В. Михалков. «Ошибка».

19.04

19.04


119

Слушание книг о детях и ра­бота с ними. Дополнитель­ное чтение. В.Ю. Драгун­ский. «Девочка на шаре».

22.04

23.04

22.04

23.04


120

Произве­дения М.М. Приш­вина. Очерк «Моя Родина».

25.04

25.04


121

Произве­дения М.М. Приш­вина о животных. Дополнитель­ное чтение. Рассказ «Двойной след».

26.04

26.04


122

Произве­дения М.М. Приш­вина о животных. Рассказ «Выскочка».

29.04

29.04


123

Рассказ-описание «Жаркий час».

30.04

30.04


124

В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

6.05

6.05


125

Слушание и ра­бота с детскими книгами о при­роде.

Дополнитель­ное чтение. В.В. Бианки. «По следам».

7.05

7.05


126

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

Итоговая проверка навыка чтения молча

13.05

13.05


127, 128

Дж. Лондон. «Волк».

14.05

16.05

14.05

16.05


129

Комплексная итоговая разноуровневая контрольная работа.

17.05

17.05


130

Э. Сетон-Томп­сон. «Чинк».

20.03


20.03



131

Э. Сетон-Томп­сон. «Чинк».

Итоговая проверка выразительности и навыка чтения вслух

21.05

21.05


132

Э. Сетон-Томп­сон. «Чинк».

23.05

23.05


133

Слушание и ра­бота с детскими книгами зарубеж­ных писателей. Дополнитель­ное чтение. Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузне­чик Дэн».

24.05

24.05


134

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). П. А. Проверка техники чтения.

27.05

27.05


135,136

Работа над ошибками.

«Летнее чтение».

28.05

30.05

28.05

30.05


Для реализации программного содержания

используются:


учебные пособия:



1. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. -М.: Вента-на-Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века).

2. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 3 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. -М.: Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа XXI века).

3. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. -М.: Вентана-Граф, 2016. - (Начальная школа XXI века).

4. Учимся читать выразительно. Учебное пособие. 2-4 классы. / Оморокова М.И. - М.: Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века).



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

(по возможности)


Электронно-программное обеспечение,

экранно-звуковые пособия

- мультимедийные презентации к урокам

- интерактивные плакаты


Технические средства обучения

- мультимедийная установка

- компьютер


Печатные пособия

- портреты писателей

- репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

- детская периодика.