Согласовано | Утверждаю Директор _________/________/ Приказ № от |
Рабочая учебная программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для обучающихся 3 г класса
(базовый уровень)
на 2017/2018 учебный год
Составитель:
Коноваленко Галина Николаевна, учитель начальных классов
6. Пояснительная записка
6.1. Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования и авторской программы «Изобразительное искусство» (авторы Л.Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Н.В. Богданова) для 3 класса по образовательной системе «Начальная школа XXI века». (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009).
5.2. Преподавание предмета изобразительное искусство в 3 классе осуществляется в соответствии с:
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
5.3. Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана с учетом обучающихся в 3б классе со средней степенью мотивации к процессу обучения. Учащиеся по итогам 2 класса показали высокий уровень трудолюбия и работоспособности, умения логически рассуждать, давать необходимые пояснения к изготовлению поделки. 5.4. МБОУ «СОШ № 18» предоставляет полное основное общее образование. Её цель: развитие интеллектуальных и творческих возможностей личности, её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости через освоение фундаментальных основ начального образования. Модель выпускника начальной школы разработана с учетом особенностей содержания, заложенного в программный материал образовательного процесса школы.
Способность к установлению межличностных отношений с педагогами, сверстниками;
Готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем.
Достаточный уровень саморегуляции и самоконтроля в межличностном взаимодействии, продуктивность в общении.
Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе.
Грамотность и богатый словарный запас устной речи. Навыки логических операций; выделение существенных признаков, обобщение, классификация, аналогии и другие действия.
Беглость, гибкость, оригинальность и чувствительность к проблемам, как основа креативности.
Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости.
Усвоение духовных ценностей, чувство любви к Родине.
Желание строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, потребность в культурном досуге, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.
Стремление к физическому здоровью.
Желание активного досуга.
Знание подвижных игр.
5.5. Целью курса является реализация фактора развития, формирования у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»: * воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащение нравственных качеств, а также формирование художественных и эстетических предпочтений; * развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности; желания привносить в окружающую действительность красоту; * освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; * овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире; * развитие опыта художественного восприятия произведений искусства. Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства. В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами. В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению. 1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). 2. Развитие фантазии и воображения. Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно-образного мышления — вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. 3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). 5.6. Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения. С этой целью я использую следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский. Стараюсь разнообразить формы уроков: игра, викторина, беседа, практикумы, уроки контроля, презентации, проекты В программу внесены изменения: в связи с окончанием учебного года 25 мая согласно СанПин проведена корректировка учебной программы. Вместо 34 часов получается 32 часа. Все темы уроков объеденены, скорректированы. 5.7. Ожидаемые образовательные результаты: Предметные: У третьеклассника продолжится:
формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;
развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;
4. воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;
5.формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6.формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
7.умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства:
8.формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.
Личностные: У третьеклассника продолжится:
формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
формирование интереса и уважительного отношения к истории и культуре разных народов, иному мнению;
развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии;
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;
воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные: У третьеклассника продолжится:
процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении; формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; умение накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;
развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
развитие интереса к искусству разных стран и народов;
становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; развитие представлений об освоении человеком пространства Земли;
освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10.формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11.воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12.формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. 5.8. В ходе реализации программы у учащихся сформируются компетентности: коммуникативные, познавательные, информационные, интеллектуальные, образовательные.
Учебно-тематический план
В год – 34 часа.
В неделю – 1 час.
