| Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала»
для обучающихся 6 класса
на 2022-2023 учебный год
| Составила: Шупилова Ольга Васильевна |
Биробиджан, 2022г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» для обучающихся 6 класса составлена на основе действующих нормативных документов регулирующих деятельность образовательной организации, Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени», Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 № 4/15), Примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1 (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 04.07.2017 № 3/17). Учебного плана ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2022 – 2023 учебный год, а так же с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центр образования «Ступени» начального общего образования.
При составлении примерной рабочей программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающихся. Содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
На изучение предмета «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» федеральным компонентом учебного плана отводится 6 часов в неделю (204 часов в год).
Обучение учащихся по программе «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения, уборка уличных территорий, работа в сфере общественного питания и оказание других услуг населению.
Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся c умственной отсталостью (вариант 1), уровня их знаний и умений. Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет (учебная зона, рабочая зона, материалы и оборудование, инвентарь, предметы санитарного оборудования и тд). Основными формами и методами обучения являются беседы, лекции и практические работы. При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.
Практическая и коррекционная направленность обучения предмету обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания, являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации и реабилитации.
Темы опираются на такие школьные дисциплины, как русский язык и литература, естествознание, ОБЖ, труд.
Программа строится по концентрическому принципу, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников.
Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ. Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах. Подготовка к работе уборщик служебных помещений, дворник, прачка, рабочий по кухне и др. предусматривает также необходимость формирования навыков культурного поведения, общения с различным категориями людей, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми. Для этого большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры.
Цель учебного предмета
Главная цель предмета «Подготовка младшего обслуживающего персонала» подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, коррекция личности умственно отсталого ребенка; формирование социального опыта и поведения; практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.
В процессе обучения по данной программе решаются следующие задачи:
Обучающие:
-формирование доступных технических и технологических знаний;
-Развитие обще-трудовых умений;
-обучение профессиональным приемам труда и привитие трудовых навыков.
Коррекционные:
-развитие моторных навыков;
-развитие психомоторных способностей восприятия, мышления, памяти;
-развитие умения использовать помощь учителя, работать по инструкции;
-развитие умения ориентироваться в задании.
Воспитательные:
-воспитание устойчивого положительного отношения к труду;
-чувства ответственности, коллективизма, соблюдение дисциплины, воспитание бережного отношения к общественной собственности.
Наряду с этими задачами на занятиях по труду решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
-предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);
-контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).
В классе по профильному труду «Подготовка младшего обслуживающего персонала» обучается 1 человек.
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью обычно затрудняются в овладении такими общетрудовыми умениями, как ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль. Поэтому при обучении в 8 классе даются подробные объяснения заданий, осуществляется практический показ приемов работы и её рациональной последовательности, предлагаются образцы для подражания, перед практической работой проверяются навыки в упражнениях.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
включен дополнительно в целях повторения материала и формирования навыков самообслуживания, санитарно-гигиенических навыков раздел «Ручная стирка». Необходимость включения данного раздела в содержание программы объясняется тем, что у обучающихся слабо сформированы навыки самообслуживания и санитарно-гигиенические навыки;
разделы программы «Обработка кухонной и столовой посуды, инвентаря и тары на предприятии общественного питания» и «Работа в пищеблоке» объединены в один раздел в целях облегчения изучения учебного материала обучающимися;
некоторые темы разделов перенесены для их изучения в другие разделы программы, что также связано с психофизическими особенностями обучающихся, с особенностями усвоения учебного материала (темы разделов: Обработка оборудования и уборка на кухне. Подготовка столового зала предприятия общественного питания к приёму посетителей. Уборка территории и помещений на предприятии общественного питания. Обработка кухонной и столовой посуды, инвентаря и тары на предприятии общественного питания; работа в пищеблоке.
Данные перестановки связаны также с тем, что занятия с обучающимися по данным темам в основном будут организованы в кабинете, а в школьный пищеблок (пищеблок 2 детского дома) будут организованы экскурсии.
