СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Химия» (естественно-научные предметы) основного общего образования на 2019-2021 гг

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Химия» (естественно-научные предметы) основного общего образования на 2019-2021 гг»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОЛЧАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

301984 Тульская область, Каменский район, пос.Молчаново, ул. Школьная, д.4

Тел.: 8(48744) 3-27-23, E-Mail: [email protected]



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

___________ Цепкова З.И.

____.08. 2019г.

Рассмотрено и принято

на заседании Педагогического совета Учреждения

Протокол

__ __от ____.08. 2019г.


УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора МКОУ «Молчановская СШ»

_________________ /Ахромеева Т.В.

№_____ от ____.08. 2019г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «Химия»

(естественно-научные предметы)

основного общего образования

на 2019-2021 гг



Составитель программы:

учитель Клочкова Лидия Васильевна.












ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа по учебному предмету химия для учащихся 8-9 классов, разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

1 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2 .Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») с изменениями и дополнениями (Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена Федеральным учебно -методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

4. Образовательная программа основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Молчановская СШ» на период 2015-2020 учебный год;

5 .Приказ Минобрнауки России № 345 от 28 декабря 2018 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

6. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана 8-9 классы. Автор: Н .Н. Гара. (Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение» 2019 год)

Учебное содержание предмета химии включает следующие курсы:

Химия 8 класс всего 68 ч, 2ч в неделю;

Химия 9 класс всего 68 ч, 2ч в неделю;

Образовательные технологии: технология системно-деятельного подхода, технология личностно-ориентированного, развивающего обучения; технология обучения в сотрудничестве; индивидуального и дифференцированного подхода в обучении; игровая технология, здоровьесберегающие технологии; проектная технология.

Формы организации учебного процесса: урок усвоения новых знаний, урок рефлексии, урок систематизации знаний, урок развивающего контроля

Формы и методы обучения:

- формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные

- методы обучения: словесные, наглядные, практические, методы проблемного обучения

Виды и формы текущего контроля:

- виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый;

- методы контроля: устный опрос, контрольная работа.













  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


в соответствии и Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и Примерной основной образовательной программой основного общего образовании (ПООП ООО)


Освоение курса химии в основной школе направлено на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,

ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к

собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,

коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.


В результате изучения курса химии в основной школе:


Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

  • различать химические и физические явления;

  • называть химические элементы;

  • определять состав веществ по их формулам;

  • определять валентность атома элемента в соединениях;

  • определять тип химических реакций;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  • составлять формулы бинарных соединений;

  • составлять уравнения химических реакций;

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

  • получать, собирать кислород и водород;

  • распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

  • раскрывать смысл закона Авогадро;

  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

  • характеризовать физические и химические свойства воды;

  • раскрывать смысл понятия «раствор»;

  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

  • раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

  • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;

  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

  • определять степень окисления атома элемента в соединении;

  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

  • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;

  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

  • определять окислитель и восстановитель;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

  • классифицировать химические реакции по различным признакам;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

  • распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

  • называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

  • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.



























2. Содержание учебного предмета

8 класс

Раздел 1. Основные понятия химии (54ч)

Тема 1. Первоначальные химические понятия (20ч)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Тела и вещества. Вещества и их свойства. Основные методы познания в химии: наблюдение, измерение, эксперимент. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Условия и признаки протекания химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решётки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в соединении.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Химические уравнения. Коэффициенты. Типы химических реакций.

Практические работы

1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

2. Очистка загрязненной поваренной соли.

3. Признаки протекания химических реакций.

Расчетные задачи.

1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.



Тема 2. Кислород (6ч)

Кислород - химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород). Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон. Аллотропия кислорода. Состав воздуха. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Практические работы

4. Получение и свойства кислорода.

Тема 3. Водород (3ч)

Водород - химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Физические и химические свойства водорода. Качественные реакции на газообразные вещества (водород). Водород — восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Практические работы

5. Получение водорода и изучение его свойств.

Тема 4. Вода. Растворы (7ч)

Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Применение воды. Вода — растворитель. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворённого вещества.

Практические работы

6. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.

Тема 5. Количественные отношения в химии (5ч)

Моль - единица количества вещества. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях

Расчетные задачи

2. Вычисление по химическим уравнениям объёма вещества по объему реагентов или продуктов реакции.



Тема 6. Основные классы неорганических соединений (13ч)

Оксиды. Состав. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Классификация. Щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические свойства оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Практические работы

7. Решение экспериментальных задач по «Основные классы неорганических соединений»

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.



Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (7ч)

Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.

Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл атомного (порядкового) элемента, номера группы и периода периодической системы.

Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Раздел 3. Строение веществ. Химическая связь (7ч)

Электроотрицательность атомов химических элементов. Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.











































9 класс

Раздел 1. Многообразие химических реакций (15ч)

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Сущность окислительно-восстановительных реакций. Окислитель. Восстановитель. Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчёты по термохимическим уравнениям.

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Понятие о катализаторе.

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

Понятие о гидролизе солей.

Практические работы

  1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость.

  2. Реакции ионного обмена. Качественные реакции на ионы.



Раздел 2. Многообразие веществ (42ч)

Тема 1. Неметаллы IVVII групп и их соединения (30ч)

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Галогены: физические и химические свойств. Получение и применение галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная (соляная) кислота и ее соли. Физические свойства. Применение. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Сера: физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы(IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и её соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы(VI).Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.

Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот: физические и химические свойства. Получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и её соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения углерода: оксид фосфора(V), ортофосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения.

Углерод и кремний. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Углерод: физические и химические свойства. Адсорбция. Соединения углерода: оксид углерода (II), свойства и физиологическое действие на организм. Оксид углерода (IV). Угольная кислота и её соли. Качественная реакция на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода.

Кремний и его соединения. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент.

Практические работы

  1. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.

  2. Получение аммиака и изучение его свойств.

  3. Получение углекислого газа и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

  4. Решение экспериментальных задач по теме « Неметаллы IV –VII групп и их соединений.

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.



Тема 2. Металлы и их соединения (12ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева,
строение их атомов. Металлическая связь. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Сплавы металлов.

Щелочные металлы и их соединения. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства щелочных металлов. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы и их соединения. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Применение алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Практические работы

  1. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества одного из продуктов реакции по количеству, объему, массе реагента, содержащего определенную долю примесей.



Раздел 3. Первоначальные сведения об органических веществах (11ч)

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод — основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях. Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, пропан. Предельные (насыщенные) углеводороды. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.

Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные реакции на этилен. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.

Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение ацетилена. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Производные углеводородов. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин, этиленгликоль), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Сложные эфиры, жиры, углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Роль белков в организме.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.







3.Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы

8 класс

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

В том числе

Контрольных работ

Практических работ


I

Раздел. Основные понятия химии ( 54ч)
















1

Тема 1. Первоначальные химические понятия.

20

1

3


2

Тема 2. Кислород.

6

--------

1


3

Тема 3. Водород.

3

-------

1


4

Тема 4. Вода. Растворы.

7

1

1


5

Тема 5. Количественные отношения в химии.

5

---------

-----------



6

Тема 6. Основные классы неорганических соединений.

13

1

1


II

Раздел. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

7

------

------


III

Раздел. Строение веществ. Химическая связь.

7

1

---------



итого

68

4

7


9 класс

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

В том числе

Контрольных работ

Практических работ


I

Раздел. Многообразие химических реакций.



15


1


2



II

Раздел. Многообразие веществ (42ч)





1

Тема 1. Неметаллы IV- VII групп и их соединений.

30

1

4


2

Тема 2. Металлы и их соединения.

12

1

1


III

Раздел. Первоначальные сведения об органических веществах

11

1

-------



Итого

68

4

7
















Тематическое планирование (8 класс)

№п/п

Тема урока

Коли-чество часов

ПРО (планируемые результаты обучения)

КЭС

Контролируемый элемент содержания

КПУ

Проверяемые умения


Тема 1. Первоначальные химические понятия (20 часов)




1


Предмет химии. Химия как часть естествознания. Тела и вещества. Вещества и их свойства

1



1.2.1

Знать/ понимать характерные признаки важнейших химических понятий: вещество;


2

Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент.

1






3

Практическая работа №1.

Лабораторное оборудование и приёмы обращения с ним. Строение пламени. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

1


4.1






Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.



2.6

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;


4

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография.

1

1.5



4.1

Чистые вещества и смеси.


Разделение смесей и очистка веществ




5

Практическая работа №2.

Очистка загрязнённой поваренной соли.

1

4.1

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ

2.6

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;


6

Физические и химические явления. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций.


2.1

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций.




7

Практическая работа №3.

Признаки протекания химических реакций.


4.1






2.1

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.


Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций.

1.2

Знать/ понимать: важнейшие химические понятия: химический элемент.

8

Атомы, молекулы и ионы.


1.6

Атомы и молекулы

1.2.1

Знать/ понимать характерные признаки важнейших химических понятий: атом, молекула;

9

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решёток (атомная, молекулярная, ионная). Зависимость свойств веществ от типа кристаллических решёток.


1.6

Атомы и молекулы

1.2.1

Знать/ понимать характерные признаки важнейших химических понятий: атом, молекула;


10

Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы.


1.6

Химический элемент. Простые и сложные вещества.

