Министерство образования Кировской области
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Кумены»
« Согласовано» « Утверждаю»
Директор школы А.А. Панкратова
Приказ № от « » сентября 2021 г
Рабочая программа
по обществознанию
для обучающихся 8 класса
(факультатив)
Всего 34 учебных часа Учитель: Чернышева Л.В.,
первая квалификационная категория
2021 -2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по курсу « Обществознание» для обучающихся 8 класса составлена в соответствии с программой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5-9 классы. Сборник 1,под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва «Владос», 2011.
В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание курса «Обществознание» носит характер морально-этической и политически-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико - ориентированной составляющей содержания.
Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с интеллектуальными нарушениями.
Цель данного курса:
- создание условий для социальной адаптации обучающихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Включение в курс важнейших представлений о человеке и обществе, социальных отношений и духовном мире людей, праве и нравственности является необходимым требованием для социализации обучающихся в обществе. Представляемая программа по курсу обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования, не противоречит общим задачам школы и направлена на решение следующих задач:
освоение знаний минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
овладение элементарными методами обществоведческого познания, умениями работать с различными источниками информации;
использование уровневого подхода к формированию знаний с учетом психофизического развития и индивидуальных особенностей учеников;
использование словарной работы, как обязательного вида деятельности на каждом уроке;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
применение знаний в обществе;
воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной
жизни.
Курс призван способствовать большей самореализации личностного потенциала детей с нарушением интеллекта.
Общее количество часов по курсу – 34 (1 час в неделю)
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
Что такое право?
Виды правовой ответственности
Что такое правонарушение?
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации?
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
Обучающиеся должны уметь:
Написать просьбу, ходатайство, заявление, поручение, расписку.
Оформлять стандартные бланки.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Содержание учебного материала
Введение. Кто такой гражданин? Общество. Необходимость знаний об обществе.
Раздел I. Мораль, право, государство. Роль правил в жизни человека, общества, государства. Что такое мораль? Основные нормы морали. Моральная ответственность. Что такое право? Структура и виды правовых норм.
Административное правонарушение. Административные взыскания. Преступление – наиболее опасное правонарушение.
Преступления, за которые судят с 14 лет. Соучастие в преступлении. Обстоятельства, которые исключают, смягчают, отягощают уголовную ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Практическая работа. Заявление в полицию. Государство и его формы. Основные признаки правового государства.
Основы уголовного права
Понятие уголовного права. Преступление- наиболее опасное правонарушение. Соучастники преступлений Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.
Раздел II. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ - основной закон государства.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Государственная власть в Российской Федерации. Законодательная власть РФ. Исполнительная власть РФ. Судебная власть РФ. Президент РФ. Правоохранительные органы. Органы власти субъектов РФ.
Местное самоуправление. Естественные и неотчуждаемые права человека. Гражданство Российской Федерации. Избирательное право. Избирательная система.
Повторение.
Тематический план
№ п /п | Название разделов | Количество часов |
1. | Введение. | 2ч |
2. | Раздел I. Мораль, право, государство. | 15ч |
3. | Раздел II. Конституция Российской Федерации. | 15 ч |
4. | Повторение. | 2 ч |
Итого: 34 часа
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | Название раздела, темы урока | Содержание урока | Дата проведения урока |
по программе | по факту |
| Введение – 2 часа. | | | |
| Общество. Необходимость знаний об обществе. | Словарная работа: обществоведение, общество, личность. Составление схемы: «Я и общество». | | |
| Кто такой гражданин? | Словарная работа: гражданин, совершеннолетний, несовершеннолетний Черты гражданина. Гражданская позиция. | | |
