СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая пограмма по ОРКСЭ.Разработана по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ»









Планируемые результаты изучения курса


Личностные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»:

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и -уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-развитие доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и

сопереживания чувствам других людей;

-развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

-овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;

-осуществлять поиск средств ее достижения;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-находить наиболее эффективные способы достижения результата;

-вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок;

-понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности;

-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог;

-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

-определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

-адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

Предметные результаты:

-знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; формирование общих представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

-формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

-осознание ценности человеческой жизни.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Знакомство с новым предметом

Урок 1. Россия — наша Родина Основное содержание: Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо. Учебно -исследовательская и проектная деятельность: построение схемы родословного древа.

Урок 2. Духовные ценности человечества. Культура. Религия Основное содержание: культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни. Вариативное содержание: диалог религиозных деятелей в современном мире. Основные понятия: культура, духовные ценности, религия, вера, язычество, этика, философия, нравственный закон, традиции. Словарная работа: духовные ценности, обычаи, традиции, философия.

Раздел 2. Знакомство с основами этики

Урок 3. Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике. Основное содержание: этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества. Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества. Вариативное содержание: философские рассказы для детей. Основные понятия: философия, этика, философ, мыслитель, вечные вопросы человечества, учителя человечества. Межмодульные связи: вечные вопросы человечества. Творческая работа: философский рассказ или иллюстрация к рассказу.

Урок 4. Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность Основное содержание: Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели — лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики. Вариативное содержание: Аристотель и Цицерон. Основные понятия: этика, добродетель. Словарная работа: добродетель, оратор, ораторское искусство. Учебно -исследовательская и проектная деятельность: Аристотель и Цицерон.

Раздел 3. Этические учения о добродетелях

Урок 5. Что такое добродетель

Основное содержание: определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек». Вариативное содержание: добродетельная жизнь. Основные понятия: добродетель, порок. Словарная работа: порок.

Урок 6. Учение Аристотеля о добродетелях.

Основное содержание: добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через по- ступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей. Вариативное содержание: Клод Адриан Гельвеций и его учение о принесении личного интереса в жертву во имя общественного блага. Основные понятия: добродетели ума и добродетели характера. Словарная работа: совершенство, идеал.

Урок 7. Нравственные качества

Основное содержание: нравственные качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх). Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе. Вариативное содержание: Софокл — древнегреческий мыслитель и драматург. Фрагмент из повести Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Основные понятия: отзывчивость, честность, правдивость. Словарная работа: Параолимпийские игры.

Урок 8. Терпение и терпимость.

Основное содержание: терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях». Вариативное содержание: тактичность. Тактичные и бестактные поступки. Основные понятия: терпение, терпимость, тактич- ность. Словарная работа: терпение.

Раздел 4. Этика о нравственном выборе

Урок 9. Не совсем обычный урок. Суд над Сократом

Основное содержание: жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа. Вариативное содержание: афинская демократия. Основные понятия: достойная жизнь, гражданин, демократия, убеждения. Словарная работа: убеждения.

Урок 10. Убеждения

Основное содержание: убеждения и их роль в жиз- ни человека. Различная природа убеждений. Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?». Вариативное содержание: Д. С. Лихачев. Основное понятие: цель жизни. Межмодульные связи: притчи. Словарная работа: сверхличный.

Урок 11. Нравственный выбор

Основное содержание: трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях. Возможности изменения убеждений человека. Вариативное содержание: усилия души и разума при совершении нравственного выбора. Основное понятие: нравственный выбор. Словарная работа: человечность, «быть челове- ком».

Урок 12. Совесть. Долг.

Основное содержание: совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В. А. Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка». Вариативное содержание: народные пословицы и поговорки о совести. Основные понятия: совесть, стыд, долг. Словарная работа: долг.

Урок 13. Ответственность.

Основное содержание: ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир. Вариативное содержание: Эзоп. Басни Эзопа. Фило- софская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Основное понятие: ответственность. Словарная работа: ответственность, басня.

