Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией В.В.Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с. и ориентирована на учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2006.
Программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю. В том числе контрольных работ – 7.
В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 5 классе специальной VIII вида (коррекционном). В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения, а так же повторение вопросов, изученных ранее, решение задач указанных в программе предшествующих лет обучения.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
В 5 классах школьники знакомятся с нумерацией в пределах 1000. Выполняют операции сложения и вычитания чисел в пределах 1000, письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
Устное решение примеров и простых задач с целыми числами в 5 классе дополняется введением примеров и задач с обыкновенными дробями. А так же решение простых арифметических задач на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?»
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Учитель постоянно учитывает, что учащиеся с трудом понимают и запоминают задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные пособия, дидактический материал.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать на уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.
Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.
Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики.
При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ, результатом которых является получение дробей.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. При подборе задач учитель не ограничивается только материалом учебника.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. В 5 классе учащиеся повторяют геометрический материал, изученный в начальной школе (Виды линий. Виды углов. Прямоугольник (квадрат) элементы и их свойства). Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
Последовательность и содержание изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
- выполнять устно (без перехода через разряд) и письменно (с переходом через разряд) сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой);
- выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;
- решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составные задачи в три арифметических действия;
-вычислять периметр многоугольника.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами устных вычислений. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2,20,200; по 5,50,500; по 25,250 устно, письменно, с использованием счетов. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен, знак ≈.
Сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?» (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т), соотношения: 1 м = 1 000 мм, 1 км = 1 000 м, 1 кг = 1 000 г, 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1 год) соотношение: 1 год = = 365, 366 сут. Високосный год.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости устно (55 см ± 19 см; 55 см ± 45 см; 1м — 45 см; 8м55см±3м19 см; 8 м 55 см ± 19 см; 4м55см±3м;8м±19 см; 8 м ± 4 м 45 см).
Римские цифры. Обозначение чисел I—XII.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 устно и письменно, их проверка.
Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком.
Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 • 2; 400 • 2; 420 • 2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48 : 4; 488 : 4 и т. п.) устно.
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд письменно, их проверка.
Получение одной, нескольких долей предмета, числа.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?». Составные задачи, решаемые в 2-3 арифметических действия.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.
Масштаб: 1: 2; 1:5; 1: 10; 1: 100.
Буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, M, O, P, S.
№ урока | Тема урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Работа на уроке | Домашнее задание | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически |
1 | Нумерация в п Нумерация в пределах 100 | - повторить нумерацию в пр.100; | С.3 № 1-3, с.4 №7, 8, 10 (1,2) | С.4 № 13 | | |
2 | Разряды | | С.3 № 5,6 С.4 № 9 С.5 № 22 (1) | С.5 № 18 | | |
3 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд | | С.7 № 33 (1), (2-1,2)С.8 №37 (1), № 42 | С.8 № 37 (2) | | |
4 | Все действия в пределах 100 | | С.9 № 51 (3,4), № 50. С.8 №41 | С.9 № 51 (1, 2) | | |
5 | Нахождение неизвестных компонентов сложения | | С.11 № 61, с.12 №62, 63 (у), №64 (1,2-1,2), № 66 (1) | С.13 № 66 (2,3), выучить правило | | |
6 | Нахождение неизвестных компонентов сложения | | С.13 № 65, 69. С.14 № 75 | С.14 № 74 (2,3) | | |
7 | Нахождение неизвестного уменьшаемого | формировать умение правильно производить арифметические записи; развивать математическую речь; воспитывать навыки самоконтроля | С.15 № 80 (у), с.16 № 81 (у) ,82, с.17 № 85 (1) | С.17 № 89, выучить правило | | |