| Мораль, право, государство – 15 часов | | | |
| Роль правил в жизни человека, общества, государства. | Словарная работа: правила поведения, обычай, норма права. Чем обусловлено поведение людей, можно ли влиять на поведение. | | |
| Что такое мораль? Основные нормы морали. | Словарная работа: мораль, «Золотое правило нравственности». Составление таблицы: «Золотое правило нравственности». | | |
| Моральная ответственность. | Словарная работа: ответственность, аморальный поступок. Моральная ответственность. | | |
| Что такое право? Структура и виды правовых норм. | Право, структура и виды правовых норм. Законодательные акты, Кодексы. Роль права в жизни человека, общества и государства | | |
| Административное правонарушение. | КоАП. Признаки административного правонарушения. | | |
| Административные взыскания. | Административная ответственность. Административные взыскания. ПДН, КДН и ЗП. | | |
| Преступление – наиболее опасное правонарушение. | УК РФ. Преступление и его признаки. Умышленные и неумышленные. | | |
| Преступления, за которые судят с 14 лет. | Уголовная ответственность. Судимость. ЦВНП. УК РФ ст.20. | | |
| Соучастие в преступлении. | Групповые преступления. Организатор, исполнитель, пособник, подстрекатель. | | |
| Обстоятельства, которые исключают, смягчают, отягощают уголовную ответственность. | Составление таблицы: «Обстоятельства, которые исключают, смягчают, отягощают уголовную ответственность». | | |
| Уголовная ответственность несовершеннолетних. | Словарная работа: уголовное наказание, лишение свободы, колония для несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | | |
| Практическая работа. Заявление в полицию. | Правила оформления заявления. Выполнение практической работы. | | |
| Государство и его формы. | Словарная работа: государство, монархия, республика, демократия. Составление таблицы: «Формы правления». | | |
| Основные признаки правового государства. | Признаки правового государства | | |
| Урок повторения и обобщения знаний по теме: Государство, право, мораль. | | | |
| Конституция Российской федерации – 15 часов | | | |
18. | Конституция РФ - основной закон государства. | Конституция. Референдум. День Конституции (значение праздника). Структура (оглавление) Конституции РФ. | | |
19. | Основы конституционного строя РФ. | Основы конституционного строя РФ. Ст.1,2,3. | | |
20. | Федеративное устройство. | Статус РФ. Федерация. Субъекты РФ. Ст.51, 65. | | |
21. | Государственная власть в Российской Федерации. | Три ветви власти. | | |
22. | Законодательная власть РФ. | Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Составление опорной схемы: «Государственное устройство РФ». | | |
23. | Исполнительная власть РФ. | Правительство. Министерство. Составление опорной схемы: «Государственное устройство РФ». | | |
24. | Судебная власть РФ. | Правосудие, судебная система. Виды судов. | | |
25. | Президент РФ. | Глава государства, полномочия, присяга. Администрация президента | | |
26. | Правоохранительные органы. | Правоохранительные органы. Структура и функции ОВД. | | |
27. | Органы власти субъектов РФ. | Органы власти Кировской области (ОЗС, губернатор, правительство). | | |
28. | Местное самоуправление. | Ст.130, 131, 132. Органы местного самоуправления, местный бюджет, муниципальная собственность. | | |
29. | Естественные и неотчуждаемые права человека. | Ст.17, 19. Правовой статус. Всеобщая декларация прав человека. | | |
30. | Гражданство Российской Федерации. | Гражданин, гражданство. Способы принятия гражданства. Паспорт гражданина РФ. | | |
31. | Избирательное право. Избирательная система. | Ст.6. Избирательное право. Избирательная система. Выборы, избиратель, кандидат, депутат. | | |
32. | Урок контроля и коррекции знаний по теме: Конституция РФ. | Тестирование. | | |
| Повторение – 2 часа | | | |
33. | Повторение. Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. | Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних | | |
34. | Урок контроля и коррекции знаний по теме: Правовая ответственность несовершеннолетних. | Тестовые задания. | | |
Ресурсное обеспечение рабочей программы.
А.Ф. Никитин. Право и политика. Учебник 9 класс. Москва «Просвещение», 1998 г.
Я.В. Соколов. Граждановедение, 5класс. Москва НВЦ «Гражданин», 1998 г.
Я.В. Соколов. Мы в обществе. Москва «Гражданин», 2012 г.
Я.В. Соколов. Закон и ответственность. Москва «Гражданин», 2012 г.
Я.В. Соколов. Мы – граждане независимой России. Москва «Гражданин», 2012 г.
Я.В. Соколов. Наша Родина – великая Россия. Москва «Гражданин», 2012 г.
Я.В. Соколов. Наше государство и его символы. Москва «Гражданин», 2012 г.