1.2.1







Знать/ понимать характерные признаки важнейших химических понятий: химический элемент.

11

Язык химии. Знаки химических элементов. Атомная единица массы. Относительная атомная масса.



1.1






1.2.1





2.1.1

Знать/ понимать:

химическую символику: формулы химических веществ;


знать/ понимать характерные признаки важнейших химических понятий: относительная атомная масса.

Уметь называть: химические элементы.

12

Закон постоянства состава веществ.




1.3

Знать/ понимать: смысл основных законов и теорий химии: закон постоянства состава;

13

Химические формулы. Индексы. Относительная молекулярная масса. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Качественный и количественный состав вещества.




1.1





1.2.1





2.4.1

Знать/ понимать:

химическую символику: формулы химических веществ;


Знать/ понимать характерные признаки важнейших химических понятий: относительная молекулярная масса;


Определять состав веществ по их формулам

14

Массовая доля химического элемента в соединение. Расчетные задачи: вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения. Установления простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.


4.5.1





Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

2.8.1

Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;









15

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений.


1.4








Валентность химических элементов.




1.2.1


2.4.1


Знать/ понимать характерные признаки важнейших химических понятий: валентность;


Определять валентность элемента в соединении.


16

Составление химических формул бинарных соединений по валентности.


1.4

Валентность химических элементов.


1.2.1



2.4.2



Знать/ понимать характерные признаки важнейших химических понятий: валентность;


Определять валентность элемента в соединении.


17

Атомно-молекулярное учение.






1.3





Знать/ понимать: смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория.

18

Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова.




















2.1








Сохранение массы

веществ при химических реакциях





1.3

Знать/ понимать: смысл основных законов и теорий химии: закон сохранения массы веществ.






19

Химические уравнения. Коэффициенты. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.



2.1




2.2












Химические уравнения.


Классификация химических реакций по различным признакам: по числу и составу исходных и полученных веществ.









1.1






1.2.1







2.4.5


2.5.3



Знать/ понимать:

химическую символику: уравнения химических реакций;


Знать/ понимать характерные признаки важнейших химических понятий: основные типы реакций в неорганической химии;

Определять типы химических реакций.


Составлять уравнения химических реакций.




20

Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия».


1.5



1.6





1.4





2.1







2.2






4.5.1























Чистые вещества и смеси.


Атомы и молекулы.

Химический элемент. Простые и сложные вещества.


Валентность химических элементов.


Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций.

Химические уравнения.


Классификация химических реакций по различным признакам: по числу и составу исходных и полученных веществ


Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

















1.1








1.2.1











1.3








2.1.1


2.4.1



2.4.2


2.4.5



2.5.3


2.8.1



Знать/ понимать:

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций.

Знать/ понимать характерные признаки важнейших химических понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, валентность, основные типы реакций в неорганической химии.


Знать/ понимать: смысл основных законов и теорий химии: атомно- молекулярная теория; закон сохранения массы веществ , постоянства состава.

Уметь называть: химические элементы.


Определять состав веществ по их формулам


Определять валентность элемента в соединении.


Определять типы химических реакций.


Составлять уравнения химических реакций.


Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Кислород (6 часов )

21


Кислород - химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Получение кислорода. Физические свойства кислорода в лаборатории и промышленности.




4.3









Получение газообразных веществ.


Качественные реакции на газообразные вещества (кислород)



2.7.3










Распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород






22

Химические свойства кислорода. Горение. Оксиды.


3.1.2





Химические свойства простых веществ- неметаллов: кислород.

2.7.2

Проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ.

23

Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.


5.2










Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

2.9.2










Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения отдельных фактов и природных явлений.

24

Практическая работа №4. «Получение и свойства кислорода».



4.1




4.3








3.1.2

Правила безопасной работы в школьной лаборатории.


Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород).


Химические свойства простых веществ- неметаллов: кислород.

2.6






2.7.2






2.7.3

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;



Проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ.


Распознавать опытным путем газообразные веществ: кислород.

25

Озон. Аллотропия кислорода.






26

Состав воздуха. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.






5.2






Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.









27

Водород (3 час.)

Водород - химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности.



4.3


Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (водород)



2.7.3








Распознавать опытным путем газообразные вещества: водород.

28

Физические и химические свойства водорода. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.



3.1.2

Химические свойства простых веществ- неметаллов: водорода.









29

Практическая работа №5 «Получение водорода и изучение его свойства».


















4.1





4.3







3.1.2







Правила безопасной работы в школьной лаборатории.


Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород).


Химические свойства простых веществ- неметаллов: кислород.



2.6







2.7.2





2.7.3

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.


Проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ.


Распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород




30

Вода. Растворы. ( 7 час. )


Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды.



5.2


Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.



