СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность" для 3 класса вариант 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Актуальность и практическая значимость программы состоит в том, что «Изобразительная деятельность» занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность" для 3 класса вариант 2.»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность программы.


Актуальность и практическая значимость программы состоит в том, что «Изобразительная деятельность» занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.


Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами; используя различные многообраз­ные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.


Основные задачи:

  • развитие интереса к изобразительной деятельности;

  • формирование умений пользоваться инструментами;

  • обучение доступным приемам работы с различными материалами;

  • обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;

  • развитие художественно-творческих способностей.

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: "Лепка", "Рисование", "Аппликация". Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у обучающегося положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь обучающегося интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов.

В учебном плане предмет представлен с 1 по 8 год обучения. Далее навыки изобразительной деятельности применяются на уроках профильного труда при изготовлении изделий из керамики, полиграфической, ткацкой, швейной и другой продукции.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;

  • Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2024-2025 учебный год;

  • Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2024-2025 учебный год.


Учебный предмет «Изобразительная деятельность» должен способствовать решению следующих задач:

формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— мотивация собственной активности ребенка;

— формирование мотивации к выполнению заданий через использование различных стимулов;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— формирование навыка работы в условиях планирования деятельности;

— формирование способности применять полученные навыки для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и дополнительные задачи:

— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.


  1. Общая характеристика учебного предмета.


Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация.

Учебный предмет «Изобразительная деятельность» включает три раздела: «Лепка», «Аппликация» и «Рисование»

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Изобразительная деятельность» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.

На изучение курса в 3 классе отведено 102 часов, 3 часа в неделю, 34 учебных недели. «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство».


  1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.


  1. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета


Возможные личностные результаты:

1) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

2) принятие и освоение социальной роли обучающегося;

3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4) воспитание уважительного отношения к иному мнению;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

11) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Возможные предметные результаты:

Предметные результаты освоения учебного предмета "Изобразительная деятельность".

1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий:

интерес к доступным видам изобразительной деятельности;

умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);

умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:

положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;

стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;

умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях:

готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми;

умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.


Базовые учебные действия.


Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и вступать в деятельность;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.


Личностные учебные действия

  • испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

Коммуникативные учебные действия

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых),

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,

  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач,

  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные учебные действия

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.

Лепка.

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.

Аппликация.

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Рисование.

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.

Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу. Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, "по сырому", рисования с солью, рисования шариками, граттаж, "под батик», пальчиковая живописи, монотипия, рисование ватными палочками, штампами и др.

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многооб­разием различных дефектов, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах изобразительной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком от­дельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные уп­ражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.

Все занятия необходимо сопровождать живой эмоцио­нальной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Учебную работу на уроках изобразительной дея­тельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреп­лялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.


7. Календарно-тематический план учебного предмета

«Изобразительная деятельность», 102 часа

Тема урока.

Основные образовательные задачи.

Кол-во часов

Дата



Виды учебной деятельности

1

Диагностика. Узнавание материалов и инструментов, используемых для рисования. Краски, карандаши, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа

1


Выявление уровня развития художественных способностей

2,3

Рисование предметов разной формы и величины. Высокий забор, столбы.

2


Рисование прямых и вертикальных линий

4,5

Узнавание различных видов бумаги (цветная бумага, картон, фольга, салфетка) Инструменты для аппликации (ножницы, трафарет). Аппликация из мятой бумаги «Осень»

2


Сминание бумаги, приклеивание бумаги на лист.

6,7

Работа с пластилином. Разминание пластилина. Лепка «Деревянный дом»

2


Первичное знакомство с архитектурой. 

Понятия «внутри», «снаружи». 

Анализ  формы, пропорции, конструкции

изображение деревянного дома из бревен из пластилина.

8,9

Туристическая палатка, косой дождь

2


Освоение приемов рисования кистью: прием касания, примакивания, Рисование дождя методом примакивания.

10

Котенок и разноцветные клубки ниток.

1


Рисование замкнутых круговых линий, аппликация «Котенок»

11

Работа с пластилином. «Орешки для белочки»

1


Отрывание и откручивание кусочка материала от целого куска.