Урок 14. Этика о воспитании самого себя

Основное содержание: учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание. Вариативное содержание: Эпиктет, его жизнь и философское учение. Основное понятие: самосовершенствование. Межмодульные связи: самосовершенствование и са- мовоспитание. Словарная работа: самосовершенствование.

Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве

Урок 15. Справедливость.

Основное содержание: Моцзы и его политические и философские взгляды. Моцзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Моцзы. Моцзы о правильном устройстве общества. Учение Моцзы о всеобщей любви. Вариативное содержание: учение о всеобщей любви. Основные понятия: справедливость, всеобщая любовь. Словарная работа: справедливость.

Урок 16. Государство, основанное на справедливости

Основное содержание: Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе. Философская школа Конфуция. Вариативное содержание: биография Конфуция. Основные понятия: самообразование, идеальный правитель, ли, благородство, дао. Словарная работа: благородство, благородный человек, самообразование.

Урок 17. Государство. Светская этика .

Основное содержание: государство. Россия — государство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября — День народного единства. История праздника. Вариативное содержание: государственные праздники. Основные понятия: государство, Конституция, гражданин, закон, светская этика, государственные праздники. Межмодульные связи: патриотизм. Словарная работа: государство, государственные праздники, патриот, патриотизм. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: памятники и мемориалы, посвященные Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне.

Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни

Урок 18. Нравственный закон. Десять заповедей

Основное содержание: нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма. Вариативное содержание: Моисей. Скрижали Заве- та. Тора. Основные понятия: нравственный закон, заповеди, иудаизм, Тора. Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Иудаизм. Словарная работа: закон, нравственный закон, заповедь.

Урок 19. Заповеди любви

Основное содержание: христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений. Библия — священная книга христианства. Вариативное содержание: Иисус Христос. Библия. Основные понятия: христианство, любовь, Библия. Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Христианство. Словарная работа: христианство.

Урок 20. Любовь — основа жизни

Основное содержание: любовь в жизни человека. В. С. Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья». Вариативное содержание: народные пословицы о любви. Основные понятия: любовь, семья, взаимоотношения. Словарная работа: любовь.

Урок 21. Прощение

Основное содержание: различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении. Вариативное содержание: обида и прощение. Рассказ В. А. Солоухина «Мститель». Основное понятие: прощение. Словарная работа: грех.

Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу

Урок 22. Древнегреческие мыслители о дружбе

Основное содержание: дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы. Вариативное содержание: Пифагор. Рассказ о пифагорейской дружбе. Основные понятия: дружба, пифагорейцы. Словарная работа: дружба.

Урок 23. Этика об отношении к другим людям и самому себе

Основное содержание: отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих взаимоотношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Вариативное содержание: пророк Мухаммад и хадисы. Коран — священная книга ислама. Будда и буддизм. Основные понятия: взаимоотношения, ислам, Коран, буддизм. Межмодульные связи: отношение к людям в тради- ции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Буддизм. Словарная работа: взаимоотношения. Урок 24. Мысли и поступки. Слова и речь

Основное содержание: речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслей и поступков. Поступок как результат мысли. Л. Н. Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей». Вариативное содержание: чистота и красота речи в традиционной системе ценностей российской куль- туры. В. А. Солоухин «Слово о словах». Основные понятия: речь, мысли, поступки. Словарная работа: красноречие.

Урок 25. Милосердие

Основное содержание: милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиции благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как ос- нова христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии. Благотворительные организации в современном мире. Вариативное содержание: проявления милосердия в повседневной жизни. Основные понятия: милосердие, благотворительность. Межмодульные связи: традиции благотворительности в различных религиозных культурах. Словарная работа: милосердие, благотворительность. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: российские благотворительные организации и их деятельность.

Урок 26. «Золотое правило нравственности»

Основное содержание: взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях. В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте». Вариативное содержание: В. А. Сухомлинский. Основное понятие: «золотое правило нравственности». Межмодульные связи: «золотое правило нравственности» в светской этике и религиозных культурах. Словарная работа: золотое правило нравственности. Творческая работа: сочинение-миниатюра «Как я хочу, чтобы люди относились ко мне». Учебно-исследовательская и проектная деятельность: «золотое правило нравственности» в современном мире.

Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам

Урок 27. Нравственные законы в современном мире

Основное содержание: нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест. Л. М. Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни. Вариативное содержание: Нобелевская премия мира. Основные понятия: милосердие, бескорыстие. Словарная работа: бескорыстие.

Урок 28. Альберт Швейцер

Основное содержание: жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение по- святить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка. Вариативное содержание: борьба А. Швейцера за прекращение производства ядерного оружия. Основное понятие: человеколюбие. Словарная работа: человеколюбие.

Урок 29. Этическое учение Л. Н. Толстого

Основное содержание: Л. Н. Толстой — выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. Л. Н. Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении Л. Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения окружающего мира. Л. Н. Толстой «Муравей и голубка». Вариативное содержание: «Русские книги для чтения» Л. Н. Толстого. Произведения Л. Н. Толстого для детей. Основные понятия: этическое учение Л. Н. Толстого, душа, любовь. Словарная работа: самовоспитание. Творческая работа: иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого для детей.

Урок 30. Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»

Основное содержание: подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Вариативное содержание: Ю. И. Ермолаев «Спор». Основные понятия: добро и зло.

Уроки 31—34. Тема: итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся






















Календарно – тематическое планирование

№ п\п

ДАТА

Количество часов, отводимых на освоение темы

Раздел (количество часов)

Тема урока


по плану

фактич


Раздел 1. Знакомство с новым предметом

1.

3.09


1

Россия – наша Родина

2.

10.09


1

Духовные ценности человечества. Культура. Религия

Раздел 2. Знакомство с основами этики

3.

17.09


1

Диалог о философии и этике.

4.

24.09


1

Мораль и нравственность.

Раздел 3. Этические учения о добродетелях

5

1.10


1

Что такое добродетель

6.

8.10


1

Учение Аристотеля о добродетелях

7.

15.10


1

Нравственные качества

8.

22.10


1

Терпение и терпимость

Раздел 4. Этика о нравственном выборе

9

29.10


1

Суд над Сократом

10.

12.11


1

Убеждения

11.

19.11


1

Нравственный выбор

12.

26.11


1

Совесть. Долг

13.

3.12


1

Ответственность

14

10.12


1

Этика о воспитании самого себя

Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве

15.

17.12


1

Справедливость

16.

24.12


1

Государство, основанное на справедливости

17

14.01


1

Государство. Светская этика


Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни

18.

21.01


1

Нравственный

закон. Десять заповедей

19.

28.01


1

Заповеди любви

20.

4.02


1

Любовь – основа жизни

21.

11.02


1

Прощение

Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу

22.

25.02


1

Древнегреческие мыслители о дружбе

23.

4.03


1

Этика об отношении к другим людям и самому себе

24.

11.03


1

Мысли и поступки. Слова и речь.

25.

18.03


1

Милосердие

26.

1.04


1

«Золотое правило нравственности»

Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам

27.

8.04


1

Нравственные законы в современном мире

28.

15.04


1

Альберт Швейцер

29.

22.04


1

Этическое учение Л.Н. Толстого

30.

29.04


1

Не совсем обычный урок «Идти дорогою добра».

31.


6.05


1

Готовимся к защите проекта


32.

13.05


1

Выбор темы проекта. Подбор материала из дополнительных источников.

33.

20.05


1

Защита проектов по изученным темам

34



1

Урок – обобщения «Идём дорогою добра»




































«Согласовано»

Заместитель директора по УВР /__________/


«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор /__________/


Приказ № ___ от «__»_______________20___г.







Лист корректировки Рабочей программы

педагога

Ващилиной Любови Анатольевны

Ф.И.О.


по ОРКСЭ в 4 классе

предмет, класс



№ урока по тематическому планированию

До корректировки

Способ корректировки

После корректировки

Тема урока

Кол-во часов

Тема урока

Кол-во часов

Дата урока