31

Физические и химические свойства воды. Применение воды. Круговорот воды в природе.








2.9.2









Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения отдельных фактов и природных явлений.



32

Вода – растворитель. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов.















1.2.1









Знать/ понимать характерные признаки важнейших химических понятий: растворы.






33







Массовая доля растворенного вещества. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.















4.1




4.5.2




Приготовление растворов.


Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.



2.8.2








Вычислять массовую долю вещества в растворе.





34

Практическая работа №6 «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества»


4.1





4.1




4.5.2




Правила безопасной работы в школьной лаборатории.


Приготовление растворов.


Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.


2.6





2.8.2











Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.


Вычислять массовую долю вещества в растворе.





35

Повторение и обобщение по темам «Кислород». «Водород». «Вода. «Растворы».



4.3

3.1.2

4.1

5.2

4.5.2

2.7.3


2.7.2

2.9.2

1.2.1



2.8.2



Распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород.

Знать/ понимать характерные признаки важнейших химических понятий: растворы.

36

Контрольная работа №2 по теме: «Кислород». «Водород». «Вода. Растворы».


4.3

3.1.2

4.1

5.2

4.5.2

2.7.3

2.7.2

1.2.1

2.8.2





37

Количественные отношения в химии. (5 час )


Моль – единица количества вещества. Молярная масса.






1.2.1


Знать/ понимать характерные признаки важнейших химических понятий: моль, молярная масса.

38

Вычисления по химическим уравнениям количества, массы вещества по количеству, массе реагентов или продуктов реакции.


4.5.3


Вычисление количества вещества, массы по количеству вещества, массе одного из реагентов или продуктов реакции.

2.8.3

Вычислять количество вещества или массу вещества по количеству вещества или массе одного из реагентов или продуктов реакции.

39

Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов.




1.2.1

Знать/ понимать характерные признаки важнейших химических понятий: молярный объём


40

Объёмные отношения газов при химических реакциях. Вычисление по химическим уравнениям объема вещества по объему реактивов или продуктов реакции.


4.5.3

Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объему одного реагентов или продуктов реакции.

2.8.3

Вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.


41

Решение расчетных задач.


4.5.3


2.8.3



Основные классы неорганических соединений. ( 13 час. )









42




Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов.



1.6







3.2.1






4.4



















Основные классы неорганических соединений . Номенклатура неорганических соединений


Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.


Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ.




2.1.2





2.3.3







2.3.2




2.4.4






2.5.2



2.7.1


Называть соединения изученных классов неорганических веществ;


Характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов)


Характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ.


Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений.


Составлять формулы неорганических соединений изученных классов.

Проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ.


43







Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания: Классификация. Номенклатура. Получение оснований. Физические свойства оснований.


1.6







4.4








Основные классы неорганических соединений . Номенклатура неорганических соединений


Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ.





2.1.2





2.4.4





2.5.2




Называть соединения изученных классов неорганических веществ.

Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений.

Составлять формулы неорганических соединений изученных классов.

44

Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Применение оснований.


3.2.2



4.2






5.1






Химические свойства оснований.


Определение характера среды раствора щелочей с помощью индикаторов.


Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.













2.3.3

2.7.1





2.7.4






2.9.1













Характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ (оснований)


Проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ


Распознавать опытным путем растворы щелочей по изменению окраски индикаторов.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для грамотного оказания первой помощи при ожогах щелочами.


45

Амфотерные оксиды и гидроксиды.


3.2.2

Химические свойства оснований



2.3.3

2.7.1



46

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот.


1.6







4.4

Основные классы неорганических соединений . Номенклатура неорганических соединений


Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ.

2.1.2





2.4.4





2.5.2


Называть соединения изученных классов неорганических веществ.

Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений.

Составлять формулы неорганических соединений изученных классов.


47

Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Вытеснительный ряд металлов.


3.2.3



4.2







5.1

Химические свойства кислот.


Определение характера среды раствора кислот с помощью индикаторов.


Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.

2.7.1







2.3.3






2.7.4






2.9.1

Проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ.


Характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ (кислот)


Распознавать опытным путем растворы кислот по изменению окраски индикаторов.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами.


48

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение солей.


1.6

4.4




2.1.2

2.4.4

2.5.2





49

Химические свойства солей. Применение солей.


3.2.4

Химические свойства солей (средних)

2.3.3






2.7.1



Характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ (солей)

Проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ.



50

Генетическая связь между классами неорганических соединений.


3.3












Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

2.3.2






2.4.4





Характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ.


Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений.

51

Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».



4.1





3.3




4.4



Правила безопасной работы в школьной лаборатории.


Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.


Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ.


2.6





2.3.2



Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.


Характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ.