12,

13

«Волшебная кисточка» Помоги художнику найти оранжевую краску.

2


Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок.

14,

15

Самолетики, кораблики из бумаги.

2


Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали) Скручивание листа бумаги.

16

Объемная аппликация из пластилина.

1


Работа с пластилином. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону.

17

Флажки

1


Рисование точек. Рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Выполнение рисунка по опорным точкам

18

Аппликация. «Какая сегодня погода»

1


Намазывание всей поверхности клеем.




19,

20

Декоративное рисование. Узор для платья куклы Кати

2


Составление несложного узора из предложенных учителем декоративных элементов

21

Узор из листьев и ягод

1


Составление узора по образцу

22,

23

Лепка. «Животные»

2


Катание шарика на доске. Катание колбаски на доске. «заяц», «медведь»

24,

25

Аппликация. Деревья. Ель.

2


Составление узора из треугольников Аппликация. Работа с ножницами и бумагой. Разрезание, надрез, вырезание ножницами геометрических фигур

26,

27

Рисование. Веточка ели.

2


Передача в рисунке характерных особенностей ветки ели.

28

Калачи

1


Лепка. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик

30

Штриховка в контуре. Листья, грибы.

1


Штриховка слева направо, сверху, вниз, по диагонали.

31

Аппликация «Горы, озеро, ель»

1


Аппликация. Сборка изображения объектов из нескольких деталей.

32

Рисование «Грибы: белый, мухомор)

1


Передача в рисунке характерных особенностей рисуемой модели

33,

34

Рыбки в аквариуме среди водорослей. Аппликация, Рисунок.

2


Составление композиции, правильное размещение предметов. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации

35

Рисование. Иллюстрация к сказке « Колобок»

1


Рисование круга по обводке. Передача в рисунке простого момента сказки.

36

Рисование.

Иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка»

1


Передача в рисунке простого момента сказки.

37

Раскрась картину ватными палочками методом примакивания

1


Рисование ватными палочками в готовом контуре.

38

Лепка. Цветок

1


Лепка. Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия путем прижатия, примазывания)

39,

40

Новогодние игрушки.

2


Изготовление из цветной бумаги елочных украшений. Беседа о празднике Нового года и новогодней елке. Изображение елочных украшений, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры

41

Рисование на тему: «Ель с елочными игрушками» Прием примакивания.

1


Рисуем ель гуашь. Прием примакивания

42,

43

Лепка «Человек»

4


Лепка предмета из нескольких частей

44,

45

Мяч



Рисование предмета с натуры

46-47

Туристическая палатка, косой дождь

2


Освоение приемов рисования кистью: прием касания, примакивания, Рисование дождя методом примакивания.

48

Котенок и разноцветные клубки ниток.

1


Рисование замкнутых круговых линий, аппликация «Котенок»

49

Работа с пластилином. «Орешки для белочки»

1


Отрывание и откручивание кусочка материала от целого куска.

50-51

«Волшебная кисточка» Помоги художнику найти оранжевую краску.

2


Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок.

52-53

Флажки

2


Рисование точек. Рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Выполнение рисунка по опорным точкам

54-55

Декоративное рисование. Узор для платья куклы Кати

2


Составление несложного узора из предложенных учителем декоративных элементов

56-57

Узор из листьев и ягод

2


Составление узора по образцу

58-59

Лепка. «Животные»

2


Катание шарика на доске. Катание колбаски на доске. «заяц», «медведь»

60-61

Аппликация. Деревья. Ель.

2


Составление узора из треугольников Аппликация. Работа с ножницами и бумагой. Разрезание, надрез, вырезание ножницами геометрических фигур

62-63

Рисование. Веточка ели.

2


Передача в рисунке характерных особенностей ветки ели.

64-65

Калачи

2


Лепка. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик

66-67

Штриховка в контуре. Листья, грибы.

2


Штриховка слева направо, сверху, вниз, по диагонали.

68-69

Аппликация «Горы, озеро, ель»

2


Аппликация. Сборка изображения объектов из нескольких деталей.

70-71

Рисование «Грибы: белый, мухомор)

2


Передача в рисунке характерных особенностей рисуемой модели

72-73

Рыбки в аквариуме среди водорослей. Аппликация, Рисунок.