8 | Нахождение неизвестного вычитаемого | формировать умение правильно производить арифметические записи; развивать математическую речь; воспитывать навыки самоконтроля | С.18 № 93,94, 95 (у), с.19 № 96, с.20 № 101 (1) | С.20 № 102 (1), выучить правило | | |
9 | Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания | | С.21 № 106 (1), № 109 | С.21 № 106 (2,3) | | |
10 | Устное сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 100 | формировать вычислительные умения; развивать математическую речь; воспитывать интерес к математике. | С.22 № 116(у), № 117 (1-у), (2) | С.24 № 128 (1) | | |
11 | Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100 | закрепить навыки устного сложения и вычитания; развивать математическое мышление; воспитывать интерес к математике. | С. 25 № 131 (1,3), 132, 136 | С.26 №139 | | |
12 | Контрольная работа №1 по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100» | -формировать сознательное выполнение заданий; развивать математическое мышление; воспитывать навыки самоконтроля. | С.26 | | | |
13 | Работа над ошибками. Нумерация чисел в пределах 1000 | формировать знания о десятичном составе чисел в пределах 1000; развивать математическую речь; воспитывать интерес к математике. | С.34 № 1, 2 (у), с.35 № 3, дид. материал | С.37 № 10,11 | | |
14 | Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц | | С.38 № 17,19,20 | С.38 №18 | | |
15 | Образование трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц. | формировать умение выделять классы и разряды; развивать математическое мышление; воспитывать целенаправленность. | С.40 № 25. 30, дид.материал | С.40 № 29 | | |
16 | Задачи на образование трехзначных чисел из сотен, единиц. | Формировать вычислительные навыки; развивать математическое мышление; воспитывать навыки самоконтроля. | С.42 №47, 48,51. С.43 № 55 | С.41 № 35 | | |
17 | Счет в пределах 1000 числовыми группами по 2, 20, 200 | - воспитывать терпеливость. | С.41 № 35, 38, 39, дид. Материал | Задания по карточкам | | |
18 | Изображение трехзначных чисел на калькуляторе | формировать умение пользоваться калькулятором; развивать математическую речь; воспитывать терпеливость. | С.36 № 6,7, 13,15 | С. 37 № 12 | | |
19 | Округление чисел до десятков, сотен | формировать умение округлять числа; развивать математическое мышление; воспитывать навыки самоконтроля. | С.43 № 58, 59, 62, выучить правило | С.44 № 60 | | |
20 | Округление чисел до десятков, сотен | формировать умение округлять числа; развивать точность и четкость в записи арифметических действий; воспитывать аккуратность. | С.44 № 61-64 | С.45 № 65 | | |
21 | Сравнение чисел | | С.42 № 51, дид.материал | Задания по карточкам | | |
22 | Римские числа. Обозначение чисел I-XII | формировать умение обозначать римские числа; развивать точность и четкость в записи; воспитывать аккуратность. | С.45 № 66-68, 71 | С.45 № 69 | | |
23 | Денежные купюры. Размен, замена нескольких купюр одной. | | С. 46 № 72. дид. материал | Индивидуальные задания | | |
24 | Единицы измерения длины: километр. Таблица мер длины. | измерения длины;развивать речь; воспитывать терпимость. | С. 47 № 73,74,76, 79,84 | С. 47 №81 | | |
25 | Задачи на единицы измерения массы. | формировать реальное представление о единицах измерения массы; развивать математическое мышление; воспитывать навыки самоконтроля. | С. 48 №86,87, 90,93 | С. 50 № 94, 97 | | |
26 | Устное сложение, вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости. | формировать умение пользоваться зависимостью мер длины между крупными и мелкими единицами; развивать точность и четкость в записи; воспитывать аккуратность. | С. 51 №100,101,1,2(1),3(1),102 | С.52 №101,2(2),3 | | |
27 | Сложение и вычитание круглых сотен и десятков. | - формирование вычитаемых навыков; - развитие математической речи; - воспитание трудолюбия. | С.54 №106(1),(2-1,2),110(1),112 | С.54 №110(2) | | |
28 | Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пр. 1000. | - формирование вычислительных навыков; - развитие математической речи; - воспитание аккуратности. | С.59 №141,142,143(1,3),146,149 | С.59 №143(2,4),144 | | |
29 | Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 1000. | - формирование вычислительных навыков; - развитие математического мышления; - воспитание трудолюбия. | С.60 №150,151,156,159 С.62 №163 | С. 62 №162 | | |
30 | Задачи на сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 1000. | - формирование вычислительных навыков; - развитие математического мышления; - воспитание аккуратности. | С.64 №182,183(1,2),186(1,2),189 | С.64 №183(3,4),186(3) | | |
31 | Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 1000» | - формирование сознательного выполнения заданий; - развитие точности и четкости в записях; - воспитание аккуратности, самоконтроля. | С.66 1 вариант | | | |