Планируемые результаты
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Профильный труд»:
Минимальный уровень:
знать название материалов, процесс их изготовления; изделия, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
знать свойства материалов и правила хранения; санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;
подбирать материалы, необходимые для работы;
знать принципы действия, общее устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
подбирать инструменты, необходимые для работы;
руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;
овладеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, вязание, валяние, вышивание, литье, пиление, строгание и т. д.);
овладеть основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
читать технологическую карту, используемую в процессе изготовления изделия;
составлять стандартный план работы;
иметь представление о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, прикладные работы, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);
определять утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
понимать значение и ценность труда;
понимать красоту труда и его результатов;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе;
использовать эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе;
понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающую внутреннюю дисциплину;
эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;
осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
осознанно определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно - практической деятельности;
экономно расходовать материалы;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки материалов;
создавать материальные ценности, имеющие потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
овладеть некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.);
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке;
понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
сознавать общественный долг, т. е. обладать готовностью к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу.
Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации учебного процесса по трудовому обучению является урок. Все уроки носят практическую направленность. На уроках используется в основном фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной работы с учащимися. Групповая (бригадная) форма организации учебной деятельности учащихся применяется при выполнении практических работ на этапе закрепления и повторения учебного материала.
При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.
Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ.
Личностными результатами являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
Предметные результаты:
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
правила ухода за пришкольной территорией в разное время года;
правила ежедневной уборки жилых и служебных помещений;
правила ухода за паркетным полом, за мебелью с различным покрытием;
содержание и правила работы в школьной столовой;
устройство и назначение хозинвентаря, швейной машинки, утюга;
правила обращения с моющими, дезинфицирующими средствами;
правила безопасной работы с инструментами и оборудованием;
способы ремонта постельного белья;
правила работы на швейной машине с ручным приводом.
Учащиеся должны уметь:
убирать пришкольную территорию в разное время года, вскапывать и рыхлить почву в цветнике;
выполнять ежедневную уборку жилых и служебных помещений;
подавать пищу и убирать посуду со столов в школьной столовой;
соблюдать требования к работнику столовой;
ухаживать за садовыми растениями;
выполнять простейший ремонт белья;
пользоваться линейкой, угольником, выполнять простейшие геометрические построения, выполнять аппликацию по шаблону и образцу;
пользоваться утюгом;
выполнять простейшие операции на швейной машине (под контролем учителя).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу "Подготовка младшего обслуживающего персонала"
