СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Физика" 10 класс (ФГОС СОО)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и тематический план ориентированы на использование УМК: учебник «Физика». 10 класс. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Соцкий (М., «Просвещение», 2017г), «Сборник задач по физике»,10-11класс, А.П.Рымкевич (М.,«Дрофа». 2017г.), «Тесты по физике, Экспресс-диагностика» О.И.Громцева (М., «Экзамен»,2014г), включённых в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством Образования и Науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Физика" 10 класс (ФГОС СОО)»

Пояснительная записка.



Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе авторской программы по физике для 10 класса Г.Я.Мякишева, О.А.Крысанова (Москва. «Дрофа». 2014г) для общеобразовательных школ Министерства Образования Российской Федерации.

Рабочая программа и тематический план ориентированы на использование УМК: учебник «Физика». 10 класс. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Соцкий (М., «Просвещение», 2017г), «Сборник задач по физике»,10-11класс, А.П.Рымкевич (М.,«Дрофа». 2017г.), «Тесты по физике, Экспресс-диагностика» О.И.Громцева (М., «Экзамен»,2014г), включённых в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством Образования и Науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Согласно учебному плану МБОУ Васильевской СОШ на реализацию программы отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.







1 Планируемые результаты изучения учебного предмета:



Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

  • устанавливать взаимосвязь естественнонаучных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

  • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

  • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

  • проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

  • проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

  • решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

  • решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

  • учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

  • использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

  • использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

  • владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

  • характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

  • самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

  • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

  • решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

  • объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

  • объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Метапредметные результаты.

Обучающийся научится:

  • самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • определять назначение и функции различных социальных институтов;

  • самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • владеть языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;


Обучающийся получит возможность научиться:

  • владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.



Обучающиеся получат возможность для формирования:

в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.





2. Содержание учебного предмета.

Тема №1. «Кинематика» (12ч).

Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Способы описания движения. Система отсчёта. Перемещение. Скорость равномерного движения. Уравнение равномерного движения. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Ускорение. Единица ускорения. Скорость при движении с ускорением. Свободное падение тел. Движение с ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности. Поступательное движение. Угловая и линейная скорости

Лабораторная работа: №1. «Изучение движения тела по окружности»

Тема №2. «Динамика» (13ч).

Основное утверждение механики. Материальная точка. Первый закон Ньютона. Сила. Связь между ускорением и силой. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Система единиц. Инерциальные системы отсчёта и принцип относительности в механике. Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Деформация и силы упругости. Закон Гука. Роль силы трения. Силы трения между поверхностями твёрдых тел. Силы сопротивления при движении в жидкостях и газах.

Лабораторная работа:

№2. «Измерение жесткости пружины»

№3. «Измерение коэффициента трения»

№4. «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

Тема №3. Законы сохранения в механике» (8ч)

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства. Работа силы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия и её изменение. Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии под действием сил трения.

Лабораторная работа: №5. «Изучение закона сохранения энергии»

Тема №4. «Статика»(2ч)

Равновесие тел. Первое условие равновесия твёрдого тела. Второе условие равновесия твёрдого тела.

Лабораторная работа: №6. «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил».

Тема №5. «Молекулярная физика. Тепловые явления». (12ч).

Основные положения молекулярно-кинетической энергии. Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул Строение газов жидкостей и твёрдых тел. Идеальный газ. Среднее значение квадрата скорости молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон

термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам.

Необратимость процессов в природе. Статистическое истолкование необратимости.

Принцип действия тепловых двигателей

Лабораторная работа №7. «Проверка закона Гей-Люссака».

Тема №6. «Основы электродинамики» (19ч).

Электрический заряд и элементарные частицы. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальная энергия заряженного тела. Потенциал и разность потенциалов. Связь между напряжённостью и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Электроёмкость. Единицы электроёмкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов. Электрический ток. Сила тока. Условия существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрическая проводимость веществ. Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках. Примесная проводимость. Полупроводники разного типа проводимости. Транзисторы. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Плазма.

Лабораторные работы:

№8. «Последовательное и параллельное соединение проводников».

№9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

Резерв времени(2ч)__





3 Тематическое планирование.



п/п

Наименование разделов

Общее количество часов на изучение

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1

Кинематика.

11

1

1

2

Динамика.

13

1

3

3

Законы сохранения в механике.

9

1

1

4

Статика.

2

 

1

5

Молекулярная физика. Тепловые явления.

13

1

1

6

Основы электродинамики.