2


Составление композиции, правильное размещение предметов. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации

74-75

Рисование. Иллюстрация к сказке « Колобок»

2


Рисование круга по обводке. Передача в рисунке простого момента сказки.

76-77

Рисование.

Иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка»

2


Передача в рисунке простого момента сказки.

78-79

Раскрась картину ватными палочками методом примакивания

2


Рисование ватными палочками в готовом контуре.

80-81

Лепка. Цветок

2


Лепка. Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия путем прижатия, примазывания)

82-83

Рисование на тему: «Ель с елочными игрушками» Прием примакивания.

2


Рисуем ель гуашь. Прием примакивания

84-85

Лепка «Человек»

2


Лепка предмета из нескольких частей

86-87

Бумажные цветы

2


Изготовление цветов из салфеток и цветной бумаги.

88-89

Пластилиновая раскраска

2


Лепка. Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью)

90-91

Рисование «Зима»

2


Рисование гуашевыми красками на цветной бумаге.

92-93

Украшаем тарелку

2


Лепка из пластилина Нанесение декоративного материала на изделие

94

Аппликация «Машины»

1


Намазывание клеем, приклеивание деталей к машине.

95

Аппликация «Кораблик»

1


Намазывание клеем, приклеивание деталей к открытке.

96

Узор на стаканчике

1


Рисование растительных элементов орнамента

97-98

Иллюстрация к сказке «Теремок»

2


Иллюстрация к сказке «Теремок» Аппликация «Дом» Составление аппликации из круга, треугольника, квадрата, прямоугольника.

99-100

«Маки»

2


Рисование цветов приемом примакивания

101-102

Аппликация «море»

2


Сминание бумаги. Приклеивание смятой бумаги



8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Видеозаписи (пальчиковая гимнастика, развивающие игры и др.).

  • Иллюстрации к детским книгам, изображения персонажей русских

сказок.

  • Тематические наборы: «Времена года», «Транспорт», «Птицы»,

«Деревья», «Цветы», «Жанры живописи» «Декоративно – прикладное искусство» и др.

  • Муляжи овощей и фруктов.

  • Постановочные предметы для рисования с натуры (посуда, керамика,

объемные предметы геометрической формы, игрушки, кубики и др.).

  • Наборы плоских фигур и шаблонов для рисования и «подвижной

аппликации».

  • Наборы для дидактических игр и упражнений на развитие мелкой

моторики, цветовосприятия, мышления, умения ориентироваться

на плоскости и др.

  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности

(карандаши, краски, кисточки и др.).

Оборудование класса, ТСО

Наименование

Кол-во

1

Доска школьная

1

3

Стол однотумбовый

1

4

Стул мягкий

4

5

Стол ученический

10

6

Стул ученический

9

7

Тумбы

4

8

Монитор

1

9

Системный блок

1

10

Клавиатура

1

11

Мышь проводная

2

12

Принтер цветной

1

13

Интерактивная доска

1

14

Проектор

1

15

Диван

1

16

Набор мебели (стенка)

1

17

Ноутбук

1


9. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Изобразительное искусство в школе. Москва, «Просвещение», 1990

  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы. Под редакцией Воронковой В. В. – Москва «Владос» - 2011.

  4. Проектирование процесса обучения во втором отделении специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта, методические рекомендации, I часть, Алматы, 2010

  5. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983.

  6. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. - М., 1982.

  7. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987.

  8. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида

  9. Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.

  10. Костерин Н.И. «Учебное рисование», Просвещение, 2001

  11. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.

  12. Курбатов И.В. Учебное пособие для начальной школы «Рисование», издательство «ЭКСМО», Москва, 2006

  13. Мосин И.Г. «Рисование», г.Екатеринбург, 2003

  1. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.

  2. Сакулина И.П. «Рисование в дошкольном детстве», «Просвещение», 1965

  3. Уотт Фиона «Я умею рисовать», г. Москва, 2003

  4. Чарнецкий Я.Я. «Изобразительное искусство в школе продленного дня», Москва, «Просвещение»,1991

  5. Шпикалова Т.Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования», Москва, «Просвещение», 1979

  6. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.