Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом:
- Федерального Закона «Об образовании в РФ»№273-фз ОТ 29.12. 2012г.
- ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции от 28.10.2015г. № 08-1786),
- ООП НОО МБОУ «Каратузская СОШ»,
- Устава школы,
- учебного плана МБОУ «Каратузская СОШ», годового календарного графика школы на 2018-2019 учебный год, утверждённых приказом № 03-02-292 от 31.08.2018г.,
- примерной программы «Литературное чтение» Л. А. Ефросининой.
Цели и задачи обучения
Основная цель урока литературного чтения в начальных классах - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
I..
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.
В третьем классе формирование читателя продолжается на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.
Место предмета в учебном плане.
В третьем классе рабочая программа по предмету «Литературное чтение» рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
Планируемые
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения предмета.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится:
1) овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится формирование:
1) понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимания роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Основные требования к результатам обучения в третьем классе
Учащиеся должны научиться:
читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее . 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;
определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;
самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
пользоваться справочной литературой.
Аудирование. Слушание литературного произведения
воспринимать произведения разных жанров из круга чтения; понимать главную мысль;
изучать произведения одного и того же жанра или несколько произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев);
сравнивать героев разных произведений, анализировать их поступки, выделять детали для характеристики;
определять время и место событий, выделять описания пейзажа и портрета героя; выявлять авторскую позицию и формировать свое отношение к произведению и героям.
Чтение
читать вслух и молча (про себя) небольшие произведения или главы из произведений целыми словами;
читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом
осознавать последовательность и смысл событий; вычленять главную мысль текста;
определять поступки героев и их мотивы; сопоставлять и оценивать поступки персонажей;
находить в произведении слова и выражения, характеризующие героев и события; выявлять авторскую позицию и свое отношение к событиям и персонажам; работать со структурой текста: начало, развитие, концовка; делить текст на части и озаглавливать их; составлять план текста под руководством учителя; пересказывать содержание текста (подробно и кратко) по готовому плану; самостоятельно выполнять задания к тексту.
Круг чтения
читать произведения устного народного творчества русского народа и других народов; стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей; художественные и научно-популярные рассказы и очерки;
понимать тему чтения: произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т.д.);
анализировать более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой);
понимать замедленность действия народной сказки за счет повторов, включения песенок и прибауток;
анализировать наличие волшебных превращений;
приводить примеры присказки, зачинов и их вариантов, особых концовок;
осознавать идею победы добра над злом, правды над кривдой, реальность и нереальность событий, положительных и отрицательных героев народной сказки;
понимать особенности изображения персонажей былины (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы;
анализировать и кратко характеризовать особенности литературной (авторской сказки, сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания;
приводить примеры художественных рассказов и давать характеристику их особенностей; изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений и устойчивых выражений;
понимать особенности жанра рассказа-описания (научно-художественного рассказа) как промежуточного жанра между художественными и научно-популярными рассказами: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации;
пользоваться справочной литературой: словарями, детскими энциклопедиями, книгами-справочниками.
Литературоведческая пропедевтика
ориентироваться в литературных понятиях: литература, фольклор, литературное произведение;
перечислять литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль;
объяснять, что такое присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное);
приводить примеры героев (персонажей); находить в тексте портрет героя, пейзаж;
перечислять основные признаки стихотворения: рифма, строка, строфа;
называть средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
развивать интерес к художественному слову;
сочинять (по аналогии с произведениями фольклора) загадки, потешки, небылицы, сказки, забавные истории с героями изученных произведений;
«дописывать», «досказывать» известные сюжеты;
принимать участие в коллективной творческой работе по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д.
участвовать в литературных играх, конкурсах, утренниках, уроках-отчетах.
Чтение: работа с информацией
пользоваться информацией о книге, произведении, авторе произведения или книги;
получать информацию с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»);
пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах;
оформлять информацию в виде моделей, схем, таблиц;
использовать готовые таблицы с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (136 ЧАСОВ)
Круг чтения. Учебный материал для чтения и обсуждения в 3 классе:
произведения устного творчества русского и других народов;
стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;
художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Основные разделы
Устное народное творчество. Пословицы, скороговорки, загадки, русские народи сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитер-Немудрен»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).