52

Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»


1.6

3.2.1

3.2.2

3.2.3

3.2.4

3.3

5.1







2.1.2

2.3.3

2.3.2

2.4.4

2.5.2

2.5.3

2.9.1


53

Решение расчетных задач.


4.5.3

Вычисление количества вещества, массы по количеству вещества, массе одного из реагентов или продуктов реакции

2.8.3

Вычисление количества вещества, массы по количеству вещества, массе одного из реагентов или продуктов реакции.

54

Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений».


1.6

3.2.1

3.2.2

3.2.3

3.2.4

3.3

4.5.3


2.1.2

2.3.3

2.3.2

2.4.4

2.5.2

2.5.3

2.8.3







55

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (7час.)


Первоначальные попытки классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.







56

Периодический закон Д.И. Менделеева.


1.2.2

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

1.3

Знать/ понимать: смысл основных законов и теорий химии: Периодический закон Д. И. Менделеева.


57

Табличная форма представления классификации химических элементов. Периодическая система химических (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы.


1.2.1




1.2.2

Группы и периоды периодической системы.


Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.


2.2.2




Объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов;

58

Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент»


1.1



1.2.1



Строение атома.




Физический смысл порядкового номера химического элемента.

2.2.1







Объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит.

59

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Современная формулировка периодического закона.


1.1

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы

Д. И. Менделеева.

2.3.1












2.5.1

Характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

Составлять схемы строения электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.


60

Значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Научные достижения Д.И. Менделеева. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.




2.9.2

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения отдельных фактов и природных явлений.


61



Повторение и обобщение по теме «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».


1.2.2

1.2.1

1.1



1.3





2.2.2

2.2.1

2.3.1

2.5.1

2.9.2

Знать/ понимать: смысл основных законов и теорий химии: Периодический закон Д. И. Менделеева

62

Строение веществ. Химическая связь ( 7 час. )


Электроотрицательность атомов химических элементов.


1.3

Строение веществ.

1.2.1

Знать/ понимать: характерные признаки важнейших химических понятий: электроотрицательность;

63

Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влияние на физические свойства веществ на примере воды.


1.3

Химическая связь : ковалентная ( полярная и неполярная), ионная, металлическая

1.2.1






2.4.3

Знать/ понимать: характерные признаки важнейших химических понятий: химическая связь.


Определять вид химической связи в соединениях

64

Ионная химическая связь.


1.3

Химическая связь: ионная

2.4.3

Определять вид химической связи в соединениях.

65

Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислительно-восстановительные реакции.


1.4







2.6

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.


Окислительно-восстановительные реакции.Окислитель. Восстановитель.

1.2.1







2.4.2

Знать/ понимать: характерные признаки важнейших химических понятий: степень окисления, валентность.


Определять степень окисления элемента в соединении

66

Повторение и обобщение по теме: «Строение веществ. Химическая связь».


1.3

1.4

2.6


1.2.1

2.4.3

2.4.2

Знать/ понимать: характерные признаки важнейших химических понятий: электроотрицательность, степень окисления, валентность, химическая связь.

67

Контрольная работа№4 по темам: «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». «Строение веществ. Химическая связь».



1.2.1

1.2.2

1.1

1.3

1.4

2.6


1.2.1









1.3

2.2.1

2.2.2

2.3.1

2.5.1

2.4.3

2.4.2


Знать/ понимать: характерные признаки важнейших химических понятий: электроотрицательность, степень окисления, валентность, химическая связь.


Знать/ понимать: смысл основных законов и теорий химии: Периодический закон Д. И. Менделеева

68

Обобщение и систематизация знаний по курсу « Химия 8 класс»



























Тематическое планирование (9 класс)

№ п/п


Тема урока

Количество часов

ПРО (планируемые результаты обучения)

КЭС

Контролируемый элемент

содержания

КПУ

Проверяемые

умения


Раздел I. Многообразие химических реакций ( 15 ч )










1



Классификация химических реакций по различным признакам: изменению степеней окисления атомов химических элементов. Сущность окислительно-восстановительных реакций. Окислитель. Восстановитель. Процессы окисления и восстановления.






2.2










2.6





Классификация химических реакций по различным признакам: изменению степеней окисления химических элементов.


Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.






1.2






Знать/понимать: важнейшие химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление

2

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью электронного баланса.


2.2










2.6

Классификация химических реакций по различным признакам: изменению степеней окисления химических элементов.


Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель

1.2

Знать/понимать: важнейшие химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление

3

Классификация химических реакций по различным признакам: поглощению или выделению энергии. Тепловые эффекты химических реакций. Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.


2.2

Классификация химических реакций по различным признакам: поглощению или выделению энергии.

1.2

Знать/понимать: важнейшие химические понятия: тепловой эффект реакции.

4

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Понятие о катализаторе.