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока) | Кол-во часов | Использова ние ИКТ | Использова ние проектной деятельности | Использование исследователь ской деятельности |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму | 17 | 5 | 4 | 2 |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 | 2 | 5 | 4 |
3 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства | 6 | | 1 | 1 |
| Итого: | 34 | 7ч (20%) | 10ч (30%) | 7ч (20%) |
Основное содержание тематического плана
Тематический блок, тема учебного занятия | Виды деятельности | Кол-во час. |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму | | 17 ч |
Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). | ИКТ. | 1 |
Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Природа в разных жанрах изобразительного искусства | | 1 |
Разнообразие природных объектов в творчестве художника. «Корабли в море». | ИКТ. | 1 |
Ритм и орнамент в природе и искусстве. «Осенний букет». | | 1 |
Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры. Примерные темы композиций: «Гнездо аиста над деревней», «Грозовые тучи», «Ночь, метель, улица», «Закат солнца, сумерки», «Весна». | Исслед. деятельн. | 1 |
Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. «Журавлиная стая на восходе солнца». | Проект. деятельн. | 1 |
Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. «Дворец сказок». | Проект. деятельн. | 1 |
Изображение с натуры предметов конструктивной формы. «Морской натюрморт с ракушкой». | ИКТ. | 1 |
Передача движения. «Гнездо аиста над деревней». | | 1 |
Передача объема в живописи и графике. Рисование с натуры предмета округлой формы – яблока, чашки. | Проект. деятельн. | 1 |
Понятие стилизации. Сосуд в виде какой – либо птицы, животного или дерева. | | 1 |
Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал). Примерные темы композиций: «Хоккеист и балерина», «Стойкий оловянный солдатик». «Китайский болванчик и балерина». | Проект. деятельн. | 1 |
Передача динамики в объемном изображении. Примерные темы композиций: «Артисты на арене цирка», «Игры на перемене», «Футбол». | ИКТ. | 1 |
Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. «Детский городок». | | 1 |
Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа. Примерные темы композиций: «Дома в виде ракушки для подводного царства», «Городок, где жил Чиполлино», «Цветочный город». | ИКТ. | 1 |
Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщенность, силуэт. «Играющие животные». | Исслед. деятельн. | 1 |
Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы – одно из чудес подводного мира: бурые, зеленые, желтые, малиновые, голубые. «Узор для круглого блюда». | | 1 |
Развитие фантазии и воображения | | 11 ч |
Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). «Создание книжки – раскраски». | ИКТ. | 1 |
Зарождение замысла на основе предложенной темы. «В гостях у хозяйки Медной горы», «Дюймовочка в жилище полевой мыши». | Исслед. деятельн. | 1 |
Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. «Закат солнца, сумерки». | Проект. деятельн. | 1 |
Взаимосвязь художественного произведения и иллюстрации. Создание коллективного алфавита из буквиц. | Исслед. деятельн. | 1 |
Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок «Царевна – лягушка». | Проект. деятельн. | 1 |
Художник в театре. Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец». | Проект. деятельн. | 1 |
Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. «Дворец, в котором может жить ветер», «Дворец сказок», «Архитектура в стране снов – домик, в котором живет твой сон». | Исслед. деятельн. | 1 |
Передача настроения в форме. «Три кувшина; торжественный, грустный, озорной», «Кувшин «Поющий петух». | Проект. деятельн. | 1 |
Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. | Проект. деятельн. | 1 |
Освоение разнообразия форм в архитектуре. Примерные темы: «Тотемное дерево индейцев», «Дерево жизни». | Исслед. деятельн. | 1 |
Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Рисование брошек, бус, подвесок и др. | ИКТ. | 1 |
Художественно-образное восприятие искусства | | 6 ч |
Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объем, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция. | | 1 |
Использование музыкального и литературного материала. | Исслед. деятельн. | 1 |
Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). | | 1 |
Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Самостоятельная работа по материалам экскурсии в музей, | | 1 |
Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. | Проект. деятельн. | 1 |
Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. | | 1 |
Итого: | | 34 ч |
Календарно-тематический план
№ п/п | Темы, проблемы и основные вопросы тематических блоков | Кол-во час. | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
1 | Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). (Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе). | 1 | 04.09 | | Основы языка живописи и графики. |
2 | Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Природа в разных жанрах изобразительного искусства. (Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников.) | 1 | 11.09 | | Ритм, композиция, динамика. |