Басни. Эзоп «Лисица и виноград»; И.А. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и лисица»'
Произведения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою; Зимою...»; А. Майков «Осень», А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин «Русь», «Утро»; И.З. Суриков «Детство»; С.Д Дрожжин «Привет», «Зимний день».
Произведения Л.Н. Толстого «Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».
Произведения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».
Произведения А.П. Чехова. Рассказы «Степь», «Ванька». Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех», «Приёмыш».
Произведения А.И. Куприна «Синяя звезда», «Барбос и Жулька».
Произведения С.А. Есенина «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».
Произведения К.Г. Паустовского «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».
Произведения С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин «С Маршаком».
Рассказы Л. Пантелеева «Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П. Гайдара «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков «Аркадий Гайдар». К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения М.М. Пришвина «Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине».
Произведения зарубежных писателей Ш. Перро «Подарки феи»; Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»; Дж. Лондон «Волк»; Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении).
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Устное народное творчество | 16 |
2 | Басни | 5 |
3 | Произведения А.С. Пушкина | 10 |
4 | Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета | 5 |
5 | Произведения Л.Н. Толстого | 11 |
6 | Произведения Н.А. Некрасова | 7 |
7 | Произведения А.П.Чехова | 6 |
8 | Сказки зарубежных писателей | 4 |
9 | Стихи русских поэтов | 7 |
10 | Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка | 7 |
11 | Произведения А.И. Куприна | 7 |
12 | Стихи С.А.Есенина | 7 |
13 | Произведения К.Г. Паустовского | 12 |
14 | Произведения С.Я. Маршака | 4 |
15 | Произведения Л. Пантелеева | 6 |
16 | Произведения А.П. Гайдара | 5 |
17 | Произведения М.М. Пришвина | 7 |
18 | Произведения зарубежных писателей | 10 |
| ИТОГО | 136 |
Примерное планирование проверочных и контрольных работ |
№ п/п | Компетенция. Вид проверки | Время выполнения |
Первое полугодие |
1 | Навык чтения вслух. Текущая проверка | Сентябрь |
2 | Навык чтения молча. Текущая проверка | Октябрь |
3 | Выразительность чтения. Текущая проверка | Сентябрь – октябрь |
4 | Начитанность и читательские умения. Текущая проверка | Октябрь - ноябрь |
5 | Тест (вид текущей проверки) | Сентябрь - октябрь |
6 | Литературная эрудиция - литературные диктанты. Текущая проверка | В течение полугодия |
7 | Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания. Текущая проверка | В конце четверти |
8 | Навык чтения вслух. Итоговая проверка | Ноябрь |
9 | Навык чтения молча. Итоговая проверка | Ноябрь - декабрь |
10 | Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка | Декабрь |
11 | Тест (вид итоговой проверки) | Декабрь |
12 | Литературная эрудиция - литературные диктанты. Текущая проверка | В течение полугодия |
13 | Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания. Итоговая проверка | В конце полугодия |
Второе полугодие |
1 | Навык чтения вслух. Текущая проверка | Январь - февраль |
2 | Навык чтения молча. Текущая проверка | Февраль |
3 | Выразительность чтения изученных произведений. Текущая проверка | Один раз в четверть |
4 | Начитанность и читательские умения. Текущая проверка | Март |
5 | Тест (вид текущей проверки) | Март |
6 | Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания. Текущая проверка | В конце четверти |
7 | Навык чтения вслух. Итоговая проверка | Апрель |
8 | Навык чтения молча. Итоговая проверка | Май |
9 | Выразительность чтения подготовленного текста. Итоговая проверка | Апрель - май |
10 | Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка | Май |
11 | Тест (вид итоговой проверки) | Май |
12 | Литературная эрудиция - литературные диктанты. Текущая проверка | В течение полугодия |
13 | Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания. Итоговая проверка | В конце года |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
План | Факт | Коррекция (№ приказа) |
1 | Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик». | 3.09 | 3.09 | | |
2 | Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение. Загадки, пословицы. | 4.09 | 4.09 | | |