2.9.2

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения отдельных факторов и природных явлений

5

Практическая работа №1 «Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость»


4.1

Правила безопасной работы в школьной лаборатории.

2.6

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудо-ванием

6

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.




2.9.2

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения отдельных факторов и природных явлений

7

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы.


2.3



2.4

Электролиты и неэлектролиты.


Катионы и анионы

1.2







2.2.3

Знать/понимать: важнейшие химические понятия: ион, катион, анион, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация.


Уметь объяснять: сущность процесса электролитической диссоциации

8

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.


2.4






2.3

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних ).

Катионы и анионы.


Электролиты и неэлектролиты.


1.2







2.2.3

Знать/понимать: важнейшие химические понятия: ион, катион, анион, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация.


Уметь объяснять: сущность процесса электролитической диссоциации

9

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.


2.3

Электролиты и неэлектролиты.



1.2


Знать/понимать: важнейшие химические понятия: ион, катион, анион, электролиты и неэлектролиты


10

Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена.


2.5

Реакции ионного обмена и условия их осуществления

2.2.3





2.4.6

Уметь объяснять: сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена.


Уметь определять возможность протекания реакций ионного обмена

11

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.



2.6





2.4







2.3





3.2.2



3.2.3



3.2.4


Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель


Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних ).

Катионы и анионы.


Электролиты и неэлектролиты.





Химические свойства оснований.


Химические свойства кислот.


Химические свойства солей ( средних ).

2.4.6




2.3.3

Уметь определять возможность протекания реакций ионного обмена


Уметь характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей )

12

Понятие о гидролизе солей.






13

Практическая работа №2 «Реакции ионного обмена. Качественные реакции на ионы в растворе»


4.1







4.4

Правила безопасной работы в школьной лаборатории.





Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ.

2.6





2.7.1

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.


Проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ.


14

Обобщение и систематизация знаний по теме « Многообразие химических реакций»


2.2











2.3


2.4






2.5



3.2.2



3.2.3


3.2.4



2.6





4.5.2

Классификация химических реакций по различным признакам: изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.


Электролиты и неэлектролиты.


Катионы и анионы.

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей ( средних.)


Реакция ионного обмена и условия их протекания.


Химические свойства оснований.


Химические свойства кислот.


Химические свойства солей (средних).


Окислительно - восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.


Вычисление массовой доли растворенного вещества.



15

Контрольная работа №1 по теме « Многообразие химических реакций»


2.2

2.3

2.4 2.5

3.2.2

3.2.3

3.2.4

2.6

4.5.2


1.2

2.2.3

2.3.3

2.4.6

2.9.2



Раздел II. Многообразие веществ







(42ч)

Неметаллы IV-VII групп и их соединения ( 30 ч)






16

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: нахождение в природе, физические и химические свойства, получение, применение.


3.1.2

Химические свойства простых веществ- неметаллов: галогенов.



17


Хлор. Физические и химические свойства. Применение хлора.


3.1.2

Химические свойства простых веществ- неметаллов: галогенов



18

Соединения галогенов: хлороводород. Получение. Физические и химические свойства.






19

Соединения галогенов: хлороводородная (соляная) кислота и ее соли. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.


3.2.3


4.2






5.1

Химические свойства кислот

Качественные реакции на ионы в растворе ( хлорид-ионы).


Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.



20

Практическая работа №3 « Получение соляной кислоты и изучение её свойств»


4.1






4.2





4.4

Правила безопасной работы в школьной лаборатории.


Качественные реакции на ионы в растворе ( хлорид-ионы).


Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ.

2.6






2.7.5




2.9.1

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.



Проводить опыты/ распознавать опытным путем кислоты и соли по наличию в их растворах хлорид-ионов.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами.

21

Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия серы.






22

Сера: физические и химические свойства. Применение серы.


3.1.2

Химические свойства простых веществ неметаллов: серы



23

Соединения серы: сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид-ионы.


3.2.3

Химические свойства кислот

2.3.3

Характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ ( кислот ).

24

Соединения серы: оксид серы (IV). Сернистая кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфит-ионы.


3.2.3


2.3.3


25




Соединения серы: оксид серы ( VI ). Серная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфат-ионы.



3.2.3



4.3

Химические свойства кислот


Качественные реакции на ионы в растворе ( сульфат- ион)

2.3.3



2.7.5




Проводить опыты/ распознавать опытным путем кислоты и соли по наличию в их растворах сульфат- ион


26







Окислительные свойства концентрированной серной кислоты


3.2.3


5.1



Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.

2.3.3


2.9.1



Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами

27

Решение расчетных задач: "Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей"


4.5.3

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

2.8.3

Уметь вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе одного из реагентов или продуктов реакции.