32 | Работа над ошибками. Сложение, вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами | -воспитывать навыки самоконтроля. | С.67 №200,199(1),»01(1,2) | С.67№199(2), 2013,4) | | |
33 | Решение задач на сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. | | С.68 №210(1,2), 209(1) 207 | С.68№210,(3) 209(2),. | | |
34 | Примеры на сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. | | С.69 №215(1,2),216(1), 218(1) | С.69№217 | | |
35 | Линия, отрезок, луч. | - формирование умения распознавать линию, отрезок, луч; - развивать точность; - воспитание аккуратности. | С.27 № 140(у),141,143 С.28 №145,147 | С.28 №148 | | |
36 | Углы. | - формирование умения распознавать углы; - развитие графических умений; - воспитание аккуратности. | С.29 №149,151 дид. материал | С.29 №150 | | |
37 | Прямоугольник, квадрат. | - повторить свойства данных фигур; - развитие графических умений; - воспитание аккуратности. | С.30 №153,154,161 | С.31 №159 | | |
38 | Периметр. Нахождение периметра многоугольника. | - формирование умения находить периметр; - развитие графических умений; - воспитание аккуратности. | С.72 №224 правило №226,227 | Задание по карточке | | |
39 | Практическое занятие по измерению периметра помещения. | - формирование умения измерять Р помещения; - развитие математического мышления; | Измерении Р классной комнаты С.74 №234 | Измерить Р комнаты | | |
40 | Треугольник. Стороны треугольника. | - формирование умения распознавать стороны треугольника; - развитие графических умений; | С.74 №238,239 дид. материал № 241 | С.76 №242 | | |
41 | Классификация треугольников по видам углов. | - формирование распознавать треугольники по видам; - развитие графических умений; - воспитание аккуратности. | С.76 №243,правило,№244(у),246,252(у),255(у) | С.77 №249 | | |
42 | Классификация треугольников по длинам сторон. | - формирование умения распознавать треугольников по длинам сторон; - развитие графических умений; - воспитание аккуратности. | С.79 №257,правило,258,259,260, 261 | С.82 №265 | | |
43 | Повторение пройденного материала по треугольникам | - повторить свойства геометрических фигур; - развитие графических умений; - воспитание аккуратности | с.79 №262 | | | |
44 | Решение зада на тему: треугольники. | - тренировать вычислительные навыки; - развивать умение решать задачи; - воспитание трудолюбия. | С.66 №193(у),194(1,2),197,203 | С.68 №205(3),210 | | |
45 | Простейшие геометрические фигуры. | - формирование вычислительных навыков; - развивать математическое мышление; - воспитание самоконтроля. | С.68 №212,214(у),215(1),216(1,2),207 | С.69 №219 | | |
46 | Разностное сравнение чисел. | - формирование понятия «разностное сравнение»; - коррекция мышления; - воспитание наблюдательности. | С.83 №269(у),270(у),271,272 | С.85 №273 | | |
47 | Простые арифметические задачи на разностное сравнение. | - познакомиться с задачами нового вида; - коррекция памяти; - воспитание настойчивости. | С.85 №274,правило,277,280,276(1,2) | С86 №276(3),281 | | |
48 | Краткое сравнение чисел. | - формирование понятия «краткое сравнение»; - коррекция мышления; - воспитание аккуратности. | С.87 правило №288,289,290 | С.89 №291 | | |
49 | Простые арифметические задачи. | - познакомить учащихся с задачами на краткое сравнение; - повторить и закрепить пройденный материал; - развивать вычислительные навыки. | С.89 №292(у),293,294(у),295,296 | С.89 №297 | | |
50 | Простые арифметические задачи на кратное сравнение. Разностное сравнение. | - закрепить умение решать задачи на кратное сравнение; - развивать вычислительные навыки. | С.90 №301-304,310,311 | С.91 №312 | | |
51 | Задачи на сложение с переходом через разряд. | - познакомить детей с записью сложения «в столбик» для случаев вида: 43+7, 343+7; - развивать вычислительные навыки; - воспитание наблюдательности. | С.92 №313(у),314(1,2),316(1,2),319,317 | С.92 №316(3,4),320 | | |
52 | Решение задач на сложение с переходом через разряд. | - познакомить детей с записью сложения «в столбик» для случаев вида: 355+17, 65+17; - коррекция памяти; - воспитание терпимости. | С.93 №321(у),322(1,3),325(1,3),326 | С.93 №322(2,4),327 | | |
53 | Сложение с переходом через разряд в задачах и примерах. | - познакомить детей с записью сложения «в столбик» для случаев вида: 156+327; - коррекция математического мышления; - воспитание наблюдательности. | С.93 №329,330(у),332(у),333(у),334,337 | С.94 №331 | | |
54 | Проверка сложения с переходом через разряд. | - познакомить детей со сложением с переходом через разряд; - развивать умение решать математические задачи; - воспитание аккуратности. | С.95 №343(1,2),344,341 | С.95 №343(3,4) | | |
55 | Составные арифметические задачи. | - упражнять учащихся в решении задач; - развивать арифметические навыки; - коррекция мышления. | С.96 №345,346,359 | С.97 1 вариант | | |