3,4 | Русские народные сказки. «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую». | 6.09 7.09 | 6.09 7.09 | | |
5 | Слушание и работа с детскими книгами. Сказки о животных. Дополнительное чтение. Русские народные сказки. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич». | 10.09 | 10.09 | | |
6 | Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка. Проверка навыка чтения вслух | 11.09 | 11.09 | | |
7,8 | Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка. О присказках. | 13.09 14.09 | 13.09 14.09 | | |
9 | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение. Русские народные сказки. «Елена Премудрая», «Умная внучка» (в пересказе А. Платонова), ненецкая сказка «Хозяин ветров», чукотская сказка «Девушка и Месяц». | 17.09 | 17.09 | | |
10 | Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора. | 18.09 | 18.09 | | |
11 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Тест | 20.09 | 20.09 | | |
12 | Былины. Стартовая диагностика. | 21.09 | 21.09 | | |
13-14 | «Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула». | 24.09 25.09 | 24.09 25.09 | | |
15 | Слушание и работа с детскими книгами. Былины. Дополнительное чтение. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович». | 27.09 | 27.09 | | |
16 | Урок-обобщение по теме «Былины» («Проверьте себя»). Лексический диктант | 28.09 | 28.09 | | |
17 | Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград». | 1.10 | 1.10 | | |
18 | И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Дополнительное чтение. Эзоп. «Ворон и Лисица». | 2.10 | 2.10 | | |
19 | Дополнительное чтение. И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник». Проверка навыка чтения молча | 4.10 | 4.10 | | |
20 | Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение. Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица» А.Е.Измайлов. «Филин и чиж». | 5.10 | 5.10 | | |
21 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Информационный диктант | 8.10 | 8.10 | | |
22 | Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...». | 9.10 | 9.10 | | |
23 | Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Дополнительное чтение. «Бой Руслана с гигантской головой». | 11.10 | 11.10 | | |
24 | «Сказка о царе Салтане...». | 12.10 | 12.10 | | |
25 | «Сказка о царе Салтане...» (продолжение). | 15.10 | 15.10 | | |
26 | «Сказка о царе Салтане...» (окончание). | 16.10 | 16.10 | | |
27, 28 | Слушание и работа с детской книгой. К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Дополнительное чтение. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны...».Техника чтения | 18.10 19.10 | 18.10 19.10 | | |
29 | А.С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер». | 22.10 | 22.10 | | |
30 | А.С. Пушкин. «Няне». | 23.10 | 23.10 | | |
31 | Урок-обобщение по разделам 1 четверти. Комплексная контрольная работа | 25.10 | 25.10 | | |
32 | Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...» | 26.10 | 26.10 | | |
33 | А.Н. Майков. «Осень». | 6.11 | 6.11 | | |
34 | А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...» | 8.11 | 8.11 | | |
35 | Слушание и работа с детской книгой. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение. И.А. Бунин. «Листопад». | 9.11 | 9.11 | | |
36 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Литературный диктант | 12.11 | 12.11 | | |
37 | «Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня). | 13.11 | 13.11 | | |
38, 39 | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение. Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан». | 15.11 16.11 | 15.11 16.11 | | |
40 | Научно-познавательные и художественные рассказы. «Лебеди», «Зайцы». Проверка навыка чтения молча | 19.11 | 19.11 | | |
41 | Дополнительное чтение. «Лев и собачка». | 20.11 | 20.11 | | |
42, 43, 44 | Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок». Былина «Как боролся русский богатырь». | 22.11 23.11 26.11 | 22.11 23.11 26.11 | | |
45, 46 | Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н. Толстого. Дополнительное чтение: «Ореховая ветка». А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах». | 27.11 29.11 | 27.11 29.11 | | |
47 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Литературный диктант | 30.11 | 30.11 | | |
48 | Стихи Н.А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок». | 3.12 | 3.12 | | |
49 | Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении). | 4.12 | 4.12 | | |
