Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию создана на основе требований Федерального государственногообразовательного стандарта среднего общего образования и примерной основной образовательной программы среднего общего образования,с учетом примерной основной образовательной программы по обществознанию, а также УМК в составе:
10 класс:
Котова О.А. Обществознание. 10 класс: Учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М., Просвещение, 2018.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Личностными результатами выпускников средней школы, формируемыми при изучении содержания курса обществознания, являются:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн);
сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-
экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками средней школы проявляются в:
умении самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владении навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умении ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умении использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умении определять назначение и функции различных социальных институтов;
умении самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владении языковыми средствами - умении ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владении навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений.
– Выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
Социальные отношения
– Выделять критерии социальной стратификации;
– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Политика
– Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
– характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную, избирательную систему;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Тема I. Человек
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Свобода и ответственность.
Культура и духовный мир человека. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы.
Познание мира человеком. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания.
Тема II. Общество и социальные отношения
Общество как система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Искусство, его основные функции. Религия . Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Образование как социальный институт. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Семья как социальная группа и социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Социальная структура общества. Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальный контроль и самоконтроль. Социальные нормы, виды социальных норм. Мораль. Нравственная культура. Отклоняющееся поведение (девиантное) . Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов.
Тема III. Рыночное регулирование экономики
Экономика как хозяйство и наука. Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Рыночный механизм. Рыночные отношения в современной экономике. Виды и функции рынков. Спрос. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение. Предложение, закон предложения.
Экономика фирмы. Фирма в экономике. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Рациональное экономическое поведение собственника.
Источники финансирования фирмы. Организационно-правовые формы предприятий. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Конкуренция как элемент рыночного механизма. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Рыночное равновесие. Равновесная цена. Формирование рыночных цен.
Тема IV. Государство и экономика
Проблемы денежного обращения. Виды, причины и последствия инфляции. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
Банковская система. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовый рынок. Финансовые институты.
Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Общественные блага. Государственные финансы и налоги. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет Государственный долг.
Занятость и безработица. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости.
Экономический рост и его измерители. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы.
Особенности современной экономики России. Тенденции экономического развития России.
Мировая экономика. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Тематическое планирование
10 класс Тема | Количество часов |
Тема 1. Человек | 13 |
Тема 2. Общество и социальные отношения | 17 |
Тема 3. Рыночное регулирование экономики | 18 |
Тема 4. Государство и экономика | 19 |
Итоговое повторение | 1 |
Резервные уроки | 2 |
ИТОГО | 70 |
Календарно-тематическое планирование. 10 класс.
№ п/п. | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме. | Дата проведения |
Факт | план |
Тема I. Человек (12ч) 2 часа в неделю |
1. | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Социализация индивида. | 1 | | 7.09 | |
2. | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. | 1 | | 8.09 | |
3. | Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. | 1 | | 14.09 | |
4. | Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь | 1 | | 15.09 | |
5. | Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. | 1 | | 21.09 | |
6. | Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. | 1 | | 22.09 | |
7. | Познание мира человеком. Мышление, формы и методы мышления. Формы познания. | 1 | | 28.09 | |
8. | Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. | 1 | | 29.09 | |
9. | Особенности научного познания. Уровни научного познания. Особенности социального познания. | 1 | | 5.10 | |
10. | Тематический контроль знаний по теме: «Человек» | 1 | | 6.10 | |
11. | Систематизация знаний и подготовка к контрольной работе. | 1 | | 12.10 | |
12. | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | | 13.10 | |
Тема II. Общество и социальные отношения (14ч) 2 часа в неделю |
13. | Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества | 1 | | 19.10 | |
14. | Искусство, его основные функции. | 1 | | 20.10 | |
15. | Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. | 1 | | 26.10 | |
16. | Образование как социальный институт. Основные направления развития образования. Функции, общественная значимость и личностный смысл образования | 1 | | 27.10 | |
17. | Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. | 1 | | 16.11 | |
18. | Семья как социальная группа и социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации | 1 | Примечание: темы объединены, т.к. изменён срок каникулярных дней в связи с ограничением в эпидемиологической ситуации COVID-19. Приказ ОУ №125 от 25.10.2021г. | 17.11 | |
19. | Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. | 1 | | 23.11 | |
20. | Молодежь как социальная группа | 1 | | 24.11 | |
21. | Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. | 1 | | 30.11 | |
22. | Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 1 | | 1.12 | |
23. | Социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальный контроль и самоконтроль. Социальные нормы, виды социальных норм. Мораль. Нравственная культура | 1 | | 7.12 | |
24. | Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. | 1 | | 8.12 | |
25. | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | Контроль систематизация знаний по теме | 14.12 | |
26. | Мир профессий | 1 | | 15.12 | |
Тема III. Рыночное регулирование экономики (18ч) 2 часа в неделю |
27. | Экономика как хозяйство и наука. Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. | 1 | | 21.12 | |
28. | Факторы производства и факторные доходы. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Типы экономических систем | 1 | | 22.12 | |
29. | Рыночный механизм. Рыночные отношения в современной экономике. | 1 | | 28.12 | |
30. | Виды и функции рынков. | 1 | | 11.01.2022г. | |
31. | Спрос. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. | 1 | | 12.01 | |
32. | Предложение. Предложение, закон предложения. | 1 | | 18.01 | |
33. | Экономика фирмы. Фирма в экономике. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты(издержки). | 1 | | 19.01 | |
34. | Основные принципы менеджмента. Основы | 1 | | 25.01 | |
35. | Организационно-правовые формы предприятий. Основные источники финансирования бизнеса. | 1 | | 26.01 | |
36. | Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. | 1 | | 1.02 | |
37. | Конкуренция как элемент рыночного механизма. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. | 1 | | 2.02 | |
38. | Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство | 1 | | 8.02 | |
39. | Рыночное равновесие. Равновесная цена. Формирование рыночных цен | 1 | | 9.02 | |
40. | Обобщение и систематизация знаний по теме | 1 | | 15.02 | |
41. | Урок-дискуссия «Что такое рыночная экономика» | 1 | | 16.02 | |
42. | Мир профессий | 1 | | 22.02 | |
43. | Практикум. Решение заданий по теме «Рыночное регулирование экономики» в формате ЕГЭ | 1 | | 1.03 | |
44. | Проблемы денежного обращения. Виды, причины и последствия инфляции | 1 | | 2.03 | |
Тема IV. Государство и экономика (20ч) 2 часа в неделю |
45. | Денежно-кредитная (монетарная) политика. | 1 | | 9.03 | |
46. | Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России | 1 | | 15.03 | |
47. | Финансовый рынок. Финансовые институты | 1 | | 16.03 | |
48. | Роль государства в экономике. | 1 | | 29.03 | |
49. | Общественные блага | 1 | | 30.03 | |
50. | Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. | 1 | | 5.04 | |
51. | Основы денежной и бюджетной политики государства. Государственный бюджет. Государственный долг. | 1 | | 6.04 | |
52. | Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. | 1 | | 12.04 | |
53. | Государственная политика в области занятости. | 1 | | 13.04 | |
54. | Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. | 1 | | 19.04 | |
55. | Экономический рост. Экономические циклы | 1 | | 20.04 | |
56. | Особенности современной экономики России. Тенденции экономического развития России. | 1 | | 26.04 | |
57. | Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. | 1 | | 27.04 | |
58. | Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. | 1 | | 4.05 | |
59. | Тематический контроль | 1 | | 11.05 | |
60. | Контрольная работа за 2 полугодие | 1 | Контроль и систематизация знаний по теме | 17.05 | |
61. | Мир профессий | 1 | | 18.05 | |
62. | Практикум. Решение заданий по теме «Государство и экономика» в формате ЕГЭ | 1 | | 24.05 | |
63. | Итоговый урок: «В мире будущей профессии» | 1 | | 25.05 | |
64. | Резервный урок | 1 | | 31.05 | |
ИТОГО: 64 часа |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
10 класс:
Лобанов И.А. Обществознание 10 класс. Тематический контроль – М., Национальное образование, 2018
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Тетрадь-экзаменатор. 10 класс – М., Просвещение, 2019
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Экспресс-диагностика. 10 класс – М., Национальное образование, 2018
Кишенкова О.В. Обшествознание. Практикум. 10 класс – М., Дрофа, 2015 г.
Диагностические работы СтатГрада https://statgrad.org/
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет
предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или
иное общественное явление или процесс;
сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
20
продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
делает элементарные выводы;
путается в терминах;
не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
не может аргументировать собственную позицию;
затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
не раскрыл проблему;
собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
или информацию представил не в контексте задания
или отказался отвечать.
Нормы оценки письменной работы
(источник социальной информации, оригинальный или исторический текст)
по обществознанию
Отметка «5» и выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:
осуществил поиск социальной и иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;
сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;
увидел и сформулировал главную мысль, идею текста;
сумел сравнить разные авторские позиции и назвать критерий сравнения;
представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответах на вопросы текста;
аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал базового курса;
продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей при ответах на вопросы текста (естествознание, искусство и т.д.);
предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления (реферат, доклад, сообщение, конспект и т.д.)
Отметка «4» и выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;
увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;
при сравнении разных авторских позиций не назвал критерий сравнения;
21
представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;
аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;
обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);
не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;
в оформлении работы допустил неточности.
Отметка «3» и выставляется в том случае, если учащийся
или экзаменующийся
не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;
почувствовал основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать;
попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать;
представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания текста;
не выполнил более трети требований к оформлению работы в полном объеме.
Отметка «2» и выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий;
не смог определить основную идею, мысль текста;
не раскрыл проблему;
собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора)
аргументация отсутствует;
или информация дана не в контексте задания.