28

Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

Азот: физические и химические свойства, получение и применение.


3.1.2

Химические свойства простых веществ неметаллов: азота



29

Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение.






30

Практическая работа №4 « Получение аммиака и изучение его свойств»


4.1





4.3

Правила безопасной работы в школьной лаборатории.


Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества ( аммиак)

2.6





2.7.2






2.7.3

Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.


Проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ.


Распознавать опытным путем газообразные вещества: аммиак.

31

Соли аммония.


3.2.4





4.2

Химические свойства солей (средних)


Качественные реакции на ионы в растворе (ион аммония)

2.7.5

Распознавать опытным путем щелочи и соли по наличию в их растворах иона аммония.

32

Оксиды азота. Азотная кислота и ее свойства.


3.2.3

Химические свойства кислот.

2.3.3


33

Окислительные свойства азотной кислоты.


3.2.3


5.1



Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.

2.3.3






2.9.1

Характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ (кислот).


Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами

34

Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.


3.2.4

Химические свойства солей (средних)

2.3.3







2.9.3

Характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ (солей).


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

35

Фосфор: физические и химические свойства. Аллотропия фосфора.


3.1.2

Химические свойства простых веществ неметаллов:

фосфора.



36

Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли.


3.2.1




3.2.3

Химические свойства оксидов: кислотных.


Химические свойства кислот.

2.3.3

Характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот ).

37

Углерод и кремний. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены.






38

Углерод: физические и химические свойства. Адсорбция.


3.1.2

Химические свойства простых веществ неметаллов: углерода,



39

Соединения углерода: оксид углерода(II) , свойства и физиологическое действие.







40

Соединения углерода: оксид углерода(IV), угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.


3.2.3



3.2.1






4.2

Химические свойства кислот.


Химические свойства кислотных оксидов.


Качественные реакции на ионы в растворе (карбонат – ионы)

2.3.3







2.7.5

Характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ (кислот, оксидов)


Распознавать опытном путем соли по наличию в их растворах карбонат- иона

41

Практическая работа № 5 «Получение углекислого газа и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»


4.1





4.3










4.2

Правила безопасной работы в школьной лаборатории.


Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества ( углекислый газ )


Качественные реакции на ионы в растворе (карбонат – ионы)

2.6





2.7.2






2.7.3




2.7.5

Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.


Проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ.


Распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ.


Распознавать опытном путем соли по наличию в их растворах карбонат- иона.

42

Кремний и его соединения: оксид кремния (IV), кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.


3.1.2






3.2.3



3.2.1






3.2.4




5.3

Химические свойства простых веществ неметаллов: кремния.


Химические свойства кислот.


Химические свойства кислотных оксидов.


Химические свойства солей (средних).


Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

2.3.3






2.9.3

Характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ (кислот, оксидов и солей.)


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для критической оценки информации о веществах, используемых в быту

43

Практическая работа № 6 Решение экспериментальных задач по теме « Неметаллы IV-VII групп и их соединения»


4.1




3.2.1

3.2.3

3.2.4

4.2







4.3

Правила безопасной работы в школьной лаборатории.




Качественные реакции на ионы в растворе( хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).


Качественные реакции на газообразные вещества (углекислый газ, аммиак).

2.6



2.3.3

2.7.3

2.7.5

2.9.1


Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

44

Обобщение и систематизация знаний по теме « Неметаллы IV-VII групп и их соединения». Решение расчетных задач.


3.1.2

3.2.1

3.2.3

3.2.4

4.2

4.3

4.5.3


2.3.3

2.7.3

2.7.5

2.9.1

2.8.3





Уметь вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе одного из реагентов или продуктов реакции.


45

Контрольная работа №2 по теме « Неметаллы IV-VII групп и их соединения»


3.1.2

3.2.1

3.2.3

3.2.4

4.2

4.3

4.5.3

5.1


2.3.3

2.7.3

2.7.5

2.9.1

2.8.3



Металлы и их соединения (12 ч )






46

Положение металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Металлическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы металлов.


1.3



5.3

Химическая связь: металлическая.


Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

2.9.3

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

47

Металлы в природе и общие способы их получения.






48

Общие химические свойства металлов: реакция с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов.






49

Щелочные металлы и их соединения. Положение щелочных металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства, применение.


3.1.1

Химические свойства простых веществ металлов: щелочных металлов.



50

Щелочноземельные металлы и их соединения. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Жесткость воды и способы её устранения.


3.1.1

Химические свойства простых веществ металлов: щелочноземельныхметаллов.



51

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе химических элементов, строение его атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение алюминия.


3.1.1

Химические свойства простых веществ: алюминия.



52

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.


3.2.1






3.2.2

Химические свойства амфотерных оксидов.


Химические свойства оснований.