50, 51 | Стихи Н.А. Некрасова о природе «Славная осень...». Дополнительное чтение. «Зелёный Шум». К.И. Чуковский. «Зелёный Шум». | 6.12 7.12 | 6.12 7.12 | | |
52 | Стихи Н.А. Некрасова о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). | 10.12 | 10.12 | | |
53 | Слушание и работа с детской книгой. К.И. Чуковский. «О стихах Н.А. Некрасова». Дополнительное чтение. Н.А. Некрасов. «Саша», «Перед дождём». | 11.12 | 11.12 | | |
54 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Тест | 13.12 | 13.12 | | |
55, 56 | Повесть «Степь» (отрывок). Дополнительное чтение. А.П. Чехов. «Белолобый»; И.С. Тургенев. «Лес и степь». | 14.12 17.12 | 14.12 17.12 | | |
57 | А.П. Чехов. «Ванька». Дополнительное чтение. Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова». | 18.12 | 18.12 | | |
58 ,59 | Работа над ошибками. Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. Дополнительное чтение. Л. Андреев. «Кусака». | 20.12 21.12 | 20.12 21.12 | | |
60 | Урок-обобщение по разделу. Итоговая проверка выразительности и навыка чтения вслух | 24.12 | 24.12 | | |
61 | Ш. Перро. «Подарки феи». | 25.12 | 25.12 | | |
62 | Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». Дополнительное чтение. Ц. Топелиус. «Зимняя сказка». | 27.12 | 27.12 | | |
63 | Слушание и работа с книгами зарубежных сказочников. Дополнительное чтение. Х.-К. Андерсен. «Снеговик»; братья Гримм. «Умная дочь крестьянская». | 28.12 | 28.12 | | |
64 | Урок-утренник «В мире сказок». | 10.01 | 10.01 | |
65 | «В мире сказок». | 11.01 | 11.01 | |
66 | И.С. Никитин. «Русь». | 14.01 | 14.01 | |
67 | И.С. Никитин. «Утро». | 15.01 | 15.01 | |
68 | И.3. Суриков. «Детство». | 17.01 | 17.01 | |
69 | Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение. И.С. Никитин. «Помню я: бывало, няня...». | 18.01 | 18.01 | |
70 | С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день». | 21.01 | 21.01 | |
71 | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение. Ф.Н. Глинка. «Москва». | 22.01 | 22.01 | |
72 | Рассказ «Приёмыш». | 24.01 | 24.01 | |
73, 74 | Рассказ «Приёмыш» (продолжение). | 25.01 | 25.01 | |
75 | Сказка «Умнее всех». | 28.01 | 28.01 | |
76 | Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение. Рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко». | 29.01 31.01 | 29.01 31.01 | |
77 | Рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко» (окончание). | 1.02 | 1.02 | |
78 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Проверка навыка чтения молча | 4.02 | 4.02 | |
79 | Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Синяя звезда». | 5.02 | 5.02 | |
80, 81 | Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Синяя звезда» (продолжение). | 7.02 | 7.02 | |
82 | Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька». | 8.02 | 8.02 | |
83 | Рассказ «Барбос и Жулька» (окончание). Дополнительное чтение. «Собачье счастье». | 11.02 12.02 | 11.02 12.02 | |
84 | Слушание и работа с детскими книгами о животных. Дополнительное чтение. «Ю-ю». | 14.02 | 14.02 | |
85 | Урок-обобщение по разделам «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка», «Произведения А.И. Куприна» («Проверьте себя»). Тест | 15.02 | 15.02 | |
86 | Стихи С.А. Есенина. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...». | 18.02 | 18.02 | |
87 | Стихи С.А. Есенина. «Нивы сжаты, рощи голы...». | 19.02 | 19.02 | |
88 | Стихи С.А. Есенина. «Берёза». Дополнительное чтение. Стихи о берёзе (отрывки). | 20.02 | 20.02 | |
89 | Стихи С.А. Есенина. «Бабушкины сказки». | 22.02 | 22.02 | |
90 | Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение. С.А. Есенин. «Топи да болота...», «Сыплет черёмуха снегом...»; И.С. Тургенев. «Деревня». | 25.02 | 25.02 | |
91 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Литературный диктант | 26.02 | 26.02 | |
92 | Стихи русских поэтов. | 28.02 | 28.02 | |
93 | Сказка «Стальное колечко». | 1.03 | 1.03 | |
94 | Сказка «Стальное колечко» (продолжение). | 4.03 | 4.03 | |
95 | Сказка «Стальное колечко» (окончание). | 5.03 | 5.03 | |
96 | Юмористические рассказы. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга». | | | |
97 | Научно-познавательные рассказы. К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». Информационный диктант | 7.03 | 7.03 | |
98 | Дополнительное чтение. «Заячьи лапы». | 11.03 | 11.03 | |
99 | Слушание и работа с книгами К.Г. Паустовского. Дополнительное чтение. «Тёплый хлеб». | 12.03 | 12.03 | |