56 | Вычитание с переходом через разряд. | - познакомить с вычитанием с переходом через разряд; - развивать вычислительные навыки; - воспитание аккуратности. | С.97 №350,351,352 | С.97 №353 | | |
57 | Задачи на вычитание с переходом через разряд. | - познакомить с рациональным приемом вычитанием; - развивать вычислительные навыки; - воспитание терпимости. | С.98 №358,361(1,2), 365 | С.98 №361(3,4) | | |
58 | Проверка вычитания с переходом через разряд. | - систематизировать и обобщить знания о способах вычитания; - коррекция мышления; - воспитание самоконтроля. | С.100№370(1,2), 371(1,2), 372 | С.100 №374(3,2) | | |
59 | Решение задач на сложение и вычитание с переходом через разряд. | - отработать навыки сложения, вычитания с переходом через разряд; - развивать вычислительные навыки; - воспитание аккуратности. | С.104 №400, 398, 404(2,3) | С.104 №401 | | |
60 | Сложение и вычитание с переходом через разряд в задачах и примерах. | - воспитать вычислительные навыки, умение решать задачи; - познакомиться с новым приемом рациональных вычислений; - коррекция мышления. | С.105 №406,407(1,2),498 | С.105 №411(3,4) | | |
61 | Составные арифметические задачи. | - закрепит изученные случаи сложения и вычитания; - развивать вычислительные навыки; - коррекция речи. | С.107 №429,423. | С.108 №439 | | |
62 | Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание с переходом через разряд» | - проверить уровень изученного материала; - развивать вычислительные навыки; - воспитание самоконтроля. | с.109 | | | |
63 | Работа над ошибками. Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. | - вырабатывать навыки нахождения одной, нескольких долей числа; - коррекция памяти; - воспитание наблюдательности | С.110 №442,443,450 | С.110 №444 | | |
64 | Количество одной доли в одной целой. | - вырабатывать навыки нахождения одной, нескольких долей числа; - коррекция памяти; - воспитание наблюдательности | С.111№445,446,447,448 | С.111 №449 | | |
65 | Сравнение долей. | - учить сравнивать доли; - коррекция мышления; - воспитание самоконтроля | С.111№451,453 | С.111 №452 | | |
66 | Простые арифметические задачи на нахождение части числа. | -вырабатывать навыки решения простых арифметических задач; -развивать умения комментировать свои действия; | С.112 №454,457,456,458 | С.112 №455 | | |
67 | Образование дробей. | -познакомить обучающихся с образованием обыкновенных дробей; -развивать силу внимания; -воспитывать наблюдательность; | С113№459,460,461,462,463,464. | С.114№465 | | |
68 | Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. | -формировать понятие числителя и знаменателя дроби; -учить записывать дроби; | С.116 №468,469,470 | С.117 правило №471,472 | | |
69 | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. | -вырабатывать навыки сравнения дробей; | С.118474,475,477,478 | С.120 №481 | | |
70 | Задачи на сравнение дробей с одинаковыми числителями. | -учить сравнивать дроби; - развитие последовательности мышления. | С.120 №479,480,,483 | С.120 №482 | | |
71 | Сравнение обыкновенных дробей с единицей. | -учить сравнивать дроби; - развитие последовательности мышления. | С.120 №484,485. | | | |
72 | Виды дробей. | -учить применять правило при выполнении упражнения; -совершенствовать точность восприятия; | С.121№486,4.87,488,489. | с.122 №490,491 | | |
73 | Решение задач на виды дробей. | -учить применять правило при выполнении упражнения; -совершенствовать точность восприятия; | С.123 №492,492,494 | С.124№496 | | |
74 | Контрольная работ №4 по теме «Обыкновенные дроби» | - проверить уровень изученного материала; - развивать вычислительные навыки; - воспитание самоконтроля. | С.124 | С.124 1,2в. | | |
75 | Работа над ошибками. Разностное сравнение чисел. | - познакомить учащихся с задачами на разностное сравнение; - развивать вычислительные навыки; - воспитывать целенаправленность. | С.83 №269 С.86 правило С.85 №273 С.86 №277 | С.86 №278,279 | | |
76 | Краткое сравнение чисел. | - познакомить учащихся с задачами на разностное сравнение; - развивать вычислительные навыки; - воспитывать целенаправленность | С.88№288,289295,296 | С.89№298 | | |
77 | Различия треугольников по видам углов. | - учить анализировать ход выполнения работы; -развивать пространственное мышление; | С.76 №243,244,247,248 | С.с.78 №253,254 | | |
78 | Различия треугольника по длинам сторон. | - увеличивать объем зрительных восприятий; | С.81№ 257,259,261,262 | С.82 №265 | | |
79 | Построение треугольника по трем данным сторонам. | - учить находить сходные и отличительные признаки; | С.187,№918,919 | | | |
80 | Построение равнобедренного треугольника по длине его основания и боковой стороне. | -развивать умения комментировать свои действия; | С.188,№921(1),920 | С.188,№921(2) | | |
81 | Построение равностороннего треугольника по длине стороны. | - учить находить сходные и отличительные признаки; -развивать умения комментировать свои действия; | С.189№922,923 | С.190№924 | | |