19

1

2

7

Резервное время

1

 

 

 

Итого

68

5

9



Календарно - тематическое планирование



урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения тем

Фактические сроки

Примечание

Тема №1. Кинематика (11 часов)

1

Физика и познание мира. Механическое движение. Система отсчёта.


 

 

2

Способы описания движения. Траектория. Путь. Перемещение.


 

 

3

Равномерное прямолинейное движение.
Скорость. Уравнение движения. Сложение скоростей. Мгновенная скорость.


 

 

4

Ускорение. Движение с постоянным ускорением.


 

 

5

Определение кинематических характеристик движения с помощью графиков.


 

 

6

Решение задач по теме "Равноускоренное движение".


 

 

7

Равномерное движение точки по окружности.


 

 

8

Лабораторная работа №1. Изучение движения тела по окружности.


 

 

9

Кинематика абсолютно твердого тела.


 

 

10

Повторение темы "Кинематика".


 

 

11

Контрольна работа №1 по теме "Кинематика"


 

 

Тема №2. Динамика (13 часов)

12

Основное утверждение механики. Сила. Масса. Единица массы.


 

 

13

Перый закон Ньютона.


 

 

14

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.


 

 

15

Геоцентрическая система


 

 

16

Силы в природе. Силы тяжести и сила всемирного тяготения.


 

 

17

Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость.


 

 

18

Деформация и силы упругости. Закон Гука.


 

 

19

Силы трения.


 

 

20

Лабораторная работа №2. Измерение жесткости пружины


 

 

21

Лабораторная работа №3. Измерение коэффициента трения скольжения.


 

 

22

Лабораторная работа №4. Изучение движения тела брошенного горизонтально.


 

 

23

Повторение темы "Динамика".


 

 

24

Контрольна работа №2 по теме "Динамика"


 

 

Тема №3. Законы сохранения в механике (9 часов)

25

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.


 

 

26

Механическа работа и мощность силы.


 

 

27

Энергия. Кинетическая энергия.


 

 

28

Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы.


 

 

29

Закон сохранения энергии. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения.


 

 

30

Лабораторная работа №5 Изучение закона сохранения энергии.


 

 

31

Решение задач по теме "Законы сохранения в механике".


 

 

32

Повторение темы "Законы сохранения в механике".


 

 

33

Контрольна работа №3 по теме "Законы сохранения в механике"


 

 

Тема №4. Статика (2 часа)

34

Равновесие абсолютно твердых тел.


 

 

35

Лабораторная работа №6. Изучение равновесия тела под действием нескольких сил.


 

 

Тема №5. Молекулярная физика. Тепловые явления. (13 часа)

36

Почему тепловые явления изучают в молекулярной физике. Основные положения МКТ. Масса молекул. Количество вещества.


 

 

37

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел.


 

 

38

Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ


 

 

39

Температура и теплоое равновесие. Определение температуры. Температура - мера средней кинетической энергии.


 

 

40

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.


 

 

41

Лабораторная работа №7. «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака»


 

 

42

Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. Влажность воздуха.


 

 

43

Кристаллические и аморфные тела


 

 

44

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.


 

 

45

Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Его применение к различным процессам.


 

 

46

Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. КПД тепловых двигателей.


 

 

47

Повторение темы "Молекуляоная физика.Тепловые явления".


 

 

48

Контрольная работа №4 "Молекулярная физика.Тепловые явления"


 

 

Тема №6. Основы электродинамики. (18 часов)

49

Что такое электродинамика. Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Единица электрического заряда.


 

 

50

Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции. Поле заряженного шара.


 

 

51

Потенциальная энергия заряженного тела в ЭП


 

 

52

Потенциал электростатического поля. Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.


 

 

53

Электроемкость. Конденсатор. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.


 

 

54

Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление


 

 

55

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока


 

 

56

ЭДС. Закон Ома для полной цепи


 

 

57

Лабораторная работа №8. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».


 

 

58

Лабораторная работа №9. «Последовательное и параллельное соединение проводников».


 

 

59

Решение задач по теме «Электродинамика»


 

 

60

Решение задач по теме «Электродинамика»


 

 

61

Повторение и обобщение темы «Электродинамика»


 

 

62

Контрольная работа №5. «Электродинамика»


 

 

63

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.


 

 

64

Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость.


 

 

65

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.


 

 

66

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.


 

 

67

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.


 

 

Тема №7. Резервное время. (1 час) 

68

Обобщение и повторения курса физики за 10 класс.