100 | Комплексная контрольная работа по темам четверти | 14.03 | 14.03 | |
101 | Слушание и работа с детскими книгами о природе и животных. Дополнительное чтение. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 15.03 | 15.03 | |
102 | Слушание и работа с детскими книгами о природе и животных. Дополнительное чтение. И.С. Тургенев. «Воробей», «Перепёлка». | 18.03 | 18.03 | |
103 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Итоговая проверка выразительности и навыка чтения вслух | 19.03 | 19.03 | |
104 | «Моя любимая книга». | 21.03 | 21.03 | |
105 | Произведения С.Я. Маршака. Стихотворение «Урок родного языка». | 22.03 | 22.03 | |
106 | Произведения С.Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». | 1.04 | 1.04 | |
107 | Слушание и работа с книгами С.Я. Маршака. Дополнительное чтение. Пьеса-сказка «Кошкин дом». | 2.04 | 2.04 | |
108 | Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я. Маршака»; В. Субботин. «С Маршаком». | 4.04 | 4.04 | |
109 | Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово». | 5.04 | 5.04 | |
110 | Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово». | 8.04 | 8.04 | |
111 | Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель». | 9.04 | 9.04 | |
112 | Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель». | 11.04 | 11.04 | |
113 | Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение. «Фенька», «Новенькая». | 12.04 | 12.04 | |
114 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Тест | 15.04 | 15.04 | |
115 | Произведения А.П. Гайдара о детях. Рассказ «Горячий камень». | 16.04 | 16.04 | |
116, 117 | Произведения А.П. Гайдара о детях. Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы). | 18.04 | 18.04 | |
118 | Стихотворение С.В. Михалкова «Аркадий Гайдар». Очерк К.Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Дополнительное чтение. С.В. Михалков. «Ошибка». | 19.04 | 19.04 | |
119 | Слушание книг о детях и работа с ними. Дополнительное чтение. В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре». | 22.04 23.04 | 22.04 23.04 | |
120 | Произведения М.М. Пришвина. Очерк «Моя Родина». | 25.04 | 25.04 | |
121 | Произведения М.М. Пришвина о животных. Дополнительное чтение. Рассказ «Двойной след». | 26.04 | 26.04 | |
122 | Произведения М.М. Пришвина о животных. Рассказ «Выскочка». | 29.04 | 29.04 | |
123 | Рассказ-описание «Жаркий час». | 30.04 | 30.04 | |
124 | В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине». | 6.05 | 6.05 | |
125 | Слушание и работа с детскими книгами о природе. Дополнительное чтение. В.В. Бианки. «По следам». | 7.05 | 7.05 | |
126 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Итоговая проверка навыка чтения молча | 13.05 | 13.05 | |
127, 128 | Дж. Лондон. «Волк». | 14.05 16.05 | 14.05 16.05 | |
129 | Комплексная итоговая разноуровневая контрольная работа. | 17.05 | 17.05 | |
130 | Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». | 20.03 | 20.03 | |
131 | Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». Итоговая проверка выразительности и навыка чтения вслух | 21.05 | 21.05 | |
132 | Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». | 23.05 | 23.05 | |
133 | Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей. Дополнительное чтение. Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн». | 24.05 | 24.05 | |
134 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). П. А. Проверка техники чтения. | 27.05 | 27.05 | |
135,136 | Работа над ошибками. «Летнее чтение». | 28.05 30.05 | 28.05 30.05 | |
Для реализации программного содержания
используются:
учебные пособия:
1. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. -М.: Вента-на-Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века).
2. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 3 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. -М.: Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа XXI века).
3. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. -М.: Вентана-Граф, 2016. - (Начальная школа XXI века).
4. Учимся читать выразительно. Учебное пособие. 2-4 классы. / Оморокова М.И. - М.: Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
(по возможности)
Электронно-программное обеспечение,
экранно-звуковые пособия
- мультимедийные презентации к урокам
- интерактивные плакаты
Технические средства обучения
- мультимедийная установка
- компьютер
Печатные пособия
- портреты писателей
- репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
- детская периодика.