82 | Умножение чисел 10,100. | - рассмотреть приемы умножения на 10,100. | С.125 №497,501,правило,498,502 | С.125 №499 | | |
83 | Задачи на умножение чисел 10,100. | - закрепит приемы умножения на 10,100; - воспитание устойчивого внимания. | С.126 №503-506 | С.126 №507 | | |
84 | Деление чисел на 10. | - рассмотреть прием деления на 10; - воспитание целенаправленного внимания. | С.126 правило, №508,510(1),511,514,513 | С.127 №511(3),516 | | |
85 | Деление чисел на 100. | - рассмотреть прием деления на 100; - формирование диалогической речи. | С.128 правило,№518,520,521(1,2),522,527 | С.128 №521(3,4)523 | | |
86 | Деление на 10,100. | - закрепить приемы умножения и деления на10,100; - формировать активный уровень притязаний. | С.129 №530-534 | С.129 №535 | | |
87 | Замена крупных мер мелкими. | - формирование умения преобразовывать крупные меры в мелкие; - развитие умения сравнивать. | С.130 №536(1),537,539, 540 | С.131 №541 | | |
88 | Задачи на замену крупных мер мелкими. | - формирование умения преобразовывать крупные меры в мелкие; - развитие умения анализировать. | С.131 №542,544 | С.132 №545,546 | | |
89 | Решение задач на замену мелких мер крупными. | - формирование умения преобразовывать мелкие меры в крупные; - развивать зрительную память. | С.133 №547,548(1,2) | С.133 №548(3) | | |
90 | Преобразование чисел, полученных при измерении. | - закрепить умение преобразовывать числа полученные при измерении; - умение выделять из общего частное. | С.135 №555,556,557 | С.135 №558 | | |
91 | Контрольная работа №5 по теме «Преобразование чисел, полученных при измерении» | - формирование умения сознательно выполнять преобразование чисел; - развитие точности; - воспитание аккуратности. | С.135 | | | |
92 | Работа над ошибками. Меры времени. Год. | - закрепить понятие год, месяц, число; - умения выделять из общего частное; - закрепить римские цифры. | С.136 №559(у),560,561,562(у),563, С.137 правило | С.137 №534 | | |
93 | Умножение круглых десятков на однозначное число. | - формировать умение умножать круглые десятки на однозначные числа; - развитие вычислительных навыков. | С.137 №566 С.138 №568(1,2),569 | С.138 №568(3) | | |
94 | Задачи на умножение круглых десятков на однозначное число. | - формировать умение умножать круглые десятки на однозначные числа; - активизировать мыслительную деятельность. | С.138 №570,571,572 | С.139 №573 | | |
95 | Деление круглых десятков на однозначное число. | - формирование умения делит круглые десятки на однозначное число; - развитие последовательности мышления. | С.139 №574,576(1),577 | С.139 №576(2) | | |
96 | Умножение и деление круглых десятков на однозначное число. | - закрепить умение умножать и делить круглые десятки на однозначное число; - воспитание самостоятельности. | С. 139 №578,579,581 | С.140 №580 | | |
97 | Умножение круглых сотен на однозначное число. | - формирование умения умножать круглые сотни на однозначное число; - развивать целенаправленность в работе. | С.140 №582(1),583(1-1,2),584(1),586 | Индивидуальные задания | | |
98 | Деление круглых сотен на однозначное число. | - формирование умения делить круглые сотни на однозначное число; - умения применять правила. | С.140 №582(2),583(1-3,4),584(2), С.141 №591 | С.140 №583(2) | | |
99 | Умножение двузначных чисел на однозначные без перехода через разряд (23*3). | - формирование умения умножения вида:23*3; - умение строить умозаключения; - воспитание терпимости. | С.142 3604 С.143 №606,607,611(1-3) | С.143 №608,611(4,5) | | |
100 | Деление двузначных чисел на однозначные без перехода через разряд (28/2). | - формирование умения применять приемы деления вида:28/2; - формировать навык самоконтроля. | С.143 №612,613,611(1,2),617,618 | С.144 №614(3-5),615 | | |
101 | Деление двузначных чисел на однозначные без перехода через разряд с остатком (68/3). | - формирование умения применять приемы деления вида:68/3; - развивать умение сравнивать. | С.144 №620,622,623 | С.145 №621,624 | | |
102 | Умножение и деление двузначных чисел на однозначные без перехода через разряд. | - формирование вычислительных навыков; - учить выделять главное; - воспитание аккуратности. | С.145 №625(1,2)-628 | С.145 №625(3,4),629 | | |
103 | Деление трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд (280/2) | - формирование приема деления примеров вида:280/2; - совершенствовать переход опыта. | С.147 №635-638 | С.148 №639 | | |
104 | Умножение и деление трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд. | - формирование приемов умножения и деления трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд; - развивать прочность запоминания. | С.148 №641(1,2),646(1),643-645 | С.148 №641(3),646(2,3) | | |
105 | Задачи на умножение и деление трехзначного числа на однозначное | - формирование умения умножения и деления на однозначное число; - развивать силу внимания. | С.149 №650,651,652,653 (1),654 | С.149 №655,656 | | |