в 6 классе на 204 часа (6 часов в неделю по учебному плану) на 2022-2023 учебный год
№№ | Тема урока | Кол-во часов | Сроки прохождения |
План | Факт |
Уборка территории и помещений (48 часов, из них 21ч. пр.р.) |
1 | Вводное занятие | 1 | | |
2 | Территория вокруг школы. Аллеи, дорожки и площадки около школы. Расположение, назначение, правила ухода. | 4 | | |
| Виды сорных растений. | 2 | | |
| Однолетние сорные растения. | 2 | | |
| Двухлетние и многолетние сорные растения | 2 | | |
| Инвентарь для выполнения уборочных работ: виды, назначение, рабочие позы и приемы. | 4 | | |
| Правила безопасности при уборке. | 4 | | |
| Пр. раб. Сгребание опавших листьев граблями. | 2 | | |
| Пр. раб. Выдергивание и удаление сорных растений. | 2 | | |
| Пр. раб. Подметание дорожек и площадок. | 2 | | |
| Пр. раб. Переноска собранного мусора. | 2 | | |
| Пр. раб. Подготовка уборочного инвентаря к хранению и складированию в отведенное место. | 2 | | |
| Тряпка для уборки. Назначение в зависимости от вида работы, используемая ткань, маркировка, требования к состоянию во время работы и при хранении. | 2 | | |
| Последовательность уборки. | 2 | | |
| Определение качества уборки. | 2 | | |
| Правила безопасности при протирке подоконника и отопительного радиатора. | 2 | | |
| Пр. раб. Крепление тряпки на швабру. | 2 | | |
| Пр. раб. Протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш. | 2 | | |
| Пр. раб. Промывка тряпки во время работы. | 2 | | |
| Пр. раб. Влажная протирка пола. | 2 | | |
| Пр. раб. Влажная уборка спального помещения. | 2 | | |
| Пр. раб. Проверка результатов работы. | 1 | | |
Работа с тканью (28 часов, из них 20ч. пр.р.) Изделие. Фартук квадратной формы с завязками (из готового кроя). |
| Фартук: ткани для изготовления. | 2 | | |
| Фартук: детали. | 2 | | |
| Фартук: швы. | 2 | | |
| Фартук: виды отделки. | 2 | | |
| Пр. раб. Намётывание первого и второго подгиба. | 4 | | |
| Пр. раб. Обработка срезов на швейной машине швом вподгибку. | 4 | | |
| Пр. раб. Изготовление завязок. | 4 | | |
| Пр. раб. Присоединение завязок: подгиб противоположных углов фартука, вкладывание завязок в подгиб и пристрачивание. | 4 | | |
| Пр. раб. Отделка фартука вышивкой или аппликацией. | 4 | | |
Работа с деревом (16 часов, из них 12 ч. пр.р.) Изделие. Панно из спилов. |
| Панно. Виды панно. | 1 | | |
| Дерево. Древесина. | 1 | | |
| Спилы дерева. | 1 | | |
| Выжигательный аппарат. | 1 | | |
| Пр. раб. Изготовление настенного панно из спила дерева. | 12 | | |
Устройство жилого помещения (29 часов, из них 15 ч. пр.р.) Изделие. Аппликация « Жилая комната», « Прихожая», « Кухня». |
| Элементы строительной конструкции: стена, пол, потолок, дверной проем, оконный проем, ниша для радиатора. | 2 | | |
| Оборудование дома: плинтус, подоконник, оконная рама, отопительный радиатор, дверь (одинарная, двойная), штепсельная розетка, вентиляционная решетка. | 2 | | |
| Инструменты и материалы для выполнения аппликации: цветная бумага, шаблон, карандаш, линейка, угольник, ножницы, кисточка, клей. | 1 | | |
| Правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем. | 1 | | |
| Пр. раб. Выбор цветной бумаги. Разметка, вырезание и расположение деталей на бумаге. | 2 | | |
| Пр. раб. Проверка расположения. | 1 | | |
| Пр. раб. Наклеивание деталей. | 2 | | |
| Пр. раб. Надписывание на аппликациях названий предметов, новых для учащихся. | 2 | | |
| Пр. раб. Нахождение строительных элементов в здании школы. | 2 | | |
| Паркетный пол в жилом или административном помещении. | 1 | | |
| Покрытия паркетного пола: виды, назначение и различение по внешнему виду. | 2 | | |
| Уход за паркетным полом. | 1 | | |
| Щетка для натирки пола мастикой: виды, правила обращения и сбережения. | 2 | | |
| Электрополотер: устройство, пользование. Правила безопасности при обращении с электрополотером. | 2 | | |