3 | Разнообразие природных объектов в творчестве художника. «Корабли в море». (Передавать ритмическое своеобразие ландшафта с помощью средств изобразительного искусства.) | 1 | 18.09 | | «Открытое» и «закрытое» пространство. |
4 | Ритм и орнамент в природе и искусстве. «Осенний букет». (Понимать и изображать природный ритм (орнамент): горы леса, моря, реки, пустыни, равнины. Отделять главное от второстепенного. Выделять композиционный центр.) | 1 | 25.09 | | Орнамент. |
5 | Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры. Примерные темы композиций: «Гнездо аиста над деревней», «Грозовые тучи», «Ночь, метель, улица», «Закат солнца, сумерки», «Весна». (Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов. Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучие содержанию.) | 1 | 02.10 | | Композиция. |
6 | Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. «Журавлиная стая на восходе солнца». (Передавать графическими средствами воздушную перспективу. Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания. Овладевать приемами коллективного сотворчества.) | 1 | 09.10 | | Перспектива, воздушная перспектива. |
7 | Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. «Дворец сказок». (Учить экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от желтого к синему, от белого к зеленому и др.) | 1 | 16.10 | | Контраст, нюанс. |
8 | Изображение с натуры предметов конструктивной формы. «Морской натюрморт с ракушкой». (Учить овладевать приемами самостоятельного составления натюрморта. Изображать с натуры предметы конструктивной формы. Сознательно выбирать формат, преодолевать измельченность изображения. Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте.) | 1 | 23.10 | | Натюрморт. |
9 | Передача движения. «Гнездо аиста над деревней». (Учить передавать движение. Уметь работать с натуры и по наблюдению. Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идет, бежит. Работать в одной цветовой гамме.) | 1 | 13.11 | | |
10 | Передача объема в живописи и графике. Рисование с натуры предмета округлой формы – яблока, чашки. (Учить овладевать приемами работы с различными графическими материалами. Передавать объем графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материала: перо, карандаш.) | 1 | 20.11 | | Штрих. |
11 | Понятие стилизации. Сосуд в виде какой – либо птицы, животного или дерева. (Учить представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве. Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели). | 1 | 27.11 | | Стилизация. |
12 | Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал). Примерные темы композиций: «Хоккеист и балерина», «Стойкий оловянный солдатик». «Китайский болванчик и балерина». (Учить понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объеме (лепка из глины и пластилина). | 1 | 04.12 | | Контраст, нюанс, скульптура. |
13 | Передача динамики в объемном изображении. Примерные темы композиций: «Артисты на арене цирка», «Игры на перемене», «Футбол». (Учить осваивать профессиональную лепку. Создавать объемно-пространственную композицию: лепка фигур человека в движении по памяти и представлению (пластилин). Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок.) | 1 | 11.12 | | Динамика. |
14 | Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. «Детский городок». (учить участвовать в коллективном творчестве при создании объемно-пространственной композиции. Осваивать технологию лепки с помощью каркаса. Передавать ритм и динамику при создании художественного образа.) | 1 | 18.12 | | Объемно-пространственная композиция. |
15 | Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа. Примерные темы композиций: «Дома в виде ракушки для подводного царства», «Городок, где жил Чиполлино», «Цветочный город». (Учить создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выражать замысел в рельефных эскизах. Работать в группах по три-пять человек.) | 1 | 25.12 | | Эскиз, архитектурные сооружения, рельеф. |
16 | Создавать предметы для интерьера с учетом его особенностей. Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом. (Учить создавать вазу из «камня» для конкретного интерьера на основе информации.) | 1 | 15.01 | | Национальная культура. |
17 | Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете. Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе. Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства. (Учить создавать художественные формы на основе наблюдений за природой: «Одежда жителей Цветочного города», «Лесные феи», работать в определенной цветной гамме: сближение цвета, мягкая цветочная гамма (замутнение цвета черным, белым); яркие чистые цвета – «праздник красок».) | 1 | 22.01 | | Декоративные формы. |
18 | Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами, использовать цветовое разнообразие оттенков. Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий. (Учить создавать цветовое богатство оттенков в живописи.) | 1 | 29.01 | | Народное искусство. |