106 | Решение задач на умножение и деление трехзначного числа на однозначное | - формирование умения умножения и деления на однозначное число; - совершенствовать точность восприятия. | С.150 №662(1),663,665, 670 | С.150 №662(2) С.151 №669 | | |
107 | Умножение и деление на однозначное число без перехода через разряд (70*3,210/3) | - формирование приемов умножения и деления примеров вида:70*3,210/3; - работать над укреплением памяти. | С.153 №685,688,690,691 | С.153 №687 С.154 №693 | | |
108 | Умножение и деление на однозначное число без перехода через разряд в задачах. | - формирование вычислительных навыков; - воспитание устойчивого интереса к математике; - учить распределению времени. | С.155 №701(1,2),703(1,2),704,707 | С.155 №706(,2),708(1,2) | | |
109 | Решение задач на умножение и деление на однозначное число без перехода через разряд. | - формирование вычислительных навыков; - работать над укреплением памяти; - воспитание устойчивого интереса к математике. | С.156 №713,715,717,720 | С.156 №716 | | |
110 | Повторение по теме: умножение и деление на однозначное число без перехода через разряд. | - закрепления навыков умножения и деления на однозначное число; - воспитывать самооценку, контроль, самоконтроль. | С.159 №734(1,2),737(1,2),735,739 | С.159 №734(3,4),737(3,4) | | |
109 | Способы умножения и деления на однозначное число без перехода через разряд. | - закрепления навыков умножения и деления на однозначное число; - воспитывать позитивное отношение к критике. | С.160 №742,748,752,162-761 | С.162 №759 | | |
110 | Проверка умножения. | - формировать деление, проверять делением умножение; - учить строить умозаключения. | С.162 №762,правило,763,760 | С.163 №763(2) | | |
111 | Проверка деления. | - формировать умение проверять деление; - учить строить умозаключения; - воспитание аккуратности. | С.1633 №764,правило, 766,769 | С.164 №767 | | |
112 | Контрольная работа№6 по теме «Умножение и деление чисел на однозначное число с переходом через разряд» | - развивать целенаправленность в работе; - закрепить изученный материал. | С.164 (1) | | | |
113 | Умножение двузначных чисел на однозначное (16*3). | - формирование письменных приемов умножения примеров вида:16*3; - формировать навыки записи письменного умножения. | С.165 №770,771(1,2),772774(1,2),775 | С.165 №770(3-5), С.166 773 | | |
114 | Умножение двузначного числа на однозначное. | - формирование письменного приема умножения; - развитие целенаправленности; - воспитание аккуратности. | С.166 №777(1),,778,779,780 | С.166 №777(2) | | |
115 | Умножение двузначного числа на однозначное. | - формирование письменного приема умножения; - развивать целенаправленность в работе; - воспитание терпимости. | С.167 №782,783,785,787,788 | С.167 №784,786 | | |
116 | Умножение трехзначного числа на однозначное(125*3). | - формирование приемов умножения примеров вида:125*3; - совершенствовать точность восприятия; - развитие математической речи. | С.167 №789(1,2),790,792 | С.168 №789(3) | | |
117 | Умножение трехзначного числа на однозначное(153*3,257*3). | - формирование приемов умножения примеров вида:153*3,257*3; - учить строить умозаключения. | С.168 №793,794,798(1,2),797(1,2) | С.169 №798(3),797(3,4) | | |
118 | Умножение трехзначного числа на однозначное(150*3). | - формирование приемов умножения примеров вида:150*3; - учить делать выводы; - воспитание интереса к математике. | С.169 №799,800-804,806 | С.169 №801 | | |
119 | Решение задач на умножение и деление на однозначное число. | - закрепление навыков умножения и деления на однозначное число; - воспитание умения анализировать свою деятельность. | С.170 №611, 813 | С.170 №814 | | |
120 | Итоговый урок по теме: «Деление и умножение на однозначное число». | - обобщить и систематизировать знания по теме: «Деление и умножение на однозначное число»; - учить делать выводы; - воспитание интереса к математике. | С.171 №815,816(1,2) | С.171 №*16(3), 817 | | |
121 | Построение треугольников по трем сторонам. | - формировать навыки построения треугольника по трем сторонам с помощью циркуля; - учить анализировать ход выполнения. | С.187 №918 | С.188 №919 | | |
122 | Построение равнобедренного треугольника по основанию и боковой стороне. | - формирование навыка построения равнобедренного треугольника с помощью циркуля по основанию и боковой стороне; - учить делать выводы. | С.188 №920,921(1) | С.189 №921(2) | | |
123 | Построение равностороннего треугольника. | - формирование навыка построения равностороннего треугольника с помощью циркуля; - развивать последовательность мышления. | С.189 №922,923 | С.190 №924 | | |
124 | Круг, окружность. | - формирование понятий круг, окружность; - учить сравнивать объекты, находить сходства и различия. | С.190 №925,926 карточки | карточки | | |
