Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностными результатами изучения музыки являются:
-формирование целостного представления поликультурной музыкальной картине мира;
-развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса;
-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
-проявление творческой инициативы и самостоятельности;
- активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;
- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
- участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
- различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
- применять специальную терминологию для определения различных элементов музыкальной культуры;
- осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;
- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта, реализации творческого потенциала;
- стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию.
Планируемые результаты:
-понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека, уважать культуру другого народа;
- понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;
- иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;
- иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;
- знать направления современной музыки;
-знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).
-определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
- понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
- определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
- понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
- понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
- распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии.
Проект «Музыка народов мира»
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки- 17ч.
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально- драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки- 17 ч.
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и их противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы
№ темы п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
I | Особенности драматургии сценической музыки | 17 |
1. | Классика и современность. Музыкальная культура. | 1 |
2. | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. | 2 |
3. | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны | 1 |
4. | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва | 2 |
5. | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов | 2 |
6. | В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля | 2 |
7. | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора | 3 |
8. | Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени» | 1 |
9. | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы | 2 |
10. | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги…» | 1 |
II. | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 17 |
11. | Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | 2 |
12. | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция | 2 |
13. | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А. Шнитке. | 2 |
14. | Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А. Моцарта | 2 |
15. | Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича | 4 |
16. | Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина | 3 |
17. | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Исследовательский проект | 2 |
| ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока (раздела) | Количество часов | Дата проведения урока |
7 класс | По плану | По факту | План | Факт |
| Особенности драматургии сценической музыки | 17 | | | |
1 | Классика и современность. Музыкальная культура. | 1 | | | |
2-3 | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. | 2 | | | |
4 | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны | 1 | | | |
5-6 | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва | 2 | | | |
7-8 | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов | 2 | | | |
9-10 | В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля | 2 | | | |
11- 12- 13 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора | 3 | | | |
14 | Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени» | 1 | | | |
15- 16 | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы | 2 | | | |
17 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги…» | 1 | | | |
| Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 17 | | | |
18- 19 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | 2 | | | |
20- 21 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция | 2 | | | |
22- 23 | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А. Шнитке. | 2 | | | |
24- 25 | Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А. Моцарта | 2 | | | |
26- 27- 28- 29 | Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича | 4 | | | |
30- 31- 32 | Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина | 3 | | | |
33- 34 | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. | 2 | | | |
| ИТОГО | 34 | | | |