19 | Понимать и передавать контрастное отношение в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. (Учить находить индивидуальную манеру изображения. Понимает смысловую зависимость между форматом и материалом.. Примерные темы: «День и ночь», «Унылая и радостная», «Высокая и тонкая, низкая и толстая», «Мягкая и пушистая, твердая и колючая», «В гостях у хозяйки Медной горы», «Дюймовочка в жилище полевой мыши».) | 1 | 05.02 | | Контраст. |
20 | Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы. Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбора формата, материала изображения. (Учить заполнять пространство листа. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). | 1 | 12.02 | | Художественно-выразительный язык различных искусств. |
21 | Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации. Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении. Создавать коллективную книжку – раскраску. | 1 | 19.02 | | Композиционный центр. |
22 | Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. (Учить создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы, буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы.) | 1 | 26.02 | | |
23 | Создавать сюжетные объемно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Оформлять сценку к спектаклю (игровому или кукольному). Уметь работать в коллективе, распределять обязанности. (Познакомить с организацией и художественными решениями атрибутов сцены, костюмов героев, цветовым и световым оформлением спектакля.) | 1 | 05.03 | | Театральная постановка. |
24 | Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное и в эскизе), оформление уголка в классе, сцены. Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла. (Учить осваивать разнообразие форм в архитектуре. Совершать воображаемое путешествие в прошлое и будущее: знакомиться со средой, в которой жил писатель-сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда). Примерные темы: «Дворец, в котором может жить ветер», «Дворец сказок».) | 1 | 12.03 | | Народное искусство. |
25 | Представлять особенности декоративной формы, её условный характер. Передавать в объемной декоративной форме настроение. Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета. (Учить украшать форму декоративными элементами; объяснять зависимость формы предмета от его назначения и материала, из которого он изготовлен. Примерные темы: «Три кувшина; торжественный, грустный, озорной», «Кувшин «Поющий петух». ) | 1 | 19.03 | | Декоративно-прикладное искусство. |
26 | Принимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира. (Научить объяснять зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена.) | 1 | 09.04 | | Художественные промыслы. |
27 | Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. (Учить понимать влияние исторической эпохи и условия жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Объяснять цвет и форм в знаковом изображении. Создавать знаки в Городе мастеров, указывающее на ремесло хозяина дома; «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др. Примерные темы: «Тотемное дерево индейцев», «Дерево жизни».) | 1 | 16.04 | | Архитектура. |
28 | Передавать ритмики характер повтора слов в скороговорке, стихотворении, песне, сказке в декоративном орнаменте с помощью условных изображений. (Учить понимать украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т.д.) | 1 | 23.04 | | Декоративно-прикладное искусство. |
29 | Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различиях). Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средства произведений изобразительного искусства. (Учить объяснять выбор художником выразительных средств изобразительного искусства (цвет, форма, ритм, мелодика, конструкция, композиция). | 1 | 30.04 | | Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. |
30 | Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства. (Учить воспринимать произведение разных видов искусств.) | 1 | 07.05 | | |
31 | Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии. (Учить выполнять этюды, наброски. Осваивать выразительные средства живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Называть виды графики.) | 1 | 14.05 | | Формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет. |
32 | Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам. (Учить выполнять творческую самостоятельную работу.) | 1 | 21.05 | | Национальная культура. |
33 | Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения). (Учить выражать свое отношение к изображаемому.) | 1 | | | Народное декоративно-прикладное искусство. |
34 | Представлять и понимать связь архитектуры с природой. Называть архитектурные памятники региона, знать их историю. (Учить объяснять связь архитектуры с природой. Кратко рассказывать историю возникновения и развития архитектурных ансамблей. Выполнять зарисовки архитектурных сооружений своего региона.) | 1 | | | Архитектурные сооружения. |
Информационно-методическое обеспечение
• Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразителын кусство : 1-4 классы : методическое пособие для учителя М. : Вентана Граф, 2010;
• Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 3класс органайзер для учителя: методические разработки. Вентана Граф 2010