125 | Линии в круге. Радиус. | - ввести понятие радиус; - развивать целенаправленное восприятие; - воспитание аккуратности, терпимости. | С.190 №926, правило,927 | Карточки | | |
126 | Линии в круге. Диаметр. | - ввести понятие диаметр; - дифференцировать восприятие предметов. | С.191 №928,929,930 | С.192 №931 | | |
127 | Линии в круге. Хорда. | - ввести понятие хорда; - совершенствовать точность восприятия; - воспитание аккуратности. | С.192 ;932,правило,933 | С.193 №934 | | |
128 | Линии в круге. | - отрабатывать навыки работы с циркулем; - учить сравнивать объекты, устанавливать черты сходства и различия. | Индивидуальные задания. | Карточки | | |
129 | Масштаб 1:2;1:5. | - развитие глазомера; - расширять зону ясного восприятия. | С.193 №935,правило,936,937 | С.194 №938 | | |
130 | Масштаб 1:10;1:100. | - развитие глазомера; - развивать умение устанавливать связи между соседними объектами. | С.194 3939,940,941 | С.194 ответы на вопросы. | | |
131 | Деление двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд(34/2). | - формировать навык письменного деления; - учить делать выводы. | С.172 №828(1,2,3) С.173 №829(2,3) | С.172 №828(4,5),829(1) | | |
132 | Деление двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд(462/2, 186/3). | - формировать навык письменного деления; - совершенствовать перенос опыта. | С.173 №831(1,2,3) С.174 №832(1,2),833(1),834 | С.173 №831(4,5) С.174 №833(2,3),835 | | |
133 | Деление двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд(632/4). | - формировать навык письменного деления; - активизировать мыслительную деятельность. | С.174 №840 (1,2) С.175 384(1,2),842,843 | С.175 №841 (3,4),844 | | |
134 | Деление двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд. | - тренировать учащихся в умении деления на однозначное число. | С.175 №845(1,2,3),846 | С.175 №845 (3,4) С.174 №832(3,4) | | |
135 | Деление двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд(525/5). | - формировать навык письменного деления; - работать над укреплением памяти. | С.176 №847(1,2),карточки | С.176 №847(3,4) | | |
136 | Деление двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд(306/3). | - формировать вычислительные навыки; - увеличить объем внимания. | С.176 №848,849(1,2),850,851 | С.177 №852(1,2) | | |
137 | Деление чисел на однозначное с переходом чрез разряд. | - формировать вычислительные навыки; - развивать умение строить умозаключения. | С.177 №851(1,2),854(1,2) | С.177 №854(3,4),855 | | |
138 | Деление чисел на однозначное с переходом чрез разряд. | - формировать вычислительные навыки; - развивать целенаправленность в работе. | С.177 №857,858(1,2),859(1),860 | С.178 №858(3), 863 | | |
139 | Деление чисел на однозначное с переходом чрез разряд. | - обобщить и закрепить изученный материал; - формировать вычислительные навыки. | С.178 №865,866,868 С.179 №870 | С.179 №869 | | |
140 | Умножение и деление на однозначное число с переходом через разряд. | - учить применять правила при выполнении упражнения. | С.179 №872,873(1),874,875 | С.180 №876 | | |
141 | Решение задач на кратное и разностное сравнение. | - развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. | С.180 №877,878,879 С.181 №881(1,2) | С.181 №881(3),882 | | |
142 | Задачи на кратное и разностное сравнение. | - развивать последовательность мышления. | С.181 №883,884,885(1) | С.181 №885(2),887 | | |
143 | Задачи на умножение и деление на однозначное число с переходом через разряд. | - формировать вычислительные навыки. | С.182 №889,890(1,2) карточки | С.182 №890(3), 892 | | |
144 | Примеры на умножение и деление на однозначное число с переходом через разряд. | - формировать вычислительные навыки. | С.182 №893,894(1,2),895,891 | С.182 №894(3,4) | | |
145 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости. | - развивать умение сравнивать, анализировать. | С.182 №896,897(1,2),899,900 | С.183 №897(3) | | |
146 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости. | - обобщить и систематизировать изученный материал. | С.183 №898,903(1,2), 902 | С.183903(3) | | |
147 | Проверка умножения и деления на однозначное число с переходом через разряд. | - учить применять правила при выполнении упражнения. | С.184 №904,905(1,2),906(1,2) | С.184 №905(3,4),906(3) | | |
148 | Способы умножения и деления на однозначное число с переходом через разряд. | - формировать вычислительные навыки; - активизировать мыслительную деятельность. | С.184 №907(1,2) С.185 №910 | С.184 №907(3) | | |
149 | Умножение и деление на однозначное число в задачах и примерах. | - обобщить и систематизировать изученный материал; - подготовить учащихся к контрольной работе. | С.184 №908(1,2,3) С.185№909(1,3),9169(1) | С.184 №908(4,5) С.185 №909(2) | | |
150 | Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление чисел на однозначное число» | - выявить степень усвоения учащимися изученного материала; - развивать навыки самостоятельной работы. | С.186 1вариант | | | |