2.3.3

Характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, оснований)

53

Железо. Положение железа в периодической системе химических элементов, строение его атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.


3.1.1

Химические свойства простых веществ: железа.



54

Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и (III).


3.2.1






3.2.2

Химические свойства основных, амфотерных оксидов.


Химические свойства оснований.

2.3.3

Характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, оснований)

55

Практическая работа №7 Решение экспериментальных задач по теме « Металлы и их соединения»


4.1






3.1.1








3.2.1





3.2.2


Правила безопасной работы в школьной лаборатории.



Химические свойства простых веществ металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.


Химические свойства основных, амфотерных оксидов.


Химические свойства оснований.

2.6





2.7.1

Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.


Проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ.

56

Обобщение и систематизация знаний по теме « Металлы и их соединения». Решение расчетных задач.


1.3

3.1.1

3.2.1

3.2.2

5.3

4.5.3


2.3.3

2.7.1

2.8.3



Уметь вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе одного из реагентов или продуктов реакции.

57

Контрольная работа №3 по теме « Металлы и их соединения».


1.3

3.1.1

3.2.1

3.2.2

5.3

4.5.3


2.3.3

2.8.3



Раздел III. Первоначальные сведения об органических веществах (11 ч)






58


Предмет органической химии. Неорганические и органические вещества. Первоначальные сведения о строении органических веществах.




1.4

Знать/понимать: первоначальные сведения о строении органических веществ.

59

Углеводороды: метан, этан, пропан. Предельные (насыщенные) углеводороды. Физические и химические свойства. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.


3.4.1

Углеводороды предельные: метан, этан.

2.1.3





2.3.4







2.4.4





2.4.7






2.9.3

Называть: органические вещества по их формуле: метан, этан.


Характеризовать: взаимосвязь между составом, строением и свойства отдельных представителей органических веществ


Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений.


Определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

60

Непредельные (ненасыщенные ) углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение этилена. Ацетилен, свойства, применение.


3.4.1

Углеводороды непредельные: этилен, ацетилен

2.1.3



2.3.4

2.4.4

2.4.7

Называть: органические вещества по их формуле: этилен, ацетилен.



Определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, водой.


61

Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин, этиленгликоль)


3.4.2

Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол,глицерин)

2.1.3



2.3.4

2.4.4

2.4.7

Называть: органические вещества по их формуле: метанол, этанол, глицерин.



Определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, металлами.

62

Кислородсодержащие соединения: карбоновые кислоты (уксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Сложные эфиры. Биологически важные вещества: жиры.


3.4.2








3.4.3

Кислородсодержащие вещества: карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая)


Биологически важные вещества: жиры.

2.1.3




2.3.4

2.4.4


2.4.7

Называть: органические вещества по их формуле: уксусная кислота.





Определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с металлами, основаниями, солями.

63

Углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза). Биологически важные вещества: глюкоза.


3.4.3

Биологически важные вещества: углеводы.

2.1.3



2.4.4

Называть: органические вещества по их формуле: глюкоза, сахароза.

64

Кислородсодержащие соединения: карбоновые кислоты (аминоуксусная кислота). Биологически важные вещества: белки. Роль белков в организме.


3.4.3

Биологически важные вещества: белки.

2.4.4


65

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.


5.3

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

2.9.3

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для критической оценки информации о веществах, используемых в быту.


66

Обобщение и систематизация знаний по теме « Первоначальные сведения об органических веществах»


3.4.1

3.4.2

3.4.3

3.4.3

4.5.3

5.3


1.4

2.1.3

2.3.4

2.4.4

2.4.7

2.9.3


67

Контрольная работа №4 по теме « Первоначальные сведения об органических веществах»


3.4.1

3.4.2

3.4.3

3.4.3

4.5.3

5.3


1.4

2.1.3

2.3.4

2.4.4

2.4.7

2.8.3


68

Итоговое занятие за курс « Химия 9 класс»


1.6









1.1










1.2.2











1.3







1.4








2.2















3.1.1

3.1.2

3.2.1

3.2.3

3.2.

3.3

4.5.2





4.5.3

Простые и сложные вещества.Основные классы неорганических соединений . Номенклатура неорганических соединений.


Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы

Д. И. Менделеева.


Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы

Д. И. Менделеева.


Строение веществ. Химическая связь : ковалентная ( полярная и неполярная), ионная, металлическая.


Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.


Классификация химических реакций по различным признакам: по числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.







Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.

1.1

1.2.1

1.2.2








1.3

2.1.2

2.2.2




































2.2.3

2.3.2

2.3.3

2.4.3

2.4.4

2.4.5

2.4.6

2.8.2

2.8.3





ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе

«Химия»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

8-9 КЛАСС