| Пр. раб. Удаление пятен на паркетном полу. | 1 | | |
| Пр. раб. Влажная уборка паркетного пола, покрытого лаком (пол из ламината). | 1 | | |
| Пр. раб. Подготовка к влажной уборке пола, покрытого линолеумом. | 1 | | |
| Пр. раб. Влажная уборка пола, покрытого линолеумом ( паркетного пола в школе нет, поэтому практические работы заменены). | 1 | | |
| Пр. раб. Подготовка к влажной уборке плиточного пола. | 1 | | |
| Пр. раб. Влажная уборка плиточного пола. | 1 | | |
Столовая (14 часов, из них 5 ч. пр.р.) |
| Понятие о гигиене питания. | 1 | | |
| Фаянсовая и стеклянная посуда. | 1 | | |
| Столовые приборы. | 1 | | |
| Свойства алюминия как материала для посуды и столовых приборов. | 1 | | |
| Свойства алюминия как материала для посуды и столовых приборов. | 1 | | |
| Требования к работнику столовой: одежда, поведение. | 1 | | |
| Правила подготовки стола к подаче пищи. | 1 | | |
| Эстетическое оформление стола. | 1 | | |
| Правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды. | 1 | | |
| Пр.раб. Сервировка стола. Разноска пищи по столам. | 1 | | |
| Пр.раб. Подача пищи. Сбор грязной посуды. | 1 | | |
| Пр.раб. Выполнение санитарных требований и правил этикета при сборе грязной посуды со столов. | 1 | | |
| Пр.раб. Разгрузка посуды в моечном отделении. | 1 | | |
| Пр.раб. Уборка и протирка столов. Уборка пола. | 1 | | |
Ремонт постельного белья (17 часов, из них 13 ч. пр.р.) Объект работы: Наволочка. Простыня, пододеяльник. |
| Виды ремонта: наложение заплат, обрезание ветхих краёв. Формы и размеры заплаты. | 2 | | |
| Пришивание заплаты к образцу. | 2 | | |
| Пр.раб. Подготовка изделия к ремонту ( обрезание ветхих краёв). | 2 | | |
| Пр.раб. Раскрой заплаты с учётом швов. | 2 | | |
| Пр.раб. Подгибание и замётывание срезов на заплате и изделии. | 4 | | |
| Пр.раб. Наложение, примётывание и пришивание заплаты вручную косыми стежками или на швейной машине. | 4 | | |
| Пр.раб. Утюжка отремонтированного изделия. | 1 | | |
Ежедневная уборка помещения (18 часов, из них 10 ч. пр.р.) |
| Служебное помещение: виды, назначение, оборудование (Учительская. Кабинеты руководителей школы. Методические кабинеты. Классы. Складские помещения школы). | 2 | | |
| Порядок хранения и расположения вещей в каждом помещении. | 2 | | |
| Правила уборки в служебном помещении. | 2 | | |
| Бытовой электропылесос: устройство, применение. Правила пользования электропылесосом. | 2 | | |
| Пр.раб. Протирка подоконников, отопительных радиаторов. | 2 | | |
| Пр.раб.Подметание и протирка пола шваброй. | 2 | | |
| Пр.раб.Получение разрешения на протирку столов, настольных осветительных приборов. | 2 | | |
| Пр.раб.Очистка мусорных корзин. | 1 | | |
| Пр.раб.Удаление пыли с помощью пылесоса. | 2 | | |
| Пр.раб.Чистка уборочного инвентаря после применения и уборка в отведенные места. | 1 | | |
Уход за мебелью (14 часов, из них 4 ч. пр.р.) |
| Мебель: виды, назначение. | 2 | | |
| Виды покрытия мебели (краска, лак, ткань, кожзаменитель, пластик, эмаль). | 2 | | |
| Средства и правила ухода за мебелью в зависимости от материала покрытия. | 2 | | |
| Повседневный уход за полированной мебелью. | 2 | | |
| Техника безопасности и меры предосторожности со средствами бытовой химии. | 2 | | |
| Пр.раб. Удаление пыли с водостойкой и неводостойкой мебели. Уборка мягкой мебели | 2 | | |
| Пр.раб. Обновление поверхности мебели с помощью полирующего средства. Применение пылесоса при обработке мягкой мебели. | 2 | | |
Работа с тканью (20 часов, из них 16 ч. пр.р.) |
| Мягкая игрушка по выбору: медвежонок, собачка, утка, рыбка, зайчик. Ткани, применяемые для изготовления мягких игрушек, их название. | 2 | | |
| Способ выполнение петельного стежка. | 2 | | |
| Пр.раб. Смётывание и соединение основных деталей готового кроя обтачным швом или петельными стежками, вывёртывание и набивка ватой. Присоединение дополнительных деталей. (хвоста, клюва, плавника, глаза и пр.). | 16 | | |