151 | Работа над ошибками. Числовой ряд. Разрядные единицы. | - повторить понятие числовой ряд, разрядные единицы. | С.196 №1-6 С.197 №8,9,11 | С.197 №7,10 | | |
152 | Сложение и вычитание в пределах 1000. | - формировать вычислительные навыки. | С.198 №13,14, 16 | С.198 №15 | | |
153 | Все действия в пределах 1000. | - формировать вычислительные навыки. | С.198 №18,19, 20 карточки | С.198 №21 | | |
154 | Решение задач на встречное движение. | - совершенствовать перенос опыта; - умение воспроизводить знание в новых условиях. | С.199 №22,24, 25 | С.199 №23 | | |
155 | Все действия в пределах 1000. Задачи и примеры. | - формировать вычислительные навыки. | С.199 №26,27 карточки | С.199 №23 | | |
156 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости. | - обобщить и закрепить изученный материал. | С.200 №30(1,2),31,34,35 | С.200 №30(3) С.201 №41 | | |
157 | Решение задач на нахождение суммы. | - совершенствовать перенос опыта; - умение воспроизводить знания в новых условиях. | С.200 №36(1) С.201 №37(1),43(1,2,3) | С.200 №36(2) С.201 №39 | | |
158 | Решение задач на разностное сравнение. | - работать над последовательностью воспроизведения; | С.201 №44,45 С.202 №49,51,50,52 | Индивидуальные задания | | |
159 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости. | - развивать умение комментировать свои действия; - давать словесный отчет о выполнении упражнений. | С.202 №48 С.203 №54,53 карточки | С.203 №56 | | |
160 | Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. | - закрепить изученный материал; - способствовать развитию навыков и умении в нахождении неизвестных компонентов сложения и вычитания. | С.205 №74,76, 71 | С.205 №75,70 | | |
161 | Меры времени. | - обобщить и систематизировать изученный материал; | С.205 №79,81(1,2),82,85 | С.206 №81(3,4) С.206 №86 | | |
162 | Повторение по теме: умножение и деление на однозначное число с переходом через разряд. | - формировать навык письменного деления; - работать над укреплением памяти. | С.171 №819,818(1) | №818 (2) | | |
163 | Решение задач в два действия | - формировать вычислительные навыки; - развивать умение строить умозаключения. | С.!71№823,824,826(1,2) | С.171 №826(3) | | |
164 | Задачи в два действия | - формировать вычислительные навыки, совершенствовать перенос опыта. | С.211 №125,126,132 | С.213 №149 | | |
165 | Все действия в пределах 1000. | - формировать вычислительные навыки; - учить строить умозаключения. | С.212 №139,140 | С.213 №142 С.214 №153 | | |
166 | Геометрические фигуры | - формировать умение распознавать геометрические фигуры; | С.215 №159-160 | С.216 №161-162 | | |
167 | Прямоугольник (квадрат). | -формировать умение распознавать геометрические фигуры; -развитие графических умений. | С.216 №163-166 | С.218 №167,168 | | |
168 | Вычисление периметра прямоугольника (квадрата). | -формировать умение вычислять периметр прямоугольника (квадрата); -учить применять правило при выполнении упражнения. | С.220 №280,181,182 | С.221 №184,185 | | |
169 | Куб, брус, шар. | -познакомить с геометрическими телами; -развивать пространственное мышление. | С.221 №185,186 | С.221 №187 | | |
170 | Практическая работа «Куб, брус, шар» | -учить анализировать ход выполнения работы; -воспитывать аккуратность. | С.222 №190 | С.222 №189 | | |
Для озеленения сквера в первый день привезли 50 кустов сирени, а во второй на 16 кустов меньше. Сколько всего кустов сирени привезли за два дня?
В первой бочке 23 л молока, а во второй на 18 литров больше. Сколько литров молока в двух бочках?
В одном доме проживает 230 жильцов, а соседнем на 108 жильцов больше. Сколько жильцов проживает в двух этих домах?
В парке посадили 224 саженцев березы, а саженцев липы на 104 меньше. Сколько всего саженцев посадили в парке?
В парке посадили 223 саженцев берез, а саженцев лип на 144 меньше. Сколько всего саженцев посадили в парке?
В цветочный магазин привезли 435 гвоздик, а роз на 137 меньше. Сколько всего цветов привезли в магазин?
В августе собрали 234 т картофеля, а в сентябре на 56 т меньше.
меньше. Сколько всего килограммов овощей вырастили школьники?
раза больше, чем кукурузы, а проса на 30 кг меньше, чем овса.
чем лука, а капусты на 120 кг меньше, чем картофеля.
Магазин продал 264 магнитофона, а радиоприемников в 2 раза меньше. Сколько магнитофонов и радиоприемников продал магазин?
В магазин привезли 369 ранцев, а портфелей в 3 раза меньше. Сколько ранцев и портфелей привезли в магазин?
В одной школе учатся 528 детей, в другой в 3 раза меньше. Сколько детей учится в двух школах?
На стройку привезли в первый день 453 т песка, а во второй день в 3 раза меньше. Сколько всего тонн песка привезли на стойку за два дня?
С пришкольного участка собрали 144 кг свеклы, а огурцов на 56 кг меньше. Сколько килограммов овощей собрали с пришкольного участка?
Первая бригада заготовила 223 кг грибов, вторая – на 36 кг меньше. Сколько килограммов грибов заготовили две бригады?